Напоминание

Использование разноуровневых заданий в начальной школе


Автор: Симошина Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13 им. Ю.А.Гагарина"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: доклад
Тема: Использование разноуровневых заданий в начальной школе
Дата публикации: 18.06.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 им. Ю. А. Гагарина» г. Магнитогорска

Выступление на МО начальной школы : Педагогические секреты

Использование разноуровневых заданий в

начальной школе

Выполнила : учитель начальных классов

Симошина Марина Юрьевна

Магнитогорск 2023

В современной школе принцип построения дидактической модели образования,

несмотря

на

многообразие

направлений,

имеет

«знаниевую»

основу:

средством

индивидуализации обучения, как правило, служат сами знания, а не их конкретный носитель

- развивающийся обучающийся.

Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса

обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он

стимулирует

познавательную

активность,

самостоятельность,

творческий

подход

к

овладению

материалом,

побуждает

к

самообразованию.

Реализация

личностно-

ориентированного подхода в обучении требует от учителя формирования познавательного

интереса как интегративного качества личности. Формирование именно этой модификации

положительно сказывается на всем развитии ученика, он становится личностью деятельной,

творческой, способной к саморазвитию и самообразованию.

Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки

достижений

обучающихся.

Главной

особенностью

предлагаемой

системы

является

уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки

их достижения.

Начальная школа – фундамент, на котором строится дальнейшее образование. Именно

здесь закладываются базовые знания и умения, формируется интерес к учебе. Однако,

каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Поэтому использование

разноуровневых заданий

становится важным инструментом для успешного освоения

образовательной программы.

Каждый учитель желает создать ситуацию успеха для каждого своего ученика,

каждому хочется сделать так, что бы всем ученикам (разного уровня обучаемости) было

интересно, а главное доступно. Главное решение - это использование дифференцированных

(разноуровневых заданий).

В каждом классе обучаются дети с разными познавательными возможностями: со

слабой памятью, воображением, не уверены в себе и в своих силах. У таких учеников падает

интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности, к школе.

Это приводит к неуспеваемости. Сильные ученики вынуждены работать не в полную силу и

меру своих возможностей. Часто слышится на уроке: «А что решать дальше?» и т.д. Чаще

всего в своей работе педагоги ведут обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. В

конечном счете, это ведет к снижению успеваемости. Поэтому в своей практике данную

проблему разрешаю с помощью использования разноуровневых заданий. Это обучение

имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и формирующее

(формирование мировоззрения, интереса к знаниям, чувство ответственности, товарищества)

направление.

В своей работе опираюсь на традиционные учебники, но для более способных

включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического

характера. Основной задачей для себя ставлю – формирование у учащихся устойчивого

интереса к предмету.

Работая в классе, я хорошо знаю, какой ученик и какому уровню относится, но при

этом никогда сама не влияю на выбор ученика. Ведь он сам должен сделать свой

собственный выбор.

Разноуровневые задания я использую практически на каждом своем уроке (открытие

нового, закрепление или повторение).

Использование этих заданий на уроке открытия нового знания позволяет увидеть на

сколько каждый ребенок понял новый материал. Ведь не у каждого ребенка хватит смелости

сказать о том, что он понял материал на отлично, особенно это касается детей с синдромом

отличника, которым необходимо закрепить материал в себе и с самим собой, прежде чем он

сможет заявить о себе.

На уроках повторения или закрепления изученного материала, данные задания так же

позволяют мне оценить знания и понимание детей той или иной темы.

Данные задания используются мной как небольшие самостоятельные работы в конце

урока. И если данные задания я не оцениваю на уроках изучения нового, то на повторении

есть четкая структура, задания первого уровня оцениваются в три балла, второго в четыре и

третьего в пять баллов.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах

учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет

знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и

контрольные

работы;

организация

работы

над

ошибками;

уроки

закрепления.

Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она

требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. Как одна из форм

разноуровневого обучения на уроках русского языка может быть самостоятельный выбор

заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым будут работать. Здесь ребята

сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах данного вида работы

столкнулась с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот —

недооценивают свои возможности. Но при систематической работе в данном направлении,

обучающиеся сами подходят к правильному выбору заданий для себя.

Уровневую дифференциацию я организовала следующим образом:

Ι уровень умственной деятельности.

- Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания

«Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу,

прочитай текст, прочитай выразительно».

ΙΙ уровень умственной деятельности.

Предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы,

выбирать пути их решения и получать результаты.

Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое мышление,

сформулировано умение анализировать; сравнивать, классифицировать и преобразовывать.

Следующая инструкция ΙΙ уровня. «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на

группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий;

исключи лишнее».

ΙΙΙ уровень – творческий.

Этот уровень свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный

материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления,

осознание учеником своих действий, например: «Приведи свои примеры на какие-либо

правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочи; придумай;

подбери».

При организации такой работы необходим постоянный контроль и необходимая

помощь со стороны учителя.

Учет индивидуальных различий школьников.

Возрастающая роль самостоятельной работы учеников.

Оптимальное

использование

различных

дидактических

пособий

при

подборе

материалов.

Таким образом,

применение

разноуровневых

заданий помогает поддерживать

интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности

учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый ученик

класса чувствует себя востребованным. Принцип работы над развитием всех учащихся, как

сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.

Список литературы:

1.

Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного

обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001. -196с.



В раздел образования