Напоминание

Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет в обучении плаванию.


Автор: Сяглова Наталья Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО - ДООЦ "АРГО"
Населённый пункт: Новосибирская область, Новосибирский район рп Краснообск
Наименование материала: Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет в обучении плаванию.
Тема: Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет в обучении плаванию.
Дата публикации: 18.06.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет

обучении плаванию.

Цель: повысить эффективность обучения и обеспечение целостного развития

каждого обучающегося.

Задачи:

Обучить технике основных стилей спортивного плавания (кроль на

груди и на спине, брасс, баттерфляй).

Развить координационные возможности, умения владеть своим

телом в непривычной обстановке.

Воспитать интерес к занятиям физической культуры и спортом,

положительного интереса к упражнениям в воде и овладению

жизненно необходимыми навыками плавания.

Развитие плавания как средства оздоровления и физического воспитания

населения, с одной стороны, и как популярного вида спорта, с другой – тесно

взаимосвязаны. Без всеобщего обучения младших школьников плаванию,

привлечения к занятиям плаванием различных возрастных и социальных

групп населения не может эффективно работать система подготовки резервов

в этом виде спорта.

В теории и методике физического воспитания проблема организации

дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются

научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали

очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода:

состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической

подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной

системы и темперамента. Но очень часто в спортивной практике

дифференцированный подход основывается только на интуиции, на

педагогическом опыте и чаще всего ограничивается единовременным

эпизодическим воздействием на учеников и не представляет собой целостной

системы работы с различными группами учащихся.

Специалистами признаётся, что дифференцированные программы

подготовки для отдельных типологических групп спортсменов более

прогрессивны по сравнению с традиционными унифицированными

программами.

Проблема индивидуализации и дифференциации в системе физического

воспитания и спорта стала в последнее время одной из важнейших в работе

общеобразовательных и спортивных школ. Многочисленные исследования

(В.А. Ермаков, 1996; П.В. Квашук, 2003; Е.А. Короткова, 2000 и др.)

свидетельствуют о том, что индивидуализация и дифференциация создают

наиболее благоприятные условия формирования творческой,

самостоятельной и социально-активной личности.

Под дифференциацией понимается учёт индивидуальных особенностей

учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-

либо особенностей для отдельного обучения.

Индивидуальный подход – учёт индивидуальности спортсмена, т.е.

присущих ему индивидуальных особенностей (психологических, морфо-

конституционных) в учебно-тренировочном процессе. Индивидуализация

ориентирована на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых

личностных особенностей.

Дозирование физической нагрузки. Особенно внимательно нужно

подходить к детям с низким уровнем физической подготовленности. Эти

спортсмены в большей степени подвержены различным заболеваниям,

быстрее утомляются, обладают более низкими функциональными

способностями сердечно-сосудистой системы.

В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает в

подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для

какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае

тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов,

которые образуют группу, относительно однородную по одному или

нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню

подготовленности и др.).

Анализ литературы по проблеме индивидуализации тренировочного

процесса на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного

мастерства показал, что индивидуальный подход в основном используется в

тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего,

индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов

работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности.

Таким образом, в реальной практике детского и юношеского спорта

индивидуализация всегда относительна, а дифференцированный подход

позволяет учитывать как групповые характеристики и, на этом основании,

проводить коррекцию построения и содержания тренировочного процесса

спортсменов, обладающих сходными особенностями, так и наиболее важные

индивидуальные показатели, связанные с нормированием объёма и

интенсивности тренировочных нагрузок, оценкой уровня физической

подготовленности и функционального состояния юных спортсменов.

Мой педагогический опыт работы навел на мысль о целостности

использования дифференцирующего подхода в процессе организации и

проведении – учебно-тренировочного занятия с пловцами на этапе начальной

подготовки. Разный уровень двигательных способностях, возможно,

обусловлен врожденными факторами: одни дети выполняют легко

координационно-сложные упражнения, а другие дети с большой мышечной

напряженностью и грубыми ошибками. По окончании каждого полугодия

проводились соревновании по результатам которых осуществлялся перевод

детей в другие группы. Дети переводились в более сильные группы. Где

повышался их результат в учебно-тренировочном процесс.

При сравнении различных сторон физической и плавательной

подготовленности контрольной и экспериментальной групп после

педагогического исследования выявлена достоверная разница.



В раздел образования