Автор: Сяглова Наталья Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО - ДООЦ "АРГО"
Населённый пункт: Новосибирская область, Новосибирский район рп Краснообск
Наименование материала: Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет в обучении плаванию.
Тема: Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет в обучении плаванию.
Дата публикации: 18.06.2025
Раздел: дополнительное образование
Дифференцирующий подход к обучающимся в возрасте 9-13 лет
обучении плаванию.
Цель: повысить эффективность обучения и обеспечение целостного развития
каждого обучающегося.
Задачи:
Обучить технике основных стилей спортивного плавания (кроль на
груди и на спине, брасс, баттерфляй).
Развить координационные возможности, умения владеть своим
телом в непривычной обстановке.
Воспитать интерес к занятиям физической культуры и спортом,
положительного интереса к упражнениям в воде и овладению
жизненно необходимыми навыками плавания.
Развитие плавания как средства оздоровления и физического воспитания
населения, с одной стороны, и как популярного вида спорта, с другой – тесно
взаимосвязаны. Без всеобщего обучения младших школьников плаванию,
привлечения к занятиям плаванием различных возрастных и социальных
групп населения не может эффективно работать система подготовки резервов
в этом виде спорта.
В теории и методике физического воспитания проблема организации
дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются
научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали
очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода:
состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической
подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной
системы и темперамента. Но очень часто в спортивной практике
дифференцированный подход основывается только на интуиции, на
педагогическом опыте и чаще всего ограничивается единовременным
эпизодическим воздействием на учеников и не представляет собой целостной
системы работы с различными группами учащихся.
Специалистами признаётся, что дифференцированные программы
подготовки для отдельных типологических групп спортсменов более
прогрессивны по сравнению с традиционными унифицированными
программами.
Проблема индивидуализации и дифференциации в системе физического
воспитания и спорта стала в последнее время одной из важнейших в работе
общеобразовательных и спортивных школ. Многочисленные исследования
(В.А. Ермаков, 1996; П.В. Квашук, 2003; Е.А. Короткова, 2000 и др.)
свидетельствуют о том, что индивидуализация и дифференциация создают
наиболее благоприятные условия формирования творческой,
самостоятельной и социально-активной личности.
Под дифференциацией понимается учёт индивидуальных особенностей
учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-
либо особенностей для отдельного обучения.
Индивидуальный подход – учёт индивидуальности спортсмена, т.е.
присущих ему индивидуальных особенностей (психологических, морфо-
конституционных) в учебно-тренировочном процессе. Индивидуализация
ориентирована на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых
личностных особенностей.
Дозирование физической нагрузки. Особенно внимательно нужно
подходить к детям с низким уровнем физической подготовленности. Эти
спортсмены в большей степени подвержены различным заболеваниям,
быстрее утомляются, обладают более низкими функциональными
способностями сердечно-сосудистой системы.
В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает в
подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для
какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае
тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов,
которые образуют группу, относительно однородную по одному или
нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню
подготовленности и др.).
Анализ литературы по проблеме индивидуализации тренировочного
процесса на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного
мастерства показал, что индивидуальный подход в основном используется в
тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего,
индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов
работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности.
Таким образом, в реальной практике детского и юношеского спорта
индивидуализация всегда относительна, а дифференцированный подход
позволяет учитывать как групповые характеристики и, на этом основании,
проводить коррекцию построения и содержания тренировочного процесса
спортсменов, обладающих сходными особенностями, так и наиболее важные
индивидуальные показатели, связанные с нормированием объёма и
интенсивности тренировочных нагрузок, оценкой уровня физической
подготовленности и функционального состояния юных спортсменов.
Мой педагогический опыт работы навел на мысль о целостности
использования дифференцирующего подхода в процессе организации и
проведении – учебно-тренировочного занятия с пловцами на этапе начальной
подготовки. Разный уровень двигательных способностях, возможно,
обусловлен врожденными факторами: одни дети выполняют легко
координационно-сложные упражнения, а другие дети с большой мышечной
напряженностью и грубыми ошибками. По окончании каждого полугодия
проводились соревновании по результатам которых осуществлялся перевод
детей в другие группы. Дети переводились в более сильные группы. Где
повышался их результат в учебно-тренировочном процесс.
При сравнении различных сторон физической и плавательной
подготовленности контрольной и экспериментальной групп после
педагогического исследования выявлена достоверная разница.