Автор: Елена Николаевна Михайлова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН, БЕЛЕБЕЙ
Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения
Тема: урок литературного чтения Исцеление Ильи Муромца
Дата публикации: 18.09.2021
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Белебей
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Урок литературного чтения в 4 классе по теме
«Былины. Исцеление Ильи Муромца. »
УМК «Школа России»
По учебнику «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15
Михайлова Елена Николаевна
2020 г.
Урок литературного чтения в 4 классе
по УМК «Перспектива»
Тема: Исцеление Ильи Муромца
Цель урока:
-сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного
творчества, создать у детей целостный образ героя.
Задачи урока:
- расширение знаний учащихся об устном народном творчестве;
- развитие речи учащихся;- совершенствование навыков чтения;
- воспитание устойчивого интереса к чтению произведений устного
народного творчества;
- обогащение словарного запаса;
- привитие любви к чтению.
- формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям,
языку
произведения;
- обучение самостоятельной постановке вопросов к тексту по ходу
чтения.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развитие умения слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
заголовком произведения.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности
совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Эстетическое воспитание.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
опорные таблицы и карточки
ТИП УРОКА: получение новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы?
Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.. (слайд)
-Массаж точечный
-А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.
2. Актуализация знаний
-Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного
чтения .
Путь наш не близок.
Лежит он через холмы, горы и долины.
Вот и первая преграда на нашем пути.
Чтоб её миновать, надо речь тренировать
Поможет нам Дидактический материал Мисаренко - на с.91
чтение по предложениям - ГРОМКО - ТИХО
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО КАЖДОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в паре -с вопросительной - утвердительной интонацией
инд - но С ВООДУШВЛЕНИЕМ,УБЕЖДЕНИЕМ, ЧТО ЭТО
ПРАВДА
-СООБЩЕНИЕ СТРАШНОЙ ТАЙНЫ
- ГРУСТНО, СПЕЧАЛЬЮ
-С НЕНАВИСТЬЮ, ЗЛОМ
- ВООДУШЕВЛЕННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
О каком городе узнали?
Как связан этот текс с темой урока узнаем позже (слайд)
Чтобы дальше нам идти -надо загадку разгадать.
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. (Богатырь)
- Кто такой богатырь?
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат
листы. Прочитайте значение слова «богатырь».
Богатырь –
1. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством,
удалью.
2.Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
3.Переносное значение.. Незаурядный, выдающийся в какой-либо области
человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно
многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу слову «богатырь».
(Силач, воин, защитник, витязь)
А как называют башкирского богатыря?
- А вот как говорится в словаре Ожигова - богатыри – могучие витязи,
наделённые богом необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой. )
-Выберите на карточке слова, которые подходят для характеристики
богатыря. (Работа в парах)
Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый,
хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, патриот, обидчивый,
преданный своему народу.(слайд)
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
3. Введение в тему.
-Народ во все времена почитал своих защитников, воспевал их подвиги. Из
поколения в поколение передавались рассказы о подвигах богатырей. Чтобы
ярче передать события рядом с былью была выдумка. Так появился новый
жанр русского народного творчества, название которого вы узнаете, поставив
буквы по порядку:
ЫЛЫНИБ (былины) (слайд)
-Кто уже может назвать тему нашего урока?
- Что предстоит нам сделать на уроке?
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей.
Богатырь -- герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
4.Беседа о былине как литературном жанре.
(слайд )
Вспомним, из каких частей состоит былина
Соберем "корзину идей"
Экспертная группа- помощники работают
у доски - прикрепляют карточки
ЗАЧИН (обозначены место действия, имя главного героя)
ЗАВЯЗКА(важное событие)
КУЛЬМИНАЦИЯ(центральное событие)
РАЗВЯЗКА (победа положительного героя)
-Каких былинных богатырей вы знаете?
5. Сообщение темы урока.
а) - Предположите тему урока, о каком богатыре будем читать?
б) - Сегодня на уроке мы больше узнаем об Илье Муромце.
в) - Былины об Илье Муромце пересказала для школьников Ирина
Карнаухова. Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье и
пересказывала их. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на
Ленинградском радио. (слайд)
6. Работа по теме урока
а) -Откройте учебник на с. 28, прочитайте название.
( исцеление Ильи Муромца).ИСЦЕЛЕНИ
б) - Как понимаете слово "исцеление"? ЛИСТ - исцеление
- разберем по составу - у доски Лена
-подберем однокоренные слова по группам -
1ряд - имя существительное одушевленное с корнем ЦЕЛ
2 ряд - имя прилагательное с корнем ЦЕЛ
3ряд - глагол
целитель целебный исцелить
- можно написать на белую доску маркером
в)- назовите синоним к слову ИСЦЕЛИТЬ (излечить)
г)Прогнозирование текста былины
- По названию былины постарайтесь определить о чём и о ком пойдёт
речь.
7.Работа с текстом.
- Чтение текста учителем и детьми по абзацам, остальные ребята следят
по тексту
Следите за чтением, отмечайте непонятные слова -
- Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы
испытывали, слушая былину?
- какие слова и выражения были непонятны?
8. Словарная работа.
вдоволь
калики перехожие
милостынька
питье медвяное
скорехонько
погреб
почуял
смерть не писана
латы, палица
дружина
10.Физминутка
-Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём.
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
11. Работа в группах.
С текстом теперь вы работаете группами. Повернитесь к своим соседям,
улыбнитесь и вспомним правила работы в группе. (слайд)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
12.Работа в группах. Каждая группа получает указатель с названием и
задания.
1гр. «Чтецы» - Прочитать текст как сказку.
2гр. «Гусляры» - выразительно прочитать ( неспешно, напевно былину - 1
абзац.)
3гр. «Почемучки» - Составить вопросы к тексту - по 2 "тонких"и "толстых".
4гр. «Иллюстраторы» - Подписать иллюстрацию словами из былины - с.29 ,
найти имена и выражения, которыми называют Илью Муромца
лист самооценки в дневник
13. Работа с былиной - работа с "толстыми вопросами".
-(1) Предлагаю доказать, что данный текст былина
Обратимся к корзине идей
зачин - город Муром,семья крестьянина, сын Илья
завязка - пришли калики- попросили питья медового
кульминация - Илья Муромец не может встать - ноги не ходят
развязка - Илья Муромец стал самым храбрым богатырем земли Киевской
- Итак, смогли доказать ?
-(2) Как вы думаете, Илья Муромец - герой вымышленный или настоящий
слайд
14 .Д/з читать с.69 -71
Составить вопросы к тексту.
Составить план отрывка былины с.69 – 71. Пересказать.
Найти былины об Илье Муромце и других богатырях.
16.Рефлексия
Составляем синквейн на тему Илья Муромец
Самооценка