Автор: Мерзликина Надежда Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Высокогорский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: г.Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата публикации: 18.10.2025
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мерзликина Надежда Валерьевна, преподаватель
ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный техникум», Свердловская область,
г. Нижний Тагил
Аннотация: в данной статье автор размышляет о роли межкультурного диалога в
процессе творческой деятельности
Ключевые слова: культура, студенты, молодежь, творческая деятельность
В современном российском обществе наряду с быстрым экономическим, политическим развитием,
изменениями социального уровня жизни, культура остается единственным источником и носителем
ценностей общества. Само понятие культуры имеет великое множество определений. Это еще одно
веское свидетельство неоднородности и многосложности его содержания, востребовавшего различные
специализированные
знания.
Многозначность
понимания
термина
культуры
обусловлена
многообразием реальных форм её существования, которая в различные времена и у разных народов
облекалась в самобытные языковые конструкции. Человечество многообразно и многолико. Такое
«многоцветье» может сохраняться лишь при динамичном межкультурном диалоге, проходящем в
рамках общероссийских культурных тенденций (смена типов культур, глобализация, культурная
стратификация, модернизация, этнизация) и на основе главных концептов отечественного культурного
процесса - многообразия, универсальности, всеотзывчивости, терпимости, гуманизма. Актуальным
становится изучение проблемы культурных различий и основ межкультурной коммуникации. Это и
определяет диалог культур. Как правило, культурные ценности передаются от поколения к поколению,
однако они не носят характер незыблемости и неприкосновенности. Культура изменяется, адаптируется
к новым временам и принимает новые формы существования. Ценности переосмысливаются, верования
меняются. Наши общества становятся более мультикультурными, и глобализация повысила уровень
общения
и
контакта
между
представителями
различных
культур.
Народы
становятся
более
информированными о существовании других культур, традиций и обычаев. Культуры охватывают
очень большое число людей, из которых никого нельзя назвать типичным представителем какой-либо
культуры. Понимание данной особенности – первый шаг на пути к диалогу, одна из предпосылок для
эффективного межкультурного диалога. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее
материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Ю.М.
Лотман отмечает: «Культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть
носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе
культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное…». С точки зрения Совета Европы,
многообразие культур - одно из ключевых условий существования современного общества.
Благодаря развитию межкультурного диалога, многообразие культур становится источником
взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и
терпимости. Диалог является «ключом к изучению культуры, фактором, расширяющим сознание
человека и определяющим направленность его духовных поисков». Знакомство с другими культурами
помогает формировать поликультурно-грамотную личность, способную вести диалог в поликультурной
среде. Диалог включает в себя готовность принятия и взаимодействия различных культур. Именно в
диалоге проявляется толерантность. Межкультурный диалог позволяет молодежи духовно обогащаться.
Происходит процесс обмена информацией, ценностями; именно в процессе творческой деятельности
происходит формирование толерантных отношений, культуры общения и умения принять точку зрения
и позицию другого. Также можно отметить, что межкультурная коммуникация возникает и происходит
постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют
одну нацию. Это общение происходит неосознанно – в быту, работе, учебе. Межнациональный и
межкультурный диалог может осложняться конкуренцией между народами и этническими группами, в
которой
проявляется
разная
степень
модернизации,
адаптации
к
меняющимся
социально-
экономическим и политико-правовым условиям. В связи с этим важно не поддаваться на
провокационные
внешние
различия
уровня
жизни
представителей
различных
культур
и
национальностей. Эти различия обусловлены сложившимися традициями каждого народа, условиями
жизни, а также степенью развитости социально-экономического уровня. Именно культура помогает
стирать эти грани различий. В процессе творчества отсутствует деление на сильных и слабых – все
равны. Мир, в котором людей разделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки,
государственный, корпоративный эгоизм нуждается в активном диалоге культур – синтезирующей
функции культурного опыта. Руководящими принципами осуществления межкультурного диалога
являются свобода выбора, свобода самовыражения, равенство, толерантность и взаимное уважение
человеческого достоинства. Успешный межкультурный диалог требует ряда качеств, развиваемых в
демократической культуре, включая непредубеждённость, способность как слушать, так и говорить,
способность разрешать конфликты мирными средствами и признавать обоснованность аргументов
других сторон. В современной сложившейся ситуации мы можем наблюдать, что молодые люди не
всегда умеют и могут воспринимать другого, общаться на равных. Проблемы сохранения и
дальнейшего развития культурного воспитания молодежи являются как никогда актуальными и
важными.
Молодое поколение, являясь по своей природе творцами, всегда способно отображать в разных
видах творчества все многообразие окружающего мира через особенности своего мировосприятия.
Современное общество – есть неоспоримая основа для формирования творчески развитой личности.
Творческая деятельность развивает личность, помогает ей усваивать моральные и нравственные нормы.
Создавая произведение творчества, человек отражает в нем свое понимание жизненных ценностей, свои
личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творчество
делает жизнь богаче, полнее, радостнее. Одним из необходимых условий для творчества является
диалог. Следует научиться у искусства неотчужденному отношению ко всему в мире, и попытаться так
изменить содержание и методы образования в целом, чтобы, узнавая что-нибудь о мире, человек тем
самым узнавал или открывал что-то и в себе самом. В процессе диалога открываются все новые
возможности, виды и формы общения, главным условием которых является взаимопонимание, диалог
культур, терпимость, уважение к культуре партнеров по коммуникации. Концерты и фестивали создают
условия для самоутверждения и самореализации в творческой деятельности, формируют активную
жизненную позицию и развивают социальную активность личности. Участие в таких видах
деятельности
позволяет
приобрести
багаж
психологической
устойчивости,
эмоционально
раскрепоститься, обогатить речь, развивать фантазию, коммуникативные навыки и выразить свое
настроение. Очевидно, что в условиях многокультурного российского общества важнейшей частью
образования становится поликультурное образование, одной из задач которого является создание
культурной среды. Воспитывающее значение культуры связано с эффектом включения личности в
многомерность и неоднозначность мира. Молодежь – сознательно-демографическая группа в
возрастных границах от 14 до 30 лет. Её доля в составе населения составляет примерно около 20 %.
Молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик.
Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит
подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему
нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость,
повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтичные устремления, цивилизация новизны.
Жизнь современных студентов происходит в условиях различных экономических и социальных
перемен. Сложившаяся ситуация в социуме России диктует свои требования к жизнедеятельности
студенческой молодежи. Множество различных молодежных движений, социальных акций, концертов,
фестивалей проводятся, в первую очередь, для молодого поколения. Участие в таких мероприятиях
формирует культуру общения у молодежи, и, как следствие этого, развивается умение вести диалог,
способствующий обмену информацией, культурами, умениями. Молодое поколение является главным
объектом, оказавшимся наиболее восприимчивым к изменениям устоев российского общества,
развивается в противоречивой среде, что находит отражение в культуре, образовании, образе жизни,
семье. Студенты являются активными участниками различных движений, всевозможных агитбригад;
это та часть общества, которая заинтересована в социальных преобразованиях для своего же будущего.
Межкультурный диалог нацелен на предоставление равных прав всем членам общества вне
зависимости от национальной, религиозной, языковой принадлежности. Основой его становятся
общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека. Творческая деятельность предполагает
создание чего-либо нового; для отдельной личности это новое будет своим. Важно помочь раскрыться
всем талантам и умениям, которые заложены в любой личности. Не каждый может хорошо танцевать,
петь, играть на сцене, - зато могут раскрыться организаторские качества, креативное мышление и т.д.
Конечным результатом любой творческой деятельности должно быть вынесение итогов «на зрителя».
Это может быть концерт, конкурс-фестиваль, спектакль, шоу-программа, выставка творческих работ и
т.д. При подготовке к такому мероприятию участники с удовольствием используют весь арсенал
умений и навыков, полученных ранее на занятиях. Концертная деятельность является мощным
стимулом для развития творческих навыков артистизма, а участие и победы на фестивалях и конкурсах
вызывают стремление к совершенствованию своего мастерства. Но не стоит забывать о том, что эти
мероприятия являются не только итогом творческой деятельности, как способ только лишь показать
себя на сцене («победа ради победы»). Именно здесь педагогу следует сформировать у воспитанников
толерантное отношение к другим участникам выступления, выставки, концерта. Важно научить
принимать точку зрения своих соперников по конкурсу, коллег по спектаклю и т.д. Именно здесь будет
осуществляться межкультурный диалог. В современной образовательной системе наиболее гибко
учитывающим склонности и потребности молодого человека звеном является социально-культурная
деятельность, позволяющая реализовать резервные возможности человека в художественно-творческом
процессе. Благодаря умению держаться на сцене и творческому партнерству артисты приобретают
коммуникативность и умение подать себя в различных жизненных ситуациях, а в будущем дает
возможность безболезненно адаптироваться в обществе.
Подведя итог можно отметить важность осуществления межкультурного диалога для успешного
развития современного общества. Творчество является одним из наиболее легких путей осуществления.
Различные фестивали, концерты объединяют в общем действии представителей различных народов,
культур. Диалог с теми, кто готов принимать участие в диалоге, может стать отправной точкой более
длительного процесса взаимодействия и взаимовлияния, в результате которого вполне может быть
достигнуто согласие по вопросу важности ценностей прав и свобод человека.