Напоминание

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Мерзликина Надежда Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Высокогорский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: г.Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата публикации: 18.10.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мерзликина Надежда Валерьевна, преподаватель

ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный техникум», Свердловская область,

г. Нижний Тагил

Аннотация: в данной статье автор размышляет о роли межкультурного диалога в

процессе творческой деятельности

Ключевые слова: культура, студенты, молодежь, творческая деятельность

В современном российском обществе наряду с быстрым экономическим, политическим развитием,

изменениями социального уровня жизни, культура остается единственным источником и носителем

ценностей общества. Само понятие культуры имеет великое множество определений. Это еще одно

веское свидетельство неоднородности и многосложности его содержания, востребовавшего различные

специализированные

знания.

Многозначность

понимания

термина

культуры

обусловлена

многообразием реальных форм её существования, которая в различные времена и у разных народов

облекалась в самобытные языковые конструкции. Человечество многообразно и многолико. Такое

«многоцветье» может сохраняться лишь при динамичном межкультурном диалоге, проходящем в

рамках общероссийских культурных тенденций (смена типов культур, глобализация, культурная

стратификация, модернизация, этнизация) и на основе главных концептов отечественного культурного

процесса - многообразия, универсальности, всеотзывчивости, терпимости, гуманизма. Актуальным

становится изучение проблемы культурных различий и основ межкультурной коммуникации. Это и

определяет диалог культур. Как правило, культурные ценности передаются от поколения к поколению,

однако они не носят характер незыблемости и неприкосновенности. Культура изменяется, адаптируется

к новым временам и принимает новые формы существования. Ценности переосмысливаются, верования

меняются. Наши общества становятся более мультикультурными, и глобализация повысила уровень

общения

и

контакта

между

представителями

различных

культур.

Народы

становятся

более

информированными о существовании других культур, традиций и обычаев. Культуры охватывают

очень большое число людей, из которых никого нельзя назвать типичным представителем какой-либо

культуры. Понимание данной особенности – первый шаг на пути к диалогу, одна из предпосылок для

эффективного межкультурного диалога. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее

материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Ю.М.

Лотман отмечает: «Культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть

носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе

культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное…». С точки зрения Совета Европы,

многообразие культур - одно из ключевых условий существования современного общества.

Благодаря развитию межкультурного диалога, многообразие культур становится источником

взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и

терпимости. Диалог является «ключом к изучению культуры, фактором, расширяющим сознание

человека и определяющим направленность его духовных поисков». Знакомство с другими культурами

помогает формировать поликультурно-грамотную личность, способную вести диалог в поликультурной

среде. Диалог включает в себя готовность принятия и взаимодействия различных культур. Именно в

диалоге проявляется толерантность. Межкультурный диалог позволяет молодежи духовно обогащаться.

Происходит процесс обмена информацией, ценностями; именно в процессе творческой деятельности

происходит формирование толерантных отношений, культуры общения и умения принять точку зрения

и позицию другого. Также можно отметить, что межкультурная коммуникация возникает и происходит

постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют

одну нацию. Это общение происходит неосознанно – в быту, работе, учебе. Межнациональный и

межкультурный диалог может осложняться конкуренцией между народами и этническими группами, в

которой

проявляется

разная

степень

модернизации,

адаптации

к

меняющимся

социально-

экономическим и политико-правовым условиям. В связи с этим важно не поддаваться на

провокационные

внешние

различия

уровня

жизни

представителей

различных

культур

и

национальностей. Эти различия обусловлены сложившимися традициями каждого народа, условиями

жизни, а также степенью развитости социально-экономического уровня. Именно культура помогает

стирать эти грани различий. В процессе творчества отсутствует деление на сильных и слабых – все

равны. Мир, в котором людей разделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки,

государственный, корпоративный эгоизм нуждается в активном диалоге культур – синтезирующей

функции культурного опыта. Руководящими принципами осуществления межкультурного диалога

являются свобода выбора, свобода самовыражения, равенство, толерантность и взаимное уважение

человеческого достоинства. Успешный межкультурный диалог требует ряда качеств, развиваемых в

демократической культуре, включая непредубеждённость, способность как слушать, так и говорить,

способность разрешать конфликты мирными средствами и признавать обоснованность аргументов

других сторон. В современной сложившейся ситуации мы можем наблюдать, что молодые люди не

всегда умеют и могут воспринимать другого, общаться на равных. Проблемы сохранения и

дальнейшего развития культурного воспитания молодежи являются как никогда актуальными и

важными.

Молодое поколение, являясь по своей природе творцами, всегда способно отображать в разных

видах творчества все многообразие окружающего мира через особенности своего мировосприятия.

Современное общество – есть неоспоримая основа для формирования творчески развитой личности.

Творческая деятельность развивает личность, помогает ей усваивать моральные и нравственные нормы.

Создавая произведение творчества, человек отражает в нем свое понимание жизненных ценностей, свои

личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творчество

делает жизнь богаче, полнее, радостнее. Одним из необходимых условий для творчества является

диалог. Следует научиться у искусства неотчужденному отношению ко всему в мире, и попытаться так

изменить содержание и методы образования в целом, чтобы, узнавая что-нибудь о мире, человек тем

самым узнавал или открывал что-то и в себе самом. В процессе диалога открываются все новые

возможности, виды и формы общения, главным условием которых является взаимопонимание, диалог

культур, терпимость, уважение к культуре партнеров по коммуникации. Концерты и фестивали создают

условия для самоутверждения и самореализации в творческой деятельности, формируют активную

жизненную позицию и развивают социальную активность личности. Участие в таких видах

деятельности

позволяет

приобрести

багаж

психологической

устойчивости,

эмоционально

раскрепоститься, обогатить речь, развивать фантазию, коммуникативные навыки и выразить свое

настроение. Очевидно, что в условиях многокультурного российского общества важнейшей частью

образования становится поликультурное образование, одной из задач которого является создание

культурной среды. Воспитывающее значение культуры связано с эффектом включения личности в

многомерность и неоднозначность мира. Молодежь – сознательно-демографическая группа в

возрастных границах от 14 до 30 лет. Её доля в составе населения составляет примерно около 20 %.

Молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик.

Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит

подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему

нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость,

повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтичные устремления, цивилизация новизны.

Жизнь современных студентов происходит в условиях различных экономических и социальных

перемен. Сложившаяся ситуация в социуме России диктует свои требования к жизнедеятельности

студенческой молодежи. Множество различных молодежных движений, социальных акций, концертов,

фестивалей проводятся, в первую очередь, для молодого поколения. Участие в таких мероприятиях

формирует культуру общения у молодежи, и, как следствие этого, развивается умение вести диалог,

способствующий обмену информацией, культурами, умениями. Молодое поколение является главным

объектом, оказавшимся наиболее восприимчивым к изменениям устоев российского общества,

развивается в противоречивой среде, что находит отражение в культуре, образовании, образе жизни,

семье. Студенты являются активными участниками различных движений, всевозможных агитбригад;

это та часть общества, которая заинтересована в социальных преобразованиях для своего же будущего.

Межкультурный диалог нацелен на предоставление равных прав всем членам общества вне

зависимости от национальной, религиозной, языковой принадлежности. Основой его становятся

общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека. Творческая деятельность предполагает

создание чего-либо нового; для отдельной личности это новое будет своим. Важно помочь раскрыться

всем талантам и умениям, которые заложены в любой личности. Не каждый может хорошо танцевать,

петь, играть на сцене, - зато могут раскрыться организаторские качества, креативное мышление и т.д.

Конечным результатом любой творческой деятельности должно быть вынесение итогов «на зрителя».

Это может быть концерт, конкурс-фестиваль, спектакль, шоу-программа, выставка творческих работ и

т.д. При подготовке к такому мероприятию участники с удовольствием используют весь арсенал

умений и навыков, полученных ранее на занятиях. Концертная деятельность является мощным

стимулом для развития творческих навыков артистизма, а участие и победы на фестивалях и конкурсах

вызывают стремление к совершенствованию своего мастерства. Но не стоит забывать о том, что эти

мероприятия являются не только итогом творческой деятельности, как способ только лишь показать

себя на сцене («победа ради победы»). Именно здесь педагогу следует сформировать у воспитанников

толерантное отношение к другим участникам выступления, выставки, концерта. Важно научить

принимать точку зрения своих соперников по конкурсу, коллег по спектаклю и т.д. Именно здесь будет

осуществляться межкультурный диалог. В современной образовательной системе наиболее гибко

учитывающим склонности и потребности молодого человека звеном является социально-культурная

деятельность, позволяющая реализовать резервные возможности человека в художественно-творческом

процессе. Благодаря умению держаться на сцене и творческому партнерству артисты приобретают

коммуникативность и умение подать себя в различных жизненных ситуациях, а в будущем дает

возможность безболезненно адаптироваться в обществе.

Подведя итог можно отметить важность осуществления межкультурного диалога для успешного

развития современного общества. Творчество является одним из наиболее легких путей осуществления.

Различные фестивали, концерты объединяют в общем действии представителей различных народов,

культур. Диалог с теми, кто готов принимать участие в диалоге, может стать отправной точкой более

длительного процесса взаимодействия и взаимовлияния, в результате которого вполне может быть

достигнуто согласие по вопросу важности ценностей прав и свобод человека.



В раздел образования