Напоминание

"Теоретические основы использования пересказа для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста."


Автор: Каратунова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 8 "Сказка"
Населённый пункт: Гуково
Наименование материала: Статья
Тема: "Теоретические основы использования пересказа для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста."
Дата публикации: 18.12.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретические основы использования пересказа для развития связной речи у

детей среднего дошкольного возраста.

Под

связной

речью

понимают

смысловое

развернутое

высказывание,

обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой является ее

понятность для собеседника .

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего

предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому,

что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не

выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные

между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных

формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые

определяют характер методики их формирования.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с

другом.

В

процессе

общения

монологическая

речь

органически

вплетается

в

диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Существует ряд вариативных программ для ДОУ развивающего характера, в

которых специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи

детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию

речевых умений. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный

особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах. Основополагающим для

них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной речи,

определение

важного

и

необходимого

условия

для

ее

развития

-

общения,

предполагающего

установление

педагогом

доверительных,

партнерских

форм

сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.

1) Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И.Гризик и др.

Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи

детей и приобщение к художественной литературе». Для каждого возраста в данной главе

приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи.

Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список

рекомендуемых для прочтения литературных произведений.

В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как

самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход

соотносится с фундаментальными положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,

согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с

овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с

окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым

перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе.

Развитие

речи

в

программе

связано

с

ознакомлением

с

художественной

литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем

сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти

направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Для развития связной монологической речи в средней группе авторами программы

предусматривается подведение дошкольников к пересказу знакомых литературных

произведений, сочинению своей концовки к сказкам, построению внутри диалогов

монологических высказываний. На данном этапе работа над лексическим разнообразием

речи направлена на активизацию речи слов, характеризующих действия людей, мир

человеческих отношений, переживаний, обобщений, которые выражаются в названии

объекта

разными

языковыми

средствами.

Дошкольники

овладевают

способами

словоизменения,

конструирования

простых

распространенных

предложений

с

однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.

2) Программа «Детство». Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и

др.

Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие

им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание

обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному

выражению отношения к героям и событиям. В старшем дошкольном возрасте авторы

программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению

составлению

описательных

и

сюжетных

рассказов,

придумыванию

сказок,

пересказыванию литературных произведений.

Одним из достоинств программы является то, что, наряду с описанием способов

реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают

уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.

3) Программа «Истоки» Авторы: Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и

др.

Отличительной особенностью данной программы можно назвать установление

связи формирования речи с эстетическим развитием дошкольников. Авторы программы

предлагают проводить педагогическую работу в двух взаимозависимых направлениях:

организация восприятия литературного произведения как целостного завершенного

эстетического объекта и создание условий для творческой речевой активности в

преобразовании художественных образов и их синтеза.

4) Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Данная

программа подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории

развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С.

Ушаковой.

В программе определена последовательность работы по развитию связной речи:

обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление

совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих

рассказов, сказок.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается со второй

младшей группе. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые

сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. В

средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные

сказки. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало,

середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-

были, в некотором царстве, в некотором государстве).

Таким образом, все программы для ДОУ предусматривает обучение детей

диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений,

необходимых для общения.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1.

Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со

знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);

- поддерживать и завершать общение ( учитывать условия и ситуацию общения;

слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать;

доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать,

излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать,

спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство,

приветствие, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, неодобрение, поздравление,

благодарность и .т.д.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения

результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих

и использования активной речи детей как средства общения. Развивают инициативную

речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам,

формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый

малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и с детьми, учить детей

выражать свои мысли словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. Следует

воспитывать потребность делиться с детьми своими впечатлениями.

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со

взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов,

поддерживают

стремление

рассказывать

о

своих

наблюдениях,

переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в

краткой форме, так и в распространенной, не отклоняясь от содержания вопроса.

Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется

отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более, точно отвечать на вопросы, объединять в

распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-

разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе,

внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание

необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с

услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку

зрения с точкой зрения других людей .

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями

развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

В

современной

методике

развития

связной

монологической

речи

предусматривается формирование таких умений, как умение отбирать содержание для

своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно

сообщать

детям

элементарные

знания

о

построении

текста

и

способах

связи

предложений .

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание,

повествование, рассуждение и контаминацию.

Описание – это характеристика предмета в статистике. В описании выделяется

общий

тезис,

называющий объект,

затем

идет

характеристика существенных

и

второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза,

выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важными являются

лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его

признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания

характерна перечислительная интонация. В детском саду дети описывают картины,

игрушки, предметы, людей.

Повествование - это связный рассказ, о каких- нибудь событиях. Его основой

является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о

развивающихся действиях, о состоянии и настроении, о переживаниях. Материал в нем

излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией.

Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура

повествования жесткая, т.е. она требует определенной последовательности, не допускает

перестановки. В повествовательных монологах используются средства, передающие

развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время,

место, образ действия, слова для связи предложений. Дети составляют рассказы на

наглядной основе и без нее.

Рассуждение - это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими

отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение;

рассуждение- это логическое изложение материала в форме доказательства.

В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется

определенная точка зрения, раскрывающая причинно- следственные связи. В рассуждении

обязательны две части, которые взаимообусловлены. Первая – это то, что объясняется,

доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательства. Композиция рассуждения

чаще всего строится так: вслед за введением, подготавливающим слушателя к восприятию

проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно

и иное построение, сначала доказательство, потом вывод. В этом типе речи может

доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов

или один обобщенный .

В

рассуждении

используются

различные

способы

выражения

причинно-

следственных отношений:

- придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то»,

« поэтому», « так как».

- глагольные словосочетания;

-имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из-за»;

- вводные слова

- слова «вот», «например», « следовательно», «значит», «во-первых», «во-вторых».

Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие

связей и отношений реального мира.

В

детском

саду

детей

обучают

двум

основным

типам

монологов

-

самостоятельному рассказу и пересказу.

Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного

содержания .

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) рассказы

об игрушках и предметах; 2) рассказы по картине 3) рассказы о случае из своего опыта 4)

творческие рассказы.

Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в речи. При

пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые

формы.

Нашу работу по обучению детей связной монологической речи мы будем строить,

используя пересказ.

Чтобы правильно сформировать у детей речевые навыки и умения необходимо

знать особенности речевого развития детей данного возраста.



В раздел образования