Автор: Каратунова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 8 "Сказка"
Населённый пункт: Гуково
Наименование материала: Статья
Тема: "Теоретические основы использования пересказа для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста."
Дата публикации: 18.12.2021
Раздел: дошкольное образование
Теоретические основы использования пересказа для развития связной речи у
детей среднего дошкольного возраста.
Под
связной
речью
понимают
смысловое
развернутое
высказывание,
обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой является ее
понятность для собеседника .
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего
предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому,
что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не
выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные
между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных
формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые
определяют характер методики их формирования.
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с
другом.
В
процессе
общения
монологическая
речь
органически
вплетается
в
диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.
Существует ряд вариативных программ для ДОУ развивающего характера, в
которых специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи
детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию
речевых умений. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный
особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах. Основополагающим для
них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной речи,
определение
важного
и
необходимого
условия
для
ее
развития
-
общения,
предполагающего
установление
педагогом
доверительных,
партнерских
форм
сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.
1) Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И.Гризик и др.
Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи
детей и приобщение к художественной литературе». Для каждого возраста в данной главе
приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи.
Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список
рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как
самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход
соотносится с фундаментальными положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с
овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с
окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым
перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе.
Развитие
речи
в
программе
связано
с
ознакомлением
с
художественной
литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем
сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти
направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.
Для развития связной монологической речи в средней группе авторами программы
предусматривается подведение дошкольников к пересказу знакомых литературных
произведений, сочинению своей концовки к сказкам, построению внутри диалогов
монологических высказываний. На данном этапе работа над лексическим разнообразием
речи направлена на активизацию речи слов, характеризующих действия людей, мир
человеческих отношений, переживаний, обобщений, которые выражаются в названии
объекта
разными
языковыми
средствами.
Дошкольники
овладевают
способами
словоизменения,
конструирования
простых
распространенных
предложений
с
однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.
2) Программа «Детство». Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и
др.
Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие
им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание
обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному
выражению отношения к героям и событиям. В старшем дошкольном возрасте авторы
программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению
составлению
описательных
и
сюжетных
рассказов,
придумыванию
сказок,
пересказыванию литературных произведений.
Одним из достоинств программы является то, что, наряду с описанием способов
реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают
уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.
3) Программа «Истоки» Авторы: Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и
др.
Отличительной особенностью данной программы можно назвать установление
связи формирования речи с эстетическим развитием дошкольников. Авторы программы
предлагают проводить педагогическую работу в двух взаимозависимых направлениях:
организация восприятия литературного произведения как целостного завершенного
эстетического объекта и создание условий для творческой речевой активности в
преобразовании художественных образов и их синтеза.
4) Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Данная
программа подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории
развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С.
Ушаковой.
В программе определена последовательность работы по развитию связной речи:
обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление
совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих
рассказов, сказок.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается со второй
младшей группе. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые
сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. В
средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные
сказки. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало,
середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-
были, в некотором царстве, в некотором государстве).
Таким образом, все программы для ДОУ предусматривает обучение детей
диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений,
необходимых для общения.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1.
Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со
знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
- поддерживать и завершать общение ( учитывать условия и ситуацию общения;
слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать,
излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать,
спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство,
приветствие, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, неодобрение, поздравление,
благодарность и .т.д.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения
результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих
и использования активной речи детей как средства общения. Развивают инициативную
речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам,
формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый
малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и с детьми, учить детей
выражать свои мысли словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. Следует
воспитывать потребность делиться с детьми своими впечатлениями.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со
взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов,
поддерживают
стремление
рассказывать
о
своих
наблюдениях,
переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в
краткой форме, так и в распространенной, не отклоняясь от содержания вопроса.
Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется
отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
В старших группах следует учить более, точно отвечать на вопросы, объединять в
распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-
разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе,
внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание
необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с
услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку
зрения с точкой зрения других людей .
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями
развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В
современной
методике
развития
связной
монологической
речи
предусматривается формирование таких умений, как умение отбирать содержание для
своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно
сообщать
детям
элементарные
знания
о
построении
текста
и
способах
связи
предложений .
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание,
повествование, рассуждение и контаминацию.
Описание – это характеристика предмета в статистике. В описании выделяется
общий
тезис,
называющий объект,
затем
идет
характеристика существенных
и
второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза,
выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важными являются
лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его
признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания
характерна перечислительная интонация. В детском саду дети описывают картины,
игрушки, предметы, людей.
Повествование - это связный рассказ, о каких- нибудь событиях. Его основой
является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о
развивающихся действиях, о состоянии и настроении, о переживаниях. Материал в нем
излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией.
Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура
повествования жесткая, т.е. она требует определенной последовательности, не допускает
перестановки. В повествовательных монологах используются средства, передающие
развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время,
место, образ действия, слова для связи предложений. Дети составляют рассказы на
наглядной основе и без нее.
Рассуждение - это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение;
рассуждение- это логическое изложение материала в форме доказательства.
В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется
определенная точка зрения, раскрывающая причинно- следственные связи. В рассуждении
обязательны две части, которые взаимообусловлены. Первая – это то, что объясняется,
доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательства. Композиция рассуждения
чаще всего строится так: вслед за введением, подготавливающим слушателя к восприятию
проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно
и иное построение, сначала доказательство, потом вывод. В этом типе речи может
доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов
или один обобщенный .
В
рассуждении
используются
различные
способы
выражения
причинно-
следственных отношений:
- придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то»,
« поэтому», « так как».
- глагольные словосочетания;
-имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из-за»;
- вводные слова
- слова «вот», «например», « следовательно», «значит», «во-первых», «во-вторых».
Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразие
связей и отношений реального мира.
В
детском
саду
детей
обучают
двум
основным
типам
монологов
-
самостоятельному рассказу и пересказу.
Рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного
содержания .
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) рассказы
об игрушках и предметах; 2) рассказы по картине 3) рассказы о случае из своего опыта 4)
творческие рассказы.
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в речи. При
пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые
формы.
Нашу работу по обучению детей связной монологической речи мы будем строить,
используя пересказ.
Чтобы правильно сформировать у детей речевые навыки и умения необходимо
знать особенности речевого развития детей данного возраста.