Автор: Мухин Юрий Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им.А.С.Даргомыжского"
Населённый пункт: д. Новое Девяткино
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Техническое развитие гитариста на начальном этапе обучения"
Дата публикации: 19.01.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.С.Даргомыжского»
Методическое сообщение
на тему:
Техническое развитие гитариста на начальном этапе
обучения.
03 декабря 2024г.
преподаватель Мухин Ю.В.
.
Д. Новое Девяткино
2024 г.
Введение
Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых
исполнителей наличие особых специфических качеств и умений различного
характера, которые непосредственно касаются их творческой деятельности.
Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является
создание адекватного художественного образа. А умение создавать
последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического
арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется
серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех
этапах обучения гитаристов.
Работа
над
техническим
развитием
учащихся
почти
целиком
и
полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение
составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-
техническом
развитии
школьников.
Но
они
изучаются
отдельно
от
музыкальных произведений, да и сами учащиеся-гитаристы, как правило,
относятся не очень серьезно к этому виду деятельности т.к. не видят в нем в
ближайшей перспективе положительного результата.
Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные
на развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не
были исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен
творческий
и
индивидуальный
подход.
Например,
когда
на
основе
полученных на уроке знаний учащиеся стремились бы придумывать новые
развивающие упражнения-этюды. Время, затрачиваемое учащимися на
работу
над
исполнительской
техникой
следует
планировать
заранее,
охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-
30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае техника
может
начать
превалировать
над
художественным
содержанием
музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его
образа.
Элементы игровой техники
Для полноценной передачи эмоционального содержания музыки, будь то
простейший мотив, гамма или сложнейшая пьеса, исполнитель
должен
владеть совокупностью технических навыков на гитаре.
К элементам игровой техники относятся:
1.Ориентация на грифе и струнах.
2.Разные виды контактирования со струной.
3.Звукоизвлечение.
4.Штрихи.
5.Координация движений.
6.Слухо-моторное опережение или предслышание.
В основе обучения на инструменте лежит слуховой метод, как часть
психотехники. Механические упражнения уступают место сознательной
работе над двигательной техникой. Он требует четкого осознания цели
того или иного движения, ясного предслышания каждого звука. Ярче
происходит раскрытие творческих способностей, формирование техники
на основе художественных образов. Но нужно всегда помнить, что
слуховой и двигательный-это две части одного процесса. При регулярной
технической работе все части двигательного аппарата (скорость,
быстрота
движений, ловкость, сила и выносливость) поддерживаются на нужном
уровне, он так и называется- подвижный уровень.
Процесс звукоизвлечения на гитаре состоит из трех моментов:
1.Музыкальное представление.
2.Извлечение звука.
3.Слышание своей игры.
Именно на гаммах и несложных упражнениях начинающий гитарист
учится слышать себя. При игре достаточного количества гамм,
этюдов,
упражнений на разные техники вырабатывается навык
позволяющий без
лишней дополнительной работы использовать его в художественном
материале.
С первых уроков необходимо обязательно учитывать индивидуальные
особенности ученика: вес, рост, строение постановочного аппарата,
движение пальцев в щипке. Очень важна осанка ребенка. При занятиях на
гитаре, задействуются многие мышцы –грудные, мышцы спины, рук, таза.
И насколько внимательно мы отнесемся к особенностям ребенка будет
зависеть вся его игровая свобода и координация рук.
С первых занятий важно обращать внимание на качество извлекаемого
звука (минимум постороннего призвука) и на качество тона. Для
полноценного звука нужно предварительно оттягивать струну, а потом
отпускать. В этом случае все участки струны приходят в колебания
равномерно, так как основной тон преобладает над обертонами. Если же
струна звучит от удара-звук резкий и жесткий.
Почти все пальцы приводятся в движение от пястного сустава. Движения
целых пальцев наиболее естественны, в действие вовлекаются межкостные
ладонные мышцы (как мы берем предметы). Именно на гаммах следует
развивать навыки движения пальцев в щипке. Терри Ашер в своей статье
“Звук и его тоновые оттенки” подробно остановился на особенностях
звукоизвлечения гитариста “каждая индивидуальность имеет свои
анатомические особенности, поэтому нельзя навязывать всем учащимся
одни и те же стандартные способы в развитии техники. Общим условием
для всех, однако, должно быть то, что играть нужно без напряжения, с
расслаблением, не тратя лишних усилий.”
В младших классах можно выделить несколько видов техники, над
которыми нужно скрупулезно работать:
1. Арпеджио.
2. Гаммообразные пассажи (простейшие на один, два перехода на соседние
струны.
3. Двойные ноты (интервалы)
4. Аккорды.
Для освоения и развития данных видов техники и правильного
формирования исполнительского аппарата, хочу предложить примеры
пьес и этюдов на разные виды техники для начинающих.
Примеры пьес и этюдов на разные виды техники
На первых уроках для правильной постановки правой руки задействован
только большой палец правой руки (p). Остальные пальцы i, m, a стоят на
3, 2, 1 струнах соответственно.
Пример:
Арпеджио
Для формирования навыка арпеджио, вначале используется игра по
открытым струнам, а затем подключаются пальцы левой руки.
Пример 1:
Пример 2:
В дальнейшем, для закрепления и развития арпеджио, существует много
этюдов и пьес таких авторов как Х. Сагрерас, М. Карасси, Ф. Карулли и
других.
Гаммообразные пассажи
Для правильного формирования навыков пальцев левой руки и в
дальнейшем пассажной техники, помимо упражнений, в начале
используются пьесы Л. Ивановой из сборника “Пьесы для начинающих”.
Пример 1:
Затем пьесы и этюды других авторов (М. Длулиани, М. Каркасси, Ф. Сора, В.
Козлова и др.) и гамма C-dur в одну октаву.
Пример 2:
Двойные ноты
Исполнение двойных нот(интервалов) начинается с русских народных
песен, а затем используются пьесы и этюды классических гитарных
композиторов и современных авторов.
Пример 1:
Пример 2:
Аккорды
Для знакомства с аккордовой техникой и её развития, вначале даются
произведения на арпеджированные аккорды, а уже затем на одновременное
звучание трёх и более звуков.
Пример 1:
Пример 2:
Заключение
Любой, даже самый маленький гитарист хочет хорошо научиться играть
на гитаре. Задача педагога помочь ребенку раскрыть его потенциал,
выявить скрытые способности.
Для того, чтобы достичь высокой скорости
и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другим видом техники)
необходимо развить технические навыки игры (как в спорте -
"натренировать" определённые группы мышц правой и левой рук, а также
выработать чёткую координацию их действий).
В организации технических занятий необходимо соблюдать некоторые
рекомендации, которые существенно повышают эффективность занятий:
1. Играйте в медленном темпе.
Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром
темпе, если не может его чисто сыграть в темпе более медленном. Молодые
музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто
пренебрегают этим правилом. В результате скоростные обороты звучат
"коряво", грязно, неритмично… Надо приучить ребенка, выработать правило
- заниматься в медленном темпе. И только потом, когда он почувствует
стопроцентное исполнение пассажа (упражнения или импровизационной
фразы) можно плавно наращивать темп.
2. Разучивайте сразу правильно.
Разучивать
пассаж,
фразу,
оборот
необходимо
в
правильной
аппликатуре. В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с
непреодолимыми
трудностями.
Переучиваться,
то
есть
отработать
неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше,
чем выучить новый. Поэтому разучивать какой-либо оборот необходимо:
1) как уже отмечалось, в очень медленном темпе;
2) в максимально удобной аппликатуре, выбирая при этом наиболее
эффективный способ игры для правой руки.
Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана
мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами").
3. Заниматься систематически.
Развитие
скоростной
техники
требует
систематичности
занятий.
Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта,
стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы.
4. Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану.
Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа), определять
и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень
важное (быть может, самое важное) качество музыканта.
5. Повторение – мать учения.
Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов,
пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития
технического мастерства.
Пренебрегать данными правилами - значит пренебрегать опытом многих
поколений гитаристов и педагогов. Рано или поздно музыкант, серьезно
занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако
будет упущено время. Причем соблюдение этих правил и принципов
необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле.
Разумеется, у гитары, как и у всякого другого инструмента, имеются и
свои ограничения технических возможностей. К числу их относятся
сравнительно тихий звук и малая его длительность. Однако правильной
постановкой, хорошо разработанным тоном и качеством самого инструмента
можно эти ограничения значительно уменьшить.
Список литературы
Т. Ашер “Звук и его тоновые оттенки” журнал Гитарист 1993г.№1
Л. Иванова “Пьесы для начинающих” изд. Композитор Санкт-Петербург
2000г.
В. Калинин “Юный гитарист” изд. Музыка 2003г
М. Александрова “Азбука гитариста” изд. Кифара 2010г
Ш. Рак Сборник пьес “Розмари” Прага 1985г