Напоминание

Экономическое развитие России в XVII в. 7 класс


Автор: Муганцева Регина Фларитовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №1 ст. Елизаветинской
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экономическое развитие России в XVII в. 7 класс
Дата публикации: 19.04.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Экономическое развитие России в XVII в. 7 класс

Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-шведской интервенции и Смутного времени; характеризовать изменения в сфере экономического

развития России в XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель,

промышленник; описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для

экономики страны; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать

навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; регулятивные: выстраивать алгоритм действий;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по

аналогии) и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к

историческому наследию;

Оборудование: учебник, карта «Экономическое развитие России в XVII в.»., контурные карты

Тип урока: урок открытия нового знания.

Словарная работа: Смута, Экономика, Внутренняя политика, специализация, мелкотоварное производство, мануфактура,

План урока

1.

Последствия Смуты.

2.

Сельское хозяйство и землевладение.

3.

Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

4.

Торговля.

5.

Деньги и денежная реформа.

6.

Россия и Европа.

Проблемный вопрос: Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?

Ход урока:

1 Введение в новый материал

На прошлых уроках мы изучали Смутное время - период в отечественной истории (1604 – 1618 гг),

когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы.

Давайте вспомним ход событий: После смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика в

1598 году.

Борис Годунов (1598 - 1605)

Лжедмитрий 1 (1605-1606)

Василий Шуйский (1606-1610)

Лжедмитрий 2 (1607-1610)

Семибоярщина (1610)

Первое ополчение (1611) Прокопий Ляпунов, князь Трубецкой, атаман Заруцкий

Второе ополчение (1611-ноябрь 1612)

Январь 1613 на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов, родственник по материнской

линии Федора Ивановича.

Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Экономика – (от греч. Ойкос – дом, номос - наука)-хозяйственная жизнь страны; производство всего,

что нужно людям.

Внутрення политика – деятельность властей внутри страны.

Сегодня мы будем говорить о экономике страны, о политике власти в отношении экономики.

2. Работа по теме урока

1.Последствия Смуты. Комментированное чтение.

Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области

экономики и определите главные хозяйственные проблемы.

(Проверка выполнения задания.)

Запись в тетради Последствия Смутного времени:

1.

разорение западных и центральных районов страны;

2.

сокращение посевных площадей почти в 30 раз;

3.

сокращение числа рабочих рук;

4.

разорение крестьянских хозяйств;

5.

запустение поместий и разорение мелкого дворянства;

6.

упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;

7.

оскудение казны.

Предположите, какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Главная задача — найти источники экономического возрождения страны.

2. Сельское хозяйство и земледелие.

Так как сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись

именно этой отрасли.

- Чтобы восстановить дворянское войско, правительство раздавало земли в поместья.

- Одним из новых явлений в области сельского хозяйства по второй половине XVII в. стала

специализация - сосредоточение производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в

определенных районах страны.

Работа с Картой (С. 30 учебник)

3.

Развитие ремесла. Первые мануфактуры. Работа видео. 2.50 – 6.00

В 17 веке ремесло превращалось в мелкотоварное производство.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - изготовление продукции на индивидуальный заказ

МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - система, основанная на производстве небольших партий

товаров, предназначенных для продажи на рынке.

Работая с п. 3 § 17 учебника и картой на с. 30, охарактеризуйте важнейшие центры ремесленного

производства.

Центрами производства железа стали Тула, Серпухов, Устюжна Железопольская, Тихвин. В Иванове

делали льняное полотно, в Павлове и Лыскове — изделия из металла (подковы, сошники, иголки).

Крестьяне подмосковной Гжельской волости изготавливали ставшую впоследствии знаменитой посуду,

Кижский погост славился своими ножами, а Вязьма — санями.

Подъем ремесленного производства создавал предпосылки для развития предприятий нового типа –

мануфактур.

Мануфактура - Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, где

каждый работник выполняет определенные операции.

Схема: Мануфактура: 1. Казенные (государственные)

2. Купеческие (частные)

1. К концу 17 века в России действовало около 30 мануфактур.

2. в 17 веке появляются казённые (государственные) мануфактуры с использованием принудительного

труда.

3. Развиваются купеческие (частные) мануфактуры.

4. Начинают складываться первые династии промышленников- предпринимателей. С. 33.

Карта с. 30. Важнейшие мануфактуры.

4.

Торговля.

Слово учителя. В XVII веке произошли изменения и в области торговли. Правительство отменило

мелкие поборы, введя единую таможенную пошлину (по 10 денег с рубля, то есть по 5% с покупной

цены товара, рубль был равен 200 деньгам, а иностранные купцы по 8% согласно Торговому уставу

1653 года). Огромные пространства государства и трудные дороги не давали возможности мелкому

ремесленнику и небогатому купцу отправиться в далекие края. Они сбывали свой товар крупным

купцам, которые перевозили его партиями на тысячеверстные расстояния, соединяя, таким образом,

отдаленные друг от друга местности. Например, в далеком Красноярске можно было приобрести

ярославское мыло, ивановское полотно, точильный камень с Печоры и другие товары. Хозяйственная

жизнь одной области начинала зависеть от наличия устойчивых связей с другой. Это и стало началом

формирования единого всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами

между различными частями страны). Центром рыночных связей стала Москва, здесь производилась

торговля по 120 видам товаров.

Появились крупные всероссийские торговые ярмарки (периодически организуемые в установленном

месте торги), на которые съезжались купцы из разных мест, например: Макарьевская (Нижний

Новгород), Свенская (Брянск), Ирбитская (Западная Сибирь), Соль Вычегодская (на пути из Сибири в

Москву), Архангельская.

Работа с контурной картой. Отметить на к./к. важнейшие ярмарки.

Слово учителя.

Развивалась и внешняя торговля. Главным пунктом торговли с Западной Европой был

Архангельск, на него приходилось 75 % внешнеторгового оборота. В торговле с Востоком

первенствовала Астрахань.

Заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке». С.34.

В Россию ввозили

Из России вывозили

Пряности драгоценности

лен воск деготь

тонкое сукно

мед лосиные кожи хлеб

вина

мясо русское полотно

оружие

смола пеньковые канаты

Слово учителя:

У России отсутствовал собственный торговый флот, поэтому многие товары скупались

иностранными купцами по низким ценам. Иностранцы свободно торговали на нашем внутреннем

рынке, конкурируя с русскими купцами, спекулируя русскими товарами.

5.

Деньги и денежная реформа

Кто и когда провел первую денежную реформу в России?

(Елена Глинская в 1535—1538гг.)

В чем она заключалась? (Было запрещено хождение старых монет и введена единая для всей

страны денежная единицамосковский рубль.)

В России не было в то время серебряных рудников, поэтому для чеканки монет использовались

европейские монеты, поступавшие в казну от иностранных купцов в виде таможенных пошлин.

Предположите, как дефицит серебра мог сказаться на денежной системе страны.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Совершенно верно, правительство должно было найти другие средства для пополнения казны. В

результате денежной реформы 1654 г. в оборот вошла медная монета. Ее себестоимость была в

несколько раз ниже монеты серебряной, но медная монета была приравнена к своей «благородной

сестре» и должна была иметь с ней один курс.

Какие последствия могла вызвать эта реформа?

Вы совершенно справедливо заметили, что эта реформа могла привести к росту цен. А рост цен, в свою

очередь, повлек за собой ухудшение положения простого народа. В 1662 г. это привело к народным

волнениям, в результате которых Алексей Михайлович был вынужден вернуться к прежней денежной

системе.

Закрепление

1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

VI. Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

Во многом из-за тяжелейших последствий Смуты в 17 веке Россия в своем экономическом развитии

отставала от большинства европейских государств. Тем не менее именно это время формировался

всероссийский рынок, а в экономике и хозяйстве стран появились зачатки рыночных отношений. В 17

веке подъем экономики сопровождался оформлением крепостного права в России.

В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало

создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились новые

источники для пополнения государственной казны.

Домашнее задание

1.

Прочитать § 17. Выполнить одно из заданий рубрики «Д. С. Р. с. 36 учебника.



В раздел образования