Автор: Муганцева Регина Фларитовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №1 ст. Елизаветинской
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экономическое развитие России в XVII в. 7 класс
Дата публикации: 19.04.2025
Раздел: среднее образование
Экономическое развитие России в XVII в. 7 класс
Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-шведской интервенции и Смутного времени; характеризовать изменения в сфере экономического
развития России в XVII в.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель,
промышленник; описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для
экономики страны; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; регулятивные: выстраивать алгоритм действий;
3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к
историческому наследию;
Оборудование: учебник, карта «Экономическое развитие России в XVII в.»., контурные карты
Тип урока: урок открытия нового знания.
Словарная работа: Смута, Экономика, Внутренняя политика, специализация, мелкотоварное производство, мануфактура,
План урока
1.
Последствия Смуты.
2.
Сельское хозяйство и землевладение.
3.
Развитие ремесла. Первые мануфактуры.
4.
Торговля.
5.
Деньги и денежная реформа.
6.
Россия и Европа.
Проблемный вопрос: Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы?
Ход урока:
1 Введение в новый материал
На прошлых уроках мы изучали Смутное время - период в отечественной истории (1604 – 1618 гг),
когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы.
Давайте вспомним ход событий: После смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика в
1598 году.
Борис Годунов (1598 - 1605)
Лжедмитрий 1 (1605-1606)
Василий Шуйский (1606-1610)
Лжедмитрий 2 (1607-1610)
Семибоярщина (1610)
Первое ополчение (1611) Прокопий Ляпунов, князь Трубецкой, атаман Заруцкий
Второе ополчение (1611-ноябрь 1612)
Январь 1613 на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов, родственник по материнской
линии Федора Ивановича.
Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Экономика – (от греч. Ойкос – дом, номос - наука)-хозяйственная жизнь страны; производство всего,
что нужно людям.
Внутрення политика – деятельность властей внутри страны.
Сегодня мы будем говорить о экономике страны, о политике власти в отношении экономики.
2. Работа по теме урока
1.Последствия Смуты. Комментированное чтение.
Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области
экономики и определите главные хозяйственные проблемы.
(Проверка выполнения задания.)
Запись в тетради Последствия Смутного времени:
1.
разорение западных и центральных районов страны;
2.
сокращение посевных площадей почти в 30 раз;
3.
сокращение числа рабочих рук;
4.
разорение крестьянских хозяйств;
5.
запустение поместий и разорение мелкого дворянства;
6.
упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;
7.
оскудение казны.
Предположите, какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.
(Ученики высказывают свои предположения.)
Главная задача — найти источники экономического возрождения страны.
2. Сельское хозяйство и земледелие.
Так как сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись
именно этой отрасли.
- Чтобы восстановить дворянское войско, правительство раздавало земли в поместья.
- Одним из новых явлений в области сельского хозяйства по второй половине XVII в. стала
специализация - сосредоточение производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в
определенных районах страны.
Работа с Картой (С. 30 учебник)
3.
Развитие ремесла. Первые мануфактуры. Работа видео. 2.50 – 6.00
В 17 веке ремесло превращалось в мелкотоварное производство.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - изготовление продукции на индивидуальный заказ
МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - система, основанная на производстве небольших партий
товаров, предназначенных для продажи на рынке.
Работая с п. 3 § 17 учебника и картой на с. 30, охарактеризуйте важнейшие центры ремесленного
производства.
Центрами производства железа стали Тула, Серпухов, Устюжна Железопольская, Тихвин. В Иванове
делали льняное полотно, в Павлове и Лыскове — изделия из металла (подковы, сошники, иголки).
Крестьяне подмосковной Гжельской волости изготавливали ставшую впоследствии знаменитой посуду,
Кижский погост славился своими ножами, а Вязьма — санями.
Подъем ремесленного производства создавал предпосылки для развития предприятий нового типа –
мануфактур.
Мануфактура - Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, где
каждый работник выполняет определенные операции.
Схема: Мануфактура: 1. Казенные (государственные)
2. Купеческие (частные)
1. К концу 17 века в России действовало около 30 мануфактур.
2. в 17 веке появляются казённые (государственные) мануфактуры с использованием принудительного
труда.
3. Развиваются купеческие (частные) мануфактуры.
4. Начинают складываться первые династии промышленников- предпринимателей. С. 33.
Карта с. 30. Важнейшие мануфактуры.
4.
Торговля.
Слово учителя. В XVII веке произошли изменения и в области торговли. Правительство отменило
мелкие поборы, введя единую таможенную пошлину (по 10 денег с рубля, то есть по 5% с покупной
цены товара, рубль был равен 200 деньгам, а иностранные купцы по 8% согласно Торговому уставу
1653 года). Огромные пространства государства и трудные дороги не давали возможности мелкому
ремесленнику и небогатому купцу отправиться в далекие края. Они сбывали свой товар крупным
купцам, которые перевозили его партиями на тысячеверстные расстояния, соединяя, таким образом,
отдаленные друг от друга местности. Например, в далеком Красноярске можно было приобрести
ярославское мыло, ивановское полотно, точильный камень с Печоры и другие товары. Хозяйственная
жизнь одной области начинала зависеть от наличия устойчивых связей с другой. Это и стало началом
формирования единого всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами
между различными частями страны). Центром рыночных связей стала Москва, здесь производилась
торговля по 120 видам товаров.
Появились крупные всероссийские торговые ярмарки (периодически организуемые в установленном
месте торги), на которые съезжались купцы из разных мест, например: Макарьевская (Нижний
Новгород), Свенская (Брянск), Ирбитская (Западная Сибирь), Соль Вычегодская (на пути из Сибири в
Москву), Архангельская.
Работа с контурной картой. Отметить на к./к. важнейшие ярмарки.
Слово учителя.
Развивалась и внешняя торговля. Главным пунктом торговли с Западной Европой был
Архангельск, на него приходилось 75 % внешнеторгового оборота. В торговле с Востоком
первенствовала Астрахань.
Заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке». С.34.
В Россию ввозили
Из России вывозили
Пряности драгоценности
лен воск деготь
тонкое сукно
мед лосиные кожи хлеб
вина
мясо русское полотно
оружие
смола пеньковые канаты
Слово учителя:
У России отсутствовал собственный торговый флот, поэтому многие товары скупались
иностранными купцами по низким ценам. Иностранцы свободно торговали на нашем внутреннем
рынке, конкурируя с русскими купцами, спекулируя русскими товарами.
5.
Деньги и денежная реформа
Кто и когда провел первую денежную реформу в России?
(Елена Глинская в 1535—1538гг.)
В чем она заключалась? (Было запрещено хождение старых монет и введена единая для всей
страны денежная единица — московский рубль.)
В России не было в то время серебряных рудников, поэтому для чеканки монет использовались
европейские монеты, поступавшие в казну от иностранных купцов в виде таможенных пошлин.
Предположите, как дефицит серебра мог сказаться на денежной системе страны.
(Ученики высказывают свои предположения.)
Совершенно верно, правительство должно было найти другие средства для пополнения казны. В
результате денежной реформы 1654 г. в оборот вошла медная монета. Ее себестоимость была в
несколько раз ниже монеты серебряной, но медная монета была приравнена к своей «благородной
сестре» и должна была иметь с ней один курс.
Какие последствия могла вызвать эта реформа?
Вы совершенно справедливо заметили, что эта реформа могла привести к росту цен. А рост цен, в свою
очередь, повлек за собой ухудшение положения простого народа. В 1662 г. это привело к народным
волнениям, в результате которых Алексей Михайлович был вынужден вернуться к прежней денежной
системе.
Закрепление
1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б
VI. Подведение итогов урока
(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)
Во многом из-за тяжелейших последствий Смуты в 17 веке Россия в своем экономическом развитии
отставала от большинства европейских государств. Тем не менее именно это время формировался
всероссийский рынок, а в экономике и хозяйстве стран появились зачатки рыночных отношений. В 17
веке подъем экономики сопровождался оформлением крепостного права в России.
В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало
создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились новые
источники для пополнения государственной казны.
Домашнее задание
1.
Прочитать § 17. Выполнить одно из заданий рубрики «Д. С. Р. с. 36 учебника.