Автор: Кунина Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 52 имени Героя РФ Шишкова А.В.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Чередование гласных звуков, которые не видно на письме»
Дата публикации: 19.04.2025
Раздел: начальное образование
Открытый урок русского языка во 2 классе по программе ПНШ по теме «Чередование
гласных звуков, которые не видно на письме»
Задачи урока:
Осваивать способы проверки безударного гласного в корне слова для правильного
написания: подбор проверочных слов (родственных слов или форм слова), в
которых гласный звук в корне ударный.
Цели урока:
деятельностные:
Формирование учащихся способности чувствовать орфограмму
уточнение способа проверки безударных гласных звуков в корне слова
содержательные:
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов проверки
безударных гласных
Формировать:
познавательные УУД:
работа со словарем происхождения слов и орфографическим словарем.
регулятивные УУД:
определение цели урока, исходя из того, с чем работали накануне.
проведение самооценки: как работал(а), что нового узнал(а), понял(а), что
повторил(а).
Ход урока:
1.
Организационный момент.
- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это
залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить здоровье и радость.
Садитесь.
- Руки? На месте.
- Ноги? На месте.
- Локти? У края.
- Спина? Прямая.
2.
Этап мотивации.
Работа по учебнику (1часть с.124-125)
- Рассмотрите страницу и определите, какой сегодня урок: открытия новых знаний или
закрепления и отработки умений?
- Какой цели мы должны достичь?
3.
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
Проверка д/з (тетрадь на печатной основе, с.39 № 46)
- Какое задание надо было выполнить?
- Можно ли сразу догадаться, какую букву вставить?
- Почему?
- В какой части слова находится сомнительное написание?
- Как можно проверить безударный гласный звук в корне слова?
4.
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Работа по учебнику (часть 1 № 93)
- Прочитайте стихотворение.
- Кто с кем разговаривает в стихотворении?
- Какое задание нужно выполнить письменно?
- Какие знания нужно иметь, чтобы справиться с данным заданием?
(знать правила списывания стихотворения, уметь работать со словарем «Пиши
правильно», уметь проверять «опасные» места в слове и др.)
- При написании какого слова надо воспользоваться словарем?
5.
Физкультминутка.
6.
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- Как можно проверить написание других слов с пропущенными буквами?
- Буквы каких звуков, гласных или согласных, пропущены в словах?
- Вспомните, как подобрать проверочные слова для проверки безударных гласных?
- Устно подберите проверочные слова.
Дети подбирают проверочные слова, учитель акцентирует внимание на двух
способах проверки – подборе родственных слов или форм слова.
7.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Затем учащиеся записывают текст упражнения в тетрадь. После записи
проверяют себя по учебнику по стр.125
8.
Физкультминутка.
9.
Продолжение этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
Парная работа.
На партах у учащихся карточки со словами.
Б….льница, п…ртфель, з…вод, з..мля, в…дяной, с…рока, л…пата, м…
ряк.
- Прочитайте слова и подумайте, на какие две группы можно их разделить?
10. Этап включения в систему знаний и повторения.
«Эстафета»
- А сейчас мы узнаем, какой ряд лучше всего понял, как писать слова с
безударными гласными звуками в корне слова.
- Каждый ряд получит листок со словами. В них пропущена буква. Каждый из вас
работает только с одним словом и передает листок следующему.
-Надо прочитать слово, подумать, какая буква пропущена, написать проверочное
слово, вставить нужную букву, затем листок передать соседу. В работе
учитывается скорость и правильность выполнения.
11. Подведение итогов. Рефлексия