Напоминание

"КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ"


Авторы: Давлетшина Лилия Хантимеровна, Рахимкулова Элина Зуфаровна
Должность: магистр
Учебное заведение: СФ УУНиТ
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ"
Дата публикации: 19.06.2025
Раздел: высшее образование





Назад




КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ

Рахимкулова Элина Зуфаровна,

Давлетшина Лилия Хантимеровна

магистры

Научный руководитель: Аскарова Гульнара Бейсеновна

канд.пед.наук., доцент

ФГБОУ ВО

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

Стерлитамакский филиал УУНиТ, г. Стерлитамак

Аннотация. В статье приведено определение понятия «компьютерная

игровая

зависимость».

Представлены

результаты

экспериментального

исследования

компьютерной

игровой

зависимости

у

подростков.

Дана

подробная интерпретация полученных результатов. Приведены психолого-

педагогические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике и

коррекции компьютерной игровой зависимости у подростков.

Annotation. The article provides a definition of the concept of «computer

gaming addiction». The results of an experimental study of computer gaming

addiction in adolescents are presented. A detailed interpretation of the results is

given. Psychological and pedagogical recommendations for teachers and parents on

the prevention and correction of computer gaming addiction in adolescents are

given.

Ключевые слова: компьютерная игровая зависимость, подростки.

Keywords: computer gaming addiction, teenagers.

В

современном

мире

компьютерная

игровая

зависимость

стала

актуальной проблемой современного общества, особенно среди детей и

подростков. Благодаря развитию технологий и доступности различных игр,

родители, учителя и специалисты стали задумываться о влиянии игр на

молодое поколение. В этом тексте мы изучим феномен игровой зависимости,

рассмотрим её признаки и причины возникновения, а также попытаемся

определить возможные последствия для подростков, страдающих от такой

зависимости.

Сегодня

проблема

зависимости

от

компьютерных

игр

широко

распространена среди детей в возрасте от 8 до 16-18 лет и становится одной из

наиболее серьезных забот в воспитании детей. Это связано с тем, что

современные дети начинают использовать компьютеры и гаджеты с ранних лет.

Несмотря на то, что игровая зависимость становится серьезной проблемой

среди детей и подростков, общество часто не придает ей должного внимания.

Различные виды компьютерных и гаджетных игр могут увлекать детей

настолько, что реальная жизнь перестает приносить радость. В настоящее

время термин «игровая зависимость» еще не получил всеобщего признания

среди исследователей психических расстройств, но феномен формирования

патологической зависимости от компьютерных устройств становится все более

очевидным и распространенным.

Компьютерная игровая зависимость – психологическая аддикция, которая

характеризуется навязчивой потребностью играть в виртуальном мире.

В

игровой

зависимости

происходит

искажение

сознания,

реальный

мир

воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей

степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание,

притормаживается мышление, искажается память. Человек с компьютерной

игровой

зависимостью

становится

«социальным

инвалидом»,

мышление

приобретает аутичный характер. Чаще всего зависимы от компьютерных игр

дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей

внушаемости [3, с. 18].

Игровая

зависимость

возникают

на

фоне

скрытой

или

явной

неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения,

при страхе быть непонятым. Как правило, компьютерная игровая зависимость

(или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны

окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает

пристрастие к проведению времени за компьютером. Для детей компьютер и

компьютерные игры – это вариант проведения досуга, который так захватывает

ребенка, что он уходит от реальной жизни. При этом страдает как физическое,

так и психическое здоровье детей [2, с. 28].

С целью исследования компьютерной игровой зависимости у подростков

мы провели экспериментальное исследование с использованием методики Тест-

опросник

«Степень

увлеченности

подростков

компьютерными

играми»

А.В. Гришиной. Методика позволяет оценить количественную выраженность

степени увлеченности подростков компьютерными играми. В соответствии с

полученными

данными

была

произведена

обработка

и

интерпретация

результатов.

Анализ полученных данных показал, что среди испытуемых

степень

увлеченности

компьютерными

играми

различна.

Рассмотрим

полученные данные более подробно.

Естественная степень увлеченности компьютерными играми наблюдается

у 24% испытуемых. Данный показатель указывает на то, что у испытуемых

увлеченность

компьютерными

играми

носит

характер

развлечения,

не

имеющего негативных последствий. Испытуемые контролируют свою игровую

активность, редко играют и думают об игре.

Средняя степень увлеченности компьютерными играми отмечается у 44%

испытуемых. Данный показатель указывает на то, что у испытуемых

увлеченность компьютерными играми является важной частью их жизни, их

внимание сфокусировано на определенных видах компьютерных игр, но при

этом они не теряют контроля над частотой игровых сеансов и временными

затратами на игру. Компьютерные игры выполняют компенсаторные функции.

Зависимая степень увлеченности компьютерными играми наблюдается у

32% испытуемых. Данный показатель указывает на то, что у испытуемых

увлеченность

компьютерными

играми

занимает

все

свободное

время,

подростки думают о компьютерных играх, о достигнутых в них результатах,

стремятся повысить уровень этих результатов.

Рассмотрим полученные показатели с распределением по шкалам с

использованием той же самой методики.

Анализ данных показал, что распределение показателей у испытуемых по

шкалам различно. Так, эмоциональное отношение к компьютерным играм

отмечается у 76% испытуемых группы. Это указывает на то, что испытуемые

чувствуют себя раздраженными, если по каким-то причинам им необходимо

прекратить компьютерную игру; они расстраиваются, если в течение дня им не

удается поиграть за компьютером; предпочитают чтению интересной книги или

просмотру фильма компьютерную игру; используют компьютерную игру для

того, чтобы уйти от проблем или от плохого настроения; злятся, когда их кто-то

отвлекает от компьютерной игры.

Самоконтроль в компьютерных играх отмечается у 28% испытуемых. Это

указывает на то, что испытуемые

могут время от времени откладывать

выполнение школьных домашних заданий, чтобы поиграть за компьютером, но

в целом, они контролируют свое желание; как таковой тяги к играм за

компьютером они не испытывают, не смотря на то, что в свободное время

могут длительное время сидеть за игрой.

Целевая направленность на компьютерные игры отмечается у 22%

испытуемых. Данный показатель говорит о том, что испытуемые также любят

поиграть в компьютерную игру, но явное стремление проводить все свое время

за компьютерной игрой присутствует не у всех; некоторые испытуемые

стремятся добиться каких-либо результатов в игре, а другие же, напротив,

своей целью это не считают.

Родительское отношение к компьютерам. По данной шкале мы получили

показатели, которые указывают на то, что у 26% испытуемых родители

запрещают играть в компьютерные игры из-за того, что они тратят на них

слишком много времени и порой испытуемые могут скрывать от родителей

свою увлеченность играми.

Предпочтение виртуального общения реальному. По данной шкале мы

получили показатели, указывающие на то, что 36% испытуемых отказываются

от общения с друзьями, чтобы поиграть за компьютером; если же находят

единомышленников по играм, то играют с ними совместно по сети и также

обсуждают результаты своей игры; стремятся всегда к высоким результатам в

игре; сильно увлечены компьютерной игрой.

Таким образом, чрезмерное увлечение компьютерными играми стало

одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. И больше всего

этой

проблеме

подвержены

подростки

в

силу

возрастных

психолого-

педагогических особенностей. Результаты исследования свидетельствуют о

том, что испытуемые (подростки) имеют достаточно выраженную склонность к

компьютерной игровой зависимости.

Исходя из полученных результатов мы разработали ряд психолого-

педагогических рекомендаций для педагогов и родителей, и мы считаем, что

применение данных рекомендаций будет способствовать профилактике и

коррекции компьютерной игровой зависимости у подростков.

Рекомендации педагогам:

– помните, что каждый подросток уникален. Разрабатывайте планы

коррекции негативного поведения, учитывая индивидуальные потребности и

причины агрессивного или зависимого поведения;

– создавайте поддерживающую атмосферу в классе, где подростки могут

открыто обсуждать свои проблемы и взаимодействовать с вами без страха

отказа или осуждения;

– при необходимости, направьте подростков к специалистам, которые

могут помочь им разобраться с агрессивностью и компьютерной зависимостью.

– поощряйте участие подростков в различных занятиях, таких как спорт,

искусство, волонтёрская работа и увлекательные хобби, чтобы заменить время,

проведенное за компьютером на более продуктивные занятия.

– помните, что коррекция компьютерной игровой зависимости – это

длительный процесс, требующий терпимости и тщательного подхода. Важно

поддерживать подростков и помогать им развивать навыки саморегуляции и

управления своим временем.

Рекомендации для родителей:

– установите ограничения времени, которое подросток проводит за

компьютерными играми. Убедитесь, что он понимает, что соблюдение этих

правил обязательно;

помогите

подростку

находить

равновесие

между

временем,

проведенным за компьютерными играми, и другими видами деятельностями,

такими как спорт, учеба, хобби, общение с друзьями и семьей;

– уделяйте внимание его интересам и успехам вне игрового мира. Это

поможет укрепить его уверенность в себе и самооценку, что может уменьшить

желание уйти в виртуальный мир;

– создайте дома открытую атмосферу, в которой подросток будет

чувствовать себя комфортно, обсуждать свои интересы, проблемы и заботы.

Будьте готовы выслушать его, не критикуя и не осуждая;

замечайте

любые

изменения,

происходящие

с

подростком,

не

игнорируйте их, проявите внимание и заботу к подростку;

– если проблемы становятся слишком серьезными, не стесняйтесь

обращаться за помощью к специалистам, к педагогам, психологам.

Список литературы

1.

Гришина

А.В.

Психологические

факторы

возникновения

и

преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом

возрасте. – Н/Новгород: Русь, 2011. – 236 с.

2.

Корнеева

Е.

Компьютерная

зависимость:

«бермудский

треугольник» за углом // Мир семьи. – 2004. – № 13. – С. 25-31.

3.

Юрьева

Л.Н.,

Больбот

Т.Ю.

Компьютерная

зависимость:

формирование, диагностика, лечение и профилактика.

Днепропетровск:

Пороги, 2006. – 196 с.



В раздел образования