Авторы: Давлетшина Лилия Хантимеровна, Рахимкулова Элина Зуфаровна
Должность: магистр
Учебное заведение: СФ УУНиТ
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ"
Дата публикации: 19.06.2025
Раздел: высшее образование
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ
Рахимкулова Элина Зуфаровна,
Давлетшина Лилия Хантимеровна
магистры
Научный руководитель: Аскарова Гульнара Бейсеновна
канд.пед.наук., доцент
ФГБОУ ВО
«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»
Стерлитамакский филиал УУНиТ, г. Стерлитамак
Аннотация. В статье приведено определение понятия «компьютерная
игровая
зависимость».
Представлены
результаты
экспериментального
исследования
компьютерной
игровой
зависимости
у
подростков.
Дана
подробная интерпретация полученных результатов. Приведены психолого-
педагогические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике и
коррекции компьютерной игровой зависимости у подростков.
Annotation. The article provides a definition of the concept of «computer
gaming addiction». The results of an experimental study of computer gaming
addiction in adolescents are presented. A detailed interpretation of the results is
given. Psychological and pedagogical recommendations for teachers and parents on
the prevention and correction of computer gaming addiction in adolescents are
given.
Ключевые слова: компьютерная игровая зависимость, подростки.
Keywords: computer gaming addiction, teenagers.
В
современном
мире
компьютерная
игровая
зависимость
стала
актуальной проблемой современного общества, особенно среди детей и
подростков. Благодаря развитию технологий и доступности различных игр,
родители, учителя и специалисты стали задумываться о влиянии игр на
молодое поколение. В этом тексте мы изучим феномен игровой зависимости,
рассмотрим её признаки и причины возникновения, а также попытаемся
определить возможные последствия для подростков, страдающих от такой
зависимости.
Сегодня
проблема
зависимости
от
компьютерных
игр
широко
распространена среди детей в возрасте от 8 до 16-18 лет и становится одной из
наиболее серьезных забот в воспитании детей. Это связано с тем, что
современные дети начинают использовать компьютеры и гаджеты с ранних лет.
Несмотря на то, что игровая зависимость становится серьезной проблемой
среди детей и подростков, общество часто не придает ей должного внимания.
Различные виды компьютерных и гаджетных игр могут увлекать детей
настолько, что реальная жизнь перестает приносить радость. В настоящее
время термин «игровая зависимость» еще не получил всеобщего признания
среди исследователей психических расстройств, но феномен формирования
патологической зависимости от компьютерных устройств становится все более
очевидным и распространенным.
Компьютерная игровая зависимость – психологическая аддикция, которая
характеризуется навязчивой потребностью играть в виртуальном мире.
В
игровой
зависимости
происходит
искажение
сознания,
реальный
мир
воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей
степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание,
притормаживается мышление, искажается память. Человек с компьютерной
игровой
зависимостью
становится
«социальным
инвалидом»,
мышление
приобретает аутичный характер. Чаще всего зависимы от компьютерных игр
дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей
внушаемости [3, с. 18].
Игровая
зависимость
возникают
на
фоне
скрытой
или
явной
неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения,
при страхе быть непонятым. Как правило, компьютерная игровая зависимость
(или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны
окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает
пристрастие к проведению времени за компьютером. Для детей компьютер и
компьютерные игры – это вариант проведения досуга, который так захватывает
ребенка, что он уходит от реальной жизни. При этом страдает как физическое,
так и психическое здоровье детей [2, с. 28].
С целью исследования компьютерной игровой зависимости у подростков
мы провели экспериментальное исследование с использованием методики Тест-
опросник
«Степень
увлеченности
подростков
компьютерными
играми»
А.В. Гришиной. Методика позволяет оценить количественную выраженность
степени увлеченности подростков компьютерными играми. В соответствии с
полученными
данными
была
произведена
обработка
и
интерпретация
результатов.
Анализ полученных данных показал, что среди испытуемых
степень
увлеченности
компьютерными
играми
различна.
Рассмотрим
полученные данные более подробно.
Естественная степень увлеченности компьютерными играми наблюдается
у 24% испытуемых. Данный показатель указывает на то, что у испытуемых
увлеченность
компьютерными
играми
носит
характер
развлечения,
не
имеющего негативных последствий. Испытуемые контролируют свою игровую
активность, редко играют и думают об игре.
Средняя степень увлеченности компьютерными играми отмечается у 44%
испытуемых. Данный показатель указывает на то, что у испытуемых
увлеченность компьютерными играми является важной частью их жизни, их
внимание сфокусировано на определенных видах компьютерных игр, но при
этом они не теряют контроля над частотой игровых сеансов и временными
затратами на игру. Компьютерные игры выполняют компенсаторные функции.
Зависимая степень увлеченности компьютерными играми наблюдается у
32% испытуемых. Данный показатель указывает на то, что у испытуемых
увлеченность
компьютерными
играми
занимает
все
свободное
время,
подростки думают о компьютерных играх, о достигнутых в них результатах,
стремятся повысить уровень этих результатов.
Рассмотрим полученные показатели с распределением по шкалам с
использованием той же самой методики.
Анализ данных показал, что распределение показателей у испытуемых по
шкалам различно. Так, эмоциональное отношение к компьютерным играм
отмечается у 76% испытуемых группы. Это указывает на то, что испытуемые
чувствуют себя раздраженными, если по каким-то причинам им необходимо
прекратить компьютерную игру; они расстраиваются, если в течение дня им не
удается поиграть за компьютером; предпочитают чтению интересной книги или
просмотру фильма компьютерную игру; используют компьютерную игру для
того, чтобы уйти от проблем или от плохого настроения; злятся, когда их кто-то
отвлекает от компьютерной игры.
Самоконтроль в компьютерных играх отмечается у 28% испытуемых. Это
указывает на то, что испытуемые
могут время от времени откладывать
выполнение школьных домашних заданий, чтобы поиграть за компьютером, но
в целом, они контролируют свое желание; как таковой тяги к играм за
компьютером они не испытывают, не смотря на то, что в свободное время
могут длительное время сидеть за игрой.
Целевая направленность на компьютерные игры отмечается у 22%
испытуемых. Данный показатель говорит о том, что испытуемые также любят
поиграть в компьютерную игру, но явное стремление проводить все свое время
за компьютерной игрой присутствует не у всех; некоторые испытуемые
стремятся добиться каких-либо результатов в игре, а другие же, напротив,
своей целью это не считают.
Родительское отношение к компьютерам. По данной шкале мы получили
показатели, которые указывают на то, что у 26% испытуемых родители
запрещают играть в компьютерные игры из-за того, что они тратят на них
слишком много времени и порой испытуемые могут скрывать от родителей
свою увлеченность играми.
Предпочтение виртуального общения реальному. По данной шкале мы
получили показатели, указывающие на то, что 36% испытуемых отказываются
от общения с друзьями, чтобы поиграть за компьютером; если же находят
единомышленников по играм, то играют с ними совместно по сети и также
обсуждают результаты своей игры; стремятся всегда к высоким результатам в
игре; сильно увлечены компьютерной игрой.
Таким образом, чрезмерное увлечение компьютерными играми стало
одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. И больше всего
этой
проблеме
подвержены
подростки
в
силу
возрастных
психолого-
педагогических особенностей. Результаты исследования свидетельствуют о
том, что испытуемые (подростки) имеют достаточно выраженную склонность к
компьютерной игровой зависимости.
Исходя из полученных результатов мы разработали ряд психолого-
педагогических рекомендаций для педагогов и родителей, и мы считаем, что
применение данных рекомендаций будет способствовать профилактике и
коррекции компьютерной игровой зависимости у подростков.
Рекомендации педагогам:
– помните, что каждый подросток уникален. Разрабатывайте планы
коррекции негативного поведения, учитывая индивидуальные потребности и
причины агрессивного или зависимого поведения;
– создавайте поддерживающую атмосферу в классе, где подростки могут
открыто обсуждать свои проблемы и взаимодействовать с вами без страха
отказа или осуждения;
– при необходимости, направьте подростков к специалистам, которые
могут помочь им разобраться с агрессивностью и компьютерной зависимостью.
– поощряйте участие подростков в различных занятиях, таких как спорт,
искусство, волонтёрская работа и увлекательные хобби, чтобы заменить время,
проведенное за компьютером на более продуктивные занятия.
– помните, что коррекция компьютерной игровой зависимости – это
длительный процесс, требующий терпимости и тщательного подхода. Важно
поддерживать подростков и помогать им развивать навыки саморегуляции и
управления своим временем.
Рекомендации для родителей:
– установите ограничения времени, которое подросток проводит за
компьютерными играми. Убедитесь, что он понимает, что соблюдение этих
правил обязательно;
–
помогите
подростку
находить
равновесие
между
временем,
проведенным за компьютерными играми, и другими видами деятельностями,
такими как спорт, учеба, хобби, общение с друзьями и семьей;
– уделяйте внимание его интересам и успехам вне игрового мира. Это
поможет укрепить его уверенность в себе и самооценку, что может уменьшить
желание уйти в виртуальный мир;
– создайте дома открытую атмосферу, в которой подросток будет
чувствовать себя комфортно, обсуждать свои интересы, проблемы и заботы.
Будьте готовы выслушать его, не критикуя и не осуждая;
–
замечайте
любые
изменения,
происходящие
с
подростком,
не
игнорируйте их, проявите внимание и заботу к подростку;
– если проблемы становятся слишком серьезными, не стесняйтесь
обращаться за помощью к специалистам, к педагогам, психологам.
Список литературы
1.
Гришина
А.В.
Психологические
факторы
возникновения
и
преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом
возрасте. – Н/Новгород: Русь, 2011. – 236 с.
2.
Корнеева
Е.
Компьютерная
зависимость:
«бермудский
треугольник» за углом // Мир семьи. – 2004. – № 13. – С. 25-31.
3.
Юрьева
Л.Н.,
Больбот
Т.Ю.
Компьютерная
зависимость:
формирование, диагностика, лечение и профилактика.
–
Днепропетровск:
Пороги, 2006. – 196 с.