Напоминание

Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи.


Автор: Попкова Елена Михайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: эссе
Тема: Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи.
Дата публикации: 19.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи.

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной

образовательной

инициативы

«Наша

новая

школа»,

введения

Федеральных

государственных образовательных стандартов второго поколения, Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России возрастает роль

педагога.

Происходят

коренные

преобразования

в

системе

образования:

совершенствуются образовательные программы ОУ; совершенствуется программно-

методическое обеспечение по всем предметам; внедряются новые педагогические

технологии обучения и воспитания; шире используются возможности учреждений

дополнительного образования, культуры, спорта и др. для решения образовательных

задач.

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная

функция и назначение педагога в обществе.

В настоящее время, с развитием науки и переходом общества к новой ступени

развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю

растут.

Школа

должна

стать

важнейшим

фактором

гуманизации

общественно-

экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,  

семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и

литература, природа и человечество.

Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не

только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Одна из древних мудростей гласит: «Ребенок это сосуд, данный нам, взрослым, на

хранение». Следовательно, каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности

он несет за каждую маленькую частичку большого общества. Учитель – это призвание,

талант, данный свыше.

Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в

современном обществе?

Педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени

отводит на обучение и воспитание детей, как никто другой. Профессия педагога – одна из

древнейших, если бы педагог не занимался детьми, наше общество прекратило бы свое

развитие. Поэтому в современном обществе педагог – это главная «фигура», к которой

предъявляют особое внимание и требования.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь

к детям, к педагогической деятельности; наличие гениальных знаний в той области,

которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый

интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное

владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Педагог – это человек,

отдающий свое сердце детям. Учитель должен проводить с детьми многие часы в беседах,

организовывать различные виды деятельности. И это очень важно.

В современном обществе педагог должен всегда находиться на стадии развития.

Развивая свои личностные качества, педагог добивается лучших результатов в жизни, что

плодотворно влияет на его деятельность. Также педагог является «живым» примером и

идеалом для ученика. Сейчас в Интернете можно найти ответы на все вопросы, но педагог

должен быть впереди всех, готов ответить на любой возникающий вопрос ребенка,

поэтому требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Современное общество довольно сильно изменилось не в лучшую сторону.

Изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время.

Нравственные идеалы отошли в прошлое, их место заняли видеоконтент,

компьютерные игры, общение в социальных сетях, которые несут в себе в какой – то

степени риски, но также расширяют горизонт возможностей для творчества и общения и

расширяют информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о

мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка.

Меркантильность, беспринципность, равнодушие – как часто сталкиваемся мы

сегодня с этими негативными явлениями. Но мы знаем, что учителя могут смело

преодолевать трудности современной жизни. И не только потому, что долг обязывает, но

и потому, что в их преодолении формируются педагогические навыки, выявляются

духовные резервы и приходят в боевую готовность педагогические задатки и способности.

Чем труднее — тем интересней! В победе над трудностями появляется истинное

самоутверждение.

Традиционными

источниками

нравственности

должны

стать

приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные

ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском

обществе.

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому,

что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших,

но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно

сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Очень важно развить в себе способность и готовность к постоянному расширению

своего научного и педагогического кругозора. «Учитель живет до тех пор, пока учится»

(Ушинский К. Д).

Воспитательная

деятельность

как

профессиональная

функция

каждого

педагогического работника должна быть направлена на формирование позитивной модели

поведения обучающихся. Именно позитивные отношения и ориентации, конструктивные

поведение и деятельность способы обеспечить детям и подросткам условия для

нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в

мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных

процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной

традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их

социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые

решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности

образовательной должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного

пространства Российской Федерации.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,

являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,

семьи, общества и государства.

Роль учителя в обществе важна. В учителе ценят прежде всего человеческие

качества. Учитель – пример для подражания. Отношение к учителям всегда является

таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине.

Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой

поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Роль педагога в

прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает

молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более

высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог

формирует будущее общества, будущее его науки и культуры Значимость роли учителя в

прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-

1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя

живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками

человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей

истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за

истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим,

могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, —

одно из

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитель – это не только знаток

своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность,

способная к саморазвитию, способная любить, быть счастливой и сделать счастливым

другого, уважать себя и учить уважать других. Уважение, как известно, не приходит вдруг

— это результат великого труда ума и души. Уважение есть там, где есть потребность.



В раздел образования