Напоминание

"Влияние сказки на речевое развитие детей"


Авторы: Донцова Елена Николаевна, Скичко Ольга Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г. Ноябрьск Тюменская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние сказки на речевое развитие детей"
Дата публикации: 19.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Влияние сказки на речевое развитие детей»

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.

В. Сухомлинский

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается

с ним на всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для

развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со

сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в

целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о

добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно

сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на

них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве

только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим

удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены

семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей,

как не в хорошей сказке?

Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы,

используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной

работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот,

заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать

что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и

обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить роль родителя,

оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть

на окружающий мир, близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и

переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой

черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с

неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и

препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится

преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви

и справедливости.

Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях

мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый

взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.

Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки

окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков.

Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями

других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или

прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями речи.

Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность

зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего

организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием,

слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать

других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ослабленный,

заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки будет

происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на

занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению

большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся

живой интерес, развилась чувствительность, то это означает, что у педагогов станет

меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается

определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень

помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины,

дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему

миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой

ты есть.

Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной

страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы

они в чужой стране, где люди живут иными проблемами. И, побывав вместе с ребенком в

сказочном мире, вступаем с ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры –

взрослый и детский. Мы возвращаемся из сказки с добычей, одухотворяющей будничную

жизнь.

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить

следующими достоинствами:

в сказках нет обучения и нравоучений;

главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может

быть везде;

дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;

тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.

Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций:

ознакомительную;

коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память,

внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается

речь, фонематический слух, артикуляционная моторика);

интеграционную (ребенок включается в социальную среду)

Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью).

Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как

рычит собака? (р-р-р).

С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:

умение слушать;

умение познавать;

умение сравнивать, сопоставлять;

умение мыслить словами;

связную речь;

интерес к занятиям;

внимание;

память;

воображение;

эстетические чувства;

чувство юмора

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому

выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и

животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко

перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает

идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами,

богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные

сказки.

Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:

При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны

запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита

непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и

первый раз.

Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и отрицательные

поступки участников рассказа, сказки.

Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.

Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же

качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в

сказках всегда хитрая.

В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.

Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими

силачами.

Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его

фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!



В раздел образования