Авторы: Донцова Елена Николаевна, Скичко Ольга Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г. Ноябрьск Тюменская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние сказки на речевое развитие детей"
Дата публикации: 19.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Влияние сказки на речевое развитие детей»
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.
В. Сухомлинский
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается
с ним на всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для
развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со
сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в
целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о
добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно
сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на
них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве
только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим
удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены
семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей,
как не в хорошей сказке?
Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы,
используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной
работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот,
заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.
Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать
что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и
обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить роль родителя,
оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть
на окружающий мир, близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и
переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой
черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с
неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом выполняют задания.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и
препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится
преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви
и справедливости.
Велика роль сказки и в коррекции речевых нарушений у детей. В «сказочных» занятиях
мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый
взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Большинство детей с нарушениями речи не умеют слушать и слышать, как звуки
окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков.
Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями
других, проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или
прерывистое, - вот характерные особенности детей с нарушениями речи.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность
зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего
организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием,
слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать
других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи. Если ослабленный,
заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе, то в более короткие сроки будет
происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребенок станет меньше уставать на
занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению
большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся
живой интерес, развилась чувствительность, то это означает, что у педагогов станет
меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается
определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень
помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины,
дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему
миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой
ты есть.
Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной
страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы
они в чужой стране, где люди живут иными проблемами. И, побывав вместе с ребенком в
сказочном мире, вступаем с ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры –
взрослый и детский. Мы возвращаемся из сказки с добычей, одухотворяющей будничную
жизнь.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить
следующими достоинствами:
в сказках нет обучения и нравоучений;
главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может
быть везде;
дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.
Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций:
ознакомительную;
коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память,
внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается
речь, фонематический слух, артикуляционная моторика);
интеграционную (ребенок включается в социальную среду)
Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью).
Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как
рычит собака? (р-р-р).
С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к занятиям;
внимание;
память;
воображение;
эстетические чувства;
чувство юмора
Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому
выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и
животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко
перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает
идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами,
богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные
сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:
При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны
запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита
непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и
первый раз.
Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и отрицательные
поступки участников рассказа, сказки.
Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же
качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в
сказках всегда хитрая.
В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими
силачами.
Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его
фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!