Автор: Помазкова Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №56 "Искорка"
Населённый пункт: г. Сургут. Тюменская обл. ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальное занятие "Постановка звука Ж"
Дата публикации: 19.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальное занятие учителя-логопеда
Тема: Постановка звука «Ж»
Коррекционно-образовательные цели:
уточнить и расширить представления о диких животных
закрепить обобщающее понятие «Дикие животные»;
обучать согласованию существительных в роде, числе, падеже и образованию
уменьшительно-ласкательных суффиксов;
активизировать построение предложений из 2-3 слов с использованием пиктограмм;
Коррекционно-развивающие цели:
продолжать обучать приемам самомассажа;
закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
продолжать формирование длительной направленной воз
душной струи.
учить произносить звук «ш» по подражанию;
развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
развивать внимание, память, логическое мышление;
развивать мелкую моторику и осязательную чувствительность;
Воспитательные цели:
формировать положительную установку на участие в занятии, навыки сотрудничества и
взаимодействия, доброжелательности и бережного отношения к живой природе
Оборудование: игрушка зайца, зеркало, компьютерная игра «Угадай-ка», «сухой бассейн», схема с
графическими заданиями, игрушки и картинки диких животных (лисы, белки, зайца, медведя, волка),
мяч, карточки-символы упражнений артикуляционной гимнастики, карточки-пиктограммы для
составления предложений, вата для упражнения «Фокус», снежинки для отработки воздушной
струи, массажный мяч
Ход занятия:
1.
Орг. момент
.
Логопед:
-Здравствуй! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотри, это кто к нам пришел в
гости? (К нам в гости пришел заяц) Нравиться он тебе?
-Зайка принес с собой разные задания, которые ты будешь выполнять. А поможет нам в этом
графическая схема.
-Сделаем вместе массаж и поиграем с веселым Язычком, а зайчик посмотрит.
2.
Самомассаж мимической мускулатуры
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Тёплым стать ему поможем.
Щёчки надуваются.
Губки улыбаются.
Подбородок разотрём,
Губки дружно пожуём.
Здесь живёт наш язычок,
Пусть погреется дружок.
Потереть ладошки рук
Водят ладошками по щекам
Поочерёдно правой, левой ладошкой проводят по лбу
Одновременно надувают обе щеки
Растянуть губы в улыбке
Правой
и
левой
руками
одновременно
растирают
подбородок
Надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем
наоборот
Пожевать язык передними зубами
3.
Артикуляционная гимнастика
-Выполним зарядку для язычка. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3—4
раза), затем «Бублик» (повторить 3—4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки
округлены.
-А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату»
(повторить 3—4 раза). После этого подуй на язычок.
-Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта
(повторить 2—3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок «Фокус»
(повторить 3—4 раза), спрячь язычок за верхние зубки «Парус» и удержи его в этом
положении (повторить 3—4 раза). Упражнение «Грибок»
4. Дыхательные упражнения
-Хорошо! Ты правильно выполнил упражнения
-А ты знаешь какое время года на улице? (Сейчас на улице зима. )
-С неба падают ….. (снежинки)
-Посмотри и зайка приготовил для тебя снежинку.
-Покажи, как ты сдуваешь ее с ладони.
-Вдох делаем носом, а плавный выдох ртом. (5-7 раз)
-Молодец!
5. Постановка звука по подражанию
-Посмотри на следующую картинку. Что на ней изображено? ( Изображена весна).
-Какое время наступает после зимы? (весна). Какие насекомые просыпаются?
- Верно, и к нам прилетела пчела: «ж-ж-ж» - жужжит она.
Повтори за мной ж-ж-ж. Молодец!
6.Компьютерная игра «Угадай-ка»
-А что нарисовано здесь? (это ухо)
-Правильно, для чего нам нужны уши? (уши нужны, чтобы слушать)
-Внимательно послушай и отгадай, что звучит?
7.Упражнение «Поймай звук»
-В следующей игре зайка проверит, как ты внимательно слушаешь? Если услышишь звук Ж,
то хлопни в ладоши: Та-жа-ба-ка-жо-жу-ма-жи-жа
8.Упражнение для рук с массажным мячом
-А сейчас займемся массажем рук
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать!
9.Упражнение «Кто спрятался?
-Посмотри, какое следующее задание? (Сундучок).
-Этот сундучок не простой, в нем кто-то спрятался. Кто же в сундучке лежит?
Ребенок достает по одной игрушке и называет животное
-Кто это? Это лиса…. (волк, медведь, белка, заяц)
-Как одним словом называют лису, зайца, медведя, волка, белку? (Животные)
-Они живут в лесу, значит это какие животные? (Они дикие животные)
-Посмотри на карточки и угадай, кто чей детеныш?
-Кто детеныш у лисы? (У лисы лисенок)
-Кто детеныш у волка? (У волка волчонок)
-Кто детеныш у медведя? (У медведя медвежонок)
-Кто детеныш у белки? (У елки бельчонок)
-Кто детеныш у зайца? (У зайца зайчонок)
-Молодец!
10. Упражнение «Скажи ласково» (с мячом)
-Давай отдохнем и поиграем с мячом. Ты будешь придумывать ласковые слова.
-У лисы нос, а у лисенка носик.
-У лисы хвост, а у лисенка хвостик.
-У лисы уши, а у лисенка ушки.
-У лисы рот, а у лисенка ротик.
-У лисы лапы, а у лисенка лапки.
-У лисы живот, а у лисенка животик.
-У лисы спина, а у лисенка спинка.
-У лисы усы, а у лисенка усики.
11. Составление предложений с помощью карточек-пиктограмм.
-Зайка предлагает выполнить последнее, не простое задание. Давай попробуем?
-Посмотри на карточки и составь по ним предложения
-Заяц прыгает по лесу.
-Медведь спит в берлоге
-Волк бежит к дереву.
-Лиса смотрит на зайца.
-Белка сидит в дупле.
12. Итог занятия
-Наше занятие подошло к концу. Ты правильно выполнил все задания, точно произносил
звук « Ж». Зайка очень доволен и благодарен тебе.
-За твои старания я награждаю тебя медалью. Молодец!