Напоминание

"Над чем смеется А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»."


Автор: Вольф Христина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Копейск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Над чем смеется А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»."
Дата публикации: 19.08.2021
Раздел: полное образование





Назад




Над чем смеется А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий».

Чины людьми даются,

а люди могут обмануться.

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных

действий

через

систему

продуктивных

заданий

для

исследования

художественного текста :

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы,

строить логически обоснованные суждения),

-смыслового

чтения

текста

выделением

смысловой,

подтекстовой

информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы,

синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя

его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией

общения и коммуникативной задачей

Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на

общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать

свои

черты

характера,

интересы,

цели,

позиции,

свой

мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся

получат

возможность

научиться

основам

исследования

художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. (Слайд 1)

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить

на вопрос. А на какой вопрос, узнаем чуть позже. Для начала давайте

определить, о творчестве какого писателя пойдет речь. А для этого давайте

разгадаем КРОССЕНС. (Слайд 2)

Итак, перед вами картинки, связанные между собой по смыслу, вам

необходимо попытаться ответить на вопрос: фамилия какого писателя здесь

зашифрована.

Ребята разгадывают кроссенс, давая связный рассказ по картинкам.

А.П.Чехов

великий

мастер

художественного

слова

.Именно

мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое

1

сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова,

добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя

рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться

и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации,

исследуем художественное слово писателя, составим психологический

портрет наших героев.

3. Проверка домашнего задания. Работа с кроссвордом.

Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы

внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ

появляется на слайде).

(Слайд 3)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вопросы для кроссворда:

1.

Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

2.

Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

3.

Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

4.

Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

5.

Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

6.

Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

2

7.

Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

8.

Имя Тонкого. (Порфирий)

9.

Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

10.Место, где встретились друзья. (Вокзал)

11.Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

12.Кличка Тонкого. (Эфиальт)

13.Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

А

теперь

скажите,

какое

слово

выделено

в

кроссворде?

(ЧИНОПОЧИТАНИЕ)

Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики. (На

слайде значение слова – особое уважение к человеку за его…)

Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и

тонкий», потому что автор осуждает в своем герое это качество

характера.

4. Словарная работа.

Записывают в тетрадь, выделяем корни слова, пытаемся дать определение

слова.(Слайд 4)

Чинопочитание – почитание старших по чину, по служебному положению.

(по словарю С.И. Ожегова)

Это ли имел в виду А.П. Чехов? В данном рассказе автор говорит о

чинопочитании как о качестве личности – склонности поклоняться

старшим по служебному положению, оказывать им наружные знаки

почтения. (ВЫВЕСТИ НА СЛАЙД, ЗАПИСАТЬ)

Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ЧИНОПОЧИТАНИЕ

(угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие).

Если дети не смогли подобрать, вывести на экране (Слайд 5)

5. Анализ текста.

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

3

Ребята, к этим понятиям сегодня мы еще вернемся, а сейчас давайте

поговорим о самом рассказе.

Вам понравился рассказ? Чем?

Какие эмоции вызвал?

Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Прежде всего надо сказать, что рассказ не только очень мудрый, но и …

смешной. И сегодня на уроке у нас есть возможность понять, над чем смеется

писатель в рассказе «Толстый и тонкий».

На какие 2 части можно разделить рассказ? (1. Встреча школьных друзей.

Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию,

моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами

вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и

Миша.

2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их

разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.)

Почему отношения приятелей резко меняются?

(Тонкий узнает о

служебном положении Толстого.

Теперь перед нами уже не друзья

детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть.

Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не

держать дистанцию.).

Как теперь тонкий относится к толстому? Он по-прежнему для него

друг детства? (он начальник, а тонкий подчинённый)

Для того, чтобы увидеть все изменения, происходящие с героем,

ребята, давайте заполним таблицу.

(Слайд 6)

1 встреча

2 встреча

Глаголы внутреннего

состояния героев

обращения

(Слайд 7)

4

1 встреча

2 встреча

Глаголы внутреннего

состояния героев

Изумился, был

приятно ошеломлен

Побледнел, окаменел,

лицо искривилось

улыбкой, съежился,

сгорбился, сузился

обращения

Миша! Друг детства!

Милый мой!

Ваше

превсходительство…

Вы-с..!

Ребята, а как вы считаете, правильно ли повел себя Тонкий?

А как выглядит поведение Тонкого при этих двух встречах?

При помощи какого литературного приёма построен рассказ

«Толстый и тонкий»? (антитеза) Запись в тетрадь.

АНТИНЕЗА - это оборот поэтической речи, в котором для усиления

выразительности резко противопоставлены прямо противоположные

явления, понятия, мысли.

А что в рассказе А.П. Чехова противопоставляется?

(Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен,

один – налегке, без спутников, второй обременен и скарбом и

семейством. Это не просто контраст, это – антитеза, поведение

Тонкого при встречах).

(Обратить внимание на изменения, произошедшие с героем.)

Как называется такое поклонение высокому чину? (чинопочитание)

Как выглядит поведение тонкого? (глупо)

А как относится к этому толстый?

А как бы вы ответили на вопрос…. (над глупостью, готовностью

унижаться)

7. Домашнее задание. (Слайд 9)

Написать ответ объемом 5-10 предложений на вопрос: над чем смеется А.П.

Чехов в рассказе «Толстый и Тонкий».

5

Как

жутко,

что

человек

способен

так

унижаться,

только

лишь

почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек,

напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения.

Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское

чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь

достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной

лестницы.

6



В раздел образования