Авторы: Рыжанкина Татьяна Александровна, Кузнецова Наталья Михайловна
Должность: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: ЗАВОЛЖЬЕ Г. Нижегородская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект "В мире сказочных историй"
Дата публикации: 19.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 « Ладушки»
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе № 7 «Дюймовочка»
по художественно – эстетическому
развитию на тему
«Время сказочных историй»
Выполнили воспитатели:
Кузнецова Н.М.
Рыжанкина Т.А.
г.Заволжье
2025 г
Цель: Познакомить детей с художником В.М.Васнецовым и его картинами.
Биографией художника, сюжетами его картин связанные со сказками.
Задачи:
Образовательные:
- Дать основные представления о том, что такое сказка
- Расширять представления детей о художниках
- Формировать эстетическое воспитание, культуру поведения в общественном
месте.
-Активизировать словарь детей .
- Учить внимательно рассматривать иллюстрации.
Развивающие:
-Развивать коммуникативные способности, диалогическую речь детей.
- Развивать внимание, мышление и память, вспоминая последовательность
событий знакомой сказки.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес и потребность в посещении музеев и выставки картин.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к картинам.
Предварительная работа: Рассматривание отдельно взятых картин В.М.
Васнецова, составление описательных рассказов, рисование рисунков на
занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время.Чтение русской
народной сказки «Иван –царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Сказания о русских богатырях».
Оборудование и материалы: репродукция картин В.М.Васнецова “Аленушка”,
“Три богатыря”, “”, “Иван - царевич на Сером волке”; портрет В.М.Васнецова,
игра “Разрезные картинки- пазлы”, аудиозапись “Русские богатыри”, карандаши,
листы бумаги для рисования (можно трафареты лошадей), краски (можно взять
тычки, ватные палочки для гривы, хвоста).
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей: русские народные сказки )
Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она?
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы
детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! -
Хотите отправиться со мной? (ответы детей).Путешествие наше необычное, мы
отправимся с вами в мир сказки.
В: закрывайте глаза ((звучит музыка «В гостях у сказки»).
Воспитатель произносит слова:
Если палочкой волшебной, я взмахну четыре раза
В мире сказок непременно мы окажемся все сразу
Считаем : раз ,два, три, четыре
Вот мы и в сказочном мире.
Воспитатель надевает наряд сказочницы (сарафан, кокошник) или
может быть кто –то переодетый другой человек
Сказочница: Здравствуйте ребята, я сказочница и вы попали в сказочный мир-
картин. Посмотрите, здесь представлены картины Васнецова и мне бы хотелось
немного рассказать о нем:( показывается портрет Васнецова на экране). Виктор
Михайлович Васнецов родился в 1848 году, в семье священника в далекой
русской деревне Вятской губернии. Еще в детстве Виктор Михайлович очень
любил рисовать, он мечтал стать художником. С детских лет Васнецов слышал
былины и сказки о русских богатырях и героях. Так же вся красота природы,
которая окружавшая его с детства, открыла в нем талант художника.
Васнецова считают самым сказочным художником, а его картины часто
становятся иллюстрациями к книгам. Сейчас я предлагаю вам пройти и
рассмотреть картины В.М.Васнецова. Но прежде чем мы будем рассматривать
картины, напомните мне правила поведения (все обговаривают) .
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками, вопросы
задавать с поднятой рукой. передвигаться бесшумно. Громко разговаривать
недопустимо.
После того как ребята рассмотрели картины, воспитатель(сказочница)
подводит к картине «Аленушка».
Звучит музыка П.И. Чайковского «Болезнь куклы» (2 – 3 мин)
Загадка:
Не послушает сестрицу,
младший брат, захочет пить
А напившись из копытца
Он в козленка превратится.
Сказочница: О какой сказке эта загадка?(ответ детей)
Сказочница: Кто знает или может догадаться, как называется картина?
Кто изображен на картине?(Ответы детей.)
А как вы догадались, что она грустит?
Однажды увидел Виктор Васнецов в деревне девушку- сиротку. Её глаза
поразили художника – такая в них была печаль. И решил он написать об этом
картину.
Сказочница: На полотне изображена печальная девушка, которая в одиночестве
сидит на берегу лесного озера и задумчиво глядит в бездонный омут. Она вся
погружена в свои тяжёлые мысли, об этом говорит её поза и выражение лица.
Алёнушка обняла колени руками и опустила голову, а лицо её, словно
неподвижная маска. Девушка красива, несмотря на небрежно лежащие волосы и
растрёпанную одежду.
Какое настроение вызывает эта картина?
Какие краски помогли ему в этом?
Следующая картина “Три богатыря”
Сказочница: Переходим к следующей картине, кто знает как называется
эта картина?
Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? Чем они отличаются? Чем
отличаются их кони? Кто находится в центре картины? (Илья Муромец) Как вы
догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и
опытный богатырь) Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) Кто справа
от Ильи Муромца? (Алеша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).
А сейчас предлагаю вам размяться как настоящие богатыри:
Физкультминутка “Богатыри” ( Музыка «Богатырская наша»)
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим,(правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу! .
Сказочница: У меня есть очень интересная игра. Хотите поиграть в неё.
Вот здесь у меня разрезные картинки, а вы должны собрать из них целую
картину.
Игра “Разрезные картинки - пазлы” ( Дети делятся на 2 команды и
собирают пазлы по картинам «Алёнушка», «Три богатыря»).
Звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля».
Сказочница: Представим, что мы попали в этот лес. Что помогла нам
услышать
музыка? (музыка
взволнованная,
тревожная,
полня
сказочных
неожиданностей) Подходим к картине: «Иван царевич на сером волке».
Сказочница:
Что легло в основу сюжета картины? Давайте вспомним сказку.
Какой момент из сказки изображен на картине?
Кто помог Ивану царевичу спасти Елену прекрасную?
Посмотрите какие лица у героев?
Сказочница: Ребята , картину художник рисовал масляными красками.
Посмотрите пожалуйста, и назовите цвета красок , какие он использовал при
написаний этой картины. Какими красками нарисован пейзаж светлыми или
темными?
Сказочница:
Правильно, для передачи состояния опасности преследования В. М. Васнецов
использовал в изображении деревьев и болота краски темных тонов, а ощущение
светлых чувств и веры в счастливый финал художник передал светлой гаммой,
выделив фигуры Ивана-царевича, Елены прекрасной и поместив на передний
план цветущую яблоню.
Вот ребята скажите мне волк выведет их из леса и скажет я дальше не могу вас
везти.
А как им быть ,до дворца та далеко? На чем наши герой могут
передвигаться?
Дети: Лошади.
Сказочница: Правильно. Раньше когда не было современного транспорта , из
одного царства в другое передвигались на лошадях.
Сказочница: А теперь приглашаю вас в художественную мастерскую.
Воспитатель: Ребята а вот сейчас я вам предлагаю нарисовать своего волшебного
коня , который поможет нашим героям дойти до дома.
Сказочница: перед тем как мы начнем с вами работать, предлагаю вам размять
пальчики :
Жили-были в домиках маленькие гномики (сжимают и разжимают кулаки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибают пальцы, начиная с большого пальца)
1,2,3,4,5 стали гномики играть (стучат пальцами по столу, имитируя игру на
фортепиано).
(Дети рисуют, звучит спокойная музыка)
-А сейчас, ребята давайте разместим наших сказочных коней на магнитной
доске.
Сказочница: Вот он наш сказочный конь.
Сказочница. Ребята, на доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и
голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно и вы
узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не
понравилось, прикрепляете голубой лучик.
Вам понравилось путешествие.?
Д: да.
В: А хотели бы еще раз?
Д: да.
Сказочница: Наша сказочная экскурсия подошла к концу. Предлагаю вернуться
в группу.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Снова палочкой волшебной, я взмахну четыре раза
В детский садик непременно , дети все вернутся сразу
Считаем :Раз, два, три, четыре
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что необычного вы
заметили в нашем путешествии? Что мы рассматривали? С каким художником
вы сегодня познакомились?
Как называются картины, которые мы сегодня
посмотрели? Какое настроение вызвало из эти картин? Какие репродукции вам
понравились? Что вам запомнилось больше всего? Чем мы занимались там?
(ответы детей).