Напоминание

Психологическая подготовка команды: управление стрессом и мотивация в волейболе


Автор: Пономарева Дарья Олеговна
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: МАОУ ДО СШОР "Локомотив-Изумруд"
Населённый пункт: Свердловская область, г.Екатеринбург
Наименование материала: программно-методическая разработка сопровождения образовательного процесса
Тема: Психологическая подготовка команды: управление стрессом и мотивация в волейболе
Дата публикации: 19.10.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пономарева Д.О

Тренер-преподаватель по волейболу

МАОУ ДО СШОР «Локомотив-Изумруд»

Психологическая подготовка команды:

управление стрессом и мотивация в волейболе

Аннотация: Современный спорт предъявляет высокие требования не

только к физической подготовленности спортсменов, но и к уровню их

психологической готовности. Волейбол представляет собой вид спорта, где

эффективность игровой деятельности определяется множеством факторов,

одним из важнейших среди которых является психологический компонент.

Управление стрессом и поддержание оптимальной мотивации становятся

ключевыми элементами успешной подготовки волейбольной команды.

Настоящая

статья

посвящена

изучению

особенностей

организации

психологической подготовки, направленных на минимизацию негативного

влияния стресса и формирование устойчивой мотивации у спортсменов,

играющих в волейбол.

Ключевые слова: волейбол, стресс, мотивация.

Волейбол

это

динамичный

и

интенсивный

вид

спорта,

характеризующийся высокими физическими нагрузками и значительными

нервно-эмоциональными затратами. Спортивные соревнования вызывают

значительный стресс у атлетов, особенно на этапе решающих матчей и

турниров. Поэтому особая значимость отводится процессу формирования

необходимых качеств, позволяющих игрокам эффективно противостоять

негативным

последствиям

стресса

и

поддерживать

высокий

уровень

мотивации на протяжении всего периода выступлений.

Цель исследования заключается в разработке эффективных подходов к

управлению стрессом и поддержании устойчивого уровня мотивации у

волейболистов разного возраста и квалификаций.

Задачи исследования включают:

1)

Изучение специфики воздействия стресса на игровую деятельность

волейболистов.

2)

Определение

роли

мотивации

в

формировании

успешности

спортивных результатов.

3)

Анализ

существующих

моделей

психологической

подготовки

команд.

4)

Разработка

рекомендаций

по

оптимизации

системы

психологической поддержки и повышению эффективности игровых

действий волейболистов.

Теоретико-методологические основы изучения проблемы

Психологическое состояние спортсменов существенно влияет на

процесс восприятия, переработки информации и принятия решений в ходе

матча.

Игроки

подвержены

значительным

когнитивным

перегрузкам,

обусловленным необходимостью оперативно реагировать на изменения

ситуации на площадке, оценивать поведение соперников и партнеров,

формировать стратегию атакующих и защитных действий. Высокая степень

неопределенности и риск возможных поражений приводят к возникновению

ситуаций острого эмоционального дискомфорта, проявляющегося в форме

страха, тревоги, волнения, неуверенности в собственных силах.

Для решения этих проблем предлагается комплексный подход,

включающий

разнообразные

методы

и

средства,

направленные

на

профилактику стресса и укрепление волевых качеств.

Среди основных методов выделяются:

Психорегуляция

(дыхательная

гимнастика,

аутогенная

тренировка).

Обучение

релаксации

и

восстановлению

энергетического

потенциала.

Групповые

беседы

и

индивидуальные

консультации

с

квалифицированными психологами

Работа

с

воображением

(визуализация

успешных

игровых

эпизодов).

Организация

специализированной

программы

моральной

поддержки команды.

Эффективность предложенной модели должна оцениваться с точки

зрения динамики состояния отдельных игроков и команды в целом, что

позволит сделать выводы относительно качества реализации поставленных

задач.

Результаты эмпирического исследования

Эмпирическое исследование было проведено на примере команды

детей-мальчиков в возрасте 10-14 лет. В исследовании приняли участие 18

спортсменов. Участники были разделены на две группы: экспериментальная

группа

прошла

полный

цикл

разработанной

нами

программы

психологической подготовки, контрольная группа продолжила заниматься по

стандартной программе без специальных мероприятий по формированию

стрессоустойчивости и мотивации.

Методом оценки эффективности была выбрана методика субъективной

оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Исследование

показало

значительное

снижение

уровня

тревожности

и

увеличение

показателя внутреннего спокойствия в группе, прошедшей специальную

подготовку.

Кроме того, использовались дополнительные инструменты анализа

поведения спортсменов на площадке, такие как протокол наблюдения

игрового

поведения,

опросники

удовлетворённости

тренировочным

процессом и показателями соревновательных достижений.

Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии

комплексной

психологической

подготовки

на

спортивные

показатели,

стабильность

игровой

формы

и

общую

эффективность

деятельности

команды.

Выводы и рекомендации

Исследование подтвердило необходимость внедрения специальной

программы

психологической

подготовки

в

систему

подготовки

профессиональных волейбольных команд. Применение инновационных

технологий, учитывающих особенности психологии спорта, обеспечивает

существенные преимущества в достижении высоких результатов.

Основные направления дальнейших исследований включают изучение

возможностей индивидуализации подхода к каждому игроку, создание

единой стратегии комплексного подхода к развитию стрессоустойчивости и

мотивации всех членов команды, совершенствование содержания учебных

программ и методической базы в области спортивной психологии.

Список использованных источников

1.

Бабаева Ю.Д. Стрессоустойчивость и здоровье // Психология

здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

2.

Дашкевич

О.В.

Индивидуально-типологический

подход

к

исследованию волевых характеристик футболистов // Вопросы

психологии. 2006. № 3.

3.

Карелин А.П. Современные подходы к профилактике синдрома

хронической усталости у высококвалифицированных спортсменов //

Вестник Томского университета. Серия гуманитарные науки. 2010.

4.

Шварцман Е.Г. Особенности проявления эмоций и характера в

спортивной деятельности // Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта. 2011. № 1.



В раздел образования