Напоминание

"Народно-сценический танец"


Автор: Миннеханова Лилия Ринатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Азнакаевская ДШИ"
Населённый пункт: г. Азнакаево
Наименование материала: Методическая доклад
Тема: "Народно-сценический танец"
Дата публикации: 19.12.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Азнакаевская детская школа искусств»

Методический доклад на тему: «Народно-сценический танец»

Преподаватель МБОУ ДО

«Азнакаевская ДШИ»

Миннеханова Лилия Ринатовна

г. Азнакаево, 2024 год

Введение

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный,

многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Истоки

русской хореографии берут начало в хороводных массовых танцах, в которых

складывались различные формы: перепляс, парный танец, импровизационная

хороводная пляска, в которой ведущий танцор придумывал движения, а

остальные повторяли. Со временем отбирались и вырабатывались наиболее

интересные, выразительные движения, рисунки и запечатлевались в различных

танцах, приуроченных к жизненным событиям – обрядам, идущих от языческих

времен, свадьбам, сезонным праздникам.

Древнейший вид искусства – народный танец, вобравший в себя

многовековой опыт человеческой деятельности, может выступать как одно из

средств возрождения и обогащения традиций. Народный танец – не просто

ритмически упорядоченные телодвижения, имитирующие трудовой процесс, это

элемент старинных обрядов и ритуалов, концентрирующих традиции, культуру

общения, манеру поведения, огромный пласт духовных ценностей народа.

Поэтому он необходим современному поколению для поддержания традиций.

Одним из звеньев, связывающих современную молодёжь с народной культурой,

являются коллективы народного танца. Наряду с внешними проблемами,

существует ряд внутренних, исходящих от самих руководителей коллективов

народного танца. В погоне за новыми сценическими интерпретациями фольклора,

забывается главная основа, которой является этнокультура того или иного этноса.

Его неповторимая история, быт, нравы, фольклор, а также природная среда, в

которой складывалась танцевальная культура, предопределяющая характер

специфических

танцевальных

движений

каждого

отдельного

этноса.

В

методической литературе, посвящённой обучению народно-сценическому танцу,

этой

стороне

обучения

уделяется

самое

минимальное

внимание,

или

этнокультурная основа тех или иных народно-сценических танцев не освещается

вообще.

2

Изучение народной танцевальной культуры необходимо. Анализ детского

самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец

теряет

свою

популярность

и

востребованность.

Репертуар

танцевальных

коллективов изобилует постановками в современных ритмах с достаточно

стереотипным композиционным построением и набором танцевальных движений.

Учитывая

актуальность

и

многожанровость

танцевального

искусства

и

естественную потребность творческих коллективов отражать его современные

тенденции, важно не забывать и о своих истоках.

Задачей педагога-хореографа является не просто научить детей танцевать,

но и привить любовь и уважение к своим корням, ознакомить с истоками той или

иной танцевальной культуры. Дети младшего школьного возраста отличаются

лёгкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию

взрослых, в особенности учителя, но очень часто им приходится сталкиваться с

проблемой непонимания и насмешек со стороны сверстников или не вполне

образованных взрослых. Разработка педагогом системы разнообразного влияния

на детей и последовательное осуществление этой системы в процессе обучения,

приводит к положительным изменениям в формировании их личности.

Специфика народно-сценического танца.

Народный танец прошел долгий путь становления и развития. Он всегда

был связан с историей народа, его традициями и обычаями.

Разнообразие

композиционных форм, танцевальных движений, музыки, костюмов отражают

удивительно тонкое понимание красоты простым народом, его чувств, чаяний,

эстетических норм. Все это несет в себе огромный воспитательный заряд

Народным танцам свойственны свои характерные особенности. Каждый

танец отличается своеобразным рисунком, порой сложными композиционными

приемами, использующими красочные орнаментальные узоры. Каждый из них

имеет свою группу элементов движения, свое музыкальное сопровождение, свой

ритмический рисунок, «народный танец не только утверждает различные типы

движений, он придает им весьма разнообразный пластический облик».

3

Композиции

народных

танцев

часто

напоминают

рисунки

народного

художественного ткачества и вышивки, их узоры, слагающиеся из отдельных

фигур. В народном орнаменте каждая фигура несет в себе известный смысл.

Особенностью многих народных танцев является их сюжетность. Движениями

танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде,

отношении к

природе. Раскрытию замысла танца часто помогает мягкий народный юмор.

Посредством народного танца передается характер народа, бытовые явления,

особенности трудовых процессов, окружающего природного мира.

Таким образом, главной особенностью народного танца является отражение

национального колорита определенного народа.

С древних времен, танец являлся одной из форм, отражающих бытовые

явления, особенности трудовых процессов, подразумевающих массовое действие.

Поэтому, также, одной из основных особенностей народного танца является его

массовость.

Русский танец является таким же культурным достоянием нашего народа, как

русский язык и русская литература. С помощью русского народно-сценического

танца обеспечиваются такие условия для творческой деятельности, которые

помогают

раскрыть

ребенку

его

творческий

потенциал

и

сформировать

нравственные ценности.

Техника танца настолько многогранна, что на ее основе можно успешно учить

прыжкам и вращениям, легкости передвижения по сценической площадке,

технике парного и ансамблевого танца. И все это без нарушения канонов

воспитания классического танцовщика, без нарушения традиционных форм

занятий, без излишней нагрузки на мышечный и связочный аппарат исполнителя.

Большое значение в учебном процессе уделяется правильному и активному

использованию классических образцов русского народного танца, созданных

выдающимися мастерами. Педагог должен находить в них необходимые для

конкретного периода обучения фрагменты произведений, которые "работают" на

исполнителя с учетом его возраста и профессиональной подготовки.

4

Педагог должен понимать, что преподавание в учреждении дополнительного

образования значительно отличается от ведения народно-сценического танца в

специальных учебных заведениях культуры и искусства, где наряду с общим

материалом по русскому танцу, необходимо передать знания по русскому танцу

различных регионов России. Необходимо отобрать те элементы занятия, которые

ребенку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию и

музыкальность.

Желательно, чтобы в учебной программе были представлены все виды

русского народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, польки и

вальсы, их разнообразие дает возможность использовать этот богатый материал

по степени, возрастающей технической сложности, по степени сложности

эмоциональной и выразительной.

Хореограф - профессия сложная. Хореограф, работающий в учреждении

дополнительного образования с разновозрастными детьми - профессия, сложная

вдвойне. Ведь кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих освоению

народного танца, кроме необходимости решать большие воспитательные задачи,

педагог должен чрезвычайно умело разбираться в возрастных особенностях своих

воспитанников. Поэтому главная задача педагога в первые годы обучения

народному танцу заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и

движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к танцу,

дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике.

Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение

к занятиям, чтобы они могли более активно работать на занятии и знали, на что

особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении. Важной задачей

первых лет обучения хореографии является освоение азбуки народного танца.

Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная постановка

корпуса, гибкость, устойчивость, легкий высокий прыжок, четкая координация

движений. Все это - элементы, необходимые для дальнейшего развития

танцевальной техники и разнообразных навыков.

5

Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных

сочетаниях. Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои

сложности. В зависимости от программы каждый раздел занятия имеет свои

задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот

порядок не произволен. Педагог выстраивает урок с учетом данных своих

учеников, продуманно чередует и распределяет физическую нагрузку на

определенные группы мышц и связок, стремится к ограниченному сочетанию

силовых и танцевальных движений.

Подчеркнем в финале, как важно, чтобы в учебном процессе в наших

учреждениях дополнительного образования, не потерялось то, что нам дорого и о

чем так проникновенно написал в своей книге великий русский хореограф и

ученый Касьян Голейзовский: "Русская" пляска, - она и не может быть названа

иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его

манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с

характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или

юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент

внутренних ощущений и вкладывают в свое творение весь внутренний мир.

Сколько таких неповторимых плясок, объединенных одним названием "Русская",

создано в разных уголках нашего великого государства".

В своей работе педагог использует:

- наблюдение;

- беседы с детьми, родителями;

- просмотр видеозаписей концертов;

- фотографирование детей на уроках и концертах;

- участие в смотрах, фестивалях, конкурсах.

С точки зрения способностей к хореографии, выделяют качества, необходимые

для обучения танцу: внешние и физические данные

(пропорциональность

сложения, стройность, гибкость, прыгучесть, выворотность, шаг), психофизические

данные и музыкально-актерские данные.

Для занятий народным танцем не обязательны идеальная выворотность,

высокий рост, большой шаг. В то же время необходимо выделять ряд черт,

6

отражающих склонность ребенка к занятиям именно народным танцам, к

которым относиться:

любовь к народной музыке;

яркое эмоциональное реагирование на народные песни и танцы;

способность уловить характерные особенности танцев и

стремление их исполнить;

интерес к народному творчеству;

желание заниматься народным танцем.

Изучение народного танца отличается от других видов хореографии формой

одежды учащихся на занятиях. Каблучная обувь нужна с первого дня обучения

(особенно на 1-ых этапах). Отсутствие каблуков дает учащимся совершенно другое

ощущение движения, искажает его рисунок, и они свыкаются с неправильным

исполнением, расценивают его как должное. Всевозможные выстукивающие

движения, пяточные удары и т.п. теряют в мягкой

обуви всю свою характерность,

рельефность стуков, мазков и «шарканья» ногой по полу и этим дезориентирует

учащихся.

А также неотъемлемой особенностью исполнения народного танца является

эмоциональная выразительность.

Наиболее эффективные методы, которые необходимо применять в обучении

детей хореографии:

практический

метод,

т.к.

он

является

основным

в

хореографической деятельности;

словесный метод – вербальный (рассказ, беседа);

наглядный метод (иллюстрации, показ, видео);

методы стимулирования творческой деятельности (поощрение,

наказание, убеждение);

наблюдение, как метод контроля.

Учитывая возраст детей, основным методом ведения урока является игра.

Она развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться.

Форма урока через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых

понятий и знаний.

7

Народный танец – это танец, созданный народом и распространённый в

быту,

обладающий

национальными

особенностями,

проявляющимися

в

характере, координации движений, манере его исполнения

Народно-сценический

танец

народный

танец,

обладающий

национальными особенностями, обработанный хореографом по законам сцены и

предоставленный на показ зрителю.

Народный танец

– одна из древнейших форм народного творчества,

сложившаяся на базе народных танцевальных традиций. Народный танец – танец

определённой национальности, народности, региона

Хореографический

коллектив

это

группа

людей,

объединённых

совместным танцевальным творчеством.

Коллективом народного танца называется группа людей, объединённых

совместным

танцевальным

творчеством,

обладающим

национальными

особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, манере

его исполнения.

8

Литература

1. Климова А. Основы русского народного танца. – Московского

государственного института культуры – Москва, 1994.

2. Захаров Р. Беседы о танце.- М.: ПРОФИЗДАТ, 1963

3. Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. - М., 1994.

4. Заикин Н.И, Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца.

– Орел, 1999

5. Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (По

работам зарубежных ученых XX в.) // Советская этнография. 1975.

6. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб., 2002

7. Устинова Т.А. Избранныу русские народные танцы – Искусство – Москва,

1996

9



В раздел образования