Автор: Шадурова Мария Витальевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №242»
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема: Зима
Дата публикации: 20.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного
возраста на тему «Зима»
Дата: 5.12.2024
Тема: «Зима».
Цель урока: развитие связной устной речи путем составления рассказа по серии
сюжетных картинок.
Задачи:
коррекционно-образовательные: учить детей составлять предложения из
предложенных слов; учить дополнять предложение со значением
противопоставления; учить согласованию существительных с
числительными; учить составлять рассказ по опорным картинкам;
коррекционные-развивающие: развивать интонационную
выразительность и эмоциональность речи; развивать логическое
мышление; развивать общую и мелкую моторику; развивать связную
речь;
воспитательные: воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: разрезные картинки с изображением снеговика; картинки с
изображением снежинки, ветра, сугроба, солнышка, детей, снеговика, хоровода.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Учитель вместе с детьми стоят у входа в класс и прислушиваются к звукам,
доносящимся из класса.
– Ребята, как вы думаете, что это может быть? (ветер, вьюга).
Входят и видят в классе много снежинок: на полу, на окнах, на доске, на стенах.
– Ребята, вы правы, у нас наступила настоящая зима. Везде снежинки, сильный
ветер дует. Настоящая зимняя вьюга!
Вы можете садиться на свои места, проверьте готовность к уроку.
II. Основная часть
1.
Дыхательная гимнастика «Греем ладошки»
– Замёрзли? Давайте согреем наши руки.
2.
Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи
– Ребята, молодцы, все согрелись. Теперь нам нужно произнести двустишие с
разной интонацией. Представим, что нам сейчас радостно, грустно, мы
удивлены или обижены. Упражнение выполняем сначала вместе со мной, а
затем самостоятельно.
– Ах ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Молодцы, у всех здорово получилось!
3.
Игра «Чего не бывает?»
– Теперь нам с вами необходимо будет составить предложения, в которых
говорят о том, чего не бывает зимой (например: зимой не бывает жары,
листопада, цветов, насекомых и т.д.).
Каждый ученик составляет по 1-2 предложения по цепочке.
– Отличные предложения получились и даже не похожие друг на друга.
4.
Составление предложений со значением противопоставления.
– Ребята, теперь я вам предлагаю сыграть в игру «Закончи предложение». Я
буду начинать предложения, вы должны его внимательно слушать и кто сможет
придумать конец предложения, поднимает руку и говорит свой вариант.
– Зимой бывает снегопад, а осенью…
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой катаются на санках, а летом...
– Зимой лес спит, а весной…
– Зимой катаются на коньках, а летом…
– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…
– Зимой растут сугробы, а летом растут…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой насекомые прячутся, а весной…
– Хорошо, все справились. Теперь разомнем пальчики. Слушайте внимательно
и повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок слепили. (Дети "лепят").
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони, гладят
одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз — подбросим, ("Подбрасывают").
Два — поймаем, ("Ловят").
Три — уроним ("Роняют").
И... сломаем. (Топают).
5.
Развитие мышления, мелкой моторики, словарного запаса
– Ребята, вы видели, сколько на улице снеговиков? Да… очень мало, поэтому я
вам предлагаю сейчас собрать каждому из вас снеговика. У вас на парте лежат
разрезные картинки, возьмите их и постарайтесь собрать. Какой у нас
получился снеговик? (снежный, холодный, красивый и т.д.).
6.
Развитие связной речи
– Ребята, я приготовила рассказ про зиму, а метель перепутала в нём все слова.
Давайте наведём порядок и расставим слова в предложениях правильно: зима,
снежинки, белые, кружатся, красивые. (Зимой кружатся белые красивые
снежинки.)
– Снег, земля, на, падает. (Снег падает на землю.).
– Снежные комья, из, дети, лепят, снеговик. (Из снежных комьев дети лепят
снеговика.).
7.
Согласование имён существительных и числительных.
– Ребята, мы с вами засиделись, вставайте, будем играть в игра «Посчитай»
Каждому из вас я раздам по снежинки, и мы будем передавать их по кругу и
при этом не забывать считать. Вы должны быстро посчитать снежинки, чтобы
они не растаяли. Дети передают по кругу снежинку и считают: одна снежинка,
две снежинки и т.д. до 10. Можно посчитать снеговиков, рукавицы, сугробы.
– Молодцы ребята, садитесь.
8.
Развитие связной речи, логического мышления
– Сейчас мне потребуется ваша помощь. Проказница-вьюга разбросала все
картинки и теперь нужно собрать по порядку.
На доске картинки: ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод,
сугроб, снежинка.
Я начинаю предложение, а вы дополняете и выбираете нужную картинку.
– Жила-была красивая маленькая пушистая лёгкая...(снежинка).
– Она кружилась в воздухе вместе со своими …(подружками).
– Вдруг налетел сильный …(ветер), и все снежинки упали на землю и
превратились в…(сугроб).
– Снежинкам стало скучно, но тут выглянуло…(солнышко).
– Солнышко разбудило …(детей), и они вышли на улицу…(гулять).
– Дети решили слепить…(снеговика).
– Потом вокруг снеговика стали водить…(хороводы).
– И детям, и снеговику, и снежинкам было очень…(весело), и они…
(подружились).
III. Подведение итогов урока
– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Чем занимались? Что мы сегодня
с вами считали? Какая работа на уроке вам запомнилась больше всего и
почему? (Ответы детей)
Выставление оценок, объяснение и запись домашнего задания.