Напоминание

Зима


Автор: Шадурова Мария Витальевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №242»
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема: Зима
Дата публикации: 20.01.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного

возраста на тему «Зима»

Дата: 5.12.2024

Тема: «Зима».

Цель урока: развитие связной устной речи путем составления рассказа по серии

сюжетных картинок.

Задачи:

коррекционно-образовательные: учить детей составлять предложения из

предложенных слов; учить дополнять предложение со значением

противопоставления; учить согласованию существительных с

числительными; учить составлять рассказ по опорным картинкам;

коррекционные-развивающие: развивать интонационную

выразительность и эмоциональность речи; развивать логическое

мышление; развивать общую и мелкую моторику; развивать связную

речь;

воспитательные: воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: разрезные картинки с изображением снеговика; картинки с

изображением снежинки, ветра, сугроба, солнышка, детей, снеговика, хоровода.

Ход урока

I.

Организационный момент.

Учитель вместе с детьми стоят у входа в класс и прислушиваются к звукам,

доносящимся из класса.

– Ребята, как вы думаете, что это может быть? (ветер, вьюга).

Входят и видят в классе много снежинок: на полу, на окнах, на доске, на стенах.

– Ребята, вы правы, у нас наступила настоящая зима. Везде снежинки, сильный

ветер дует. Настоящая зимняя вьюга!

Вы можете садиться на свои места, проверьте готовность к уроку.

II. Основная часть

1.

Дыхательная гимнастика «Греем ладошки»

– Замёрзли? Давайте согреем наши руки.

2.

Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи

– Ребята, молодцы, все согрелись. Теперь нам нужно произнести двустишие с

разной интонацией. Представим, что нам сейчас радостно, грустно, мы

удивлены или обижены. Упражнение выполняем сначала вместе со мной, а

затем самостоятельно.

– Ах ты, зимушка-зима,

Все дороги замела.

Молодцы, у всех здорово получилось!

3.

Игра «Чего не бывает?»

– Теперь нам с вами необходимо будет составить предложения, в которых

говорят о том, чего не бывает зимой (например: зимой не бывает жары,

листопада, цветов, насекомых и т.д.).

Каждый ученик составляет по 1-2 предложения по цепочке.

– Отличные предложения получились и даже не похожие друг на друга.

4.

Составление предложений со значением противопоставления.

– Ребята, теперь я вам предлагаю сыграть в игру «Закончи предложение». Я

буду начинать предложения, вы должны его внимательно слушать и кто сможет

придумать конец предложения, поднимает руку и говорит свой вариант.

– Зимой бывает снегопад, а осенью…

– Зимой бывает снег, а летом…

– Зимой снег падает, а весной…

– Зимой катаются на санках, а летом...

– Зимой лес спит, а весной…

– Зимой катаются на коньках, а летом…

– Зимой бывает холодно, а летом…

– Зимой деревья белые, а осенью…

– Зимой растут сугробы, а летом растут…

– Зимой лепят снеговика, а летом…

– Зимой насекомые прячутся, а весной…

– Хорошо, все справились. Теперь разомнем пальчики. Слушайте внимательно

и повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок слепили. (Дети "лепят").

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони, гладят

одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим, ("Подбрасывают").

Два — поймаем, ("Ловят").

Три — уроним ("Роняют").

И... сломаем. (Топают).

5.

Развитие мышления, мелкой моторики, словарного запаса

– Ребята, вы видели, сколько на улице снеговиков? Да… очень мало, поэтому я

вам предлагаю сейчас собрать каждому из вас снеговика. У вас на парте лежат

разрезные картинки, возьмите их и постарайтесь собрать. Какой у нас

получился снеговик? (снежный, холодный, красивый и т.д.).

6.

Развитие связной речи

– Ребята, я приготовила рассказ про зиму, а метель перепутала в нём все слова.

Давайте наведём порядок и расставим слова в предложениях правильно: зима,

снежинки, белые, кружатся, красивые. (Зимой кружатся белые красивые

снежинки.)

– Снег, земля, на, падает. (Снег падает на землю.).

– Снежные комья, из, дети, лепят, снеговик. (Из снежных комьев дети лепят

снеговика.).

7.

Согласование имён существительных и числительных.

– Ребята, мы с вами засиделись, вставайте, будем играть в игра «Посчитай»

Каждому из вас я раздам по снежинки, и мы будем передавать их по кругу и

при этом не забывать считать. Вы должны быстро посчитать снежинки, чтобы

они не растаяли. Дети передают по кругу снежинку и считают: одна снежинка,

две снежинки и т.д. до 10. Можно посчитать снеговиков, рукавицы, сугробы.

– Молодцы ребята, садитесь.

8.

Развитие связной речи, логического мышления

– Сейчас мне потребуется ваша помощь. Проказница-вьюга разбросала все

картинки и теперь нужно собрать по порядку.

На доске картинки: ветер, снежинки, снеговик, дети, солнышко, хоровод,

сугроб, снежинка.

Я начинаю предложение, а вы дополняете и выбираете нужную картинку.

– Жила-была красивая маленькая пушистая лёгкая...(снежинка).

– Она кружилась в воздухе вместе со своими …(подружками).

– Вдруг налетел сильный …(ветер), и все снежинки упали на землю и

превратились в…(сугроб).

– Снежинкам стало скучно, но тут выглянуло…(солнышко).

– Солнышко разбудило …(детей), и они вышли на улицу…(гулять).

– Дети решили слепить…(снеговика).

– Потом вокруг снеговика стали водить…(хороводы).

– И детям, и снеговику, и снежинкам было очень…(весело), и они…

(подружились).

III. Подведение итогов урока

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Чем занимались? Что мы сегодня

с вами считали? Какая работа на уроке вам запомнилась больше всего и

почему? (Ответы детей)

Выставление оценок, объяснение и запись домашнего задания.



В раздел образования