Автор: Пулатова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 115 "Гномик"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Дата публикации: 20.03.2025
Раздел: дошкольное образование
Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к
русской народной культуре
Актуальность
Воспитание патриотизма у детей является одной из важнейших задач
современного образования. Согласно Федеральной образовательной
программе дошкольного образования (ДОО), основная цель заключается в
всестороннем развитии ребенка в период дошкольного детства с учетом его
возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на исторические и
культурные традиции, а также духовно-нравственные ценности российского
народа. Без знания своих корней, традиций и культуры невозможно
вырастить полноценного человека, который будет любить свою семью, дом и
страну, а также с уважением относиться к другим народам. В связи с этим
возникла необходимость разработать систему работы, направленную на
приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Цель
Развить интерес у детей старшего дошкольного возраста к истории и
культуре своей Родины.
Задачи
1.
Формировать у детей представления об истории своей страны, родного
края, русской национальной культуре и народном творчестве: обычаях,
традициях и фольклоре.
2.
Развивать личностные качества: чувство собственного достоинства,
толерантность, ответственность, активность, наблюдательность и
любознательность.
3.
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, её народной
культуре и людям, создающим её, а также к своей семье.
4.
Приобщить родителей к патриотическому воспитанию детей через
знакомство с русской народной культурой.
Направления работы
Работа была организована по двум основным направлениям: детская
деятельность и работа с семьёй.
1. Организация детской деятельности
Для эффективной работы с детьми в группе был создан уголок
патриотического воспитания, включающий разнообразные материалы:
Картотеки: художественное слово о Родине, дидактические игры,
игровые образовательные ситуации, русские народные подвижные и
хороводные игры, малые формы фольклора.
Дидактические материалы: куклы в русских народных костюмах,
альбомы, открытки на темы «Города Архангельской области», «Музей
деревянного зодчества», «Народные промыслы», лэпбук «Моя Россия»,
карта-схема Архангельской области с достопримечательностями и др.
Мультимедийные материалы: цикл мультфильмов о разных уголках
России, мультимедийные презентации «Чудеса Архангельской
области» и другие.
Предметы народно-прикладного искусства.
Разделы работы:
Историческое прошлое России и русского народа: Через
мультимедийные презентации и чтение познавательной литературы
дети знакомятся с историей своей страны, славянами и русичами,
народным костюмом и древнерусской архитектурой. На квест-игре
«Моя Россия» они закрепляют знания о государственной символике и
узнают о городах России и их культурном наследии. На
интеллектуальной викторине, посвященной М.В. Ломоносову, дети
обобщают знания о жизни и научной деятельности великого ученого.
Изучение обычаев и традиций родного края происходит через
различные формы работы: дидактические игры, викторины, выставки,
чтение стихов и строительные игры.
Устное народное творчество: Знакомство с фольклором и сказками
северных писателей, использование пословиц и поговорок для
объяснения причинно-следственных связей в природе. Дети изучают
народный календарь и его связи с погодными характеристиками.
Народные праздники и традиции: Празднование Покрова, Святок,
Рождества, Масленицы и Пасхи, разучивание колядок и народных
песен, знакомство с традициями этих праздников.
Народные художественные промыслы: Знакомство с декоративной
росписью и прикладным искусством, создание игрушек своими руками
и организация выставок детского творчества.
2. Работа с семьёй
Семья играет важную роль в приобщении детей к русской народной
культуре. Формы работы с родителями включают:
Участие в семейных праздниках («Веселая ярмарка», «Покров день»).
Участие в выставках («Осенняя фантазия», «Прогулка по городу»,
«Новогодний фейерверк»).
Организация выставки «Генеалогическое древо и герб моей семьи».
Проведение мастер-классов по изготовлению семейной куклы-оберега
«Берегиня».
Таким образом, разнообразные формы знакомства детей с народной
культурой способствуют их приобщению к национальным традициям и
развитию патриотических чувств, что является важным шагом на пути
формирования гармоничной личности.