Напоминание

Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к русской народной культуре


Автор: Пулатова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 115 "Гномик"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Дата публикации: 20.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к

русской народной культуре

Актуальность

Воспитание патриотизма у детей является одной из важнейших задач

современного образования. Согласно Федеральной образовательной

программе дошкольного образования (ДОО), основная цель заключается в

всестороннем развитии ребенка в период дошкольного детства с учетом его

возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на исторические и

культурные традиции, а также духовно-нравственные ценности российского

народа. Без знания своих корней, традиций и культуры невозможно

вырастить полноценного человека, который будет любить свою семью, дом и

страну, а также с уважением относиться к другим народам. В связи с этим

возникла необходимость разработать систему работы, направленную на

приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Цель

Развить интерес у детей старшего дошкольного возраста к истории и

культуре своей Родины.

Задачи

1.

Формировать у детей представления об истории своей страны, родного

края, русской национальной культуре и народном творчестве: обычаях,

традициях и фольклоре.

2.

Развивать личностные качества: чувство собственного достоинства,

толерантность, ответственность, активность, наблюдательность и

любознательность.

3.

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, её народной

культуре и людям, создающим её, а также к своей семье.

4.

Приобщить родителей к патриотическому воспитанию детей через

знакомство с русской народной культурой.

Направления работы

Работа была организована по двум основным направлениям: детская

деятельность и работа с семьёй.

1. Организация детской деятельности

Для эффективной работы с детьми в группе был создан уголок

патриотического воспитания, включающий разнообразные материалы:

Картотеки: художественное слово о Родине, дидактические игры,

игровые образовательные ситуации, русские народные подвижные и

хороводные игры, малые формы фольклора.

Дидактические материалы: куклы в русских народных костюмах,

альбомы, открытки на темы «Города Архангельской области», «Музей

деревянного зодчества», «Народные промыслы», лэпбук «Моя Россия»,

карта-схема Архангельской области с достопримечательностями и др.

Мультимедийные материалы: цикл мультфильмов о разных уголках

России, мультимедийные презентации «Чудеса Архангельской

области» и другие.

Предметы народно-прикладного искусства.

Разделы работы:

Историческое прошлое России и русского народа: Через

мультимедийные презентации и чтение познавательной литературы

дети знакомятся с историей своей страны, славянами и русичами,

народным костюмом и древнерусской архитектурой. На квест-игре

«Моя Россия» они закрепляют знания о государственной символике и

узнают о городах России и их культурном наследии. На

интеллектуальной викторине, посвященной М.В. Ломоносову, дети

обобщают знания о жизни и научной деятельности великого ученого.

Изучение обычаев и традиций родного края происходит через

различные формы работы: дидактические игры, викторины, выставки,

чтение стихов и строительные игры.

Устное народное творчество: Знакомство с фольклором и сказками

северных писателей, использование пословиц и поговорок для

объяснения причинно-следственных связей в природе. Дети изучают

народный календарь и его связи с погодными характеристиками.

Народные праздники и традиции: Празднование Покрова, Святок,

Рождества, Масленицы и Пасхи, разучивание колядок и народных

песен, знакомство с традициями этих праздников.

Народные художественные промыслы: Знакомство с декоративной

росписью и прикладным искусством, создание игрушек своими руками

и организация выставок детского творчества.

2. Работа с семьёй

Семья играет важную роль в приобщении детей к русской народной

культуре. Формы работы с родителями включают:

Участие в семейных праздниках («Веселая ярмарка», «Покров день»).

Участие в выставках («Осенняя фантазия», «Прогулка по городу»,

«Новогодний фейерверк»).

Организация выставки «Генеалогическое древо и герб моей семьи».

Проведение мастер-классов по изготовлению семейной куклы-оберега

«Берегиня».

Таким образом, разнообразные формы знакомства детей с народной

культурой способствуют их приобщению к национальным традициям и

развитию патриотических чувств, что является важным шагом на пути

формирования гармоничной личности.



В раздел образования