Напоминание

Эффективные методы и приёмы обучения английскому языку для развития коммуникации обучающихся


Автор: Солнышкова Таисия Станиславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №131"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы и приёмы обучения английскому языку для развития коммуникации обучающихся
Дата публикации: 20.05.2025
Раздел: полное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Введение

В условиях глобализации и расширения межкультурных контактов

коммуникативная компетенция становится ключевой целью обучения

английскому

языку.

Традиционные

методы,

ориентированные

на

механическое

запоминание

правил

и

лексики,

уступают

место

интерактивным технологиям, развивающим способность к спонтанному

и осмысленному общению.

Эффективное

обучение

коммуникации

требует

не

только

владения

языковыми

структурами,

но

и

развития

психологических

навыков: преодоления языкового барьера, адаптации к незнакомым

речевым

ситуациям,

умения

выражать

мысли

в

условиях

ограниченного словарного запаса. В данной статье рассматриваются

современные методы и приёмы, доказавшие свою результативность в

формировании коммуникативных умений у учащихся разного возраста

и уровня подготовки.

Теоретические основы коммуникативного подхода

Сущность коммуникативной компетенции

Согласно

общеевропейской

системе

CEFR,

коммуникативная

компетенция включает:

Лингвистический компонент (грамматика, лексика, фонетика);

социолингвистические

навыки

(умение

выбирать

уместные

речевые формулы в зависимости от контекста);

прагматический

аспект

(способность

выстраивать

логичное

высказывание);

стратегическую компетенцию (использование перифраза, жестов

при нехватке языковых средств).

Принципы коммуникативного обучения

Функциональность

Языковые конструкции изучаются не изолированно, а в контексте

реальных речевых ситуаций (например, не "Present Continuous как

грамматическая тема", а "Как рассказать, что ты делаешь сейчас").

Интерактивность

Не

менее

70%

учебного

времени

должно

занимать

взаимодействие учащихся между собой и с преподавателем.

Приближенность к аутентичному общению

Использование

неадаптированных

материалов

(видеоблоги,

подкасты)

и

создание

естественных

коммуникативных

условий

(дискуссии с незапланированными репликами).

Эффективные методы развития коммуникативных навыков

1. Игровые технологии

Ролевые игры (Role-plays)

Пример:

Моделирование

ситуации

аэропорту"

с

распределением

ролей

(пассажир,

сотрудник

регистрации,

таможенник).

Эффект:

Преодоление

страха

говорения

через

"маску"

персонажа.

Коммуникативные игры

"Шпион": Учащиеся по очереди задают вопросы, чтобы выявить

"шпиона", чья биография содержит несоответствия.

"Дебаты

на

скорость":

Мини-дискуссии

на

спорные

темы

("Гаджеты в школе: за и против") с лимитом времени.

2. Проектная деятельность

Типы проектов:

Информационные:

Создание

презентации

о

традициях

англоязычных стран с последующим рассказом на языке.

Практико-ориентированные: Разработка туристического буклета

для иностранцев о родном городе.

Творческие: Запись подкаста или видео-интервью на актуальную

тему.

Преимущества:

Интеграция всех видов речевой деятельности (чтение источников

→ написание текста → устное представление);

развитие soft skills (работа в команде, критическое мышление).

3. Технология "Перевёрнутого класса" (Flipped Classroom)

Реализация:

Учащиеся самостоятельно изучают теорию дома через видео-

лекции (например, правила употребления артиклей).

В классе время посвящается практике: дискуссиям, исправлению

ошибок в диалогах.

Результативность:

Увеличивается время для коммуникации на уроке;

формируется привычка к автономному обучению.

4. Метод кейсов (Case Study)

Пример кейса:

"Компания планирует уволить сотрудника. Учащиеся обсуждают

решение, играя роли CEO, менеджера и самого сотрудника".

Развиваемые навыки:

Аргументация мнения;

понимание культурных особенностей делового общения.

5. Использование цифровых инструментов

Эффективные платформы:

Flipgrid

запись

коротких

видео-ответов

на

вопросы

преподавателя;

Padlet – создание совместных коллажей с комментариями на

английском;

Tandem – языковой обмен с носителями языка.

Преимущества:

Снижение тревожности (некоторые учащиеся легче говорят в

камеру, чем перед классом);

доступ к современному языку (сленг, актуальные мемы).

Специфические приёмы для разных возрастных групп

Для младших школьников:

Песни с движениями (TPR – Total Physical Response):

Команды типа "Touch your nose!" выполняются с одновременным

проговариванием.

Сторителлинг с картинками:

Составление

коллективной

истории

по

иллюстрациям

("What

happens next?").

Для подростков:

Обсуждение трендов:

Анализ англоязычных TikTok-роликов на предмет грамматических

конструкций.

Создание мемов:

Подписи к смешным изображениям с использованием изучаемой

лексики.

Для взрослых:

Моделирование рабочих ситуаций:

Проведение

совещания

на

английском

по

теме

"Разработка

нового продукта".

Анализ TED-лекций:

Просмотр с последующим обсуждением ключевых идей.

Критерии оценки эффективности методов

Количественные показатели:

Увеличение времени беспрерывной речи (от 10 секунд до 1-2

минут);

рост числа используемых в речи сложных предложений.

Качественные изменения:

Снижение количества пауз-"паразитов" ("uh", "mmm");

появление стратегий компенсации (например, объяснение слова

через антонимы).

Психологический аспект:

Готовность инициировать диалог;

положительная динамика в самооценке ("Я могу выразить свою

мысль").

Типичные ошибки преподавателей и их коррекция

Ошибка 1: Преобладание монологических форм работы

Решение:

Вводить

правило

"30/70"

30%

времени

говорит

учитель, 70% учащиеся.

Ошибка 2: Исправление каждой ошибки

Решение:

Фиксировать

только

систематические

ошибки,

мешающие пониманию, а мелкие погрешности записывать для общего

разбора после задания.

Ошибка 3: Игнорирование индивидуальных барьеров

Решение: Для стеснительных учащихся использовать сначала

письменные

формы

общения

(чат

на

уроке),

затем

постепенно

переходить к устной речи.

Заключение

Развитие

коммуникативных

навыков

в

обучении

английскому

языку

требует

системного

применения

интерактивных

методов,

ориентированных

на

практику

общения.

Наиболее

эффективными

доказали себя технологии, сочетающие:

игровые элементы для снятия психологических барьеров;

проектную работу для интеграции языковых навыков;

цифровые инструменты для создания аутентичной среды.

Ключевым

условием

успеха

является

адаптация

методов

к

возрастным

и

психологическим

особенностям

учащихся,

а

также

создание атмосферы, где ошибки воспринимаются как естественная

часть

учебного

процесса.

При

таком

подходе

коммуникативная

компетенция формируется не как абстрактная цель, а как реальный

инструмент межкультурного взаимодействия.



В раздел образования