Напоминание

консультация для педагогов


Автор: Евсюкова Любовь Федоровна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: АДОУ № 5 "Подсолнушек"
Населённый пункт: г. Егорьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: консультация для педагогов
Дата публикации: 20.07.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИГРЫ -ЭСТАФЕТЫ НА ПРОГУЛКЕ»

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных

проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка

закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и

гармонического физического развития.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть

для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей

совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и

самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои

действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление

костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у

детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств:

• быстроты;

• ловкости;

• силы;

• выносливости;

• гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР- ЭСТАФЕТ

Игры-эстафеты

- это одна из разновидностей подвижных игр

командного характера

с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении

различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

В практике работы с детьми дошкольного возраста игры-эстафеты проводятся в конце

основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных

развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках, в походах.

Игры-эстафеты характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на

достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а

также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты

приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от

того, где проходят игры-эстафеты - в спортивном зале или на участке детского сада или на

полосе препятствий.

Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 группы

:

малой, средней и

большой подвижности.

1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими

движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием,

ползанием, влезанием и спрыгиванием.

Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очередности выполнения движений

и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и

амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 сек., повторяется

такая эстафета до 5 раз.

2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество препятствий до 8,

используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные

движения. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с перепрыгиванием, с

ведением мяча (одной или двумя руками), броском в корзину и т.д. В играх-эстафетах

средней подвижности исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по

двое, сидя лицом по направлению движения и т.п. Продолжительность игрового задания

около 30 сек., повторяется эстафета не более 3 раз.

3. Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных

детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям

добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и другие. Дети в

таких эстафетах пробегают 25-30 м за 45-90 сек. (пульс не должен быть больше 140

ударов в минуту). И повторять эти задания можно не более 1-2 раз.

В педагогической практике игры-эстафеты

классифицируются по различным

признакам

,

позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор

игровых заданий для детей дошкольного возраста.

1.

По количеству включаемых заданий

: делятся на простые и сложные эстафеты.

1. Простые эстафеты — включают одно или два несложных задания: ведение мяча,

перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением

равновесия, перешагивание и пр.

Сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий

могут выступать как полосы препятствий.

2. По требованиям к выполняемым заданиям

эстафеты делятся на строго

регламентированные и произвольные.

Строго регламентированные эстафеты выполняются заранее утвержденным способом.

Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом

выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя

пятку к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффективен при

повторении и закреплении упражнений.

Произвольные - в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом,

каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.

3.

По характеру перемещени

й эстафеты делятся на линейные, встречные и

круговые.

Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в

колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии

поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец

строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят

игровые задания.

Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и

располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога

выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за

линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает

эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок,

получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-

эстафета может проводиться до тех пор, пока части команд поменяются местами или пока

части команд окажутся на своей стороне — в первоначальном построении.

В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг,

или, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или передают эстафету

по кругу.

4. По способу действий

участников эстафеты делятся на индивидуальные и

коллективные.

В индивидуальных - все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на

месте; с продвижением различными способами; с передвижением и дополнительными

заданиями.

В коллективных эстафетах участники передвигаются группами: успех решает

согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение,

сочетаемое с коллективными действиями.

При подготовке к проведению игры-эстафеты

требуется

подготовить площадку

:

обозначить линию старта (стартовая линия цветная, для каждой команды свой цвет);

линию поворота (не менее чем в 1,5 м от стены);

подготовить необходимый инвентарь для эстафет (мячи различных размеров, палки,

кегли, обручи, скакалки, веревочки, кольца, флажки, гимнастические скамейки и т.п.)

Он должен быть безопасным и ярким, заметным в игре, а его размер и масса должны

соответствовать возрасту и функциональным возможностям детей;

подготовить места для «болельщиков» - детей, не принимающих участие в игре (как

правило, зрителей рассаживают на гимнастические скамейки, поставленные вдоль

длинной стороны зала);

отметить места для построения команд;

продумать награды (жетоны, медали, грамоты); музыкальное сопровождение.

Перед проведением игр-эстафет

педагогу

необходимо

выучить правила эстафет

,

последовательность движений

в каждой игре-эстафете и

разучить с детьми девизы,

речевки

,

познакомить со сложными сочетаниями движений

в игре.

Подготовка к эстафетам проходит заранее.

Дети делятся на две-три команды. Команды составляются с одинаковым количеством

игроков и приблизительно равные по силам. Деление на команды мальчиков и девочек

нежелательно. Заранее выбирают капитанов команд, они дают название своей команде

под умелым косвенным руководством воспитателя. Девиз команды выбирается детьми с

подачи воспитателя (девизов предлагается несколько, из них выбирается один). Также

детьми изготавливается коллективная эмблема, а для каждого ребенка эмблему делают

воспитатели. Капитану надевается нарукавная повязка. Воспитателям необходимо заранее

подготовить «подарки» участникам эстафет. Команде-победителю готовится большой

приз (мяч, скакалки, настольная игра, книга сказок и пр.) и грамота за первое место,

проигравшей команде — приз и грамоту за второе/третье место. Всем детям,

участвовавшим в играх-эстафетах, готовятся индивидуальные призы (медали, сувениры,

жетоны, значки).

Необходимо продумать способ построения участников. Для того чтобы детям было

удобно следить за действиями товарищей, можно изменить привычное построение в

колонну по одному на другие виды: в колонну по одному, но за детьми более низкого

роста; в шахматном порядке; полукругом; в шеренгу (если мало участников).

Объяснение эстафет должно быть очень кратким, четким, понятным. После

расстановки детям сообщается название и цель эстафеты, затем содержание (т.е. перечень

заданий в запланированной последовательности их выполнения) и в конце объяснения

перечисляются основные правила. Второстепенные замечания, детали и уточнения можно

давать по ходу ее проведения. После всех указаний следует ответить на вопросы

играющих, если они возникли. Первичное объяснение сопровождается показом движений

капитанами или вторым судьей; ребенок, показывающий движения, первый выполняет

эстафету.

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах

рукой или флажком). Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы

развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции. Руководитель заранее

сообщает детям о сигнале. Сигнал подается только тогда, как руководитель убедится в

том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места. Чаще в

работе с дошкольниками сигналом для начала эстафеты служит спортивная команда: «На

старт! Внимание! Марш!».

Руководство процессом игры.

Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависят от

правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно.

Задержка снижает эмоциональный настрой участников, уменьшает готовность детей к

игре. Во время проведения эстафеты взрослый двигается между линиями препятствий

лицом к детям, шагами назад и вперед и словесно помогает выполнению движений —

подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания и

последовательность выполнения движений. Далее руководитель внимательно следит за

ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Руководитель

делает поправки и замечания, не останавливая ход игры. Если большинство участников

допускают одинаковую ошибку, то после окончания эстафеты педагог указывает на общие

ошибки и вносит поправки.

Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и

обязанностей, возложенных на игроков. Сознательная дисциплина содействует

лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. Необходимо воспитывать

у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на

товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели

вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет

команда!».

Игрой надо руководить так, чтобы сам процесс ее доставлял детям удовольствие. Это

возможно только в том случае, если участники смогут проявить активность, творческую

инициативу и самостоятельность. Руководитель должен заинтересовать детей игрой,

увлечь их.

В процессе игры надо учитывать наиболее опасные моменты (перепрыгивание через

сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, ходьба и бег по

гимнастической скамейке, препятствия) и быть готовым к страховке. К этому можно

привлекать и детей, не участвующих в игре.

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его

физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуется сразу проводить игру-

эстафету большой подвижности, т.к. это может вызвать чрезмерное мышечное

напряжение. Надо обеспечить оптимальные нагрузки каждому ребенку. Интенсивные

периоды физической нагрузки следует чередовать с отдыхом, который организуется

между играми-эстафетами. Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния

играющих нагрузка возрастает. Дети, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая

превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются.

Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свое самочувствие.

Дошкольникам свойственно переоценивать свои силы, поэтому педагог должен помнить о

возрастных и индивидуальных особенностях детей, их состоянии здоровья, не полагаться

на желание детей продолжать соревнование.

Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности

участников. Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки.

Можно увеличивать перерывы между эстафетами, используя их для разбора общих и

индивидуальных ошибок, подсчета очков каждой команды, уточнения правил передачи

эстафеты, назначения помощников для судейства, сокращать дистанции для пробежек,

уменьшать число игровых заданий в последующих эстафетах, менять уставших детей на

запасных игроков и т.п. Можно увеличивать подвижность участников игры, добавляя

препятствия, увеличивая дистанции пробежек, разделяя команды на части и включая в

соревнования встречные эстафеты для повышения активности, изменять исходные

положения игроков на старте, делить зал по диагонали.

Продолжительность игры зависит от количества участников, их возраста,

содержания игры, от места проведения, темпа, предложенного руководителем.

Заканчиваются игры-эстафеты общей ходьбой на месте, упражнениями на

восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями

(отгадать загадки, собрать головоломку; игры малой подвижности на внимание и др.).

Задача этих упражнений — постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку.

По окончании игры

подводятся итоги и оценка игры-эстафеты.

При оценке игры-эстафеты воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет

детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку,

товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с

этим действия детей. При разборе игры-эстафеты лучше усваиваются правила,

уточняются детали игры, улаживаются конфликты.

Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а

команда-победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично.

Чтобы сгладить переживания детей проигравшей команды, желательно провести ритуал

рукопожатия между командами. Необходимо учить детей переживать неуспех и

справляться с негативными эмоциями, однако следует отметить, что игры-эстафеты

должны приносить детям радостные переживания. Педагогу необходимо подбадривать

детей, вспоминать их успехи и строить планы на дальнейшие победы. Всем детям,

участвовавшим в соревновании, вручаются индивидуальные призы (медали, сувениры,

жетоны, значки). В группе можно оформить альбом наград с фотографиями, а также

может быть оформлена Стена славы «Наши чемпионы» и многое другое.

Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению

различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки,

самостоятельности, настойчивости).

Специфика игр с элементами спорта (значение, особенности методики проведения со

старшими дошкольниками; создание условий для проведения, дозирование нагрузки;

игры, рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду»). Спортивная

игра городки. Характеристика игры, правила, методика обучения игре старших

дошкольников; описание и построение фигур.

В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их

сочетания:

1) бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелазанием через препятствия;

3) бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;

4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными

движениями;

6) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;

7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снаря дам;

8) бег змейкой между предметами;

9) ходьба с перешагиванием предметов;

10) передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.

В игры-эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:

1) акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);

2) бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая

ходьба с подстраховкой);

3) лазанье по канату (при движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);

4) бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте

соревнования, могут быть удары о стену).

Усложненные варианты эстафет можно предлагать после усвоения детьми основных

правил.

Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим об разом:

1) постепенно увеличить количество препятствий в игре;

2) изменить последовательность выполнения заданий;

3) изменить способы выполнения задания;

4) вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх);

5) менять величину и вес предметов;

6) увеличить площадку для игр;

7) усложнить правила;

8) усложнить взаимоотношения между детьми (передвижение парами, тройками,

небольшими подгруппами);

9) изменить вариант построения команд на площадке;

10) изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-

турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.);

11) использовать нетрадиционное деление зала (по короткой стороне, по диагонали, к

середине одной из длинных сторон).

Итак, при подборе игр-эстафет необходимо учитывать:

1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх-эстафетах.

2. Форму занятия, в которое включена игра-эстафета.

3. Состав команд по количеству участников, по двигательным способностям, по возрасту

и полу.

4. Уровень физической подготовленности детей.

5. Условия и место проведения игры-эстафеты: размеры зала или площадки, наличие

инвентаря.

6. Состояние участников: характер их деятельности перед игрой-эстафетой и

непосредственно после эстафеты.

В качестве примера предлагаю несколько игр- эстафет:

«Прыжки на двух ногах из обруча в обруч».

У каждой команды по 5 обручей. Необходимо как можно быстрее пропрыгать из

обруча в обруч, при этом их не задеть. Оценивается скорость и аккуратность ребенка.

«Прыжки на двух ногах через обруч».

Ребятам каждой команды необходимо как можно быстрее пропрыгать через все 5

обручей, при этом их не задеть. Оценивается скорость и аккуратность детей в каждой

команде.

«Ударь мячом в обруч».

У каждого ребенка в команде мяч и 5 обручей впереди. Необходимо пройти до линии

финиша, останавливаясь в каждом обруче, и ударяя в него мяч. Оценивается

попадание каждого ребенка в обруч и суммируется общее количество очков.

«Прокати мяч».

Мяч катить двумя руками до стойки, затем взять его в руки и бегом назад к своей

команде. У линии старта передают эстафету следующему.

«Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым ногами».

Каждый ребенок в команде зажимает мяч между колен и прыгает до финишной

прямой, стараясь не уронить мяч. Обратно возвращается бегом.

У линии старта передает эстафету следующему касанием руки.

«Переправа».

У каждого ребенка в команде по 1 кубику. Первый бежит и переносит свой кубик

капитан. Он остается у переправы. Нужно как можно скорее перенести по 1 все кубики

и отдать их капитану, пролезая в обруч.

«Построй башенку».

Капитаны команд строят на скорость башни. Оценивается время и красота постройки.

«Попрыгушки».

Прыжки на одной правой ноге вперед. Назад – на другой левой ноге. Руки на поясе. У

линии старта передает эстафету следующему касанием руки.

«Сбей кеглю».

Приглашаются капитаны команд. Нужно, прокатывая мяч двумя руками сбить кеглю,

стоящую впереди на расстоянии 3м. У каждого капитана по 3 попытки, за каждую

сбитую кеглю-1 очко.

«Прыжки на хопах».

Дети каждой команды по сигналу прыгают на мяче-хопе до поворотной отметки и

обратно. У линии старта передают эстафету следующему.

«Донеси – не урони».

Дети каждой команды по очереди несут на голове мешочек с песком до поворотной

отметки и возвращаются назад бегом. У линии старта передают эстафету следующему

касанием руки.

«Хождение змейкой между предметами».

Каждому ребенку в команде необходимо пройти змейкой между кубиками, при этом

их не задеть. Оценивается скорость и аккуратность детей в каждой команде. У линии

старта передают эстафету следующему.

«Попади в цель».

У каждого ребенка в руке мешочек с песком. Участникам необходимо попасть

мешочком в цель (бросить его в обруч). Оценивается общее число попаданий в каждой

команде.

«Кто быстрее донесет воду и перельет ее».

У каждого ребенка в руке стакан с водой. Необходимо как можно быстрее добежать до

линии финиша и перелить воду в тазик, при этом не пролив ни капельки воды. Чей

тазик быстрее наполнится водой, та команда и получает очко. У линии старта

передают эстафету следующему касанием руки.

«Кто быстрее свернет ленту».

Соревнуются дети из каждой команды парами. Необходимо как можно быстрее

свернуть ленту. Подсчитывается общее количество очков в команде, заработанное

каждым ребенком.

«Бег со скакалкой».

Соревнуются дети из каждой команды парами. Необходимо как можно быстрее,

прыгая через скакалку, добежать до финишной прямой. Обратно возвращаемся бегом.

У линии старта передают эстафету следующему касанием руки.

«Пролезь, перепрыгни, доставь мешочек».

У каждого ребенка в руке мешочек с песком. Участнику необходимо подлезть под

дугу, перепрыгнуть обруч и положить мешочек в корзину. Чья корзина быстрее

наполниться, та команда получает очко.

«Передача мяча».

Дети выстраиваются цепочкой в каждой команде и по сигналу начинают передавать

друг другу мяч вперед. Капитан, которому первому передадут мяч, поднимает его

вверх.



В раздел образования