Автор: Костина Екатерина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ школа №3 имени Героя России С.Медведева
Населённый пункт: Хакасия Респ, г Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ МАТЕМАТИКИ КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дата публикации: 20.07.2025
Раздел: среднее образование
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА В
ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Костина Екатерина Викторовна,
учитель математики
МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
г.Саяногорска,
Республика Хакасия
Человек как личность формируются в семье, в различных коллективах, в
сферах массовой информации и т. д. Но наиболее последовательно и системно
духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере
нашего
общего
образования.
Именно
в
стенах
школы
должна
быть
сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и
культурная
жизнь
школьника.
Дети
школьного
возраста
наиболее
восприимчивы
к
эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. В то же время промахи в развитии и
воспитании в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Какова же роль математики как предмета в воспитании гражданина нашей
Родины?
Математика учит думать, логически мыслить, что необходимо практически в
каждой профессии. Изучение математики в школе формирует у учащихся
- понимание математических отношений, которые являются средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе;
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
- умение изъясняться математическим языком, алгоритмами, элементами
математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
деятельность.
Духовно-нравственное воспитание средствами математики возможно
благодаря отбору содержания материала, структуре урока, организации
общения. Обучение математике содействует расширению и обогащению
жизненного опыта человека. Математика является не просто областью знаний, а
прежде всего, элементом общей культуры, языком научного восприятия мира.
Она учит оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения,
различать аргументированные и бездоказательные утверждения. В процессе
изучения математики у учащегося воспитываются: трудолюбие, усидчивость,
упорство в достижении намеченной цели.
Часто можно услышать от старшеклассников слова: «Зачем учить эти
формулы, ведь в жизни мне это не пригодится». Обязательно надо как можно
чаще
показывать
учащимся
значимость
математики
для
дальнейшего
образования
и
практической
жизни.
Математические
задачи
отражают
различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их
решение является одним из главных звеньев в системе воспитания вообще,
нравственного
и
трудового
в
частности.
Правильно
методически
расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал,
вызывают потребность в новых знаниях. Одним из действенных средств
является творческая работа по составлению задач самими учащимися с
использованием различного иллюстративного и исторического материала.
Большие возможности дают уроки геометрии. По мере изучения геометрии
учащиеся
постепенно
убеждаются
в
том,
что
геометрические
знания
необходимы во многих сферах нашей жизни.
Математика нужна и для интеллектуального развития личности. Военная и
экономическая независимость страны напрямую зависят от математической
грамотности
ее
граждан.
Большой
воспитательный
эффект
имеют
нестандартные уроки, построенные с использованием исторических материалов
героического
прошлого
нашей
Родины.
Эффективность
таких
уроков
повышается при сопровождении их показом презентаций. Урок математики
может стать для детей не только уроком, на котором нужно решать, вычислять и
заучивать формулы, а пробуждает чувства гордости за свою страну.
На каждом уроке воспитательная функция должна быть ориентирована на
достижение современного национального воспитательного идеала – это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность за настоящее и будущее нашей страны, многонационального
народа Российской Федерации. В воспитании подрастающего поколения велика
роль
учителя
и
школьных
уроков,
и
математика
обладает
огромным
воспитательным потенциалом.
Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением
знаний в любой научной области требует систематического напряжения
умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной
встречи неудач; поэтому такая работа при правильном руководстве неизбежно
воспитывает у учащегося соответственные черты характера: трудолюбие,
усидчивость,
упорство
в
преследовании
намеченной
цели,
умение
не
останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Непосредственно ясно, какое решающее значение имеют все эти черты для
развития морально и общественно полноценной человеческой личности и с
каким
вниманием
должен
поэтому
учитель
следить
за
максимальным
использованием своих уроков в целях воспитательного воздействия в указанном
направлении. Те возможности, которыми для этого располагают предметы
школьного обучения, весьма многочисленны и многообразны, и нет такого
предмета, в специфических чертах которого не было бы заложено особых,
именно
этому
предмету
свойственных
движущих
рычагов
такого
воспитательного воздействия.
Список используемой литературы:
1. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном
мире // М: Просвещение, 1985 г.
2. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и другие. Методика преподавания математики в
средней школе. Частные методики. // М., Просвещение, 2007 г.
3. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике // М: Просвещение,1995 г.