Напоминание

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Автор: Костина Екатерина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ школа №3 имени Героя России С.Медведева
Населённый пункт: Хакасия Респ, г Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ МАТЕМАТИКИ КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дата публикации: 20.07.2025
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ МАТЕМАТИКИ КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА В

ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Костина Екатерина Викторовна,

учитель математики

МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

г.Саяногорска,

Республика Хакасия

Человек как личность формируются в семье, в различных коллективах, в

сферах массовой информации и т. д. Но наиболее последовательно и системно

духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере

нашего

общего

образования.

Именно

в

стенах

школы

должна

быть

сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и

культурная

жизнь

школьника.

Дети

школьного

возраста

наиболее

восприимчивы

к

эмоционально-ценностному,

духовно-нравственному

развитию, гражданскому воспитанию. В то же время промахи в развитии и

воспитании в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Какова же роль математики как предмета в воспитании гражданина нашей

Родины?

Математика учит думать, логически мыслить, что необходимо практически в

каждой профессии. Изучение математики в школе формирует у учащихся

- понимание математических отношений, которые являются средством познания

закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и

явлений, происходящих в природе и в обществе;

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах

являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

- умение изъясняться математическим языком, алгоритмами, элементами

математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную

деятельность.

Духовно-нравственное воспитание средствами математики возможно

благодаря отбору содержания материала, структуре урока, организации

общения. Обучение математике содействует расширению и обогащению

жизненного опыта человека. Математика является не просто областью знаний, а

прежде всего, элементом общей культуры, языком научного восприятия мира.

Она учит оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения,

различать аргументированные и бездоказательные утверждения. В процессе

изучения математики у учащегося воспитываются: трудолюбие, усидчивость,

упорство в достижении намеченной цели.

Часто можно услышать от старшеклассников слова: «Зачем учить эти

формулы, ведь в жизни мне это не пригодится». Обязательно надо как можно

чаще

показывать

учащимся

значимость

математики

для

дальнейшего

образования

и

практической

жизни.

Математические

задачи

отражают

различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их

решение является одним из главных звеньев в системе воспитания вообще,

нравственного

и

трудового

в

частности.

Правильно

методически

расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал,

вызывают потребность в новых знаниях. Одним из действенных средств

является творческая работа по составлению задач самими учащимися с

использованием различного иллюстративного и исторического материала.

Большие возможности дают уроки геометрии. По мере изучения геометрии

учащиеся

постепенно

убеждаются

в

том,

что

геометрические

знания

необходимы во многих сферах нашей жизни.

Математика нужна и для интеллектуального развития личности. Военная и

экономическая независимость страны напрямую зависят от математической

грамотности

ее

граждан.

Большой

воспитательный

эффект

имеют

нестандартные уроки, построенные с использованием исторических материалов

героического

прошлого

нашей

Родины.

Эффективность

таких

уроков

повышается при сопровождении их показом презентаций. Урок математики

может стать для детей не только уроком, на котором нужно решать, вычислять и

заучивать формулы, а пробуждает чувства гордости за свою страну.

На каждом уроке воспитательная функция должна быть ориентирована на

достижение современного национального воспитательного идеала – это

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее нашей страны, многонационального

народа Российской Федерации. В воспитании подрастающего поколения велика

роль

учителя

и

школьных

уроков,

и

математика

обладает

огромным

воспитательным потенциалом.

Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением

знаний в любой научной области требует систематического напряжения

умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной

встречи неудач; поэтому такая работа при правильном руководстве неизбежно

воспитывает у учащегося соответственные черты характера: трудолюбие,

усидчивость,

упорство

в

преследовании

намеченной

цели,

умение

не

останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Непосредственно ясно, какое решающее значение имеют все эти черты для

развития морально и общественно полноценной человеческой личности и с

каким

вниманием

должен

поэтому

учитель

следить

за

максимальным

использованием своих уроков в целях воспитательного воздействия в указанном

направлении. Те возможности, которыми для этого располагают предметы

школьного обучения, весьма многочисленны и многообразны, и нет такого

предмета, в специфических чертах которого не было бы заложено особых,

именно

этому

предмету

свойственных

движущих

рычагов

такого

воспитательного воздействия.

Список используемой литературы:

1. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном

мире // М: Просвещение, 1985 г.

2. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и другие. Методика преподавания математики в

средней школе. Частные методики. // М., Просвещение, 2007 г.

3. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике // М: Просвещение,1995 г.



В раздел образования