Авторы: Чалова Елена Николаевна, Черезова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект экскурсии на тему «Чарует осени кружение» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Дата публикации: 20.09.2025
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Ладушки»
Конспект экскурсии
на тему «Чарует осени кружение»
в подготовительной к школе
группе общеразвивающей направленности
Разработали воспитатели:
Чалова Елена Николаевна
Черезова Наталья Сергеевна
г. Заволжье
2025 г.
Программное содержание:
- Формировать навыки составления краткого описательного рассказа по
картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.
- Активизировать словарь детей (журналисты, лазурное, пейзаж, интервью).
- Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными.
- Познакомить с профессией журналиста.
- Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы.
- Продолжать знакомить детей с жанром устного творчества, пословицы и
поговорки, стихи использовать в свободной речи.
- Продолжать развивать внимание детей.
- Уточнить знания детей о признаках осени.
- Способствовать развитию воображения, словесно-грамматического
мышления, формировать умения отвечать на вопрос полным ответом,
развивать выразительную речь.
- Продолжать развивать внимание детей.
-Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей.
Предварительная работа: Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень»».
Чтение стихотворений и рассказов об осени, рассматривание картин,
разучивание стихов и пословиц, поговорок, об осени, отгадывание загадок,
целевые прогулки. Наблюдение в природе за деревьями и небом; за осенними
изменениями.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,
схема- помощница, музыкальная запись произведений из альбома «Времена
года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, прочитала новости нашего города Заволжья и
узнала об открытии выставки осенних экспозиций под прекрасным
названием «Чарует осени кружение» Но, к сожалению, на открытие данной
выставки приглашают только журналистов. Журналисты будут создавать
литературный журнал о выставке осенних экспозиций.
Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, где работают журналисты?
Дети: На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.
Воспитатель: Какими качествами должен обладать человек, профессия
которого - журналист?
Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать настоящими журналистами,
посетить выставку и создать свой журнал. Вы готовы?
-Хочу напомнить-журналы бывают разные: о спорте, о здоровье, детские
журналы.
- О чём же будет наш журнал?
Это вы узнаете, если отгадаете загадку.
-Слушайте внимательно: Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все
листья.
О каком времени года говорится в этой загадке?
Дети: В этой загадке говорится об осени.
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
- Этому времени года люди много лет посвящают свои произведения.
Например, поэты пишут стихи. Композиторы посвящают – музыку.
-А художники…?
Дети: Художники пишут картины.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель
- А какой сейчас месяц?
Дети: (ноябрь) Это последний месяц осени.
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.
Воспитатель: Какой сейчас период осени сейчас идет напомните,
пожалуйста? (Поздняя осень)
Воспитатель: По каким признаком вы догадались, что сейчас поздняя осень?
Дети: Называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных
дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые,
небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже
улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду,
землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору
деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).
Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о
признаках поздней осени.
Воспитатель: Вот и мы наш журнал посвятим осени.
Давайте откроем первую страницу нашего журнала.
-Подумайте, как мы назовем наш журнал?
Дети: «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень –
волшебница».
Воспитатель: Я предлагаю вам назвать наш журнал – «Чарует осени
кружение…». Согласны?
-А вот и вторая страница нашего журнала. Назовем ее «Народная мудрость»
Здесь мы поместим пословицы и поговорки об осени. Какие вы знаете
пословицы и поговорки?
Дети: Большой урожай рябины - к большим морозам. Если листопад пройдет
скоро, надо ожидать крутой зимы. Осень - время собирать урожай. Теплая
осень - к долгой зиме. От осени к лету повороту нету. Готовые хлеба хороши,
а на лето по-старому пашню паши! Весна красна, да голодна; осень
дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял.
Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок.
Воспитатель:
-Я вам предлагаю поиграть в игру: «Подбери признак».
-Проходите, ребята и присаживайтесь на коврик.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
Воспитатель: Молодцы. Давайте я немного вам помогу и предложу название
третьей страницы. Вы согласны принять мою помощь? Пусть она будет -
поэтическая.
Воспитатель: Мы с вами учили наизусть стихотворение об осени. Алексея
Плещеева.
Предлагаю Марьяне нам прочитать это стихотворение для нашего журнала.
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: Прекрасное стихотворение об осени. Действительно поэты в
своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам
свой восторг.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как художники передавали в
своих произведениях любовь к родной природе, насладиться красотой картин
известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка.
(дети рассматривают картины известных художников: «Золотая осень»И.И.
Левитан, «Золотая осень И.С. Остроухова», - под музыку П.И. Чайковского
«Времена года» ноябрь) И дадим название еще одной страничке нашего
журнала – художественная страница.
Воспитатель: Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?
Дети: П.И. Чайковского.
Воспитатель: Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно
объединить, можно назвать, одним словом. Каким словом?
Дети: Картины называются пейзажем.
Воспитатель: Почему вы так решили, что такое пейзаж?
Дети: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.
Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осеннему
времени года. Несколько картин об осени написал Исаак Ильич Левитан. Он
очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время
года.
- Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Дети: «Ранняя осень», «Поздняя осень».
Воспитатель: Ребята, давайте поместим в нашем журнале статью о картине
Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». И запишем интервью. Интервью
— это беседа между людьми, при которой журналист задаёт вопросы своим
собеседникам и получает от них ответы.
Воспитатель: Друзья, посмотрите внимательно на картину Исаака Ильича
Левитана «Золотая осень»
Дети внимательно рассматривают картину.
Воспитатель: Что мы видим на переднем плане осеннего пейзажа, на заднем
плане, слева, справа?
Дети: слева мы видим солнечную полянку, тонкие березки, в ярком осеннем
наряде.
Дети: на заднем плане растёт берёзовая роща, березки похожи на девушек в
ярких сарафанах.
Воспитатель: Обратите внимание на правую часть картины. Что мы видим
здесь?
Дети: Мы видим узенькую, темно- синюю глубокую речку, по берегам
кусты. На правом ее берегу хоровод зеленовато - коричневых деревьев.
Воспитатель: Посмотрите внимательно? Как вы думаете, что необычного
ещё изобразил художник на картине?
Дети: мы видим зеленые поля, и маленькие домики (деревню). А еще дальше
стена березок и лес.
Воспитатель: Какое небо изображено на картине?
Дети: небо голубое, лазурное, бездонное, по небу плывут легкие белые
облака, словно легкие перышки.
Воспитатель: Какая погода на картине?
Дети: Погода на картине солнечная.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Мы видим на картине тени от деревьев — значит солнышко светит.
Воспитатель:Теперь прислушайтесь…. (включает звуки осеннего леса) Что
вы слышите?
Дети: Крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды.
Воспитатель: Закройте глаза. Какой запах вы уловили? ….
Ответы детей.
Воспитатель: Можно ли сказать, что осень пахнет? (…) Какие особенные
запахи у осени?
Дети: Запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный запах грибов,
запах дыма.
Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Ответы детей: У меня хорошее настроение, потому что я любуюсь
роскошным нарядом осени.
У меня веселое настроение, потому что я люблю собирать осенние листья в
букеты и бегать по ковру из опавших листьев.
У меня грустное настроение, потому что осень уходит, прощается с нами.
Воспитатель: Как вы думаете, что хотел сказать нам художник, какие
чувства передать?
Воспитатель: Если бы вы нарисовали эту картину, какое название дали бы
ей?
Дети: «Золотая осень».
Воспитатель: У нас получилось хорошее интервью, которое мы разместим в
нашем журнале.
Игровое упражнение «Чего не стало?»
Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть и проверить на сколько вы
все запомнили. Посмотрите еще раз на картину и постарайтесь запомнить,
где, что находится и какое оно.
Дети (Рассматривают)
Воспитатель: Теперь закрываем глаза, открываем. Кто может сказать, чего
не стало на картине, (закрывается фрагмент репродукции (черным
квадратом), дети открывают глаза и называют, что там было изображено). Не
забывайте отвечать полным предложением, вы же журналисты!
Ответы детей:
Воспитатель: На следующей странице журнала, я предлагаю вам составить
рассказ по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
-А, чтобы ваши рассказы получились полными и последовательными,
предлагаю вам схему- помощницу.
- Как вы думаете, что обозначает символ в первой клетке и т.д.
Дайте название картине.
Подробно расскажите, что вы видите на переднем плане.
Расскажите, что видите на дальнем плане там, где начинается небо.
Расскажите и о небе, о воздухе красоте деревьев, и о солнце, и о поле, и о
реке.
Расскажите о том, что вы услышали, какие осенние запахи вдыхали.
Расскажите, какое настроение вызывает у вас эта картина.
Воспитатель: Кто хочет составить свой рассказ?
Дети составляют рассказ.
Воспитатель: Молодец!
Воспитатель: Представь, что ты попал туда, на природу, в ту осень!
Расскажи, что ты чувствуешь? Что ты видишь?
Воспитатель: Какую же главную мысль этой картины мы должны донести
до читателей?
Дети: Как прекрасна наша родная русская природа!
Воспитатель: Да, природа – это красота земли.
Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?
Дети: Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь
Воспитатель: Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и
думаю, наш журнал очень понравится читателям.
Воспитатель: Скажите, как называется ваш журнал? А какая тема вашего
журнала? Статью, про какую картину можно прочитать в вашем журнале?
Кем вы сегодня учились работать?
- А вам понравилось быть журналистами? Что больше всего понравилось, что
нового узнали?
-Что вы можете сказать о работе журналиста?
- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы?
Воспитатель: Дарю вам друзья, блокнотики, где вы можете делать какие-то
заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто пока не знает, будет
рисовать в нем свои рассказы.
Молодцы, ребята! Вы были настоящими журналистами. Очень рада за вас.