Напоминание

Конспект экскурсии на тему «Чарует осени кружение» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности


Авторы: Чалова Елена Николаевна, Черезова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект экскурсии на тему «Чарует осени кружение» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Дата публикации: 20.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

Конспект экскурсии

на тему «Чарует осени кружение»

в подготовительной к школе

группе общеразвивающей направленности

Разработали воспитатели:

Чалова Елена Николаевна

Черезова Наталья Сергеевна

г. Заволжье

2025 г.

Программное содержание:

- Формировать навыки составления краткого описательного рассказа по

картине И.И.Левитана «Золотая осень» с использованием опорных схем.

- Активизировать словарь детей (журналисты, лазурное, пейзаж, интервью).

- Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными.

- Познакомить с профессией журналиста.

- Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы.

- Продолжать знакомить детей с жанром устного творчества, пословицы и

поговорки, стихи использовать в свободной речи.

- Продолжать развивать внимание детей.

- Уточнить знания детей о признаках осени.

- Способствовать развитию воображения, словесно-грамматического

мышления, формировать умения отвечать на вопрос полным ответом,

развивать выразительную речь.

- Продолжать развивать внимание детей.

-Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей.

Предварительная работа: Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень»».

Чтение стихотворений и рассказов об осени, рассматривание картин,

разучивание стихов и пословиц, поговорок, об осени, отгадывание загадок,

целевые прогулки. Наблюдение в природе за деревьями и небом; за осенними

изменениями.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,

схема- помощница, музыкальная запись произведений из альбома «Времена

года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, прочитала новости нашего города Заволжья и

узнала об открытии выставки осенних экспозиций под прекрасным

названием «Чарует осени кружение» Но, к сожалению, на открытие данной

выставки приглашают только журналистов. Журналисты будут создавать

литературный журнал о выставке осенних экспозиций.

Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, где работают журналисты?

Дети: На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.

Воспитатель: Какими качествами должен обладать человек, профессия

которого - журналист?

Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать настоящими журналистами,

посетить выставку и создать свой журнал. Вы готовы?

-Хочу напомнить-журналы бывают разные: о спорте, о здоровье, детские

журналы.

- О чём же будет наш журнал?

Это вы узнаете, если отгадаете загадку.

-Слушайте внимательно: Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все

листья.

О каком времени года говорится в этой загадке?

Дети: В этой загадке говорится об осени.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

- Этому времени года люди много лет посвящают свои произведения.

Например, поэты пишут стихи. Композиторы посвящают – музыку.

-А художники…?

Дети: Художники пишут картины.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель

- А какой сейчас месяц?

Дети: (ноябрь) Это последний месяц осени.

Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.

Воспитатель: Какой сейчас период осени сейчас идет напомните,

пожалуйста? (Поздняя осень)

Воспитатель: По каким признаком вы догадались, что сейчас поздняя осень?

Дети: Называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных

дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые,

небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже

улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду,

землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору

деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).

Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о

признаках поздней осени.

Воспитатель: Вот и мы наш журнал посвятим осени.

Давайте откроем первую страницу нашего журнала.

-Подумайте, как мы назовем наш журнал?

Дети: «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень –

волшебница».

Воспитатель: Я предлагаю вам назвать наш журнал – «Чарует осени

кружение…». Согласны?

-А вот и вторая страница нашего журнала. Назовем ее «Народная мудрость»

Здесь мы поместим пословицы и поговорки об осени. Какие вы знаете

пословицы и поговорки?

Дети: Большой урожай рябины - к большим морозам. Если листопад пройдет

скоро, надо ожидать крутой зимы. Осень - время собирать урожай. Теплая

осень - к долгой зиме. От осени к лету повороту нету. Готовые хлеба хороши,

а на лето по-старому пашню паши! Весна красна, да голодна; осень

дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял.

Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок.

Воспитатель:

-Я вам предлагаю поиграть в игру: «Подбери признак».

-Проходите, ребята и присаживайтесь на коврик.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

Воспитатель: Молодцы. Давайте я немного вам помогу и предложу название

третьей страницы. Вы согласны принять мою помощь? Пусть она будет -

поэтическая.

Воспитатель: Мы с вами учили наизусть стихотворение об осени. Алексея

Плещеева.

Предлагаю Марьяне нам прочитать это стихотворение для нашего журнала.

Осень

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: Прекрасное стихотворение об осени. Действительно поэты в

своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам

свой восторг.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как художники передавали в

своих произведениях любовь к родной природе, насладиться красотой картин

известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка.

(дети рассматривают картины известных художников: «Золотая осень»И.И.

Левитан, «Золотая осень И.С. Остроухова», - под музыку П.И. Чайковского

«Времена года» ноябрь) И дадим название еще одной страничке нашего

журнала – художественная страница.

Воспитатель: Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?

Дети: П.И. Чайковского.

Воспитатель: Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно

объединить, можно назвать, одним словом. Каким словом?

Дети: Картины называются пейзажем.

Воспитатель: Почему вы так решили, что такое пейзаж?

Дети: Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осеннему

времени года. Несколько картин об осени написал Исаак Ильич Левитан. Он

очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время

года.

- Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

Дети: «Ранняя осень», «Поздняя осень».

Воспитатель: Ребята, давайте поместим в нашем журнале статью о картине

Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». И запишем интервью. Интервью

— это беседа между людьми, при которой журналист задаёт вопросы своим

собеседникам и получает от них ответы.

Воспитатель: Друзья, посмотрите внимательно на картину Исаака Ильича

Левитана «Золотая осень»

Дети внимательно рассматривают картину.

Воспитатель: Что мы видим на переднем плане осеннего пейзажа, на заднем

плане, слева, справа?

Дети: слева мы видим солнечную полянку, тонкие березки, в ярком осеннем

наряде.

Дети: на заднем плане растёт берёзовая роща, березки похожи на девушек в

ярких сарафанах.

Воспитатель: Обратите внимание на правую часть картины. Что мы видим

здесь?

Дети: Мы видим узенькую, темно- синюю глубокую речку, по берегам

кусты. На правом ее берегу хоровод зеленовато - коричневых деревьев.

Воспитатель: Посмотрите внимательно? Как вы думаете, что необычного

ещё изобразил художник на картине?

Дети: мы видим зеленые поля, и маленькие домики (деревню). А еще дальше

стена березок и лес.

Воспитатель: Какое небо изображено на картине?

Дети: небо голубое, лазурное, бездонное, по небу плывут легкие белые

облака, словно легкие перышки.

Воспитатель: Какая погода на картине?

Дети: Погода на картине солнечная.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Мы видим на картине тени от деревьев — значит солнышко светит.

Воспитатель:Теперь прислушайтесь…. (включает звуки осеннего леса) Что

вы слышите?

Дети: Крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды.

Воспитатель: Закройте глаза. Какой запах вы уловили? ….

Ответы детей.

Воспитатель: Можно ли сказать, что осень пахнет? (…) Какие особенные

запахи у осени?

Дети: Запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный запах грибов,

запах дыма.

Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Ответы детей: У меня хорошее настроение, потому что я любуюсь

роскошным нарядом осени.

У меня веселое настроение, потому что я люблю собирать осенние листья в

букеты и бегать по ковру из опавших листьев.

У меня грустное настроение, потому что осень уходит, прощается с нами.

Воспитатель: Как вы думаете, что хотел сказать нам художник, какие

чувства передать?

Воспитатель: Если бы вы нарисовали эту картину, какое название дали бы

ей?

Дети: «Золотая осень».

Воспитатель: У нас получилось хорошее интервью, которое мы разместим в

нашем журнале.

Игровое упражнение «Чего не стало?»

Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть и проверить на сколько вы

все запомнили. Посмотрите еще раз на картину и постарайтесь запомнить,

где, что находится и какое оно.

Дети (Рассматривают)

Воспитатель: Теперь закрываем глаза, открываем. Кто может сказать, чего

не стало на картине, (закрывается фрагмент репродукции (черным

квадратом), дети открывают глаза и называют, что там было изображено). Не

забывайте отвечать полным предложением, вы же журналисты!

Ответы детей:

Воспитатель: На следующей странице журнала, я предлагаю вам составить

рассказ по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

-А, чтобы ваши рассказы получились полными и последовательными,

предлагаю вам схему- помощницу.

- Как вы думаете, что обозначает символ в первой клетке и т.д.

Дайте название картине.

Подробно расскажите, что вы видите на переднем плане.

Расскажите, что видите на дальнем плане там, где начинается небо.

Расскажите и о небе, о воздухе красоте деревьев, и о солнце, и о поле, и о

реке.

Расскажите о том, что вы услышали, какие осенние запахи вдыхали.

Расскажите, какое настроение вызывает у вас эта картина.

Воспитатель: Кто хочет составить свой рассказ?

Дети составляют рассказ.

Воспитатель: Молодец!

Воспитатель: Представь, что ты попал туда, на природу, в ту осень!

Расскажи, что ты чувствуешь? Что ты видишь?

Воспитатель: Какую же главную мысль этой картины мы должны донести

до читателей?

Дети: Как прекрасна наша родная русская природа!

Воспитатель: Да, природа – это красота земли.

Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

Дети: Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь

Воспитатель: Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и

думаю, наш журнал очень понравится читателям.

Воспитатель: Скажите, как называется ваш журнал? А какая тема вашего

журнала? Статью, про какую картину можно прочитать в вашем журнале?

Кем вы сегодня учились работать?

- А вам понравилось быть журналистами? Что больше всего понравилось, что

нового узнали?

-Что вы можете сказать о работе журналиста?

- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы?

Воспитатель: Дарю вам друзья, блокнотики, где вы можете делать какие-то

заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто пока не знает, будет

рисовать в нем свои рассказы.

Молодцы, ребята! Вы были настоящими журналистами. Очень рада за вас.



В раздел образования