Автор: Пинчук Марина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 39
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: ОВЗ
Тема: "Дети с нарушением интеллекта"
Дата публикации: 20.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Дети с нарушением интеллекта
. Интеллектуальное развитие детей
является одним из ключевых аспектов их общего развития, определяющим их будущее и
возможности в обществе. Нарушения интеллекта у детей представляют собой серьезную
проблему, требующую особого внимания со стороны общества, специалистов и родителей. В
статье рассмотрим особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта.
Причины нарушений интеллекта у детей
Понимание причин нарушений интеллекта у детей играет важную роль в их диагностике,
коррекции
и
профилактике.
Разнообразие
факторов,
влияющих
на
формирование
интеллектуальных нарушений, делает эту проблему сложной и многогранной.
Одной
из
основных
причин
являются
генетические
факторы.
Наследственная
предрасположенность к интеллектуальным нарушениям может проявляться в семьях,
где уже были случаи подобных нарушений у родственников. Генетические мутации или
наследственные заболевания приводят к дефектам в развитии мозга, что сказывается на
уровне интеллекта ребенка.
Перинатальные причины также играют существенную роль. Эта категория включает в
себя проблемы, возникающие во время беременности, родов и сразу после них.
Недостаточное поступление кислорода к мозгу во время родов, инфекции матери и
неблагоприятные условия окружающей среды негативно сказываются на развитии мозга
ребенка, влияя на его интеллектуальные способности.
Приобретенные нарушения интеллекта могут быть вызваны воздействием внешних
факторов на мозг в период его формирования и развития. Это могут быть, например,
травмы головы, инфекции центральной нервной системы, отравления, воздействие
токсических веществ и другие причины, которые могут повлиять на нормальное
функционирование мозга и, как следствие, на интеллектуальное развитие ребенка.
Особенности психического развития детей с
нарушением интеллекта
Интеллектуальные нарушения у детей влияют не только на их умственные способности, но и
на психическое развитие в целом. Понимание этих особенностей и признаков играет
ключевую роль в формировании эффективных методов поддержки и коррекции для таких
детей.
Одной из основных особенностей является эмоциональная неустойчивость. Дети с
нарушениями интеллекта часто испытывают трудности в регуляции своих эмоций из-за
ограниченности когнитивных способностей. Это может выражаться в частых перепадах
настроения, повышенной раздражительности или, наоборот, вялости и апатии.
Когнитивные особенности также играют важную роль. Познавательные способности
детей с интеллектуальными нарушениями ограничены, что затрудняет их способность к
обучению и пониманию окружающего мира. Они могут испытывать трудности с
запоминанием информации, анализом и обобщением, что затрудняет успешное
освоение учебной программы.
Социальные особенности также необходимо учитывать. Дети с нарушениями интеллекта
могут испытывать трудности в установлении социальных контактов и взаимодействии с
окружающими. Они бывают склонны к изоляции или, наоборот, к агрессивному
поведению из-за непонимания социальных норм и правил.
Кроме того, у таких детей есть и поведенческие особенности. Они могут неадекватно
реагировать на стресс и с трудом адаптироваться к новым условиям.
Методы коррекции
Коррекция интеллектуальных нарушений у детей — это сложный и многогранный процесс,
требующий комплексного подхода и индивидуального подбора методик в зависимости от
особенностей каждого ребенка.
Одним из основных методов лечения является индивидуальная коррекция. Она
основана на разработке индивидуальных программ обучения и поддержки, учитывающих
уровень развития ребенка, его интересы и способности. Этот подход позволяет
максимально адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности
каждого ребенка, обеспечивая оптимальные условия для его развития.
Групповые занятия способствуют развитию социальных навыков, обмену опытом и
взаимной поддержке между детьми. Этот метод помогает детям учиться в коллективе,
развивать навыки общения и сотрудничества, что является важным аспектом их
социализации.
Семейная психология играет ключевую роль в успешном преодолении интеллектуальных
нарушений у детей. Родители очень важны для поддержки и мотивации ребенка, они
должны создать ему условия для развития и обеспечить психологическую поддержку.
Поэтому важно, чтобы родители получали необходимую информацию и обучение по
методам работы с ребенком, и имели доступ к профессиональной помощи специалистов.
Если вы хотите больше узнать о разных аспектах психологии, в том числе о нарушениях
интеллекта у детей, можно пройти обучение в НАДПО, например, интенсивы по
психологии или профпереподготовку по направлению «Психология».
Важным
аспектом
коррекции
детских
интеллектуальных
нарушений
является
использование
технологий.
Современные
образовательные
программы
и
специализированные приложения — это эффективный инструмент работы с детьми с
нарушениями интеллекта, они помогают им осваивать новые знания и навыки в
доступной и интересной форме.
Все эти методы в совокупности позволяют создать благоприятные условия для развития
детей с интеллектуальными нарушениями, обеспечивая им максимальные возможности для
раскрытия потенциала и успешной адаптации в обществе.
Профилактика нарушений интеллекта у детей
Профилактика нарушений интеллекта у детей играет важную роль в общественном
здравоохранении и обеспечении здоровья будущих поколений. Меры профилактики,
применяемые на различных этапах развития ребенка, помогают снизить риск возникновения
интеллектуальных нарушений и обеспечить оптимальные условия для его полноценного
развития.
Предоставление квалифицированной медицинской помощи беременным женщинам,
контроль за состоянием их здоровья, обеспечение оптимальных условий для развития
плода способствуют предотвращению возникновения многих проблем, связанных с
нарушениями интеллекта.
Систематические
медицинские
осмотры
детей
в
раннем
возрасте,
проведение
специализированных тестов и обследований позволяют выявить возможные проблемы с
развитием ребенка на ранних стадиях и незамедлительно приступить к их коррекции.
Создание благоприятной семейной среды, поддержка и внимание со стороны родителей,
доступ к качественному образованию и медицинской помощи способствуют не только
физическому, но и умственному развитию ребенка.
Реализация специализированных программ и проектов, направленных на раннюю
диагностику и коррекцию, позволяет своевременно оказать помощь и поддержку детям с
особенностями развития.
Все эти меры способствуют созданию условий для полноценного развития детей и снижают
риск
возникновения
интеллектуальных
нарушений,
обеспечивая
детям
возможность
реализовать свой потенциал и успешно взаимодействовать с окружающим миром.