Автор: Пономарева Дарья Олеговна
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: МАОУ ДО СШОР "Локомотив-Изумруд"
Населённый пункт: Свердловская область, г.Екатеринбург
Наименование материала: программно-методическая разработка сопровождения образовательного процесса
Тема: Психологическая подготовка команды: управление стрессом и мотивация в волейболе
Дата публикации: 20.10.2025
Раздел: дополнительное образование
Пономарева Д.О
Тренер-преподаватель по волейболу
МАОУ ДО СШОР «Локомотив-Изумруд»
Психологическая подготовка команды:
управление стрессом и мотивация в волейболе
Аннотация: Современный спорт предъявляет высокие требования не
только к физической подготовленности спортсменов, но и к уровню их
психологической готовности. Волейбол представляет собой вид спорта, где
эффективность игровой деятельности определяется множеством факторов,
одним из важнейших среди которых является психологический компонент.
Управление стрессом и поддержание оптимальной мотивации становятся
ключевыми элементами успешной подготовки волейбольной команды.
Настоящая
статья
посвящена
изучению
особенностей
организации
психологической подготовки, направленных на минимизацию негативного
влияния стресса и формирование устойчивой мотивации у спортсменов,
играющих в волейбол.
Ключевые слова: волейбол, стресс, мотивация.
Волейбол
—
это
динамичный
и
интенсивный
вид
спорта,
характеризующийся высокими физическими нагрузками и значительными
нервно-эмоциональными затратами. Спортивные соревнования вызывают
значительный стресс у атлетов, особенно на этапе решающих матчей и
турниров. Поэтому особая значимость отводится процессу формирования
необходимых качеств, позволяющих игрокам эффективно противостоять
негативным
последствиям
стресса
и
поддерживать
высокий
уровень
мотивации на протяжении всего периода выступлений.
Цель исследования заключается в разработке эффективных подходов к
управлению стрессом и поддержании устойчивого уровня мотивации у
волейболистов разного возраста и квалификаций.
Задачи исследования включают:
1)
Изучение специфики воздействия стресса на игровую деятельность
волейболистов.
2)
Определение
роли
мотивации
в
формировании
успешности
спортивных результатов.
3)
Анализ
существующих
моделей
психологической
подготовки
команд.
4)
Разработка
рекомендаций
по
оптимизации
системы
психологической поддержки и повышению эффективности игровых
действий волейболистов.
Теоретико-методологические основы изучения проблемы
Психологическое состояние спортсменов существенно влияет на
процесс восприятия, переработки информации и принятия решений в ходе
матча.
Игроки
подвержены
значительным
когнитивным
перегрузкам,
обусловленным необходимостью оперативно реагировать на изменения
ситуации на площадке, оценивать поведение соперников и партнеров,
формировать стратегию атакующих и защитных действий. Высокая степень
неопределенности и риск возможных поражений приводят к возникновению
ситуаций острого эмоционального дискомфорта, проявляющегося в форме
страха, тревоги, волнения, неуверенности в собственных силах.
Для решения этих проблем предлагается комплексный подход,
включающий
разнообразные
методы
и
средства,
направленные
на
профилактику стресса и укрепление волевых качеств.
Среди основных методов выделяются:
Психорегуляция
(дыхательная
гимнастика,
аутогенная
тренировка).
Обучение
релаксации
и
восстановлению
энергетического
потенциала.
Групповые
беседы
и
индивидуальные
консультации
с
квалифицированными психологами
Работа
с
воображением
(визуализация
успешных
игровых
эпизодов).
Организация
специализированной
программы
моральной
поддержки команды.
Эффективность предложенной модели должна оцениваться с точки
зрения динамики состояния отдельных игроков и команды в целом, что
позволит сделать выводы относительно качества реализации поставленных
задач.
Результаты эмпирического исследования
Эмпирическое исследование было проведено на примере команды
детей-мальчиков в возрасте 10-14 лет. В исследовании приняли участие 18
спортсменов. Участники были разделены на две группы: экспериментальная
группа
прошла
полный
цикл
разработанной
нами
программы
психологической подготовки, контрольная группа продолжила заниматься по
стандартной программе без специальных мероприятий по формированию
стрессоустойчивости и мотивации.
Методом оценки эффективности была выбрана методика субъективной
оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Исследование
показало
значительное
снижение
уровня
тревожности
и
увеличение
показателя внутреннего спокойствия в группе, прошедшей специальную
подготовку.
Кроме того, использовались дополнительные инструменты анализа
поведения спортсменов на площадке, такие как протокол наблюдения
игрового
поведения,
опросники
удовлетворённости
тренировочным
процессом и показателями соревновательных достижений.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии
комплексной
психологической
подготовки
на
спортивные
показатели,
стабильность
игровой
формы
и
общую
эффективность
деятельности
команды.
Выводы и рекомендации
Исследование подтвердило необходимость внедрения специальной
программы
психологической
подготовки
в
систему
подготовки
профессиональных волейбольных команд. Применение инновационных
технологий, учитывающих особенности психологии спорта, обеспечивает
существенные преимущества в достижении высоких результатов.
Основные направления дальнейших исследований включают изучение
возможностей индивидуализации подхода к каждому игроку, создание
единой стратегии комплексного подхода к развитию стрессоустойчивости и
мотивации всех членов команды, совершенствование содержания учебных
программ и методической базы в области спортивной психологии.
Список использованных источников
1.
Бабаева Ю.Д. Стрессоустойчивость и здоровье // Психология
здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
2.
Дашкевич
О.В.
Индивидуально-типологический
подход
к
исследованию волевых характеристик футболистов // Вопросы
психологии. 2006. № 3.
3.
Карелин А.П. Современные подходы к профилактике синдрома
хронической усталости у высококвалифицированных спортсменов //
Вестник Томского университета. Серия гуманитарные науки. 2010.
4.
Шварцман Е.Г. Особенности проявления эмоций и характера в
спортивной деятельности // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. 2011. № 1.