Автор: Костина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ № 41
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности работы по УМК Spotlight в 5 классе
Дата публикации: 20.10.2025
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 41"
Доклад
по теме «Особенности работы по УМК Spotlight в 5 классе».
Учитель английского языка
I категории
Костина Е.С
г.Саратов
Коллеги, добрый день.
Разрешите представить вашему вниманию опыт работы по новому учебно-методическому комплексу
«Английский в фокусе» (Spotlight), который я использую в этом учебном году.
Как педагог с 13-летним стажем, я всегда с большим интересом отношусь к новым образовательным
инструментам. Выбор данного УМК был неслучаен: он полностью соответствует требованиям как Фе-
дерального компонента Государственного стандарта, так и обновленного ФГОС. Важно отметить, что
курс был создан в рамках современного европейского образовательного пространства и соответствует
уровню А1 Общеевропейской системы оценки владения иностранным языком. Это значит, что наши
школьники, осваивая язык по этому учебнику, фактически становятся участниками общеевропейского
проекта, направленного на повышение качества общения и взаимопонимания между носителями
разных культур и языков.
Методологическая основа УМК
В основу курса заложены три ключевых подхода:
1.
Коммуникативно-когнитивный, который обеспечивает поэтапное формирование и развитие всех
компонентов коммуникативной компетенции.
2.
Личностно-ориентированный, что позволяет уделять особое внимание интересам, возрастным и ин-
дивидуальным особенностям каждого ученика.
3.
Деятельностный, который превращает ученика из пассивного слушателя в активного субъекта образо-
вательного процесса.
Именно деятельностная направленность определяет выбор современных педагогических технологий,
таких как метод проектов. Конечная цель — формирование не просто «знатока грамматики», а компе-
тентного пользователя языка, готового к осознанному и заинтересованному диалогу культур.
Ключевые преимущества и отличительные черты курса
Коллеги, хочу обратить ваше внимание на те особенности «Английского в фокусе», которые я, как
практик, считаю наиболее значимыми:
Аутентичность материалов: Значительная часть языковых материалов — реальная, живая речь.
Модульная структура: Учебник построен по модульному принципу, причем структура каждого моду-
ля соответствует полному циклу психологической деятельности ученика: от мотивации и целеполага-
ния до самоконтроля, самооценки и рефлексии.
Формирование метапредметных умений: Этому способствует регулярная рубрика «Учись учиться»,
которая дает детям практические советы и памятки по организации своего учебного труда.
Межпредметные связи: Курс системно выстраивает связи с другими дисциплинами, что позволяет
осваивать язык как средство познания мира.
Воспитание и социализация: Разделы «Spotlight on Russia» и «Культурологический аспект» не только
знакомят с культурой стран изучаемого языка, но и учат детей представлять свою собственную культу-
ру в формате, понятном для европейского сверстника (туристический буклет, интервью, описание).
Дифференциация и подготовка к ГИА: УМК предоставляет широкие возможности для дифференци-
рованного подхода и включает систему заданий, готовящих к государственной итоговой аттестации.
Практика работы со структурой учебника
Учебник состоит из 10 тематических модулей, которым предшествует «Starter Module» для интенсив-
ного освоения алфавита и базовой лексики и грамматики.
Новый материал в каждом модуле сосредоточен в первых трех уроках — так называемых «уроках ми-
кротемы». Такой подход позволяет поддерживать высокую мотивацию, так как дети быстро видят ре-
зультат. Содержательное ядро модуля составляют эти уроки вместе с уроком речевого этикета «English
in use». Завершает каждый модуль раздел для самопроверки, который выполняет важнейшую функцию
мотивации и целеполагания для следующей темы.
Языковой портфель (Portfolio) как инструмент формирования самостоятельности
Отдельно хочу остановиться на компоненте, который является новым для многих из нас, — это «Язы-
ковой портфель». Это мощный инструмент для развития у школьников навыков самоанализа, самоо-
ценки и рефлексии. Ученик сам становится куратором своих достижений: он может выбирать творче-
ские задания, помещать в свой портфель любые работы, которые считает подтверждением своего про-
гресса (проекты, работы по внеклассному чтению и т.д.). Мы с ребятами договорились оформить эту
часть работы в конце года, что станет для них своеобразным творческим отчетом о своих успехах.
Из опыта работы: проект «Солнечные часы»
Теоретические преимущества учебника проверяются на практике. Позвольте поделиться опытом орга-
низации проектной работы в рамках модуля 6.
Тема проекта — «Солнечные часы». Работа началась с проблемного вопроса: «Какие виды часов вы
знаете?». Ребята называли часы в телефоне, наручные, настенные. Затем я предложила им узнать о не-
стандартных способах измерения времени из текста на странице 83.
Работа с текстом была построена как исследование: аудирование со зрительной опорой, выбор пра-
вильных слов, обсуждение незнакомых аббревиатур. После этого дети сами догадались, что следую-
щим шагом будет практическое изготовление часов.
Мы совместно разработали алгоритм действий: обсудили необходимые материалы (пластиковые ста-
канчики, трубки, камешки), выявили главное условие работы — солнечная погода и открытое про-
странство. Дети самостоятельно, следуя инструкции, изготовили макеты часов на выходных.
В понедельник мы устроили «выставку» и защиту проектов. Ребята представляли свои работы перед
классом. Несколько макетов были выполнены с ошибками (например, не было отверстия для трубки),
но, сравнив свои работы с удачными образцами, авторы сами поняли и объяснили, в чем была их ошиб-
ка. Это был ценнейший опыт обучения через открытие и анализ.
Воспитательный потенциал
Кроме очевидных учебных результатов (развитие изучающего чтения, навыков аудирования и говоре-
ния), эта проектная работа позволила достичь важных воспитательных целей:
Осознание возможностей самореализации.
Воспитание организованности и дисциплинированности.
Укрепление семейных ценностей, так как многим ребятам помогали родители, что стало поводом для
совместного творчества.
Вывод
Таким образом, УМК «Английский в фокусе» является современным, эффективным инструментом, ко-
торый позволяет не только формировать прочные языковые навыки, но и развивать личность ученика,
его способность к самообразованию и готовность к межкультурному диалогу. Он предоставляет учите-
лю надежную методическую поддержку, включая ресурсы сайта, и дает простор для творческой педа-
гогической работы.
Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.