Напоминание

"Основы методики развития гибкости и координации движений у юных гимнасток".


Автор: Плющева Ольга Михайловна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ по спортивной гимнастике
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Реферат
Тема: "Основы методики развития гибкости и координации движений у юных гимнасток".
Дата публикации: 20.11.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

спортивная школа по спортивной гимнастике

Отчёт

по теме самообразования

«Основы методики

развития

гибкости

и

координации

движений

у

юных гимнасток»

Выполнила: Плющева О.М.

тренер-преподаватель

Смоленск

2023

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

спортивная школа по спортивной гимнастике

Реферат

по теме самообразования

«Основы методинки

развития

гибкости

и

координации

движений

у

юных гимнасток»

Выполнила: Плющева О.М.

тренер-преподаватель

Смоленск

2023

Реферат

ТЕМА

Основы методики развития гибкости и координации движения

у юных гимнасток

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И

КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК...................................4

1.1.

Цели и задачи, особенности спортивной гимнастики как вида спорта.....4

1.2.

ОСОБЕННОСТИ

МЕТОДИКИ

РАЗВИТИЯ

ГИБКОСТИ

И

КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ................7

1.3.

Характеристика средств ОФП и СФП на

этапе

предварительной

подготовки у юных гимнасток.............................................................................22

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.........25

2.1.

. Задачи исследования....................................................................................25

2.2.

Методы исследования....................................................................................25

2.3.

Организация исследования............................................................................25

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И

КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК

5 -

6 ЛЕТ В УЧЕБНО -

ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ.......................................................................................................... 30

3.1.

Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 - 6 лет на

предварительном этапе в начале исследования.................................................30

3.2.

Характеристика средств и методов развития гибкости и координации

движений по экспериментальной методике.......................................................32

3.3.

Результаты исследования..............................................................................40

ВЫВОДЫ................................................................................................................... 42

ЛИТЕР

А

ТУР

А

.............................................................................................................

4

.

4

2

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время характерными чертами современного спорта являет

ся значительное его омоложение и неуклонный рост спортивных достижений.

Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется,

что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для

практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление до

биться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повы

сить качество, производительность и эффективность общественного труда. В

связи

с этим возникает проблемная

ситуация, связанная с

необходимостью

создания новых методов, технологии, приёмов производства, обучения.

До некоторого момента потребности практики по созданию новых спо

собов решения стоящих перед ней задач удовлетворяются за счёт имеющихся

научных знаний. Однако рано или поздно этих знаний оказывается недоста

точно для решения проблемы ситуации, возникает потребность расширения

теоретического

потенциала,

необходимость

создания

новой

научной

базы,

выдвижения новых идей, концепций, научных теорий.

Однако

непрерывный

рост

результатов

требует

поиска

новых

форм,

средств,

методов

работы

с юными

спортсменами.

Целенаправленная много

летняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложней

ший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из

таких факторов является развитие гибкости и выявления более эффективных

способов,

средств,

методов,

при

помощи

которых

можно

за

минимальный

промежуток времени достичь наивысшего результата.

В

течение двух лет ста

новится необходимым обучать девочек упражнениям , не только на ковре, но

и на бревне, которые отличаются друг от друга многими характеристиками.

Поэтому развитие гибкости приобретает важное значение и является одной и

значимых задач учебно-тренировочного процесса. Иногда на фоне развития

гибкости

проявляются

снижение

двигательной

подготовленности юных

гим

насток.

3

На

сегодняшний

день

является

актуальным

выявлением

взаимосвязи

прироста отдельных качеств на фоне положительного переноса в развитии од

ного качества на другие.

Данная тема выбрана и разработана не случайно. Без развития гибкости

и без совершенствования координации движений невозможно не только дос

тичь каких - либо результатов в спорте, но и вообще исключено для зани

мающихся оставаться в этой сфере спортивной деятельности или творчества.

Координация

и гибкость движения являются

первоосновой,

фундамен

та любой физической деятельности, связанной не только со спортивной гим

настикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека. А обладая не

ким багажом начальных знаний, касающихся данных вида способностей, мы

должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, поскольку

предрасположенность и потенциальная

способность

будет абсолютно

разной.

В этом смысле мы должны предусмотреть строго индивидуальный подход в

выборе способов и методов воздействия для развития необходимых нам ка честв

(гибкость и координации движения). Мы понимаем, что качество, опре

деляющееся как гибкость, является специфическим и содержит в себе направ

ления воздействующего определённого диапазона, поэтому даже если мы бу дем

применять традиционную методику - мы обязательно добьёмся результа тов,

чего нельзя сказать о координационных движениях, поскольку это каче ство,

способность человека связано с общими закономерностями его внутрен него

развития,

изначально

заложенного

в

его

общей

жизнедеятельности

и

подчиняющегося

закономерностям,

независящим

от

внешнего

физического

воздействия. В этом смысле нашей задачей является поставить человеческий

организм в условия нетрадиционные и нетипичные его повседневный физиче

ской деятельности, т.е. задача тренера изобрести универсальный комплекс оп

ределённых упражнений специфической направленности, способные развить

у занимающихся и координацию движения и поставить это качество на прин

ципиально новый уровень.

4

Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в

своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибко

сти и координации движений, но и для поддержания и развития основных фи

зических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и

т.д.

ОБЪЕКТОМ

ИССЛЕДОВАНИЯ

является:

учебно-тренировочный

процесс с юными гимнастками.

ПРЕДМЕТОМ

ИССЛЕДОВАНИЯ

является:

изучение

и

применение

специальных средств и методов для развития

гибкости

и

координации

движе

ния.

ГИПОТЕЗА:

Мы предположили, что на фоне развития гибкости и коор

динации повысится двигательная подготовленность юных гимнасток 5-6 лет на

этапе предварительной подготовки.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.

Изучение научной литературы по теме исследования.

2.

Разработать методику обучения развития гибкости и координации движе

ний у юных гимнасток.

3.

Экспериментально проверить её эффективность в тренировочном процес

се.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И

КООРДИНАЦИЙ ДВИЖЕНИЙ

У

ЮНЫХ ГИМНАСТОК.

1.1.

Цели и задачи, особенности спортивной гимнастики как вида спорта.

Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом - создать

прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого

молодого поколения.

5

Основные задачи начальной подготовки:

1.

Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и сис

тем организма занимающихся.

2.

Формирование правильной осанки.

3.

Разносторонняя общая физическая подготовка и

начальное

разви

тие двигательных качеств, имеющих важное значение в спортивной

гимнастике

(ловкости,

гибкости,

силы,

быстроты,

прыгучести

и

равновесия).

4.

Обучение основам техники упражнений.

5.

Развитие

специфических

качеств:

пластичности

,

танцевальности,

музыкальности, выразительности и творческой активности.

6.

Привитие интереса к занятиям спортивной гимнастикой, воспита ние

дисциплинированности,

аккуратности,

старательности

и

само

стоятельности.

7.

Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.

Особенности спортивной гимнастики как вида спорта

Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности

спортивной

гимнастики,

среди

которых,

наиболее

характерными

являются

следующие:

Во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включаю

щее в себя элементы танца, пластики, а также элементы акробатики.

Во-вторых, искусство владения своим телом. В-третьих, особенностью

выполнения

упражнений

на ковре

является

музыкальное

сопровождение.

Благодаря

слиянию

динамики

движений

с

характером

музыкального

сопровождения,

движения

получают

различную

эмоциональную окраску и

приобретают

танцевальность.

Эта

связь

осуществляется

не

только

в

согласовании движения с размерами и темпом музыкального сопро-

6

вождения, но и в воспитании у занимающихся умения правильно понимать

музыку и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой.

Музыка создает более яркое представление о характере движения.

В-четвёртых, особенность

связана

с двигательной

памятью

и вниманием. Для

выполнения

сложных

комбинаций, гимнастке необходимо иметь хорошую

память и внимание. Сложность структур

двигательных действий гимнасток

обуславливает необходимость запоминания

большого

объема

относительно

независимых

между

собой

движений.

Это

предъявляет

требования

к

двигательной

памяти

гимнасток,

а

также

к

таким

качествам,

как

исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от четкого

восприятия движения.

У

спешность

обучения

и

совершенствования

в спортивной

гимнастике

во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, от

четливостью восприятия, или иначе - координацией движений.

Следующей

особенностью

является композиция

произвольного

упраж

нения. Тенденция к относительному выравниванию

технических

и

физиче

ских возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в

соревнованиях,

существенно

обостряет

соревновательную

борьбу,

победа

в

которой начинает определяться оригинальностью.

Последняя особенность - целостность.

Целостность заключается в участии всех звеньев тела в выполняемом

движении. Это значит, что заданное гимнастке основное движение должно

обязательно

сопровождаться

дополнительными

движениями.

Например,

ос

новное движение: из исходного положения руки влево перевести

их

дугой

книзу вправо. Дополнительными движениями будут: а) движение головы,

7

опускающейся и поднимающейся влево за движением рук; 6) движение пле

чевого пояса, сначала слегка опускающегося, затем чуть поднимающегося со

ответственно движению рук; в) чуть заметные наклоны туловища в сторону

движения рук.

В целом, упражнения выполняются слитно, мягко с небольшим сгиба

нием рук в суставах. Движения кистей слегка отстают от движения рук. Наи

более ярко целостность движений проявляется

в таких упражнениях,

как вол

на и взмах.

Перечисленные выше методические особенности спортивной

гимнасти

ки характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях трениро

вочных

занятий.

Условия,

в

которых

протекают

соревнования,

значительно

отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудно

стей,

создаваемых

соревновательной

деятельностью

(эмоциональная

напря

женность,

стартовая

лихорадка),

гимнастка должна обладать

такими

качест

вами:

смелостью,

уравновешенностью,

самообладанием,

настойчивостью,

стремлением к успеху.

1.2.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И

КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Одним из важнейших физических качеств в спортивной гимнастике яв

ляется гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой

движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность дви

жения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недоста

точной подвижности в суставах движения ограничены и скованы.

Гибкость

необходима

для

выполнения

волнообразных

движений,

для

принятия позы в полете при исполнении прыжков.

По своей

биомеханической

сущности

подавляющее

большинство

гим

настических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а неко

торые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

8

При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для эконо

мичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная

длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся

более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется

меньшая сила (Ю.В. Менхин, 1989).

Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластично

сти мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-

антагонистов (Д. Мавромати, 1972). Недостаточно высоко поднять ногу, а

затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко

поднятом положении.Таким образом, в тесной связи с развитием гибкости

необходимо развивать силу мышц антагонистов.

Гибкость

проявляется

в

величине

амплитуды

(размаха)

сгибаний

разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по

предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или ли

нейных величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).

Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и

степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде,

является гибкость.

Благодаря ей облегчается выполнение всех видов упражнений - накло

нов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность,

мягкость,

изящество. Современная

спортивная

гимнастика

уделяет специ

альное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в

вольных упражнениях и на бревне.

9

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не

только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для

освоения волн, взмахов, движений кольцом.

Техника гимнастических прыжков требует большой амплитуды движе

ний

в тазобедренном

суставе,

выворотности,

высокой

подвижности

голено

стопного сустава. Различают активную и пассивную гибкость. Под активной,

гибкостью

подразумевают

максимально

возможную

подвижность

в суставе,

которую спортсмен может проявить

самостоятельно, без посторонней

помо

щи,

используя

только

силу

своих

мышц.

Пассивная

гибкость

определяется

наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, созда

ваемых партнером, отягощением.

Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отве

дении ноги амплитуда движения в тазобедренном

суставе

меньше,

чем

при

том же движении, выполненном с помощью или махом (Л.П. Орлов, 1973).

Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет сни

жения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего

сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, про

тиводействующих растяжению) (Б. А. Ашмарин, 1990).

Именно

в

спортивной

гимнастике

большое

значение

имеет

активная

гибкость,

обеспечивающая необходимую

свободу

движений,

а

также

позво

ляющая овладевать рациональной спортивной техникой.

Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при

одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по спортивной гим

настике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной

амплитудой.

Пассивные

упражнения

могут

быть

динамического

(пружинные)

или

статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития

10

пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последую щей

фиксацией позы (Т.С. Лисицкая,

1982).

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризу

ется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вто рая

- амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двига тельного

действия (Б.А. Ашмарин,

1990).

С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с

мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопро

тивление

мышц

действию

растягивающих

сил

увеличивается

и

гибкость

ухудшается. Для того, чтобы предупредить

ухудшение подвижности в суста

вах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к

развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным

периодом будет являться возраст

9-1О

лет, а для активной- 10-14 лет (В. И.

Филиппович,

1971).

Спортивная

гимнастика

-

сложнокоординированный

вид

спорта.

Осо

бенностью мастерства в спортивной гимнастике

является овладение сложной

и тонкой координацией движения .

В спортивной гимнастике физическая подготовка направлена на гармо

ническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается

воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный про гиб,

сутулость, косолапость. Координационные способности (КС) представ ляют

собой функциональные

возможности определенных

органов

и

структур

организма,

взаимодействие

которых

обуславливает

согласование

отдельных

элементов движения в единое смысловое двигательное действие (Б.А. Ашма

рин,

1990).

В общем виде под КС понимаются возможности человека, определяю щие

его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигатель ного

действия. Координационные способности включают в себя:

ориентацию в пространстве;

11

-

точность

воспроизведения движения

по пространственным, силовым

и временным параметрам;

КС делятся на общие, специальные и специфические

виды

К

важней

шим специфически проявляющимся КС в предметно-практической испортив

ной деятельности человека относятся:

-

способности, основанные на проприорецептивной чувствительности

(мышечном чувстве);

-

способности к ориентированию в пространстве;

-

способность сохранять равновесие;

-

чувство ритма;

-

способность к перестроению двигательных действий;

-

статокинетическая устойчивость;

-

способность к произвольному мышечному расслаблению, В.И. Лях

(1989) указывает, что наиболее благоприятным периодом для развития КС у

девочек является возраст 11-12 лет.

Способность к ориентированию

в

пространстве.

Под этой

способностью

понимается

умение

точно

определять

и свое

временно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном на

правлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях

какой-либо деятельности

(на гимнастической площадке,

на площадке

для иг

ры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует , что способность к

ориентированию

в

пространстве

специфично

проявляется

в

каждом

виде

спорта.

Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты

восприятия и оценки пространственных условий действия, которая

достигается

на основе комплексного взаимодействия анализаторов (сре

ди них ведущая роль принадлежит зрительному).

Основным

методическим

подходом,

специально

направленным

на со

вершенствование этой способности, является системное выполнение заданий,

12

содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точно

сти ориентирования в пространстве.

Способность сохранять

равновесие.

Рост спортивного мастерства в гимнастике в значительной мере зависит

от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зри

тельными

анализаторами

он

обеспечивает

ориентировку в пространстве,

влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.

Наблюдения показывают, что гимнастки, у которых недостаточно хо

рошо

развит

вестибулярный

анализатор,

обычно

с

трудом

осваивают

про

грамный материал, они испытывают затруднения в усвоении вращательных

движений и сохранении равновесия (Ю.П. Кобяков, 1976)

Проявление равновесия разнообразно. В одних случаях нужно сохра

нять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положе нии

"ласточка", стойки на руках в гимнастике и акробатике); в других - по хо ду

выполнения

движений

(в ходьбе

и

беге по бревну

или другому

узкому

предмету и т.д.) - динамическое равновесие.

Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на

основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического

применения обще- и специально-подготовительных координационных упраж

нений. Элементы равновесия являются составной частью почти всех движе

ний:

циклических,

ациклических,

метательных,

акробатических,

спортивно

игровых и т.д. (В.И. Лях, 1989)

Разнообразие проявлений равновесия вызывает необходимость в уточ

нении его разновидностей. Изучение устойчивости тела в двигательной дея

тельности находится в поле зрения многих авторов. Однако до настоящего

времени не определены структура данного ДКК, его основные компоненты и

проявления, факторы, обуславливающие развитие и критерии оценки устой

чивого положения тела. Следовательно, в первую очередь необходимо опре

делить и обосновать каждый из структурных элементов этого качества.

13

Являясь сложным ДКК, равновесие имеет следующие компоненты:

рациональное расположение звеньев тела;

минимизацию количества степеней свободы движущейся системы;

дозировку и перераспределение мышечных усилий;

уровень пространственной ориентации.

Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие те

ла с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над

опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем

труднее сохранять устойчивость.

Первый

компонент

-

рациональное

расположение

звеньев

тела

-

способствует лучшему сохранению равновесия. Правильная осанка в положе

нии сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела.

Рациональное взаимораспределение звеньев тела существенно влияет на

активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличива

ется активность мышц туловища и опорной ноги.

Следовательно, расположение звеньев тела не только значительно влия

ет на внешнее восприятие любого двигательного действия, но и способствует

сохранению устойчивости.

Второй

компонент

равновесия

-

дозировка

и

перераспределение

мы

шечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после

выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается

в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возни

кая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и

в конце движений величина этих усилий различна. Объем прилагаемых мы

шечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлени

ем равновесия. Например, сохранение равновесия на повышенной опоре и по

сле выполнения вращения требует совершенно разного характера приложения

усилий. Во втором случае их необходимо больше, что связано с наличием ре

акции противовращения.

14

Сохранение устойчивости после выполнения различных прыжков тре

бует

преодоления

определенных

инерционных

сил.

Чем

сложнее

техника

прыжка, тем более значительные силы необходимо преодолеть. При кратко

временном характере выполнения двигательных действий возникают допол

нительные трудности, связанные с решением задач сохранения равновесия в

максимально короткий отрезок времени. При этом резко возрастают требова

ния к проявлению высокого уровня внутримышечной и межмышечной коор

динации.

Разные группы мышц, как известно, имеют неодинаковую степень ак

тивности. Наибольшей обладают мышцы, выполняющие основную нагрузку

при удержании звеньев тела в состоянии равновесия. Например, в стойке на

руках более высокая активность характерна для мышц лучезапястных суста

вов и мышц спины.

Третий

компонент

сохранения

устойчивого

положения

тела

-уровень

пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного дейст

вия, от элементарных естественных движений:

удержание какой-либо позы, ходьба, бег - до технически сложных спор

тивных

упражнений,

необходима

определенная

степень

ориентации

в

про

странстве. Чем она лучше, тем легче сохранять устойчивое положение. Про

странственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении

тела и его отдельных звеньев.

В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет

пространственная точность

движений.

Такие

понятия,

как "чувство

дистан

ции", "чувство мяча" и так далее, имеют своей основой взаимодействие ком

плекса функциональных систем, позволяющее определять и контролировать

расстояние. Известны две основные разновидности равновесия: статическая и

динамическая. Вместе с тем в специальной литературе не представлены раз

личные проявления статического и динамического равновесия, что приводит к

15

разному толкованию ведущей роли некоторых факторов в развитии и совер

шенствовании данного качества.

Поэтому определение конкретных проявлений статического и динами

ческого равновесия имеет важное значение. Специальные исследования по

зволили выявить, что как у статического, так и у динамического равновесия

существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфиче

ские связаны с конкретным видом спортивной деятельности, неспецифиче

ские чаще всего характерны для трудовой и бытовой деятельности.

Деление на специфические и неспецифические проявления весьма ус

ловно, так как невозможно провести четкое разграничение в сложной двига

тельной деятельности без нарушения структуры движения. Тем не менее, вы

деление этих двух относительно самостоятельных групп оправдано с точки

зрения развития и совершенствования устойчивости тела. Необходимо иметь

в виду, что добиться абсолютной устойчивости тела невозможно. При сохра

нении любого равновесия мышцы находятся в состоянии определенного тре

мора, который в большей степени проявляется у нетренированных, в связи с

чем им труднее добиться равновесия.

Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние

дыхательной системы.

Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения

тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения

равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вы

зывает снижение колебаний тела.

Одним из факторов, влияющих на способность сохранять устойчивое

положение тела, является уровень развития физических и координационных

качеств, Определенная степень развития силовых и скоростных качеств мышц

позволяет многократно повторять усилия различного характера с максимально

возможной скоростью. Усиливают проявление устойчивости тела определен

ные показатели устойчивости. Чем выше уровень общей и специальной вы-

16

носливости, тем быстрее спортсмен осваивает различные разновидности рав

новесия.

Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития

подвижности в суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной ме

ре), тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных

звеньев и таким образом управлять устойчивостью.

Уровень

развития

гибкости

также

влияет

на

сохранение

равновесия.

Высокая

степень

гибкости

шейного,

грудного,

поясничного

отделов

позво

ночника позволяет занять устойчивую позицию над опорой.

Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и

прыжковых

упражнениях,

играет

ловкость.

Высокий

уровень

мышечной

и

внутримышечной

координации

обеспечивает

решение

достаточно

сложных

двигательных

задач.

Поэтому,

чем

сложнее

спортивное

упражнение,

тем

больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела. В

каждом виде спорта проявление ловкости при сохранении устойчивости имеет

свою специфику. Проявляется ловкость также в целесообразном выполнении

действий, времени выполнения движений, в мгновенной правильной оценки

ситуации и адекватной реакции. Немаловажное значение имеет точность дви

жений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела над опорой

и безопорном состоянии. Точность двигательных действий способствует их

высокой экономичности, выполнению с меньшими затратами мышечных уси

лий и энергии. Проявляется она в совершенной форме (видимой стороне)

движений и четкой структуре (содержании) двигательного действия.

Ритмичность также имеет определенное значение в устойчивом поло

жении

тела,

обеспечивая

равномерное

распределение

и

перераспределение

мышечных усилий. Она обуславливает оптимальное соотношение отдельных

частей двигательного действия, их непрерывность в течении заданного време

ни, а также характер, согласованность и амплитуду отдельных движений. В

любом упражнении есть определенная продолжительность во времени (темп)

17

и

закономерное

распределение

усилий

(динамика).

Темп

и

динамика

тесно

взаимосвязаны и влияют друг на друга. Их оптимальное сочетание обеспеч

и

вает гармонию движений. В этом случае наблюдается чувство ритма ходьбы,

бега и т.д., что невозможно без устойчивого положения тела.

Один из факторов, повышающих

способность сохранять равновесие, яв

ляется психологический настрой и эмоциональное состояние.

Высокий

уро

вень

психологической

подготовки

способствует

уравновешенности

нервных

процессов - важного условия устойчивого положения. Положительные эмоции

также

способствуют

повышению

работоспособности,

мышечной

активности

и, следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его от

дельных звеньев.

Критерии

оценки

устойчивого

положения

тела

следующие:

пространственная оценка и самооценка

расположения звеньев тела

при сохранении отдельной позы: в движении и в сочетании с

другими видами двигательных действий;

степень соответствия

оценки

и

самооценки

расположения

звеньев

тела;

степень устойчивости тела после отклонения от основного положе

ния в пределах 5-10-15

°

;

степень устойчивости тела при дополнительных движениях (головой,

руками и т.д.);

степень устойчивости тела в определенной позе;

степень устойчивости тела

при различных способах перемещения в

пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др.);

степень

устойчивости

тела

в

различных

условиях

опоры:

повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т.д.;

степень устойчивости тела в безопорном состоянии;

степень устойчивости тела до нагрузки (начала тренировки), в сере

дине занятия и после нагрузки;

18

степень устойчивости тела в сочетании с другими видами двигатель

ных действий: вращениями, прыжками, поворотами;

Исходя из выше изложенного, можно дать следующее определение дан

ному ДКК: равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его

отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

Способности,

основанные

на

проприорецептивной

чувст-

вительности.

Исследования В.И. Лях показали, что способности, основанные на про

приорецептивной чувствительности (мышечном чувстве - по

И.М.

Сеченову),

достаточно специфичны. Это способности к воспроизведению, оценке, отме

риванию,

дифференцированию

пространственных, временных

и

силовых

па

раметров движения.

Объяснить наличие довольно широкого спектра так

называемых

про

стых способностей можно скорее всего тем, что управление движениями по

различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецеп

торов.

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференциро

ванию пространственных, временных и силовых параметров основаны пре

имущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятии,

выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми способно

стями; при малом моторном опыте ощущения и восприятия детей еще слиш

ком грубы, не точны, плохо осознаваемы ошибки в воспроизведении, оценке

или дифференцировании пространственных, временных,

пространственно

временных и силовых признаков движения. По мере приобретения опыта

ощущения и восприятия параметров выполняемых движений становятся более

точными, отчетливыми и ясными.

В

каждом

виде

физических

упражнений

мышечно-двигательные

ощу

щения и восприятия носят специфический характер.

19

Это зависти от своеобразия координации движений, условий окружаю

щей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спор

тивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства:

дистанции - у фехтовальщиков и боксеров; предмета - у гимнасток; воды - у

пловцов; времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников и т.д.

Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференциро

ванию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых па

раметров движении, действий или деятельности в целом, основанные на точ

ности и тонкости, специализированных восприятий ("чувств"), весьма разно

образны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от осо

бенностей определенного вида спорта.

Вместе с тем данные способности изолированно встречаются крайне

редко.

К

тому же они находятся в определенных связях с другими специаль

ными и специфическими КС, а также с физическими и психологическими

особенностями.

Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координа

ция движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в

единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: ин

теллектуальные (программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные

и моторные (исполнительские, физические).

Способность

точно

воспроизводить, оценивать,

отмеривать

и

диффе

ренцировать параметры движений развивается прежде всего при систематиче

ском

применении

обще-

и

специально-подготовительных

координационных

упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Для

повышения эффективности педагогического воздействия используют методи

ческие подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Ме

тоды развития КС основаны на системном выполнении заданий, предъявляю

щих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий

или отдельных движений. Различают задания аналитические (избирательные)

20

- на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования

преимущественно одного какого-либо параметра движения (пространственно

го, временного или силового) и систематические - на точность управления

двигательными действиями

в целом. Понятно, что такое разделение условно,

ибо точность воспроизведения, оценки и т.п., скажем, пространственного па

раметра изолированно от точности воспроизведения, оценки и т.п. временного

или силового признака движения не встречается.

В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды

точности всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и воз

можно

преимущественное

дифференцированное

воздействие

на

улучшение

точности одного какого-либо параметра движения, обязательной является ус

тановка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом

(В.И.

Лях,

1989).

При

осуществлении

целенаправленного

развития

и совер

шенствования КС, юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее ов

ладевают различными двигательными действиями; на более высоком качест

венном уровне усваивают новое и легче перестраивают старые тренировочные

программы;

быстрее

продвигаются

к

высотам

спортивного

мастерства

и

дольше остаются в большом спорте; успешнее совершенствуют спортивную

технику и тактику; легче справляются с заданиями, требующими высокого

уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной

сферах; приобретают умение рационально и экономно расходовать свои энер

гетические ресурсы; постоянно пополняют свой двигательный опыт; испыты

вают радость и удовольствие от постоянного овладения новыми и разнообраз

ными видами физических упражнений (В.И. Лях, 1989 г.).

Анатомо-физиологические

и

психофизические

особенности

юных

гимнасток

1.

Между 4 и 7 годами начинается окостенение длинных костей. Око

стенение идет неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить

этот процесс.

21

2. В этом же возрасте оформляются

изгибы позвоночного столба и име

ет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у де

вочек появляется неправильная осанка (они ходят, выставив вперед живот).

3.

У

5-6 летних детей мышцы еще не оформлены, имеет место неравно

мерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы

сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и на

оборот.

4.

Высокая

интенсивность

обменных

процессов,

неэкономичность мы

шечных

усилий,

повышенный

энергорасход

могут

приводить

к

быстрому

утомлению.

Поэтому

нагрузки

должны

быть

небольшого

объема

и

носить

"дробный" характер с частыми паузами для отдыха.

5. Регуляторные механизмы сердечно-сосудистой и дыхательной систем

еще не совершенны. Частота пульса высокая и в покое, возрастает даже при

умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания,

дыхание учащенное и поверхностное. Но под влиянием естественного разви тия

и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-

8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспо

сабливаются к занятиям умеренной интенсивности.

6.

Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зави

сят от состояния функциональных систем ребенка и его дыхательного опыта.

Поэтому

специалисты

рекомендуют

в

начальный

период

повышать

общую

дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.

7. Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объем и устой

чивость увеличиваются постепенно и незначительно. В процессе обучения не

обходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители для удержания

внимания детей. Замечаний по технике исполнения должно быть не более 1-2

в один прием.

22

8.

Дети 5-6 лет еще не способны отделить несущественное от основно го,

часто фиксируют свое внимание на второстепенном. Поэтому в этом

возрасте

целесообразно

использовать

целостный

метод

обучения,

изучать

простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.

9.

Важное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ

должен

быть

очень

точным

и

четким,

так

как

дети

нередко

просто

копируют педагога и могут повторить его ошибки. Но для развития 2-й сиг

нальной

системы,

пополнения

терминологического запаса

показ

следует

со

провождать кратким и доступным объяснением.

1О.Эмоциональные проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые

и нравственные качества имеют ограниченный характер. Поэтому необходимо

неустанно работать над развитием этих качеств у детей, помня, что похвала и

методы поощрения в этом возрасте гораздо действеннее методов наказания.

11. Музыкальное сопровождение занятий на этом этапе начальной под

готовки должно быть простым, понятным и доступным, близким детям 5-7

летнего возраста.

1.3.

Характеристика средств ОФП и СФП на этапе

предварительной подготовки у юных гимнасток

У

спешное осуществление всестороннего физического воспитания юных

гимнасток во многом зависит от умелого подбора средств и методов физиче

ской подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную

подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позво

ляет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства

и методы.

23

Специальная

физическая

подготовка

непосредственно

направлена

на

развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Средствами специальной физической подготовки являются: 1) соревно

вательные упражнения , т.е. целостные действия, которые выполняются с со

блюдением всех требований, установленных для соревнований; 2) специаль

ные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на разви

тие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышеч

ных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия

Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее фи зическое

развитие гимнастки, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не

являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точ ки

зрения всестороннего повышения функциональных возможностей орга

низма.

Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнооб

разными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физиче

ских качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе кото

рых проявляются в том или ином виде спорта.

Общая

физическая

подготовка

направлена

на

общее

гармоническое

развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление орга нов

и

систем

организма

и

повышение

его

функциональных

возможностей,

улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, си

лы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложе

нии и осанки у юных спортсменок.

Конкретный выбор средств зависит от склонностей занимающихся, су

ществующих традиций спортивного коллектива и имеющихся возможностей.

Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки будут

ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, обще

развивающие упражнения, упражнения с отягощениями.

24

Значительное место в программе их занятий должно быть отведено под

вижным и спортивным играм, различным видам легкой атлетик и.

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена

во всех видах годичного цикла - подготовительном , соревновательном (основ

ном) и переходном , но соотношение и задачи меняются.

В первые годы обучения необходимо большое внимание уделять общей

физической подготовке (А.Г. Шлемин, 1958; З.И. Кузнецова, 1957; А.Г. Де

тинков, 1962), т.к. она способствует разностороннему развитию и повышению

функциональных возможностей организма юных спортсменок. Общая физи

ческая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года , изменя

ясь

в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчер

кивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами

является сочетание специальной и общей физической подготовк и, т.к. только

при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.

25

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Анализ научно - методической литературы позволил

сформулировать

цель и рабочую гипотезу исследования.

Цель: оценить эффективность применяемых средств и методов для раз

вития гибкости и координации движений.

Гипотеза исследования: на фоне приоритетного развития гибкости и ко

ординации может повыситься и общая двигательная подготовленность юных

гимнасток 5 -6 лет на этапе предварительной подготовки.

2.1. Задачи исследования.

сти.

1. Определить уровень развития общей и специальной

подготовленно

2. Выявить взаимосвязь между развитием

гибкости, координации дви

жений и общей двигательной подготовленностью.

3. Разработка эффективного подбора средств в учебно-тренировочном

процессе, направленных на повышение общей и специальной подготовки.

2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие мето-

ды исследования:

1. Изучения анализ научно-методической литературы;

2. Педагогические наблюдения;

3. Тестирование двигательных качеств;

4. Методы математической статистики.

2.3. Организация исследования

Анализ литературы. Для получения объективных сведений по изу

чаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литерату-

26

ра: о физических качествах спортсменов, о координационных способностях

детей 5 - 6 лет, о возрастных особенностях детей 5 - 6 лет. Была изучена

характеристика средств ОФП и СФП на этапе начальной подготовки у

юных гимнасток; данные спортивной метрологии, позволившие объективно

проанализировать и обосновать результаты исследований. Также были ис

пользованы рекомендации по спортивной гимнастике тренеров. Всего было

проанализировано 40 литературных источника отечественных авторов.

Педагогические

наблюдения.

Педагогические наблюдения проводились

на соревнованиях и на тренировках . Наблюдения велись за детьми 5 - 6 лет

него возраста.

Тестирования двигательных

качеств.

Важным организующим и направ

ляющим Фактором в процессе физической подготовки является контроль над

развитием качеств. Одним из показателей, характеризующих уровень общей

физической

подготовленности гимнасток, является

успешная

сдача ими тес

тов ОФП.

В результате серии научных исследований разработан комплекс педаго

гических контрольных тестов. Он характеризует уровень развития основных

физических качеств детей, занимающихся спортивной гимнастикой. Данный

комплекс разработан с учетом нормативных документов ДЮСШ.

Для определения гибкости использовались тесты:

«ШПАГАТ» на правую ногу. Гимнастки 5 - 6 лет выполняют шпагат на

полу. Измеряется расстояние от пола до бедра в сантиметрах. «Шпагат» по

зволяет определить развитие гибкости в тазобедренных суставах.

«МОСТ» фиксируется 2 секунды оценивается расстояние между руками

и пятками гимнастки в сантиметрах. «Мост» позволяет определить развитие

гибкости позвоночного столба.

«ВЫКРУТ» в плечевых суставах со скакалкой выполняется три раза.

Измеряется

расстояние

между

кистями

в сантиметрах.

«Выкрут»

позволяет

определить подвижность в плечевых суставах.

27

Исходя

из

анализов

литературных

источников

(В.И.Лях,

1989,

1998;

А.В.Лагутин, 1996), использовались три теста, при помощи которых опреде

лялись следующие виды КС:

-

способность к сохранению равновесия;

способность к согласованию движений;

-

координационные

способности,

относящиеся

к

целостным

двига

тельным действиям (способность к ориентированию в пространстве).

Тест «ЦАПЛЯ» выполняется следующим образом.

И.П. - стойка на правой (левой) ноги, колено левой (правой) развёрнуто

в сторону, стопа прижата к колену опорной ноги. Руки вперёд ладонями кни

зу.

По команде испытуемой должен закрыть глаза и сохранять неподвиж

ное положение максимальное количество времени.

Как только начинали наблюдаться небольшие колебания движения, се

кундомер останавливали.

Для определения способности к согласованию движений был взят тест

«УПОР ПРИСЕВ-УПОР ЛЁЖА».

И.П.-O.С.

1.

Упор присев;

2.

Упор лёжа;

3.

Упор присев;

4.

И.п.

За одно полностью выполненное упражнение начисляется одно очко,

каждое из четырёх фаз упражнения составляет¼ очка.

Способность к ориентированию в пространстве оценивалась с помощью

теста «ВОСЬМЁРКА». Ползанье в упоре, стоя согнувшись, по восьмиобраз

ной дистанции.

И.П. - Стоя на получетвереньках (колени не касаются пола) между дву

мя кубиками, расположенными на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Ладонь

28

одной руки находится на отметке, обозначающей середину расстояния между

кубиками.

Задание: проползти на получетвереньках «ВОСЬМЁРКОЙ», огибая ка

ждый кубик три раза. Оценивается время выполнения задания в секундах.

Учитывается результат одной попытки.

Для определения общей физической подготовки были взяты следующие

тесты:

1. Прыжок в длину с места. Измеряется расстояние в сантиметрах.

2. Бег 20 метров. Оценивается время выполнения задания в секундах.

Бегут три попытки и лучший результат оставляют.

3. Вис на согнутых руках. Оценивается время выполнения задания в се

кундах.

И.П. -

вис на высокой перекладине хватом сверху, подбородок выше

перекладины, не касается. Как только подбородок коснулся перекладины, се

кундомер останавливали.

Мето,цы математической статистикой.

Все

результаты

экспериментальных

исследований

были

обработаны

с

помощью

методов математической статистики,

изложенных

в

соответствую

щих руководствах (Л.П.Канакова, О.И.Загревский, 2003

и

др.).

1.

Среднее арифметическое значение признака;

2.

Среднее квадратическое отклонение – дисперсия;

3.

Ошибка среднего арифметического значения:

29

4.

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена;

5.

Достоверность различий определялась по ранговому коэффициен-

ту

корреляции:

по

оценке

достоверности

полученных

результатов

в

качестве

основного был принят 1 - 5% уровень значимости.

30

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООР

ДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК 5 - 6 ЛЕТ В УЧЕБНОм ПРОЦЕССЕ НА

ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

3.1.Исследование двигательной подготовленности гимнасток 5 - 6 лет на

предварительном этапе в начале исследования.

Таблица№l

Уровень двигательной подготовленности в начале исследования

Тесты

х

б

Прыжок в длину с места (см)

120,2

9,1

Бег 20 м (с)

6,01

0,64

Вис на согнутых руках (с)

4,0

3,04

Шпагат (см)

19,8

4,9

Выкрут в плечевых суставах со скакалкой (см)

57,0

9,7

Мост (см)

8,8

0,7

Равновесие на одной ноге (с)

3,26

2,05

Передвижение в упоре стоя по 8-образной

траекто- рии (с)

39,13

8,3

Упор присев упор лёжа (в кол-ве раз)

6,26

3,65

Таблица № 2

Корреляционная таблица взаимосвязи развития гибкости и координации

движений в начале исследования

31

Тесты

«ЦАПЛЯ»

Упор

присев -

упор лёжа.

«ВОСЬМЕРКА»

Шпагат

0,2

0,2

0,

2

Мост

0,3

0,08

о

,

1

Выкрут

0,

08

0,3

0,

2

На

основе

корреляционного анализа

у

гимнасток

на

этапе

предвари

тельной подготовки выявлена слабая обратно пропорциональная взаимосвязь

между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, а также

подвижностью в плечевых суставах и статистическим равновесием. Получен

ный коэффициент корреляции составил r=0,08, что является недостоверным

показателем. Наиболее сильная прямо пропорциональная взаимосвязь полу

чена между подвижностью в плечевых суставах и согласованностью движе

ний, коэффициент корреляции составил r

=

0,3. Достоверность результатов не

обнаружена (Р

>

0,05).

Таблица№ 3

Корреляционная таблица взаимосвязи развития координации движений

и общей двигательной подготовленности в начале исследования.

Тест

ы

Прыжок в

дли- ну с

места

Бег 20

метров

Вис на

согну-

тых руках

Равновесие на одной ноге

0

,

2

О,1

0,

5

Передвижение

в

упоре

стоя по 8 образной

траек- тории

0

,

2

0,4

о

,

1

Упор присев- упор лёжа

0

,

4

0,03

0,

7

Корреляционный

анализ

выявил

наиболее

тесную

прямо

пропорцио

32

нальную взаимосвязь между скоростно-силовыми и силовыми способностями,

коэффициент корреляции составил r

=

О,7 и оказался достоверным (р < 0,05)

33

3.2. Характеристика средств и методов развития гибкости и координации

движений по экспериментальной методике.

Как показал анализ литературных источников,

в спортивной

гимнасти

ке,

для

достижения

высокого

уровня

спортивного

мастерства,

необходимо

развитие у занимающихся такого качества, как гибкость. Это положение под

тверждается и нашими экспериментальными исследованиями. Следовательно,

основной задачей педагогического эксперимента для нас являлось совершен

ствование

методики

развития

гибкости,

на

основе

полученных

результатов

собственных исследований.

Процесс развития гибкости осуществлялся постепенно.

Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, была не

большой, но

упражнения применялись

систематически, на каждом занятии.

Также эти упражнения включались в утреннюю гимнастику.

Прежде

чем

приступить

к

упражнениям

на

повышение

подвижности

суставов, проводилась разминка для разогревания мышц.

Упражнения на растягивание давали эффект, если их повторяли до по

явления ощущения лёгкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являлись упражнения на рас

тягивание, которые могли

быть

динамического

(пружинистые,

маховые,

и

т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных по

зах) характере.

Упражнения на растягивание выполнялись как с отягощением так и без

него.

Использование отягощений

позволяет акцентированно развивать мыш

цы, обеспечивающие движения в суставах.

Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности в раз

личных сочленениях опорно-двигательного аппарата, состояли из упражнений

активных (максимальная амплитуда достигается самим выполняющим) и пас

сивных (максимальная амплитуда достигается с помощью дополнительных

34

внешних усилий). Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях

и в течение года увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и

числа их повторений. Темп при активных упражнениях составлял 1 повторе ние

в 1 секунду; при пассивных -

1 повторение

в 1 -

2 секунды; удержание

статических положений - 20-30 секунд.

При

выполнении

заданий

на гибкость

перед

ребёнком

ставилась

кон

кретная цель, скажем дотянуться рукой до определённой точки или предмета.

Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.

Основным методом развития гибкости повторный метод, где упражне

ния на растягивание выполнялись сериями по 1

О -

12 повторений в каждой.

Амплитуда движений увеличивалась от серии к серии. Подобные упражнения

давали наибольший эффект, и если дети ежедневно выполняли и дома и не

пропускали тренировок. На тренировках 40 % времени уделялось развитию

гибкости. Применялось следующее соотношение в использовании упражне ний

на развитие гибкости: 40% - активные; 40%-пассивные; 20%-статические.

Так как у детей 5-6 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неде

лю, использовалась система домашнего задания, которая включала в себя: уп

ражнения, направленные на развитие

гибкости

позвоночника,

в тазобедрен

ных и голеностопных суставов, подколенных связок, а также, прыжки на ска

калке. Для Развития Гибкости в учебно-тренировочном процессе применялись

упражнения

скоростно-силового

характера:

пружинистые

движения,

махи

с

последующим удержанием ног. При этом, если упражнения выполнялись с

отягощением, вес отягощения не должен был снижать скорость выполнения

махов или пружинистых движений

(отягощения

не превышало 2-3% от веса

тела гимнастки). В качестве методов совершенствования гибкости использо

вались игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходили инте

ресно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто , не сгибая колени, сумеет

поднять с пола обеими руками плоский предмет и т.д.).

35

Упражнения на гибкость выполнялись в такой последовательности: в

начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем - туловища и

нижних конечностей.

Условия выполнения упражнения значительно облегчаются за счёт опо-

ры. Упражнения сначала выполнялись у опоры, затем без опоры.

Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

Упражнения, применяемые для развития гибкости:

1.

Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность рас

тягивания. Н-Р: пружинящие наклоны вперёд.

2.

Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде. Н-Р: на

клоны назад и вперёд до отказа.

3.

Инерция движений какой либо части тела. Н-Р: махи ногами вперёд

или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.

4.

Дополнительная внешняя опора.

Н-Р:

захваты руками

за

рейку гимна

стической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием

одной части тела к другой.

5.

Активная помощь партнёра.

Комплекс упражнений для развития гибкости

1.

Наклон вперёд, сидя ноги врозь. Коснуться груди пола и удержать это

положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это нормативное требова

ние, рекомендуется освоить следующие упражнения:

а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, кото

рый нажимает руками в области лопаток;

6) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем

лбом, грудью ног;

в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд, ухва

титься за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже

(ноги не сгибать);

36

г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку

на высоте пояса (или груди)и, наклоняясь вперёд, стремиться

грудью коснуть

ся ноги;

д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью.

2. Мост из положения лёжа.

Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для

развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими уп

ражнениями.

Упражнения

для

овладения

мостом:

а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

6) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться ру

ками пола;

в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, со

гнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку,

выполнить мост;

д) лёжа на спине, согнуть ноги и уперетьс руками за головой;

е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера.

3. Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди),

назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь о неё рукой

свободную руку на пояс:

а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и

опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и го

лову держать прямо);

6) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на

высоте пояса. Приседать на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке;

в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в сторону и назад с

помощью тренера (не допускать болевых ощущений);

37

г) Стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отя

гощением (мешки с песком весом

1-

2 кг).

4.

Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно

выполнять следующие упражнения:

а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях пооче

рёдно, последовательно и одновременно;

6) тоже с булавами, гантелями, мешочками с песком;

в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская

руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

5.

Шпагат прямой.

Обучение шпагата рекомендуется начинать с выполнения упражнений,

описанных в п.3.поднимание ног в сторону на 90 градусов, содействует хоро

шему выполнению прямого шпагата и исключает травматические поврежде

ния. Кроме указанных упражнений рекомендуются следующие:

а) из упора лёжа ноги врозь пошире, носки повёрнуты наружу, поворот

туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону.

Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачи

ваясь направо, - левым бедром;

6) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире.

Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

в) тоже, но встать на 2 - 3 рейку;

г) стоя ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги

стремиться сесть на мяч;

д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и

вернуться в И.П.

Главная

задача координационная совершенствования -

обеспечение

широкого базиса (фонда усвоенных двигательных умений и навыков) и на его

38

основе достижение разностороннего развития координационных способно

стей.

Чтобы успешно её решить, детей в первую очередь обучают обширному

кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяли раз

нообразные

упражнения, в большинстве

новые

или необычные, большинство

из которых можно рассматривать как

координационные. Самой

широкой

из

них

являлась

группа

общеподготовительных

координационных

упражнений.

В старшем дошкольном возрасте преобладают аналитические координацион

ные упражнения, воздействующие на различные специальные и

специфиче

ские к.с. Много внимания в этом возрасте уделялось общеразвивающим уп

ражнениям.

Говоря

об

особенностях

развития

к.с.

старшем

дошкольном

возрасте,

следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно -

повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Метод стандартно - повторного упражнения совершенно необходим в

работе с дошкольниками, однако, по мере того, как ученики начнут уверенно

выполнять

усваиваемые

двигательные

действия,

он

должен

уступить

место

методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые навы ки

могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника дви жения

в дальнейшем будет перестраиваться в связи сростом физических спо собностей

и значительным увеличением размеров тела.

Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) уп

ражнения, в этом возрасте должны преобладать приёмы строго регламентиро

ванного варьирования.

В

качестве

средств

воспитания

двигательно

-

координационных

спо

собностей могут быть использованы в принципе самые различные физические

упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более

или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности при-

39

ходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двига

тельного действия.

Однако по мере того, как действие становится привычно и всё больше

закрепляется связанный с ним навык, оно становится всё менее трудным в ко

ординационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие ко

ординационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и

обусловленные этим неординарные требования к координации движений

важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия

на двигательно - координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комби

нации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и

подвижных игр.

При развитии КС за основу приняли методику Н.В.Хомякова (1998). В

своей методике он предложил применение на начальном этапе обучения спе

циальных упражнений, направленных на устранение моторный асимметрии,

что будет содействовать гармоническому развитию гимнасток, более полному

проявлению координационных способностей и позволить в дальнейшем дос

тигать более высоких результатов.

Л.П.Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координаци

онных способностей идя по двум основным линиям:

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания но

вых двигательных действий, путём последовательного решения новых двига

тельных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и пре

одоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования дви

гательных умений.

Вторая линия в методике воспитания двигательно - координационных

способностей характеризуется введением фактора необычности при выполне

нии действий, предъявляющего дополнительные требования к координации

движений.

40

Координационные способности в спортивной гимнастике проявляются

в способности гимнастки выполнять упражнения свободно, легко, изящно, а

также точно и экономично.

КС тесно связаны с развитием силы, быстроты и выносливости.

В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только

овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в

различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спор

тивной деятельности.

Координация немыслима без развития суставно - мышечной чувстви

тельности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференци

ровки.

Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё

более сложные, упражнения в различных условиях.

Для развития координации движений использовали танцевальные дви

жения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством

послужили упражнения спортивной гимнастики, а также элементы танца, ко

торые способствовали развитию координации движений, ориентировки в про

странстве и во времени. С этой же целью включались занятия упражнения в

поворотах.

С целью воспитания КС на учебно - тренировочных занятиях ставили

гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное на

правление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону. Изме

няли обычные условия, тем самым заставляя гимнасток преодолевать возни

кающие

трудности.

Например,

при

упражнениях

статического

равновесия

уменьшали или повышали площадь опоры, увеличивали количество враща

тельных движений, доведя их до максимума, выполняли упражнения в равно

весии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе и др.

41

При

изучении

элементов

акробатики

полезно

гимнасткам

выполнять

упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать стра

ховку и помощь.

В качестве развития КС использовались игровой и соревновательный

методы.

3.3.

Результаты исследования.

Таблица№ 4

Корреляционная таблица взаимосвязи развития гибкости

и

координации

движений в конце исследования.

Тест

ы

«Цапл

я»

«Упор

присев -

упор лежа»

«Восьмерк

а»

Шпагат

0,4

0,2

0,2

Мост

0,3

0,4

0,04

Выкрут

0,2

0,2

0,08

На основе корреляционного анализа была выявлена слабая обратнопро

порциональная взаимосвязь между гибкостью в плечевых суставах и ориенти

рованию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r

=

0,08 и оказал

ся недостоверным при (р > 0,05). Наиболее тесное прямопропорцоиональная

взаимосвязь наблюдается между гибкостью в тазобедеренных суставах и ста

тическим равновесием, а также между гибкостью позвоночного столба и со

гласованностью движений, и ориентированию в пространстве. Коэффициент

корреляции составил r = 0,4 и оказался не достоверным при (р

>

0,05).

Таблица№5

Корреляционная таблица взаимосвязи общей двигательной

подготовленности и координации движений в конце исследования

42

Тесты

Прыжок в

дли- ну с

места

Бег 20

метров

Вис на

согнутых

руках

«Цапля»

0

,

3

0,3

0,

4

«Восьмерк

а»

0

,

1

0,07

0,

03

«Упор

присев -

упор лежа»

0

,

2

0,1

0,

6

Корреляционный

анализ

выявил

сильную

прямо

пропорциональную

взаимосвязь между согласованностью движений и силовой выносливостью

рук. Коэффициент корреляции составил r = 0,6 и оказался достоверным (р

<

0,05).

Таблица№6

Динамика показателей развития гибкости и координации движений

в процессе исследования (Х).

Тесты

Количеств

о

испытуемы

х

До

исслед

о-

вания

После

иссле-

дования

Абсолютн

ый

сдвиг

р

«Шпагат»

(см)

1

5

19,8

18,9

0,9

0,00

5

«Мост»

(см)

1

5

0,7

0,5

0,2

0,16

«Выкрут»

(см)

1

5

57

55,66

1,34

0,12

«Цапля»

(сек)

1

5

3,26

3,66

0,4

0,02

8

«Восьмерка

»

(сек)

1

5

39,13

37,93

1,2

0,02

«Упор

при-

сев

-

упор лежа»

(кол-

во

раз)

1

5

6,2

6,4

0,2

0,38

4

Прирост

результатов

наблюдается

во

всех

тестах,

характеризующих

развитие гибкости (подвижность позвоночника составила 0,2; подвижность в

43

плечевых суставах 1,34; подвижность в тазобедренных суставах составила

0,9), а также координации движений (равновесие на одной ноге составило 0,4;

«упор присев - упор лежа» составил 0,2; передвижений по восьмиобразной

44

траектории составило 1,2), что указывает на достоверность различий. Досто

верность статистики значима р

<

0,05.

Таблица №7

Динамика показателей, характеризующих общую двигательную подго

товленность в процессе исследования.

Тесты

До

исслед

о-

вания

После

иссле-

давания

Абсолютн

ый

СДВИГ

р

Бег 20

м

6,01

5,8

0,21

0,0

(сек)

6

Прыжок

120,2

120,8

0,6

0,1

в длину

с

2

места

(см)

Вис

на

4

4,8

0,8

0,0

согнуты

х

2

руках

(сек)

В процессе исследования было обнаружено достоверное улучшение во

всех

показателях.

Так,

прирост

результатов

наблюдается

во

в.с ех

тестах,

ха

рактеризующих двигательную подготовленность (скоростные способности со

ставили 0,2; скоростно-силовые способности 0,6; сила рук 0,8) что говорит о

достоверности различий р

<

0,05.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие координации дви

жений и гибкости у девочек 5 - 6 лет позволяет повысить уровень двигатель ной

подготовленности.

ВЫВОДЫ:

1. Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме ди

пломной работы показал - на этапе предварительной подготовки одним из

важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей

45

и специальной физической подготовки, компонентами которой является гиб

кость и координация движений; в спортивнойrимнастике большое внимание

46

по сравнению с остальными двигательными качествами уделяется развитию

гибкости и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решаю

щее значение в достижение высоких спортивных результатов; благодаря це

ленаправленному

развитию

гибкости

облегчается

выполнение

всех

видов

гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков волн;

При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования

координационных

способностей

юные

спортсменки

значительно

быстрее

и

рационально овладевают различными двигательными действиями.

2.

На основе результатов предварительного исследования было выявле

но:

-

уровень развития двигательных качеств оказался незначительным во

всех показателях, оценивающих координационных способностей

и

гибкость

гимнасток на этапе предварительной подготовки.

-

по показателям общей двигательной подготовленности наблюдается

уровень выше среднего только в скоростно - силовых способностях.

3. В

начале

исследования

была

выявлена

слабая

обратно

пропорцио

нально взаимосвязь (Р

>

О, 05)между гибкостью и координацией движений, а

между

общей

двигательной

подготовленностью

и

координацией

движений

взаимосвязь оказалась выше среднего (Р

<

0,05).

4.

Комплексный набор средств, методов и методических приёмов, на

правленный на развитие гибкости и координации движений в процессе педа

гогического эксперимента позволил достоверно повысить уровень двигатель

ной

подготовленности юных

гимнасток.

Достоверный

прирост

результатов

наблюдается при развитие гибкости, координации движений, в силовой под

готовленности. И скоростно-силовой подготовленности достоверных сдвигов

не наблюдается.

47

ЛИТЕРАТУРА

1.

Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика

физического воспитания: учеб. Для студентов фак.

культ.

пед.

Ин-тов

по

спец. 03.03. - М.: просвещение , 1990. - 287с.

2.

Боrен Н.Н. Обучения двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт,

1985. - 193с.

3.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.

М.: Физкультура и спорт,1970 . - 264 с.

4.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спорт

сменов. -

М.:

Физкультура и спорт, 1988. - 336 с.

5.

Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педагогике и пси

хологии. -

М.:

Проrресс,1976. - 495 с.

6.

Дьячков

В.М.

физическая

подготовка

спортсмена.-

М.:

Физкультура

и

спорт, 1961. - 193 с.

7.

Елесеева

И.И.,

Юзбашев М.М.Общая

теория

статистики:

учебник

/Под

ред. Чл.корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд.перераб. и доп. -

М.:

Финансы и

статистика, 2000. - 480 с., ил.

8.

Зациорский В.М.спортивная метралоrия учеб.для ин - ов физ. Куль .-М.:

Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

9.

Зациорский

В.М.

Физические

качества

спортсменов.-М.: Физкультура

и

спорт,1 966. - 196 с.

1О. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методиче ское

пособие. - Томск, 2001. - 125 с.

11.

Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся спортивной

гимнастикой: методические рекомендации. - Ленинград 1999 - 25 с.

12.

Кечетджиева

Л.,Ванкова

Н.,

Чипрянова

М. Обучение

детей

спортивной

гимнастике. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 96 с.

48

13.

Кобяков

Ю.П.Тренировка

вестибулярного

анальзатора

гимнаста.-М.:

Физкультура и спорт, 1976. - 64 с.

14.

Коренгберг

В.В.

Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика,

вып,1,1986

15.

Кузнецова

З.И.

Развитие двигательных качеств школьников.-М.: Просвя

щение, 1967. - 204 с.

16.

Лагутин А.Б. Двигательное

задание и упражнение для физичекого разви

тия для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студе нтов и слуша

телей факультета повышения квалификации Академии. -

М.:

Типография

фирмы "Аякс-Н", 1996. - 52 с.

17.

Лях

В.И.

Гибкость

и

методика её развития//Физкультура в школе.№1,

1999, - с. 25

18.

Лях В.И. Координационные способности школьников.-Мн.:Полымя, 1989.

- 159 с.:ил.

19.

Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика

физической культуры. №1, 2000. - 24 с.

20.

Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положе

ниях координационной подготовке в спорте//теория и практика физиче

ской культуры. №8, 1989. - 24 с.

21.

Лях

В.И.

Совершенствование

специфических

координационных

способ

ностей/!Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.

22.

Лях

В.И.

Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учи

теля.-М.: ООО "Фирма издательства АСТ", 1998. - 272 с.

23.

Мавроматия Д. Упражнения спортивной гимнастики.-М.: Физкультура и

спорт, 1972. - 141с.

24.

Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб.для ин-ов физ.

культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 549 с.

49

25.

Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и

спорт, 1989. - 224 с.

26.

Назарова О.М. Методика проведения занятий по спортивной гимнастике с

детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. - 39 с.

27.

Семёнов Л. Советы тренерам: Сборник упражнений и методических ре

комендаций.-М.: Физкультура и спорт, 1964. - 136 с.

28.

Укран М.Н. Спортивная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -

304 с.

29.

Филин В.П. испытание физических качеств у юных спортсменов. -М.:

Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.

30.

Филин В.П. Тренировка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт,

31.

Шишманова Ж. Большой путь. -М.: Физкультура и спорт, 1980. -88 с.

32.

Шлёмин А.М. Юный гимнаст.- М.: Физкультура и спорт, 1973. -376 с.



В раздел образования