Автор: Мансурова Ирина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 1 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Активные методы обучения
Дата публикации: 21.03.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 города Надыма»
Активные методы обучения
Перед любой образовательной организацией всегда стоит вопрос: «Чему и как
учить?».
Перед
преподавателем
очень
часто
встают
вопросы:
«Как
обеспечить
одновременно эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?» Данная
задача решается с помощью применения активных методов обучения.
Активные методы обучения (АМО) – методы, стимулирующие познавательную
деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный
обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются
высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в
смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и
содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога,
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это
способы
активизации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся,
которые
побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения
учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и
творческом
характере
обучения,
интерактивности,
разнообразных
коммуникациях,
диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их
работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению,
движении и рефлексии.
Признаки активных методов обучения:
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности – учащийся работает не эпизодически, а в течение всего
учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на
совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические
принципы, которые предлагает А.А. Балаев, а именно:
1.
Принцип
равновесия
между
содержанием
и
методом
обучения
с
учетом
подготовленности обучающихся и темой занятия.
2.
Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В
нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий,
формулируются вопросы и задания, которые решают обучающиеся в ходе обучения,
конечный результат.
3.
Принцип входного контроля. Этот принцип предусматривает подготовку учебного
процесса согласно реальному уровню подготовленности обучающихся, выявления их
интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной
контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание
учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем
индивидуальной
работы
обучающихся,
аргументировано
обосновать
актуальность
обучения и тем вызвать желание учиться.
4.
Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного
достижения
учебной
цели
педагогу
необходимо
выбирать
такие
виды
учебной
деятельности, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения
задачи.
5.
Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда
обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей,
препятствий,
создаваемых
постановкой
проблем.
Так,
А.М.Матюшкин,
один
из
основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное
построение занятия гарантирует достижение учебной цели.
6.
Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом
допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача
очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный
на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента: изучение,
анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Обучающимся
предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная
таким образом, что при ее решении ученик неизбежно допускает ошибку, источником
которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ
последовательности действий ученика помогает обнаружить закономерность ошибки и
разработать тактику решения задачи. Одновременно ученик убеждается в необходимости
знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного
курса.
7.
Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом
нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении:
индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и
обобщений и т.д.
8.
Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной
активности обучающихся является новизна учебного материала, конкретной темы и
метода проведения занятия.
9.
Принцип
организации
коллективной
деятельности.
Часто
приходиться
сталкиваться с необходимостью решения каких-либо задач или принятия решений в
группе, коллективно. Возникает задача развития у обучающихся способности к
коллективным действиям.
10.
Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в
условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику,
сформировать у обучающихся уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень
результатов будущей деятельности.
11.
Принцип
диагностирования.
Данный
принцип
предполагает
проверку
эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы над учебной
ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран
метод проведения занятий, хорошо ли обучающиеся ориентируются в изучаемых
проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.
12.
Принцип экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют
сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как
усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков
осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или
деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале
обучающиеся усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения
и навыки.
13.
Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний происходит
после завершения обучения в форме экзамена, собеседований, выполнения контрольных
работ или рефератов с последующей их защитой. Но это формы проверки знаний не в
каждом случае могут установить количество и качество приобретенных умений и
навыков. Для выходного контроля успешно используются активные методы обучения:
серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть
индивидуальными и групповыми.
Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания учащихся
приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного
обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная
задача педагога – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к
объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В
сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания,
постигают теоретические особенности отдельной науки.
Логика
проблемного
обучения
принципиально
отлична
от
логики
информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как
известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении
новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся – не просто
переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя
знания.
Основной
дидактический
прием
«включения»
мышления
учащихся
при
проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной
задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом,
который это противоречие объективирует.
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и
информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение,
анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску
неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению
диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к
проблемной,
и
наоборот,
монологическое
изложение
приближает
обучение
к
информационной форме.
Анализ конкретных ситуаций ( case - study ) – один из наиболее эффективных и
распространенных
методов
организации
активной
познавательной
деятельности
обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу
нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной
ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит,
определить свое отношение к ситуации.
Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся
следующими основными признаками:
- наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения.
Например,
с
помощью
метода
разыгрывания
ролей
может
быть
имитировано
производственное совещание;
- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения
дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не
соглашаться с мнением других участников;
- ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может
прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при
решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных,
достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение
которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной
задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы
которых не идентичны.
Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших
затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным
методом решения определенных организационных, плановых и других задач.
Игровое
производственное
проектирование
–
активный
метод
обучения,
характеризующийся следующими отличительными признаками:
- наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает
обучаемым преподаватель;
-
разделение
участников
на
небольшие
соревнующиеся
группы
(группу
может
представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной
проблемы (задачи).
- проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого
сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы
публично
защищают
разработанные
варианты
решений
(с
их
предварительным
рецензированием).
Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует
изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития
навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит
ему более эффективно решать сложные методические проблемы.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического
общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта
совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и
выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать,
опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает
возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий
уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс
учебного познания. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии
являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в
процессе самостоятельной работы.
Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать
такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии
каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут
рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для
докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в
коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся
дискуссии. Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные
замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в
рассуждениях. На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися,
заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в
требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо
создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления
барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.
«Круглый стол» – это метод активного обучения, одна из организационных форм
познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее
знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы,
укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого
стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с
активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения
излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые
решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и
самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и
вопросов для обсуждения.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее
обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими
словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса,
проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения
дискуссии
могут
быть
очень
разнообразными:
обучение,
тренинг,
диагностика,
преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ
продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель –
организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей
решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить
следующие задачи:
- творческое усвоение школьниками учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на
решении актуальной задачи;
-
формирование
опыта
коллективной
мыслительной
деятельности.
Проблема,
формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую
или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового
штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая
выдвигается перед учащимися как учебная задача.
С появлением технологии активного обучения давно известные учителям
драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко
используются в технологии диалога культур.
Драматизация – инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного
материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые
неживые предметы и феномены из любой области знаний.
Театрализация
–
театральные
представления
разных
жанров
по
учебному
материалу во вне учебное время с большим количеством участников, продолжительные
по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся
класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста.
Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим
сюжетам и т.п
Методы активного и интерактивного обучения могут использоваться на различных
этапах учебного процесса. Использование технологии АМО обеспечивает качественное
выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном использовании
АМ изменяется роль ученика. Он становится самостоятельным, смелым, активным
участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя.
Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок,
организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а
также провести релаксацию и подвести итог урока.