Автор: Куликова Раиса Иосифовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №4"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации для концертмейстеров народной хореографии фольклорных отделений ДШИ
Дата публикации: 21.04.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская школа искусств №4
»
Методические рекомендации для концертмейстеров
народной хореографии фольклорных отделений ДШИ
(статья)
Р.И. Куликова
концертмейстер
фольклорного отделения
МБУ ДО ДШИ № 4
Волгоград 2024
Следующие методические рекомендации основаны на опыте работы
концертмейстером на предмете "Народная хореография" на фольклорном
отделении ДШИ.
Большинству
музыкантов-баянистов,
пианистов
помимо
педагогической
деятельности,
приходится
сталкиваться
с
аккомпанированием в
хореографическом классе
хореографических и
фольклорных отделений. Многим из них приходится овладевать овладевать
новыми для них знаниями и навыками.
Знание особенностей аккомпанемента в хореографии, знание названий
танцевальных движений, их
ритмическую основу, позволит музыканту
быстрее
адаптироваться к
условиям
работы.
При
музыкальном
сопровождении танцевальных движений, достижение эмоционального,
образного, художественного единства зависит от зрительного восприятия
танцевальной комбинации музыкантом, а так же от требований преподавателя
- хореографа. Подчеркивание особенностей данного танцевального движения
средствами музыкальной характеристики помогает лучшему запоминанию
элементов и повышению качества исполнения их учащимися. Музыка дает
учащимся ритмическую основу, она определяет
ее характер, образную
выразительность. Необходимыми навыками аккомпанемента является чтение
нот с листа и транспонирование.
Работа концертмейстера на уроке народного танца на фольклорном
отделении полностью зависит от того, какие цели и задачи ставит перед собой
педагог - хореограф.
Творческий багаж концертмейстера – это и наличие нужного нотного
материала, знание нотного материала наизусть. Это мелодии, композиции на
основе разных жанров народной музыки хороводной, плясовой и т.д.. У
музыкантов должна быть наготове различная музыка, необходимая для урока
народного танца – это характерная
музыка различных регионов России.
Необходимо знание темповых и ритмических особенностей, особенностей
развития, варьирования народных мелодий.
Для урока хореографии на фольклорном отделении концертмейстер
подбирает музыкальный материал, согласно определенным
требованиям
танцевального жанра, выразительным возможностям хореографической
лексики, методике обучения предмету, индивидуальному подходу педагога к
решению учебных задач. Музыкальное сопровождение на занятиях должно
соответствовать движению по характеру, стилю и национальной окраске
движений. Движения должны точно сочетаться с ритмом музыки. Все
движения на уроке исполняются поочередно с каждой ноги. Музыкальное
оформление движений, исполняемых поочередно с обеих ног, должно быть
тождественным.
Начало и конец отдельных движений, исполняемых на
протяжении двух и более тактов, а также различных комбинаций движений,
должны
совпадать
с
началом
и
концом
музыкальной
фразы.
Каждое
движение
и
комбинация
начинается со
вступления– это
подготовительное движение, предшествующее всей комбинации, при котором
весь физический аппарат учащегося приготавливается к
исполнению
заданного
движения,
помогает
почувствовать характер
музыки,
а
следовательно, и движения, исполняется как правило на протяжении двух
тактов и строится на музыкальном материале последующего упражнения,
идущего в том же характере и темпе. Лучше, если вступление заканчивается
половинным кадансом, что вызывает ощущение ожидания.
Заключение, заканчивающее всю комбинацию в исходное положение.
Заключение обычно состоит из двух аккордов и оканчивается устойчивым
звуком – полным кадансом.
Концертмейстер, также,
должен
знать
репертуар фольклорного
ансамбля, так как именно на уроке хореографии преподаватель отрабатывает
элементы
танцевальных
связок
из
исполняемого
репертуара.
Концертмейстер,
работая на фольклорном отделении должен понимать
специфику жанра и должен помогать детям в овладении навыками этого не
простого вида фольклорного искусства.
Литература.
Широков А. Музыка русского народного танца. - М.: Сов. композитор, 1998.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у
станка. М., 2002.
Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.