Автор: Драгунова Александра Андреевна
Должность: Преподаватель теоертических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО Тарбагатайская школа искусств
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность применения программы по предмету «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ автора Царевой Н. А.
Дата публикации: 21.04.2025
Раздел: дополнительное образование
Актуальность применения программы по предмету «Слушание музыки»
для
ДМШ и ДШИ автора Царевой Н. А.
преподаватель теоретических дисциплин
Драгунова А.А.
Для того чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для
него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и
понимать её образную и нравственную сущность Восприятие музыки - процесс
трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки нужны как внешние
(звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия Кроме того, требуется
период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно
происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности - во время пения,
игры на инструменте, слушания музыки. И чем раньше начать учить детей слушать и
понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально. В
связи с этим большое значение в музыкальном образовании приобретает курс «Слушание
музыки», который ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие детей.
В российском музыкальном образовании предмет «Слушание музыки» появился
сразу после революции 1917 года. Этим урокам уделялось в 20-е годы особое внимание,
как в большей части музыкальных школ, так и на занятиях музыкой в Единой Трудовой
школе Задача их заключалась не только в ознакомлении с определенным кругом
произведений, но и в развитии способности воспринимать музыку, В начале XX века
многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.) уделяли этому
вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая - известный педагог-музыкант - начала работы
по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила её в
1919 году в научно-методическом центре воспитания детей. Вопросами отбора
музыкального материала для слушания и методикой обучения также занимались. Н А.
Мейлов, Т С Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская и многие другие. В своих работах
они наглядно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение
имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическими словами песни,
программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем Массовое детское
музыкальное образование потребовало создания программы. Одна из первых программ по
«Слушанию музыки» была напечатана в 1924 году (автор М.С. Пекеми). Она содержала
ряд ценных указаний по методике преподавания и явилась образцом для всех
последующих программ. Целью курса являлось формирование целостного восприятия
музыкального произведения, а задачей - развитие музыкального мышления и восприятия
выразительного значения музыкальных форм и их элементов. К сожалению, «Слушание
музыки» как самостоятельный предмет в 40-х годах XX века исчез из планов музыкальной
школы Спустя полвека, в середине 90-х годов, предмет «Слушание музыки» вновь
появляется, постепенно входя в учебные планы многих ДМШ и ДШИ Слушание музыки -
это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать
музыку и внимательно вслушиваться в разные её особенности
По учебному плану курс «Музыкальной литературы» начинается лишь с 4 класса,
оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для
развития навыков музыкального воспитания возраст - 7-10 лет. Урок «Слушание музыки»
позволяет восполнить этот пробел. В сущности, именно «Слушание музыки» должно
стать одним из главных предметов при обучении на начальном этапе в ДМШ и ДШИ, так
как оно помогает вхождению ребенка в мир музыки, помогает созданию единого
культурного пространства: музыка - литература - изобразительное искусство.
Наиболее распространенной и удобной в использовании является программа
автора Н.В. Царевой для 1-3 классов ДМШ и ДШИ автора Царевой Н А. (2002год).
В ДШИ Занятия проходят I раз в неделю по прогарамме в соответствии с рабочей
программой по предмету «Слушание музыки», составленной на основе методического
пособия «Слушание музыки для 1-3 классов ДМШ и ДШИ автора Царевой Н.А. (М.2002),
на основе методических рекомендаций из авторской программы Владимировой
О.В(С.П.,2006).
Основной принцип данной авторской программы — это концентрический метод,
каждым год обучения имеет единую стержневую тему. Целью данной программы
является создание предпосылок для музыкального и личного развития учащегося,
воспитания культуры слушания музыкальных произведений, необходимых для
последующего освоения музыкального и понятийного материала, т.е. для приобщения к
музыкальному искусству в целом Задачи программы: - дать возможность ребенку
осознать мир музыкальных звуков как особую реальность, войти в которую можно только
через восприятие характера музыки; - увлечь ребенка музыкой, сделав процесс слушания
ярким эмоциональным переживанием; - дать возможность учащимся приобрести
первоначальный навык слухового наблюдения музыки, - познакомить детей с общими
закономерностями музыкального языка, основными музыкальными терминами, создать
прочную «базу» музыкальных впечатлений будущего потенциального слушателя
ценителя классической музыки. Занятия проводятся, в основном, в форме беседы,
диалога-беседы с включением разнообразных творческих заданий, игровых видов
деятельности. В центре урока - само музыкальное произведение и его восприятие детьми,
поэтому преподаватель должен продумывать способы показа музыкального примера: дети
слушают музыку без комментариев педагога и без объявления названия, а затем дают
характеристику темам и музыкальному образу, пытаются определить название. До
прослушивания преподаватель обсуждает с учащимися, какие именно средства
музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в
программе или названии После прослушивания дети подтверждают или опровергают свои
предположения (метод проблемно-диалогического обучения). Домашняя подготовка в 1
классе может ограничиваться повторением и закреплением пройденного материала на
уроке. Не исключаются и творческие задания рисунки к прослушанным произведениям,
подбор стихотворений, подбор эпитетов к названию произведений. Во 2-м, 3-м классах
домашние задания могут выглядеть как самостоятельная аналитическая работа
подготовить информационный материал о композиторе, написать сочинение-отзыв о
прослушанном произведении, о посещении концерта, сочинить сказку с
«прослушанными» сказочными персонажами, сочинить музыкальный пример по
пройденной теме и др. Формой контроля знаний учащихся можно считать промежуточные
опросы-срезы, викторины, письменные работы, чаще в виде тестов, проведения уроков-
концертов, итоговых и контрольных мероприятий. К программе прилагаются: -
фонохрестоматия «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 класс - методическое пособие - пособие
для учащихся «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 классы.