Напоминание

Актуальность применения программы по предмету «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ автора Царевой Н. А.


Автор: Драгунова Александра Андреевна
Должность: Преподаватель теоертических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО Тарбагатайская школа искусств
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность применения программы по предмету «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ автора Царевой Н. А.
Дата публикации: 21.04.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальность применения программы по предмету «Слушание музыки»

для

ДМШ и ДШИ автора Царевой Н. А.

преподаватель теоретических дисциплин

Драгунова А.А.

Для того чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для

него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и

понимать её образную и нравственную сущность Восприятие музыки - процесс

трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки нужны как внешние

(звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия Кроме того, требуется

период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно

происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности - во время пения,

игры на инструменте, слушания музыки. И чем раньше начать учить детей слушать и

понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально. В

связи с этим большое значение в музыкальном образовании приобретает курс «Слушание

музыки», который ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие детей.

В российском музыкальном образовании предмет «Слушание музыки» появился

сразу после революции 1917 года. Этим урокам уделялось в 20-е годы особое внимание,

как в большей части музыкальных школ, так и на занятиях музыкой в Единой Трудовой

школе Задача их заключалась не только в ознакомлении с определенным кругом

произведений, но и в развитии способности воспринимать музыку, В начале XX века

многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.) уделяли этому

вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая - известный педагог-музыкант - начала работы

по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила её в

1919 году в научно-методическом центре воспитания детей. Вопросами отбора

музыкального материала для слушания и методикой обучения также занимались. Н А.

Мейлов, Т С Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская и многие другие. В своих работах

они наглядно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение

имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическими словами песни,

программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем Массовое детское

музыкальное образование потребовало создания программы. Одна из первых программ по

«Слушанию музыки» была напечатана в 1924 году (автор М.С. Пекеми). Она содержала

ряд ценных указаний по методике преподавания и явилась образцом для всех

последующих программ. Целью курса являлось формирование целостного восприятия

музыкального произведения, а задачей - развитие музыкального мышления и восприятия

выразительного значения музыкальных форм и их элементов. К сожалению, «Слушание

музыки» как самостоятельный предмет в 40-х годах XX века исчез из планов музыкальной

школы Спустя полвека, в середине 90-х годов, предмет «Слушание музыки» вновь

появляется, постепенно входя в учебные планы многих ДМШ и ДШИ Слушание музыки -

это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать

музыку и внимательно вслушиваться в разные её особенности

По учебному плану курс «Музыкальной литературы» начинается лишь с 4 класса,

оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для

развития навыков музыкального воспитания возраст - 7-10 лет. Урок «Слушание музыки»

позволяет восполнить этот пробел. В сущности, именно «Слушание музыки» должно

стать одним из главных предметов при обучении на начальном этапе в ДМШ и ДШИ, так

как оно помогает вхождению ребенка в мир музыки, помогает созданию единого

культурного пространства: музыка - литература - изобразительное искусство.

Наиболее распространенной и удобной в использовании является программа

автора Н.В. Царевой для 1-3 классов ДМШ и ДШИ автора Царевой Н А. (2002год).

В ДШИ Занятия проходят I раз в неделю по прогарамме в соответствии с рабочей

программой по предмету «Слушание музыки», составленной на основе методического

пособия «Слушание музыки для 1-3 классов ДМШ и ДШИ автора Царевой Н.А. (М.2002),

на основе методических рекомендаций из авторской программы Владимировой

О.В(С.П.,2006).

Основной принцип данной авторской программы — это концентрический метод,

каждым год обучения имеет единую стержневую тему. Целью данной программы

является создание предпосылок для музыкального и личного развития учащегося,

воспитания культуры слушания музыкальных произведений, необходимых для

последующего освоения музыкального и понятийного материала, т.е. для приобщения к

музыкальному искусству в целом Задачи программы: - дать возможность ребенку

осознать мир музыкальных звуков как особую реальность, войти в которую можно только

через восприятие характера музыки; - увлечь ребенка музыкой, сделав процесс слушания

ярким эмоциональным переживанием; - дать возможность учащимся приобрести

первоначальный навык слухового наблюдения музыки, - познакомить детей с общими

закономерностями музыкального языка, основными музыкальными терминами, создать

прочную «базу» музыкальных впечатлений будущего потенциального слушателя

ценителя классической музыки. Занятия проводятся, в основном, в форме беседы,

диалога-беседы с включением разнообразных творческих заданий, игровых видов

деятельности. В центре урока - само музыкальное произведение и его восприятие детьми,

поэтому преподаватель должен продумывать способы показа музыкального примера: дети

слушают музыку без комментариев педагога и без объявления названия, а затем дают

характеристику темам и музыкальному образу, пытаются определить название. До

прослушивания преподаватель обсуждает с учащимися, какие именно средства

музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в

программе или названии После прослушивания дети подтверждают или опровергают свои

предположения (метод проблемно-диалогического обучения). Домашняя подготовка в 1

классе может ограничиваться повторением и закреплением пройденного материала на

уроке. Не исключаются и творческие задания рисунки к прослушанным произведениям,

подбор стихотворений, подбор эпитетов к названию произведений. Во 2-м, 3-м классах

домашние задания могут выглядеть как самостоятельная аналитическая работа

подготовить информационный материал о композиторе, написать сочинение-отзыв о

прослушанном произведении, о посещении концерта, сочинить сказку с

«прослушанными» сказочными персонажами, сочинить музыкальный пример по

пройденной теме и др. Формой контроля знаний учащихся можно считать промежуточные

опросы-срезы, викторины, письменные работы, чаще в виде тестов, проведения уроков-

концертов, итоговых и контрольных мероприятий. К программе прилагаются: -

фонохрестоматия «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 класс - методическое пособие - пособие

для учащихся «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 классы.



В раздел образования