Напоминание

"Грамматический строй речи"


Автор: Кожева Мария Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №5 Теремок"
Населённый пункт: Минусинск
Наименование материала: Технологическая карта по развитию речи
Тема: "Грамматический строй речи"
Дата публикации: 21.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта занятия

Составила: Кожева Мария Викторовна

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: Грамматический строй речи

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет

Цель занятия: употребление в речи несклоняемых существительных через речевую и игровую деятельность.

Задачи занятия:

Обучающие:

- формировать умение пользоваться не склоняемыми существительными (пальто, пианино)

- упражнять детей в умении подбирать слова с противоположным значением

- закреплять умение детей определять место звука [К] и [к `] в словах через дидактическую игру.

Развивающие:

- развивать фонематический слух через дидактическую игру «Найди звук»;

Воспитательные:

-воспитывать культуру речевого общения: не перебивать друг друга, отвечать по очереди

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Игровая задача: помочь поймать звуки [К] и [К`].

Словарная работа: иностранец

Планируемые результаты занятия:

- дети использовали не склоняемые существительные (пальто, пианино);

- дети подобрали слова с противоположным значением;

-дети определили место звука [К] и [к `] в словах;

-дети определили, в каких словах есть звук [К] и [к `], указали их место;

- дети не перебивали друг друга, отвечали по очереди;

- дети употребили в речи несклоняемые существительные через речевую и игровую деятельность.

Подготовительная работа: чтение стихотворений с несклоняемыми существительными.

Материалы и оборудование: мяч, каточки-картинки с изображением пальто, шуба, пианино, рояль.

Этапы,

продолжи-

тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Формы,

методы,

приемы

Предполагае

мая

деятельность

детей

Планируемы

е результаты

1.

Организацион

но-

мотивационны

й этап (…

мин.)

Организовать

направленное

внимание и

заинтересовать

детей в

предстоящей

деятельности

Я на себя пальто надел

И рукавом свой нос задел.

Решил пальто я наказать

И без пальто пошёл гулять.

-Ребята, мы сегодня с вами отправимся в страну

упрямых слов. Побываем в разных уголках (сторонах)

этой страны.

Форма:

фронтальная

Метод:

создание

воображаемой

ситуации

Приемы:

использование

художественно

го слова

Речевая

деятельность

Дети

заинтересова

ны в

предстоящей

деятельности

2.

Основной этап

2.1.

Этап

постановки

проблемы (….

мин.)

Создать

проблемную

ситуацию,

сформулировать

проблему в

доступной для

детей форме

А как вы думаете, почему эти слова упрямые? Хотите

узнать?

Эти слова-иностранцы, они пришли к нам в язык из

других стран.

Иностранец –это человек который живет у нас в

стране, но сам является жителем другого государства.

Ещё мы называем такого человека приезжий.

Давайте заглянем в один из уголков страны упрямых

слов.

Форма:

фронтальная

Метод: беседа

Приемы:

вопросы к

детям,

объяснение,

педагогическая

оценка,

Речевая

деятельность

Дети

принимает

проблемную

ситуацию,

предлагают

пути

решение

проблемной

ситуации.

2.2.

Этап

ознакомления

с материалом

(… мин.)

формировать

умение

пользоваться не

склоняемыми

существительным

и (пальто,

пианино)

-попробуем узнать, что с этими словами не так? (да)-я

говорю начало предложения, а вы закончите

предложения, добавляя слово в соответствии с

показываемой картинкой. Воспитатель показывает

картинку и произносит начало предложения:

- Оля надела …(шубу).

- Красивый капюшон у …(шубы).

- Оля надела кофту под …(шубу).

- Катя гордится своей …(шубой).

-Те же предложения произнесем со словом пальто.

Затем предложения со словом пальто произносят дети.

Сравнивается изменение слова шуба в предложениях и

слово пальто.

Аналогично сравнивают

картинки рояль и пианино.

Я вижу … . Я играю на … . Я горжусь … .

-молодцы! Вы обратили внимание, что окончание у

этих слов остаются неизменными.

Давайте ещё раз проговорим их. Я читаю начало

предложения, а вы заканчиваете его.

(Закончи предложение с заданным словом.)

пальто

Мама купила себе новое ….

Она обрадовалась новому …

Мама довольна новым …

Она рассказала подруге о новом …

Она всегда мечтала о таком …

Она приколола брошку к своему …

Мама будет носить осенью красивое …

пианино

В музыкальном зале стоит …

Форма:фронтал

ьная

Метод:

упражнение

Приемы:

называние,

выполнение

умственных

действий,

вопросы к

детям,

повторное

проговаривани

е, объяснение,

«закончи

предложение»,

педагогическая

оценка.

Речевая

дети

использовали

не склоняемые

существитель

ные (какаду и

кенгуру);

Музыкальный руководитель играет на …

Картина висит над …

На занятии дети подходят к …

2.3.

Этап

практического

решения

проблемы (….

мин.)

закреплять

умение детей

определять

[

]

место звука К

[

`]

.

и к

в словах

упражнять

детей в умении

подбирать

слова с

противоположн

ым значением

-Теперь мы отправимся в другую часть страны

упрямых слов.

Игровая задача: помочь гномам построить башенки.

Игровые правила:

взять деталь для строительства

башни, можно если только игрок определяет где

находится звук, и произносит звук верно.

Материалы: игровое поле "Коврограф Ларчик", набор

карточек "Разноцветные гномы" (Гномы Селе и Зеле),

игра "Чудо-Крестики 1(2)" или "Чудо-Крестики 2

Ларчик".

Игровые действия: гномы Селе и Зеле захотели

построить домики (башенки). Им нужен строительный

материал.

Его

можно

получить,

если

правильно

определить и произносить звуки [К] и [Кь]. Педагог

произносит или показывает картинки с этими звуками.

Если ребенок определяет и произносит правильно звук

[К], то берет синюю деталь из конструктора "Чудо-

Крестики 1(2)", звук [Кь] – зеленую. Сравнивают

количество деталей у гномов. Затем из этих деталей

строят домики (башенки) для гномиков. Сравнивают

Подведение итогов: дети определили место звука [К] и

[к `] в словах.

Физкультминутка

А сейчас давайте заглянем ещё в один уголок этой

страны и поиграем с вами в такую игру.

Я кидаю кому-то мяч и называю слово, тот у кого мяч

называет слово с противоположным значением.

Например: большой – маленький.

высокий – низкий; больной – здоровый;

тонкий – толстый; черный – белый;

добрый – злой; темный – светлый;

глупый – умный; красивый – страшный; и т.д.

Форма:

групповая

Метод:

дидактическая

игра

Приемы:

инструкция,

педагогическая

оценка,

рассказывание

детьми,

словесный

отчет,

объяснение,

показ схеме,

выполнения

игровых

действий,

выполнения

умственных

действий

(синтез)

Форма:

фронтальная

Метод:

упражнение

Приемы:

объяснения,

педагогическая

оценка, показ

способа

Речевая

деятельность

игровая

двигательная

дети

определили

место звука

[К] и [к `] в

словах;

дети

определили, в

каких словах

есть звук [К] и

[к `], указали

их место;

дети не

перебивали

друг друга,

отвечали по

очереди

дети

подобрали

слова с

противополож

ным

значением

действия.

3.

Заключительн

ый этап(….

мин.)

Подвести итог

деятельности,

обобщить

полученный

опыта

Вот мы и побывали с вами в некоторых уголках страны

упрямых слов. Что вы узнали сегодня? Что вам

понравилось больше всего?

Форма:

фронтальная

Метод: беседа

Приемы:

вопросы к

детям,

педагогическая

оценка

речевая

Дети

проанализир

овали

собственную

деятельность



В раздел образования