Автор: Кожева Мария Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №5 Теремок"
Населённый пункт: Минусинск
Наименование материала: Технологическая карта по развитию речи
Тема: "Грамматический строй речи"
Дата публикации: 21.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта занятия
Составила: Кожева Мария Викторовна
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: Грамматический строй речи
Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет
Цель занятия: употребление в речи несклоняемых существительных через речевую и игровую деятельность.
Задачи занятия:
Обучающие:
- формировать умение пользоваться не склоняемыми существительными (пальто, пианино)
- упражнять детей в умении подбирать слова с противоположным значением
- закреплять умение детей определять место звука [К] и [к `] в словах через дидактическую игру.
Развивающие:
- развивать фонематический слух через дидактическую игру «Найди звук»;
Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения: не перебивать друг друга, отвечать по очереди
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
Игровая задача: помочь поймать звуки [К] и [К`].
Словарная работа: иностранец
Планируемые результаты занятия:
- дети использовали не склоняемые существительные (пальто, пианино);
- дети подобрали слова с противоположным значением;
-дети определили место звука [К] и [к `] в словах;
-дети определили, в каких словах есть звук [К] и [к `], указали их место;
- дети не перебивали друг друга, отвечали по очереди;
- дети употребили в речи несклоняемые существительные через речевую и игровую деятельность.
Подготовительная работа: чтение стихотворений с несклоняемыми существительными.
Материалы и оборудование: мяч, каточки-картинки с изображением пальто, шуба, пианино, рояль.
№
Этапы,
продолжи-
тельность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Формы,
методы,
приемы
Предполагае
мая
деятельность
детей
Планируемы
е результаты
1.
Организацион
но-
мотивационны
й этап (…
мин.)
Организовать
направленное
внимание и
заинтересовать
детей в
предстоящей
деятельности
Я на себя пальто надел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
-Ребята, мы сегодня с вами отправимся в страну
упрямых слов. Побываем в разных уголках (сторонах)
этой страны.
Форма:
фронтальная
Метод:
создание
воображаемой
ситуации
Приемы:
использование
художественно
го слова
Речевая
деятельность
Дети
заинтересова
ны в
предстоящей
деятельности
2.
Основной этап
2.1.
Этап
постановки
проблемы (….
мин.)
Создать
проблемную
ситуацию,
сформулировать
проблему в
доступной для
детей форме
А как вы думаете, почему эти слова упрямые? Хотите
узнать?
Эти слова-иностранцы, они пришли к нам в язык из
других стран.
Иностранец –это человек который живет у нас в
стране, но сам является жителем другого государства.
Ещё мы называем такого человека приезжий.
Давайте заглянем в один из уголков страны упрямых
слов.
Форма:
фронтальная
Метод: беседа
Приемы:
вопросы к
детям,
объяснение,
педагогическая
оценка,
Речевая
деятельность
Дети
принимает
проблемную
ситуацию,
предлагают
пути
решение
проблемной
ситуации.
2.2.
Этап
ознакомления
с материалом
(… мин.)
формировать
умение
пользоваться не
склоняемыми
существительным
и (пальто,
пианино)
-попробуем узнать, что с этими словами не так? (да)-я
говорю начало предложения, а вы закончите
предложения, добавляя слово в соответствии с
показываемой картинкой. Воспитатель показывает
картинку и произносит начало предложения:
- Оля надела …(шубу).
- Красивый капюшон у …(шубы).
- Оля надела кофту под …(шубу).
- Катя гордится своей …(шубой).
-Те же предложения произнесем со словом пальто.
Затем предложения со словом пальто произносят дети.
Сравнивается изменение слова шуба в предложениях и
слово пальто.
Аналогично сравнивают
картинки рояль и пианино.
Я вижу … . Я играю на … . Я горжусь … .
-молодцы! Вы обратили внимание, что окончание у
этих слов остаются неизменными.
Давайте ещё раз проговорим их. Я читаю начало
предложения, а вы заканчиваете его.
(Закончи предложение с заданным словом.)
пальто
Мама купила себе новое ….
Она обрадовалась новому …
Мама довольна новым …
Она рассказала подруге о новом …
Она всегда мечтала о таком …
Она приколола брошку к своему …
Мама будет носить осенью красивое …
пианино
В музыкальном зале стоит …
Форма:фронтал
ьная
Метод:
упражнение
Приемы:
называние,
выполнение
умственных
действий,
вопросы к
детям,
повторное
проговаривани
е, объяснение,
«закончи
предложение»,
педагогическая
оценка.
Речевая
дети
использовали
не склоняемые
существитель
ные (какаду и
кенгуру);
Музыкальный руководитель играет на …
Картина висит над …
На занятии дети подходят к …
2.3.
Этап
практического
решения
проблемы (….
мин.)
закреплять
умение детей
определять
[
]
место звука К
[
`]
.
и к
в словах
упражнять
детей в умении
подбирать
слова с
противоположн
ым значением
-Теперь мы отправимся в другую часть страны
упрямых слов.
Игровая задача: помочь гномам построить башенки.
Игровые правила:
взять деталь для строительства
башни, можно если только игрок определяет где
находится звук, и произносит звук верно.
Материалы: игровое поле "Коврограф Ларчик", набор
карточек "Разноцветные гномы" (Гномы Селе и Зеле),
игра "Чудо-Крестики 1(2)" или "Чудо-Крестики 2
Ларчик".
Игровые действия: гномы Селе и Зеле захотели
построить домики (башенки). Им нужен строительный
материал.
Его
можно
получить,
если
правильно
определить и произносить звуки [К] и [Кь]. Педагог
произносит или показывает картинки с этими звуками.
Если ребенок определяет и произносит правильно звук
[К], то берет синюю деталь из конструктора "Чудо-
Крестики 1(2)", звук [Кь] – зеленую. Сравнивают
количество деталей у гномов. Затем из этих деталей
строят домики (башенки) для гномиков. Сравнивают
Подведение итогов: дети определили место звука [К] и
[к `] в словах.
Физкультминутка
А сейчас давайте заглянем ещё в один уголок этой
страны и поиграем с вами в такую игру.
Я кидаю кому-то мяч и называю слово, тот у кого мяч
называет слово с противоположным значением.
Например: большой – маленький.
высокий – низкий; больной – здоровый;
тонкий – толстый; черный – белый;
добрый – злой; темный – светлый;
глупый – умный; красивый – страшный; и т.д.
Форма:
групповая
Метод:
дидактическая
игра
Приемы:
инструкция,
педагогическая
оценка,
рассказывание
детьми,
словесный
отчет,
объяснение,
показ схеме,
выполнения
игровых
действий,
выполнения
умственных
действий
(синтез)
Форма:
фронтальная
Метод:
упражнение
Приемы:
объяснения,
педагогическая
оценка, показ
способа
Речевая
деятельность
игровая
двигательная
дети
определили
место звука
[К] и [к `] в
словах;
дети
определили, в
каких словах
есть звук [К] и
[к `], указали
их место;
дети не
перебивали
друг друга,
отвечали по
очереди
дети
подобрали
слова с
противополож
ным
значением
действия.
3.
Заключительн
ый этап(….
мин.)
Подвести итог
деятельности,
обобщить
полученный
опыта
Вот мы и побывали с вами в некоторых уголках страны
упрямых слов. Что вы узнали сегодня? Что вам
понравилось больше всего?
Форма:
фронтальная
Метод: беседа
Приемы:
вопросы к
детям,
педагогическая
оценка
речевая
Дети
проанализир
овали
собственную
деятельность