Напоминание

«Путешествие в подводное царство-государство»


Автор: Шилова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "НОШ г. Бодайбо"
Населённый пункт: г. Бодайбо, Иркутская область
Наименование материала: Конспект занятия по экологии в средней группе
Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»
Дата публикации: 21.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по экологии в средней группе

Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и

создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого

характера,

вопросы

к

детям,

беседа,

использование

дидактических

пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение

физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

Мультимедийная доска; ватман; конверт с текстом письма; игрушки

– морские животные; картины с изображением морских животных,

проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря,

спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная

работа – панно подводного мира.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о

морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна,

проведение опытов, экспериментов с водой, просмотр мультфильмов и

научных фильмов для детей про подводный мир.

Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о представителях

морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной

среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно

изучать подводный мир.

Развивающие:

Развивать

речь,

наблюдательность,

мыслительную

активность,

умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

Воспитывать

нравственные

чувства,

выражающиеся

в

сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой,

любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её

красоту.

Ход занятия

1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

Воспитатель. Ребята, я хочу пригласить вас отдохнуть…. Отгадайте, где?

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это? (Ответы детей)

Воспитатель.

Молодцы! Поехали? А на чем мы поедем?

(Выбор

транспорта обыграть!) (гудит пароход) Ребята, а вы слышите какой-то

звук? Что это? (Ответы детей)

Воспитатель. Я думаю, пароход захотел нам помочь. Поедем, ребята, на

пароходе? Занимайте места, и в путь.

Слайд - берег моря

Беседа:

Воспитатель. А можно воду из моря пить? Почему? (Ответы детей)

Обращает внимание на бутылку, которая появляется на слайде.

Воспитатель. А это что за бутылка? (предположения детей, если дети не

дают

правильный

ответ,

рассказать,

что

так

путешественники

сообщали, что попали в беду). Ой, тут записка, ребята! От кого же она?

Ребята, это записка от Мудрой Черепахи. (открывает, в ней записка,

читает)

Воспитатель.

Послушайте

внимательно,

возможно

им

понадобится

помощь! Читает: «Мы – жители волшебного подводного царства, просим

о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит.

Волшебные чары можно расколдовать, но для этого надо выполнить

трудные задания. Помогите нам!»

Воспитатель. Ребята, что будем делать? Ответы детей. Какие вы добрые

и смелые у меня!

2. Основная часть

Воспитатель. А чтобы помочь морским жителям, мы должны отправиться

в опасное путешествие в царство подводного мира на морское дно. Для

этого нам надо превратиться в спасателей. Вы согласны? (ответы детей).

А не испугаетесь? Ну, что же, я знала, что вы отзывчивые! В путь!

Воспитатель. Здесь нам помогут волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На дне морском все мы очутились.

На экране слайд: морское дно без животных и растений, лишь

разноцветные камни и раковины. Под экраном ватман синего цвета с

камнями и раковинами для коллективной работы.

Воспитатель. Вот мы и на морском дне. Что вы видите, ребята? (ответы

детей)

А вы знаете, кто еще живет на дне морском? (ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Посмотрите, под раковиной что-то есть.

Читает записку.

1 задание: «Найдите морские растения»

конверт с иллюстрациями

растений (морские и земные)

Воспитатель. Ребята, ведьма специально перепутала растения. Нам надо

выбрать картинки с изображением морских растений, кораллов и

водорослей, и разместить в нашем подводном царстве. Дети выбирают и

наклеивают на ватман. Объясняют, почему не взяли наземные растения.

Воспитатель.

Молодцы, ребята! А скажите мне, пожалуйста, какие

картинки вы разместили? Что это? Для чего они нужны морским жителям?

(ответы детей)

Воспитатель. Ребята, смотрите, а вот еще один конверт. Это, наверное,

следующие задание. Готовы помочь?

2 задание: «Загадки»

слайд

Воспитатель. А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере

разгадывания загадок, на слайде появляются морские животные, а на

ватман

выкладывают

и

приклеивают

картинки

с

изображением

животных)

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан : на великане бьет фонтан. (кит)

Воспитатель. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что

это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком.

Когда он плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него

говорят: «чудо-юдо».

2.- Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг – (морской конек)

Воспитатель. Морской конек - небольшая рыба, одна из самых необычных

существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает

шахматную фигурку коня.

3- Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. (медуза)

Воспитатель. Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка,

вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

4-. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин)

Воспитатель. Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих

вопросов, выясняет, что они обитают в море, значит они морские.

Воспитатель. Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и

расколдовали всех животных. Но мне, почему то, кажется, что не всех?

Посмотрите, ребята.

(ответы детей)

3 задание: «Чья тень?» раздается голос с экрана: Вы, ребята, поспешите,

и друзей моих спасите, от них осталась только тень, разгадайте их

быстрей!

Воспитатель. (слайд с тенями морских животных) Ребята, посмотрите

внимательно на тень. Как вы думаете, кто это? (дети

называют

животное, по мере отгадывания тени на слайде заполняются. Дети на

столе выбирают изображения этих животных и наклеивают на ватман)

По ходу разгадывания и наклеивания педагог ведет беседу об этих

животных:

1.

Воспитатель.

Ребята,

а

почему

осьминога

зовут

осьминогом?

Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или

в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног.

Их ровно восемь.

2. Акулы - это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть

рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми

шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные

раны.

3. Черепахи - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный

панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде

они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-

медленно.

4. Морская звезда - хищник. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно

ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью

ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

5. Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики.

Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от

вредных веществ.

Воспитатель. Ребята, мы с вами справились уже с тремя заданиями, и я

вам хочу предложить отдохнуть. А затем с новыми силами приступать к

следующим заданиям.

4. Задание

«Подводное царство»

Правила игры: дети хлопают в ладоши, если услышат название

животного или предмета, который присутствует в подводном царстве.

Если предмет не из подводного царства, то дети надувают щечки и

молчат как рыбки.

Воспитатель.

Зайчата

Креветка

Машинка

Рыба-еж

Водоросли

Поросята Морская звезда Ракушки Волны Игрушки Кактус Окунь Песок

Хлопушка Кубики Дельфин Портфель Очки Кит Корова Осьминог

Воспитатель. Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше

путешествие продолжается.

5.Задание « Собери рыбку»:

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о ком я говорю?

Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы.

Воспитатель. А что у рыбы вместо крыльев? Ног нет, а что есть? Зачем

рыбе нужны хвост и плавники? А что еще у рыбы есть? А чего у рыбы нет?

(ответы детей)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое? Тут ещё что-то внутри

раковины есть! Давайте посмотрим?

Воспитатель достает еще одно письмо.

Воспитатель. А здесь задание для нас, ребята. Мудрая Черепаха просит

нас собрать рыбок. Вы готовы?

Воспитатель. Слушайте задание. Нужно собрать рыбок, главное, ничего

не перепутать: плавники, хвост, голова, туловище, всё должно быть на

своих местах. Еще нужно рыбок вернуть в подводный мир. Но и это ещё не

всё. Должны сказать, как зовут эту рыбку. Только тогда рыбка

расколдуется.

Воспитатель. Давайте попробуем выполнить задание парами, так будет

быстрее. Кто с кем будет собирать рыбку? (дети делятся парами по

желанию)

Воспитатель

дает

знакомых

рыбок:

рыба

клоун,

сельдь,

форель

радужная, морской окунь, камбала.

Воспитатель. Молодцы, с этим заданием справились.

Воспитатель.

Ребята, давайте рассмотрим наш «Подводный мир»

и

назовём, кого сегодня мы с вами расколдовали. (ответы детей)

Воспитатель. В нашем подводном мире живут самые разные животные и

рыбы.

Педагог проводит игру на ориентировку в пространстве.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите, где

у нас находится морской конек? (ответы детей)

Воспитатель. А где находится морская звезда? (ответы детей)

Воспитатель. Где же спрятался осьминог? (ответы детей)

Воспитатель. Скажите, где у нас на картинке дельфин? (ответы детей)

Воспитатель.

Молодцы! А где же живут все морские животные и

растения? (ответы детей)

на слайде появляется морская черепаха.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто приплыл к нам?

Черепаха (голос с экрана). Ребята, спасибо вам огромное! Вы справились

со всеми заданиями. Все морские жители расколдованы, и я вместе с ними

радуюсь, что всё в нашем подводном царстве хорошо. А ещё, ребята, все

жители морских глубин передали вам в знак благодарности чудо корзинку.

В ней угощения для вас. Ну, а мне пора возвращаться в море. До свидания,

ребята, до новых встреч!

Дети прощаются.

Воспитатель. Ну вот, и Мудрая Черепаха уплыла.

Воспитатель. Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели

много разных морских обитателей! Но нам, ребята, пора возвращаться на

берег моря, чтобы немного отдохнуть, а затем отправиться в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три! На берег моря

Всех нас верни!

Воспитатель. Вот мы с вами и на берегу. Ой, как я устала, ребята!

Давайте отдохнём после такого трудного путешествия. Давайте сядем или

ляжем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы. Как

хорошо, приятно… Греет солнышко! Мы лежим на теплом песочке.

Аудиозапись шума моря.

Воспитатель.

На

что

похожи

эти

звуки,

которые

вы

слышите?

(Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум

волны и т. д.)

Воспитатель. Совершенно верно! Это шум моря.

Раздается гудок парохода.

Воспитатель.

Ой,

ребята, вы слышите? Пароход нас завёт. Значит,

пришло время возвращаться в детский сад. Занимаем места, поехали!

Итог: Воспитатель.

Вот мы и в детском саду!

Ребята, вы сегодня

молодцы! Мне понравилось, как вы справлялись со всеми заданиями. Я

сегодня так много узнала о морских животных и растениях.

А вам

понравилось путешествовать? И какая прекрасная картина с изображением

морских обитателей у нас получилась. Мы её обязательно покажем

родителям и расскажем, где были. О чем расскажешь ты, Глеб? (спросить

2-3 ребят)



В раздел образования