Напоминание

Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка


Автор: Кривошеева Алена Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработика
Тема: Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка
Дата публикации: 21.05.2025
Раздел: среднее образование





Назад




«Применение мнемотехнических

приемов в целях повышения

эффективности урока немецкого

языка»

Учитель немецкого языка

1 первой категории

МАОУ СОШ №48

Кривошеева Алена

Александровна

Проблемы и цель

Проблемы:

Рост числа слабоуспевающих учеников;

Плохо развитая память;

Отсутствие устойчивых интересов;

Учащиеся с девиантным поведением и неустойчивой психикой.

Цель: поиск эффективных способов формирования

языковой компетенции учащихся, развитие

ассоциативной памяти, повышение мотивации к

изучению немецкого языка и качества знаний

учащихся через апробацию найденных способов.

Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что

существуют 3 различные системы памяти:

Ультрократковременная;

Кратковременная;

Долговременная.

Существует множество причин, по которым человек не

может запомнить информацию.

-недостаточная концентрация внимания

-несоблюдение основных законов памяти,

-сложность самой информации для запоминания, а также ее

плохая организация, -

- cлабо развитая природная память.

Мнемотехника или мнемоника (греч. τὰ μνημονικά —

искусство запоминания) – это совокупность специальных

приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной

информации и увеличивающих объём памяти путём

образования ассоциаций (связей

).

Метод ассоциаций

Метод ключевых слов

Рифмизация

По данным исследований мы

запоминаем то, что

Мы запоминаем то, что

мы читаем

мы слышим

мы видим

мы видим и слышим

мы делаем сами

Метод ассоциаций основан на

создании связи (ассоциации) между

вспомогательными образами, в которых

закодирована новая информация.

Приёмами метода ассоциаций

являются: перевод слова в образ,

приём символизации, кодирование по

созвучию, кодирование через хорошо

знакомую информацию, толкование

лексики и др.

Перевод слова в образ. Например:

В немецком языке "Wetter" (погода) – "ветер" (Мысленно рисуем картинку: ветер гонит

тучи и приносит плохую или хорошую погоду.)

2. Кодирование по созвучию. Чтобы запомнить значение слова, необходимо похожие

по звучанию слова преобразовать в образы и соединить их в воображении, даже если в

реальности это невозможно.

Например, чтобы запомнить немецкое слово «Brücke» (мост), можно провести его

ассоциацию с русским аналогом «брюки». Для этого необходимо представить, как река

разделяет город на две части, а между частями города есть мост. Так же как между

брючинами есть общая часть, так и между частями города есть общая часть – это мост.

Отсюда мост - это Brücke.

3. Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование немецких слов

из рекламы способствуют их быстрому запоминанию. Например, Auto; Quadratisch,

praktisch, gut; Schwarzkopf.

4. Толкование лексики. Многие слова перекочевали в современный русский язык из

других языков. Поэтому для запоминания значения некоторых слов на иностранном

языке так полезно бывает вспомнить их истинное происхождение. Например, в немецком

языке бутерброд (масло, хлеб), курорт (место отдыха), фляжка (бутылка), рюкзак

(сумка за спиной), и др.

Метод фонетических ассоциаций

(по выделяющимся звукам)

Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!

Ценность идеи – наличие у каждого своего

ассоциативного образа при данных требованиях: связь и

общая заданная тема.

Чем ярче воображение, тем легче создавать связи

между ними, соответственно больше слов вы запомните.

Ассоциации должны быть необычными,

нестандартными, абсурдными, смешными и тд.

Метод ключевых слов.

Метод обозначает обязательную связь запоминаемой информации с

чем-либо. Ключевые слова – это фонетические (звуковые) ассоциации

к запоминаемым словам. Слово ключ – это зацепка, благодаря чему путь

к запоминанию остается известным и не теряется в памяти. При

использовании метода ключевых слов нужно выполнять некоторые

рекомендации.

das Buch [бух] – книга

1. Ищем ключевое слово: das Buch –

бух (детки любят это слово). Абсолютное звуковое сходство!

2. Составляем предложение: Бух!!!

Книга упала!

(немного глупо звучит, но это не важно =))

3. Представляем картинку.

Представьте все как можно ярче и комичнее.

Рифмизация

один из самых популярных мнемотехнических

методов.

Рифмовать

можно

как

лексический,

так

и

грамматический материал, используя родной и иностранный

язык

одновременно

.

При изучении темы «Семья» в немецком языке можно

использовать загадки-рифмовки. Например:

Пирожки готовит дома,

Это бабушка, die ... (Oma).

Играет вместе с нами в фанты,

Это тётушка, die ... (Tante).

Снова слушает оркестр,

Моя сестичка, die ...(Schwester)

Грамматические сказки - в них сочетается языковая и неязыковая

информация, создаются образы и связи между грамматическими

явлениями.

Большой популярностью пользуются у

учеников упражнения на поиск

международной лексики, не требующей

перевода и работы со словарем. Например:

Evolution, Revolution, Station, Lampe, Klasse,

Halle, Bibliothek, Wagen.

Для подготовки монологической речи учу детей

оформлять тексты для заучивания в два столбика с

обязательной нумерацией предложений, в строгом

соответствии немецкого предложения русскому. Так

называемый обратный перевод дает возможность легче

запомнить информацию, которую нужно воспроизвести.

1. Deutschland liegt im

Zentrum Europas.

1.Германия находится в

центре Европы.

2. Berlin ist die Hauptstadt

des Landes.

2. Берлин – столица

страны.

Долговременное запоминание лексики осуществляю следующими

способами: выдаю карточки, на которых напечатаны слова по-немецки и по-

русски или на одной стороне - по-немецки, а на другой - по-русски. В первом

случае ученики сопоставляют слова одного языка с другим, а во втором

случае – глядя на немецкие слова, переводят с немецкого языка на русский

язык.

Конечно, с первого раза это получается плохо, потому что, как правило,

дети не учат дома слова. Поэтому учим их прямо на уроке во время такой

работы. И это дает свои положительные результаты, так как при работе с

карточками у учеников работают зрительные, слуховые и тактильные

анализаторы.

Выучить немецкий – значит, запомнить огромное количество новой

информации: иностранные слова, грамматические правила.

Мнемотехнике под силу упростить задачу. С помощью мнемотехники можно

выучить: слова; некоторые грамматические правила, а именно:

- артикли

- формы неправильных глаголов

- предлоги

- управление глаголов

Заключение

Таким образом, использование на уроках

немецкого языка эффективных

способов развития ассоциативной

памяти и некоторых мнемонических

приемов позволяет улучшить качество

знаний и добиться улучшения

успеваемости, повысить мотивацию к

изучению языка, развить

познавательные интересы.



В раздел образования