Автор: Кривошеева Алена Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработика
Тема: Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка
Дата публикации: 21.05.2025
Раздел: среднее образование
«Применение мнемотехнических
приемов в целях повышения
эффективности урока немецкого
языка»
Учитель немецкого языка
1 первой категории
МАОУ СОШ №48
Кривошеева Алена
Александровна
Проблемы и цель
Проблемы:
•
Рост числа слабоуспевающих учеников;
•
Плохо развитая память;
•
Отсутствие устойчивых интересов;
•
Учащиеся с девиантным поведением и неустойчивой психикой.
Цель: поиск эффективных способов формирования
языковой компетенции учащихся, развитие
ассоциативной памяти, повышение мотивации к
изучению немецкого языка и качества знаний
учащихся через апробацию найденных способов.
Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что
существуют 3 различные системы памяти:
•
Ультрократковременная;
•
Кратковременная;
•
Долговременная.
Существует множество причин, по которым человек не
может запомнить информацию.
•
-недостаточная концентрация внимания
•
-несоблюдение основных законов памяти,
•
-сложность самой информации для запоминания, а также ее
плохая организация, -
•
- cлабо развитая природная память.
Мнемотехника или мнемоника (греч. τὰ μνημονικά —
искусство запоминания) – это совокупность специальных
приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной
информации и увеличивающих объём памяти путём
образования ассоциаций (связей
).
•
Метод ассоциаций
•
Метод ключевых слов
•
Рифмизация
По данным исследований мы
запоминаем то, что
Мы запоминаем то, что
мы читаем
мы слышим
мы видим
мы видим и слышим
мы делаем сами
Метод ассоциаций основан на
создании связи (ассоциации) между
вспомогательными образами, в которых
закодирована новая информация.
Приёмами метода ассоциаций
являются: перевод слова в образ,
приём символизации, кодирование по
созвучию, кодирование через хорошо
знакомую информацию, толкование
лексики и др.
•
Перевод слова в образ. Например:
•
В немецком языке "Wetter" (погода) – "ветер" (Мысленно рисуем картинку: ветер гонит
тучи и приносит плохую или хорошую погоду.)
•
2. Кодирование по созвучию. Чтобы запомнить значение слова, необходимо похожие
по звучанию слова преобразовать в образы и соединить их в воображении, даже если в
реальности это невозможно.
•
Например, чтобы запомнить немецкое слово «Brücke» (мост), можно провести его
ассоциацию с русским аналогом «брюки». Для этого необходимо представить, как река
разделяет город на две части, а между частями города есть мост. Так же как между
брючинами есть общая часть, так и между частями города есть общая часть – это мост.
Отсюда мост - это Brücke.
•
3. Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование немецких слов
из рекламы способствуют их быстрому запоминанию. Например, Auto; Quadratisch,
praktisch, gut; Schwarzkopf.
•
4. Толкование лексики. Многие слова перекочевали в современный русский язык из
других языков. Поэтому для запоминания значения некоторых слов на иностранном
языке так полезно бывает вспомнить их истинное происхождение. Например, в немецком
языке бутерброд (масло, хлеб), курорт (место отдыха), фляжка (бутылка), рюкзак
(сумка за спиной), и др.
Метод фонетических ассоциаций
(по выделяющимся звукам)
•
Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!
•
Ценность идеи – наличие у каждого своего
ассоциативного образа при данных требованиях: связь и
общая заданная тема.
•
Чем ярче воображение, тем легче создавать связи
между ними, соответственно больше слов вы запомните.
Ассоциации должны быть необычными,
нестандартными, абсурдными, смешными и тд.
Метод ключевых слов.
Метод обозначает обязательную связь запоминаемой информации с
чем-либо. Ключевые слова – это фонетические (звуковые) ассоциации
к запоминаемым словам. Слово ключ – это зацепка, благодаря чему путь
к запоминанию остается известным и не теряется в памяти. При
использовании метода ключевых слов нужно выполнять некоторые
рекомендации.
•
das Buch [бух] – книга
1. Ищем ключевое слово: das Buch –
•
бух (детки любят это слово). Абсолютное звуковое сходство!
•
2. Составляем предложение: Бух!!!
•
Книга упала!
•
(немного глупо звучит, но это не важно =))
•
3. Представляем картинку.
•
Представьте все как можно ярче и комичнее.
Рифмизация
–
один из самых популярных мнемотехнических
методов.
Рифмовать
можно
как
лексический,
так
и
грамматический материал, используя родной и иностранный
язык
одновременно
.
•
При изучении темы «Семья» в немецком языке можно
использовать загадки-рифмовки. Например:
•
Пирожки готовит дома,
•
Это бабушка, die ... (Oma).
•
Играет вместе с нами в фанты,
•
Это тётушка, die ... (Tante).
•
Снова слушает оркестр,
•
Моя сестичка, die ...(Schwester)
Грамматические сказки - в них сочетается языковая и неязыковая
информация, создаются образы и связи между грамматическими
явлениями.
•
Большой популярностью пользуются у
учеников упражнения на поиск
международной лексики, не требующей
перевода и работы со словарем. Например:
Evolution, Revolution, Station, Lampe, Klasse,
Halle, Bibliothek, Wagen.
Для подготовки монологической речи учу детей
оформлять тексты для заучивания в два столбика с
обязательной нумерацией предложений, в строгом
соответствии немецкого предложения русскому. Так
называемый обратный перевод дает возможность легче
запомнить информацию, которую нужно воспроизвести.
1. Deutschland liegt im
Zentrum Europas.
1.Германия находится в
центре Европы.
2. Berlin ist die Hauptstadt
des Landes.
2. Берлин – столица
страны.
•
Долговременное запоминание лексики осуществляю следующими
способами: выдаю карточки, на которых напечатаны слова по-немецки и по-
русски или на одной стороне - по-немецки, а на другой - по-русски. В первом
случае ученики сопоставляют слова одного языка с другим, а во втором
случае – глядя на немецкие слова, переводят с немецкого языка на русский
язык.
•
Конечно, с первого раза это получается плохо, потому что, как правило,
дети не учат дома слова. Поэтому учим их прямо на уроке во время такой
работы. И это дает свои положительные результаты, так как при работе с
карточками у учеников работают зрительные, слуховые и тактильные
анализаторы.
•
Выучить немецкий – значит, запомнить огромное количество новой
информации: иностранные слова, грамматические правила.
•
Мнемотехнике под силу упростить задачу. С помощью мнемотехники можно
выучить: слова; некоторые грамматические правила, а именно:
•
- артикли
•
- формы неправильных глаголов
•
- предлоги
•
- управление глаголов
Заключение
•
Таким образом, использование на уроках
немецкого языка эффективных
способов развития ассоциативной
памяти и некоторых мнемонических
приемов позволяет улучшить качество
знаний и добиться улучшения
успеваемости, повысить мотивацию к
изучению языка, развить
познавательные интересы.