Напоминание

Организация работы в ДОУ по правовому и законопослушному воспитанию дошкольников


Автор: Колишева Диана Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Снегирёк"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы в ДОУ по правовому и законопослушному воспитанию дошкольников
Дата публикации: 21.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нельзя отрицать тот факт, что в нашей стране произошли значительные

изменения во всех областях социальной жизни. Эти изменения стали

результатом трансформаций в политической, социально-экономической и

других сферах общества.

В настоящее время необходимо формировать

правильное мировоззрение у детей, основанное на уважении к закону,

знании прав

человека,

а

также

установки

на

соблюдение

и

укрепление правопорядка, т. е. правовую культуру личности.

Дошкольное

детство

важнейший

период

становления

личности

человека, когда формируются первые представления детей об окружающем

мире, обществе и культуре.

Федеральная

образовательная

программа

дошкольного

образования

позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного

образования, одной из которых является обучение и воспитание у ребенка, как у

будущего Гражданина Российской Федерации, основ его гражданской и

культурной

идентичности

в

соответствии

с

возрастом

и

содержанием

доступными для него средствами.

Так же содержание образовательной деятельности с детьми по правовому

воспитанию сопряжено

с

международными правовыми

документами

- "Всеобщей декларацией прав человека", "Конвенцией о правах ребенка", -

которыми провозглашаются уважение каждой личности, защита ее интересов,

достоинства.

Особое внимание следует обращать не столько на сообщение детям

основных

знаний

о правах

и

свободах,

сколько

на

осознание

ими

основных правовых ценностей, воспитание у них готовности к правотворчеству,

защите собственных прав.

Система

работы

по формированию

правовых

представлений

у

детей дошкольного возраста направлена на знакомство с основными правами и

свободами человека и предполагает работу по трем линиям:

- знакомство с личными правами человека;

- знакомство с гражданскими правами человека;

- знакомство с социальными и культурными правами человека.

Переходя к вопросу по организации деятельности, направленной на

воспитание правового и законопослушного ребенка дошкольного возраста,

прежде всего встает вопрос квалифицированных педагогических кадрах.

Повышение уровня компетенции педагогов, пополнение их теоретических

и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм

методической работы.

В рамках просвещения и пополнения имеющихся знаний у педагогов, по

вопросам законопослушного и правового воспитания дошкольников с ними

были проведены:

- консультации «Дети и их права», «Конвенция о правах ребенка», «Правовая

компетентность педагогов»;

-

семинары:

«Система правового образования в ДОУ», «Роль педагога в

формировании законопослушного гражданина»;

- Круглый стол «Правовое воспитание в семье и в детском саду: миф или ре-

альность»

- тематические мероприятия: Недели молодого избирателя, день народное

единства, неделя правовой помощи, день защиты детей,

Всемирный день

ребенка.

Профессиональное развитие педагогов происходит системно. Благодаря

современным информационным ресурсам воспитатели принимают участие в

вебинарах, конференция и других мероприятиях в заочном форме.

Всем известно, что в работе с детьми педагоги используют игровой метод.

Отмечается, что в игре дети в увлекательной форме закрепляют систему

элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие

в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого

выполнять игровые правила.

Особым ресурсом в формировании основ правовой культуры обладают

игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных

произведений, в целом, театрально-игровая деятельность и, конечно, народные

игры.

В

части

реализации

образовательной

программы,

воспитатели

еженедельно с детьми проводят целевые беседы из цикла «Разговоры о

важном». В ходе бесед детям сообщают элементарные сведения о правах и

свободах человека, а также ценностное отношения к Родине, природе, человеку,

культуре, знаниям, своему здоровью.

В

беседах воспитатель побуждает

детей высказывать

собственные

суждения и мнения о событиях, поступках людей, взглядах на происходящее

события вокруг него.

В работе с детьми воспитатели используют и воспитывающие ситуации:

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Не поделили игрушку», «Рядом с тобой

друг» и т. д. В процессе рассуждения дети, приходя к решения поставленной

задачи и тем самым у них вырабатывается умение управлять своими эмоциями,

выходить из конфликтов, вести диалог конструктивно. В процессе совместной

организованной воспитательной деятельности необходимо включать ребенка в

различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор,

способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного

поведения.

Работа по приобщению дошкольников к правовой культуре основывается

на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего,

сказок. Особенностью использования сказок в этом возрасте является их

фрагментарность, позволяющая воспроизводить лишь отдельные сюжетные

линии, поступки персонажей.

Просмотр фильмов, презентаций, применение компьютерной техники

позволяет

разнообразить

образовательную деятельность,

сделать

её

нетрадиционной, яркой, насыщенной.

С целью создания условий для формирования личности будущего

ответственного

гражданина

с

присущими

ему

ценностями,

взглядами,

ориентациями

и

установками

в

группах

организуются

занятия

с

использованием учебно-методологического комплекса «Юный патриот» (УМК

«Юный патриот»).

Данные УМК реализует множество задач, одной их, которых является

формирование элементарных знаний о правах человека, воспитание уважения к

правам другого человек и формируется навык безопасного поведения в

социуме.

В вопросе воспитания правовой культуры у дошкольников нельзя обойти

стороной вопрос и просвещения родителей в данном направлении. Значимость

воспитательной

деятельности

семьи,

педагогической

культуры

и

правообразованности самих родителей в современных условиях значительно

возрастает. Поэтому возникла необходимость совершенствовать свои подходы,

искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.

Благодаря

созданию

информационных

стендов,

папок-передвижек,

тематических выставок стало возможным донести до родительского сообщества

достоверную информацию, дать полезные рекомендации, советы.

На практике используем формы организации родительских собраний, где

родители не просто слушатели, а активные участники. Родители поддерживали

интересные идеи, которые были им предложены.

В

рамках

просветительское

работы

с

родителей

групп

старшего

дошкольного возраста были организованны мероприятия:

дискуссия

«Мой

ребенок – будущее страны», семинара-практикума «О правах ребенка».

По итогам проведенных мероприятий родители убедились, что именно в

семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, во многом

определяющие последующее представление о законопослушном поведении.

В

группах

создана

развивающая

среда,

которая

способствует

формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, осознанной

культуры речи. В учреждении организуются выставки рисунков и коллажей на

темы: «Права ребенка», «Не делай этого!», «Я в мире прав и обязанностей»,

«Наше право быть детьми!» и т.д.

Таким образом, данная система просветительской работы с родителями

по правовому воспитанию позволяет создать условия, способствующие

формированию гражданской идентичности детей дошкольного возраста.

Подходя к заверению моего доклада отмечу, что системная и планомерная

работа со всеми участниками образовательных отношений, по вопросу

правового воспитания детей дошкольного возраста, улучшит социальный статус

как самого ребенка, так и родителей и обеспечит комфортный переход к этапы

взросления и правовому самопознания.



В раздел образования