Автор: Колишева Диана Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Снегирёк"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы в ДОУ по правовому и законопослушному воспитанию дошкольников
Дата публикации: 21.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Нельзя отрицать тот факт, что в нашей стране произошли значительные
изменения во всех областях социальной жизни. Эти изменения стали
результатом трансформаций в политической, социально-экономической и
других сферах общества.
В настоящее время необходимо формировать
правильное мировоззрение у детей, основанное на уважении к закону,
знании прав
человека,
а
также
установки
на
соблюдение
и
укрепление правопорядка, т. е. правовую культуру личности.
Дошкольное
детство
–
важнейший
период
становления
личности
человека, когда формируются первые представления детей об окружающем
мире, обществе и культуре.
Федеральная
образовательная
программа
дошкольного
образования
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного
образования, одной из которых является обучение и воспитание у ребенка, как у
будущего Гражданина Российской Федерации, основ его гражданской и
культурной
идентичности
в
соответствии
с
возрастом
и
содержанием
доступными для него средствами.
Так же содержание образовательной деятельности с детьми по правовому
воспитанию сопряжено
с
международными правовыми
документами
- "Всеобщей декларацией прав человека", "Конвенцией о правах ребенка", -
которыми провозглашаются уважение каждой личности, защита ее интересов,
достоинства.
Особое внимание следует обращать не столько на сообщение детям
основных
знаний
о правах
и
свободах,
сколько
на
осознание
ими
основных правовых ценностей, воспитание у них готовности к правотворчеству,
защите собственных прав.
Система
работы
по формированию
правовых
представлений
у
детей дошкольного возраста направлена на знакомство с основными правами и
свободами человека и предполагает работу по трем линиям:
- знакомство с личными правами человека;
- знакомство с гражданскими правами человека;
- знакомство с социальными и культурными правами человека.
Переходя к вопросу по организации деятельности, направленной на
воспитание правового и законопослушного ребенка дошкольного возраста,
прежде всего встает вопрос квалифицированных педагогических кадрах.
Повышение уровня компетенции педагогов, пополнение их теоретических
и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм
методической работы.
В рамках просвещения и пополнения имеющихся знаний у педагогов, по
вопросам законопослушного и правового воспитания дошкольников с ними
были проведены:
- консультации «Дети и их права», «Конвенция о правах ребенка», «Правовая
компетентность педагогов»;
-
семинары:
«Система правового образования в ДОУ», «Роль педагога в
формировании законопослушного гражданина»;
- Круглый стол «Правовое воспитание в семье и в детском саду: миф или ре-
альность»
- тематические мероприятия: Недели молодого избирателя, день народное
единства, неделя правовой помощи, день защиты детей,
Всемирный день
ребенка.
Профессиональное развитие педагогов происходит системно. Благодаря
современным информационным ресурсам воспитатели принимают участие в
вебинарах, конференция и других мероприятиях в заочном форме.
Всем известно, что в работе с детьми педагоги используют игровой метод.
Отмечается, что в игре дети в увлекательной форме закрепляют систему
элементарных правил и обязанностей детей в группе: право каждого на участие
в игре, право каждого иметь собственное мнение в игре, обязанность каждого
выполнять игровые правила.
Особым ресурсом в формировании основ правовой культуры обладают
игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных
произведений, в целом, театрально-игровая деятельность и, конечно, народные
игры.
В
части
реализации
образовательной
программы,
воспитатели
еженедельно с детьми проводят целевые беседы из цикла «Разговоры о
важном». В ходе бесед детям сообщают элементарные сведения о правах и
свободах человека, а также ценностное отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, своему здоровью.
В
беседах воспитатель побуждает
детей высказывать
собственные
суждения и мнения о событиях, поступках людей, взглядах на происходящее
события вокруг него.
В работе с детьми воспитатели используют и воспитывающие ситуации:
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Не поделили игрушку», «Рядом с тобой
друг» и т. д. В процессе рассуждения дети, приходя к решения поставленной
задачи и тем самым у них вырабатывается умение управлять своими эмоциями,
выходить из конфликтов, вести диалог конструктивно. В процессе совместной
организованной воспитательной деятельности необходимо включать ребенка в
различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор,
способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного
поведения.
Работа по приобщению дошкольников к правовой культуре основывается
на использовании произведений устного народного творчества, прежде всего,
сказок. Особенностью использования сказок в этом возрасте является их
фрагментарность, позволяющая воспроизводить лишь отдельные сюжетные
линии, поступки персонажей.
Просмотр фильмов, презентаций, применение компьютерной техники
позволяет
разнообразить
образовательную деятельность,
сделать
её
нетрадиционной, яркой, насыщенной.
С целью создания условий для формирования личности будущего
ответственного
гражданина
с
присущими
ему
ценностями,
взглядами,
ориентациями
и
установками
в
группах
организуются
занятия
с
использованием учебно-методологического комплекса «Юный патриот» (УМК
«Юный патриот»).
Данные УМК реализует множество задач, одной их, которых является
формирование элементарных знаний о правах человека, воспитание уважения к
правам другого человек и формируется навык безопасного поведения в
социуме.
В вопросе воспитания правовой культуры у дошкольников нельзя обойти
стороной вопрос и просвещения родителей в данном направлении. Значимость
воспитательной
деятельности
семьи,
педагогической
культуры
и
правообразованности самих родителей в современных условиях значительно
возрастает. Поэтому возникла необходимость совершенствовать свои подходы,
искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.
Благодаря
созданию
информационных
стендов,
папок-передвижек,
тематических выставок стало возможным донести до родительского сообщества
достоверную информацию, дать полезные рекомендации, советы.
На практике используем формы организации родительских собраний, где
родители не просто слушатели, а активные участники. Родители поддерживали
интересные идеи, которые были им предложены.
В
рамках
просветительское
работы
с
родителей
групп
старшего
дошкольного возраста были организованны мероприятия:
дискуссия
«Мой
ребенок – будущее страны», семинара-практикума «О правах ребенка».
По итогам проведенных мероприятий родители убедились, что именно в
семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, во многом
определяющие последующее представление о законопослушном поведении.
В
группах
создана
развивающая
среда,
которая
способствует
формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, осознанной
культуры речи. В учреждении организуются выставки рисунков и коллажей на
темы: «Права ребенка», «Не делай этого!», «Я в мире прав и обязанностей»,
«Наше право быть детьми!» и т.д.
Таким образом, данная система просветительской работы с родителями
по правовому воспитанию позволяет создать условия, способствующие
формированию гражданской идентичности детей дошкольного возраста.
Подходя к заверению моего доклада отмечу, что системная и планомерная
работа со всеми участниками образовательных отношений, по вопросу
правового воспитания детей дошкольного возраста, улучшит социальный статус
как самого ребенка, так и родителей и обеспечит комфортный переход к этапы
взросления и правовому самопознания.