Напоминание

«Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества»


Авторы: Калиничева Елена Александровна, Рожнова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Улыбка"
Населённый пункт: муниципальный округ город Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества»
Дата публикации: 21.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к

культуре казачества»

«Воспитание любви к родному краю, к родной

культуре, к родному народу, к родной речи –

задача первостепенной важности. И нет

необходимости это доказывать» ( Д.М. Лихачев)

В самом деле, каждый народ имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

Это прошлое, настоящее и будущее не разделено четкой гранью. Всякое

прошлое подготавливает собой настоящее, является неизбежной ступенью к

нему. Во всяком настоящем сохраняются черты прошлого. Вот почему

знакомство с прошлым помогает понять настоящее. Сегодня деды говорят,

что внуки не похожи на них, живут не по старому, не по казачьему. И

поэтому хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было вчера, в

прошлом году, десять лет назад, сто лет, двести … Вдуматься в слова старых

песен, изучать саму донскую землю, искать те следы, которые оставили на

ней люди, когда-то жившие на нашей родной земле. И вот, исследуя ее,

удивляться мужеству, стойкости, святой непоколебимой вере в Христа

наших дедов и прадедов.

Интерес к прошлому родной земли, всегда существовал в людях.

- Как жили казаки? Как работали? Отдыхали?

- Какие соблюдали традиции, обычаи?

- Чем украшали свой быт?

- Как одевались?

- Какие игры были у детей?

- Какие песни пели?

- Как отмечали праздники?

Ответив на все эти вопросы, легче вернуть утраченные ценности,

восстановить связь времен. Если патриотическое воспитание рассматривать

как привязанность, как преданность, ответственность по отношению к своей

Родине, к традициям казачьего края, то ребенка еще в дошкольном возрасте

учим быть «привязанным» к чему-то, к кому-то.

Интерес к историческим корням казачества их правам, традициям и

обрядам, их яркой своеобразной речи, самобытному творчеству и плюс

накопленный опыт позволил нам организовать в группе мини-музей:

«Казачья горница». Для оформления горницы, пришлось открыть сундуки

бабушек, прабабушек, чтобы самим посмотреть и гостям показать, как жили

наши предки в казачьих станицах.

Вот казачья наша хатка,

Вот нарядная кроватка.

Печка тут и кочерга,

Очень детям дорога.

Тут ухват и тут горшок,

С ним играет малышок.

И утюг тут необычный,

Гладить очень не привычно,

Он тяжелый и железный

Зато очень интересный.

Совместно с родителями собрали старинную утварь (прялки, посуду,

ухваты, утюги, веретено, рубель, гребень) и вещи сделанные руками казачек;

выбитые и вышитые занавески, наволочки, подзорники, кружева,

самотканные половики, детский казачий костюм, сшитый прапрабабушкой

одного из детей.

В нашем мини-музее имеется фотогалерея: «Мы из казаков»,

«Михайловка - мой край казачий». В «Казачьей горнице» весело и

непринужденно проводятся любимые «Бабушкины посиделки», «День

именинника», «Праздник Самовара». Дети любят одеваться в казачьи

костюмы и устраивать посиделки в горнице.

«Любовь к родному краю

Мы детям прививаем.

Знакомим их со стариной

Мы к ним с открытою душой.

И казачий русский быт

У нас в группе знаменит

Оживают казаки, хоть не очень велики.

Одеваемся в костюмы, берем в руки рогачи:

Кочерга, горшки, ухваты, как тогда, гремят в печи

Детям очень интересно.

Было досе неизвестно, как там жили наши деды.

Вдруг узнали непоседы.

Особое внимание в нашей группе уделяется календарно-обрядовым

праздникам, традиционно организуются всеми любимые: «Рождественские

святки», «Масленица», «Сороки», «Светлая Пасха», «Пасха», «Покров»,

«День матери-казачки». Каждый праздник проходит с соблюдением всех

традиций и обычаев. Детям нравится обыгрывать театрализованные

постановки, играть в народные игры, исполнять казачьи песни: «Варенька»,

«Молодая я молода», «Как за Доном за рекой», «Четыре двора из ворот

ворота».

Игры казачьи - игручи, потому и живучи,

Пополняются, обновляются, но смысл казачий не теряется.

Хочется отметить, что родители с огромным интересом участвуют в

творческих проектах: «Моя родословная», «Мама, папа, я –казачья семья»,

«Рецепты казачьей кухни», «Казачья песня семьи», «Народная кукла».

И родителей, и педагогов привлекает содержательность, педагогическая

направленность, эмоциональная насыщенность совместных мероприятий.

Положительные результаты совместной работы позволяют детям легко,

непринужденно восстановить связь времен.

Любовь к родному краю

Мы детям прививаем

Знакомим их со стариной

Мы к ним с открытою душой

И казачий русский быт,

У нас в саду знаменит.

Литература

1. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа

области Войска Донского (текст):/ В.В. Шалыгин.-Волгоград: издательство

Станица – 2007

2. Все про казаков: текст/ Н.В.Пронина – Волгоград: Издательство, 2012 –

160с

3.Приобщение детей к истокам русской народной культуры (текст):

программа, учебно-методическое пособие /2-е изд. перераб. и доп.-СПб:

Детство-Пресс, 1998 -304с.



В раздел образования