Авторы: Калиничева Елена Александровна, Рожнова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Улыбка"
Населённый пункт: муниципальный округ город Михайловка Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества»
Дата публикации: 21.08.2025
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к
культуре казачества»
«Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к родному народу, к родной речи –
задача первостепенной важности. И нет
необходимости это доказывать» ( Д.М. Лихачев)
В самом деле, каждый народ имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
Это прошлое, настоящее и будущее не разделено четкой гранью. Всякое
прошлое подготавливает собой настоящее, является неизбежной ступенью к
нему. Во всяком настоящем сохраняются черты прошлого. Вот почему
знакомство с прошлым помогает понять настоящее. Сегодня деды говорят,
что внуки не похожи на них, живут не по старому, не по казачьему. И
поэтому хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было вчера, в
прошлом году, десять лет назад, сто лет, двести … Вдуматься в слова старых
песен, изучать саму донскую землю, искать те следы, которые оставили на
ней люди, когда-то жившие на нашей родной земле. И вот, исследуя ее,
удивляться мужеству, стойкости, святой непоколебимой вере в Христа
наших дедов и прадедов.
Интерес к прошлому родной земли, всегда существовал в людях.
- Как жили казаки? Как работали? Отдыхали?
- Какие соблюдали традиции, обычаи?
- Чем украшали свой быт?
- Как одевались?
- Какие игры были у детей?
- Какие песни пели?
- Как отмечали праздники?
Ответив на все эти вопросы, легче вернуть утраченные ценности,
восстановить связь времен. Если патриотическое воспитание рассматривать
как привязанность, как преданность, ответственность по отношению к своей
Родине, к традициям казачьего края, то ребенка еще в дошкольном возрасте
учим быть «привязанным» к чему-то, к кому-то.
Интерес к историческим корням казачества их правам, традициям и
обрядам, их яркой своеобразной речи, самобытному творчеству и плюс
накопленный опыт позволил нам организовать в группе мини-музей:
«Казачья горница». Для оформления горницы, пришлось открыть сундуки
бабушек, прабабушек, чтобы самим посмотреть и гостям показать, как жили
наши предки в казачьих станицах.
Вот казачья наша хатка,
Вот нарядная кроватка.
Печка тут и кочерга,
Очень детям дорога.
Тут ухват и тут горшок,
С ним играет малышок.
И утюг тут необычный,
Гладить очень не привычно,
Он тяжелый и железный
Зато очень интересный.
Совместно с родителями собрали старинную утварь (прялки, посуду,
ухваты, утюги, веретено, рубель, гребень) и вещи сделанные руками казачек;
выбитые и вышитые занавески, наволочки, подзорники, кружева,
самотканные половики, детский казачий костюм, сшитый прапрабабушкой
одного из детей.
В нашем мини-музее имеется фотогалерея: «Мы из казаков»,
«Михайловка - мой край казачий». В «Казачьей горнице» весело и
непринужденно проводятся любимые «Бабушкины посиделки», «День
именинника», «Праздник Самовара». Дети любят одеваться в казачьи
костюмы и устраивать посиделки в горнице.
«Любовь к родному краю
Мы детям прививаем.
Знакомим их со стариной
Мы к ним с открытою душой.
И казачий русский быт
У нас в группе знаменит
Оживают казаки, хоть не очень велики.
Одеваемся в костюмы, берем в руки рогачи:
Кочерга, горшки, ухваты, как тогда, гремят в печи
Детям очень интересно.
Было досе неизвестно, как там жили наши деды.
Вдруг узнали непоседы.
Особое внимание в нашей группе уделяется календарно-обрядовым
праздникам, традиционно организуются всеми любимые: «Рождественские
святки», «Масленица», «Сороки», «Светлая Пасха», «Пасха», «Покров»,
«День матери-казачки». Каждый праздник проходит с соблюдением всех
традиций и обычаев. Детям нравится обыгрывать театрализованные
постановки, играть в народные игры, исполнять казачьи песни: «Варенька»,
«Молодая я молода», «Как за Доном за рекой», «Четыре двора из ворот
ворота».
Игры казачьи - игручи, потому и живучи,
Пополняются, обновляются, но смысл казачий не теряется.
Хочется отметить, что родители с огромным интересом участвуют в
творческих проектах: «Моя родословная», «Мама, папа, я –казачья семья»,
«Рецепты казачьей кухни», «Казачья песня семьи», «Народная кукла».
И родителей, и педагогов привлекает содержательность, педагогическая
направленность, эмоциональная насыщенность совместных мероприятий.
Положительные результаты совместной работы позволяют детям легко,
непринужденно восстановить связь времен.
Любовь к родному краю
Мы детям прививаем
Знакомим их со стариной
Мы к ним с открытою душой
И казачий русский быт,
У нас в саду знаменит.
Литература
1. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа
области Войска Донского (текст):/ В.В. Шалыгин.-Волгоград: издательство
Станица – 2007
2. Все про казаков: текст/ Н.В.Пронина – Волгоград: Издательство, 2012 –
160с
3.Приобщение детей к истокам русской народной культуры (текст):
программа, учебно-методическое пособие /2-е изд. перераб. и доп.-СПб:
Детство-Пресс, 1998 -304с.