Напоминание

Формирование самостоятельности и уверенности у детей среднего возраста в сфере трудового воспитания через алгоритмы и развивающие приёмы


Автор: Сулоева Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "дЕТСКИЙ САД 16"
Населённый пункт: Саров
Наименование материала: статья
Тема: Формирование самостоятельности и уверенности у детей среднего возраста в сфере трудового воспитания через алгоритмы и развивающие приёмы
Дата публикации: 21.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование самостоятельности и уверенности у детей среднего возраста

в сфере трудового воспитания через алгоритмы и развивающие приёмы

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и

развивается. Особое место в этом процессе занимает дошкольный возраст.

Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от

внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё

поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без

опоры на постороннюю помощь. Именно от того, как будут заложены основы

самостоятельности в младшем возрасте, зависит развитие этого важного

качества в дальнейшем

Согласно ФГОС Дошкольного Образования становление самостоятельности

является одной из задач социально-коммуникативного направления развития

дошкольников. Детскую самостоятельность можно понимать, как

способность ребенка действовать без помощи взрослого. Ребенка можно

назвать самостоятельным, когда он усвоил определенное содержание,

средства и способы действия. Общеизвестно, что самостоятельность детей

реализуется и развивается в совершаемой ими деятельности. Именно

деятельность, которую ребенок осуществляет самостоятельно, способна

мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном

раскрытии связей, отношений, закономерностей в преобразовании опыта.

Согласно ФОП одна из задач в области социально-коммуникативного

развития в сфере трудового воспитания детей от 4 лет до 5 лет:

развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желание

включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается

одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются

стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть

уделено серьезное внимание. Самостоятельность является очень важным

волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают

своих детей. Некоторые родители зачастую делают всё за ребёнка (одевают,

кормят и т. д., считая, что их ребёнок всё ещё маленький, или просто

торопясь куда-либо. Мы часто можем слышать: Нам некогда. Это опасно

Он же еще маленький…). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается

самостоятельность, формируется потребительское отношение к

окружающим.

В развитии самостоятельности выделяют несколько этапов:

НАУЧИ

Формирование умений ( действий в соответствии с заданным

образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений

ребёнка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов

образцом для подражания

ВМЕСТЕ

Применение умений (самостоятельное действие по знакомым

образцам, правилам, алгоритмам) Взрослый выступает уже не как

носитель образцов, а как равноправный партнёр по совместной

деятельности

ТВОРИ

Творческое применение умений в новой ситуации ( самостоятельный

перенос действий в новые условия и ситуации.) На этом этапе ребёнок

в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и

нормативов деятельности

На развитие самостоятельности влияет много факторов:

*воспитательно -образовательный процесс в ДОУ( начиная с утра-

подготовка к утреннему кругу, образовательным ситуациям, одевание, приём

пищи…) ;

* игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольника ( после того, как

дети поиграли – нужно убрать игрушки. У нас в группе существует правило

– мы игрушки не бросаем- поиграли убираем);

*предметно-пространственная среда, которая провоцирует ребёнка на

деятельность;

*взаимоотношения со сверстниками (умение поддержать, подсказать,

взаимопомощь);

*взаимодействие с социальным окружением ( знакомство с профессиями: мл.

возраст ближайшего окружения ( папы, мамы), а дети старшего с большим

разнообразием профессий ) ;

*поддержка семьи.

Именно от родителей зависит, каким вырастет ребёнок.

Сильным фактором

является личный пример взрослых, поэтому необходимо создавать такие

условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры

поведения взрослых.

Здесь возможны различные пути:

первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение

его значения.

второй путь – непосредственная организация ( в той мере, в которой

позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей

( благоустройство участка детского сада, изготовление кормушек для

птиц….)

Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно

определить порядок своих действий. В этом нам помогло использование

алгоритмов, они помогают детям выделять главное, определить

последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними.

Алгоритм - это цепочка действий, а каждое действие шаг. Алгоритмы

бывают линейные, круговые.

Маленьких детей знакомят с

последовательностью, представляющей собой линейный алгоритм, когда все

действия выполняются последовательно по одному разу.

Алгоритмы размещаются там, где они применяются.( алгоритм мытья

рук – в туалетной комнате, алгоритм одевания в приёмной)

Алгоритмы можно усложнять в зависимости от возраста детей: в младших

группах это, как правило, картинки с изображением предметов, среднем

возрасте можно использовать схематическое изображение, в старших

группах картинки рисуют дети и подписывают.

Алгоритмы могут быть и для родителей ( в младшей группе у нас была

проблема – много вещей в детских шкафах, поэтому появился алгоритм

«Каждой вещи свой место, который висит на дверке детского шкафчика

внутри)

Для формирование самостоятельности и уверенности в группе есть экран

«Я помогаю» ( автор Ел.Георг.Юдина)

Это магнитная доска на которой, карточки с обозначением ролей ,

фотографии детей, передвижные полоски, которые делят экран на сектора

( чтобы расширить сектор или сузить его, в зависимости от количества

желающих). Ребёнок может самостоятельно выбрать любую роль и поставить

свою фотографию. На данный момент в нашей группе 6 ролей: официант,

хранитель утреннего круга, миротворец, точильщик, помощник воспитателя,

сыщик.

Этот экран мы используем с младшей группы и начинали мы с 2 ролей:

официант, хранитель утреннего круга

Использование алгоритмов и экрана «Я помогаю» позволяет

реализовывать задачи ФОП и ФГОС Дошкольного Образования по

формированию у детей элементов самостоятельности, элементов

самообслуживания и элементов культурного поведения.



В раздел образования