Напоминание

Особенности постановки интерактивного спектакля в учреждениях дополнительного образования


Автор: Мальцева Наталия Валерьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО - центр "Лик"
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности постановки интерактивного спектакля в учреждениях дополнительного образования
Дата публикации: 21.09.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности постановки интерактивного спектакля в

учреждениях дополнительного образования.

Интерактивный спектакль - высшая форма иммерсивности (от англ.

immersive — «создающий эффект присутствия, погружения»), где зритель

включен

в спектакль практически

наравне

с

актерами.

Такой подход

в

искусстве

предполагает

вовлеченность

публики

в

процесс

создания

произведения или в процесс его представления; «искусство участия». Если в

классической театральной постановке ключевым героем является актер как

источник эмоций зрителя, то в интерактивных же спектаклях именно

взаимодействие

с

публикой

становится

главной

причиной

получения

индивидуального опыта каждого участника представления – личных смыслов и

впечатлений человека, в зависимости от того, как сложилась для него

постановка.

Использование интерактивных форм спектакля при работе с детьми

позволяет обучить их определенным навыкам поведения, коллективной жизни,

а также навыкам общения. Помимо этого, включение в игровую деятельность

помогает выявить и развить индивидуальные способности, склонности и

интересы детей.

В нашем учреждении дополнительного образования мы используем

интерактивную форму для постановки новогодних спектаклей в рамках

воспитательной работы. Отличительной особенностью постановки является то,

что главные роли исполняют педагоги дополнительного образования, роли

второго плана – обучающиеся театральных студий. Спектакли обычно

предназначены

для

детей

подготовительных

групп

дошкольных

образовательных учреждений и младших школьников, то есть на детей от 6 до

10 лет.

Целью

постановки

интерактивных

спектаклей

является

развитие

творческих и познавательных способностей детей, а также организация досуга

средствами игровой деятельности.

Задачи:

- сформировать интерес к игровой деятельности;

- развить фантазию и творческие способности детей;

- воспитать умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;

- развить навыка общения со сверстниками и старшим поколением.

Во

время

представления

для

создания

«эффекта

присутствия»

необходимо правильно и максимально грамотно использовать все имеющееся

оборудование (музыку, свет, спецэффекты, видеопроектор и т.д.) Если сцена

маленькая, то наличие микрофонов необязательно, но, если сцена и зрительный

зал большие, то индивидуальная радиосистема или общая подзвучка сцены

(подвесные микрофоны или микрофоны-пушки по авансцене) для героев

обязательны.

Постановка интерактивного спектакля состоит из ряда взаимосвязанных

этапов:

- этап планирования;

- этап организации;

- этап проведения мероприятия;

- этап подведения итогов.

Этап планирования включает в себя постановку целей и задач,

определение целевой аудитории и формы мероприятия, написание сценария.

Необходимо

учитывать,

чтобы

спектакль

соответствовал

возрастным

особенностям детей; уровню развития коллектива, которому он показывается;

насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе;

подготовлены

ли

дети

к

восприятию

воспитательных

воздействий,

предусматриваемых спектаклем.

Следующий этап – организационный включает в себя подготовительную

работу к постановке спектакля и репетиционный процесс.

Подготовительная работа:

- подбор музыкального оформления, запись фонограмм;

- подбор и монтаж видеоматериалов;

- подбор и пошив костюмов;

- подбор и изготовление необходимого реквизита;

- изготовление декораций, оформление сцены и зрительного зала.

Репетиционный процесс:

- распределение ролей;

- репетиции с педагогами;

- репетиции с обучающимися;

- технические и генеральные репетиции.

Для реализации этапа проведения мероприятия необходимо:

- подготовить музыкальное оборудование и видеопроектор к работе;

- проверить декорации и реквизит;

-

создать

атмосферу

новогоднего

праздника

путем

музыкального

и

новогоднего оформления;

- организовать встречу коллектива;

- показать спектакль;

- проводить коллектив.

Этап

подведения

итогов

предполагает

оценку

эффективности

мероприятия. Одним из показателей эффективности является количество

показанных спектаклей и количество человек, принявших участие в данном

мероприятии. Воспитательный эффект определяется качеством подготовки и

проведения мероприятия. Его можно оценить по следующим показателям:

- интерес зрителей к спектаклю (дисциплинированность, эмоциональное

возбуждение, активность, заинтересованность и др. признаки);

- удовлетворенность зрителей спектаклем (удовлетворенность ожиданий,

хорошее настроение, оптимизм, желание повторить мероприятие);

-

качество

и

количество

побочных

продуктов

(рисунков,

фотографий,

сообщений, отзывов и т.п.). При этом следует учитывать, что эти показатели

отражают

не

только

данное

мероприятие,

но

и

всю

предыдущую

воспитательную работу.

Из вышесказанного следует, что использование в работе интерактивной

формы спектакля – это сложный и трудоемкий процесс. Необычная форма

спектакля привлекает зрителя и делает процесс просмотра интересным. В

нашем учреждении интерактивные спектакли всегда востребованы зрителями и

имеют

у

них

успех.

В

течение

всего

спектакля

зрители

активны,

дисциплинированны,

прослеживается

заинтересованность

в

действии

сюжетной линии, что говорит о положительном воспитательном моменте и

достигнутых целях и задачах мероприятия. Помимо этого, многочисленные

отзывы руководителей и детей, а также фотографии и комментарии в

социальных

сетях,

свидетельствуют

об

эффективности

проведенного

мероприятия.



В раздел образования