Автор: Мальцева Наталия Валерьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО - центр "Лик"
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности постановки интерактивного спектакля в учреждениях дополнительного образования
Дата публикации: 21.09.2021
Раздел: дополнительное образование
Особенности постановки интерактивного спектакля в
учреждениях дополнительного образования.
Интерактивный спектакль - высшая форма иммерсивности (от англ.
immersive — «создающий эффект присутствия, погружения»), где зритель
включен
в спектакль практически
наравне
с
актерами.
Такой подход
в
искусстве
предполагает
вовлеченность
публики
в
процесс
создания
произведения или в процесс его представления; «искусство участия». Если в
классической театральной постановке ключевым героем является актер как
источник эмоций зрителя, то в интерактивных же спектаклях именно
взаимодействие
с
публикой
становится
главной
причиной
получения
индивидуального опыта каждого участника представления – личных смыслов и
впечатлений человека, в зависимости от того, как сложилась для него
постановка.
Использование интерактивных форм спектакля при работе с детьми
позволяет обучить их определенным навыкам поведения, коллективной жизни,
а также навыкам общения. Помимо этого, включение в игровую деятельность
помогает выявить и развить индивидуальные способности, склонности и
интересы детей.
В нашем учреждении дополнительного образования мы используем
интерактивную форму для постановки новогодних спектаклей в рамках
воспитательной работы. Отличительной особенностью постановки является то,
что главные роли исполняют педагоги дополнительного образования, роли
второго плана – обучающиеся театральных студий. Спектакли обычно
предназначены
для
детей
подготовительных
групп
дошкольных
образовательных учреждений и младших школьников, то есть на детей от 6 до
10 лет.
Целью
постановки
интерактивных
спектаклей
является
развитие
творческих и познавательных способностей детей, а также организация досуга
средствами игровой деятельности.
Задачи:
- сформировать интерес к игровой деятельности;
- развить фантазию и творческие способности детей;
- воспитать умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
- развить навыка общения со сверстниками и старшим поколением.
Во
время
представления
для
создания
«эффекта
присутствия»
необходимо правильно и максимально грамотно использовать все имеющееся
оборудование (музыку, свет, спецэффекты, видеопроектор и т.д.) Если сцена
маленькая, то наличие микрофонов необязательно, но, если сцена и зрительный
зал большие, то индивидуальная радиосистема или общая подзвучка сцены
(подвесные микрофоны или микрофоны-пушки по авансцене) для героев
обязательны.
Постановка интерактивного спектакля состоит из ряда взаимосвязанных
этапов:
- этап планирования;
- этап организации;
- этап проведения мероприятия;
- этап подведения итогов.
Этап планирования включает в себя постановку целей и задач,
определение целевой аудитории и формы мероприятия, написание сценария.
Необходимо
учитывать,
чтобы
спектакль
соответствовал
возрастным
особенностям детей; уровню развития коллектива, которому он показывается;
насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе;
подготовлены
ли
дети
к
восприятию
воспитательных
воздействий,
предусматриваемых спектаклем.
Следующий этап – организационный включает в себя подготовительную
работу к постановке спектакля и репетиционный процесс.
Подготовительная работа:
- подбор музыкального оформления, запись фонограмм;
- подбор и монтаж видеоматериалов;
- подбор и пошив костюмов;
- подбор и изготовление необходимого реквизита;
- изготовление декораций, оформление сцены и зрительного зала.
Репетиционный процесс:
- распределение ролей;
- репетиции с педагогами;
- репетиции с обучающимися;
- технические и генеральные репетиции.
Для реализации этапа проведения мероприятия необходимо:
- подготовить музыкальное оборудование и видеопроектор к работе;
- проверить декорации и реквизит;
-
создать
атмосферу
новогоднего
праздника
путем
музыкального
и
новогоднего оформления;
- организовать встречу коллектива;
- показать спектакль;
- проводить коллектив.
Этап
подведения
итогов
предполагает
оценку
эффективности
мероприятия. Одним из показателей эффективности является количество
показанных спектаклей и количество человек, принявших участие в данном
мероприятии. Воспитательный эффект определяется качеством подготовки и
проведения мероприятия. Его можно оценить по следующим показателям:
- интерес зрителей к спектаклю (дисциплинированность, эмоциональное
возбуждение, активность, заинтересованность и др. признаки);
- удовлетворенность зрителей спектаклем (удовлетворенность ожиданий,
хорошее настроение, оптимизм, желание повторить мероприятие);
-
качество
и
количество
побочных
продуктов
(рисунков,
фотографий,
сообщений, отзывов и т.п.). При этом следует учитывать, что эти показатели
отражают
не
только
данное
мероприятие,
но
и
всю
предыдущую
воспитательную работу.
Из вышесказанного следует, что использование в работе интерактивной
формы спектакля – это сложный и трудоемкий процесс. Необычная форма
спектакля привлекает зрителя и делает процесс просмотра интересным. В
нашем учреждении интерактивные спектакли всегда востребованы зрителями и
имеют
у
них
успех.
В
течение
всего
спектакля
зрители
активны,
дисциплинированны,
прослеживается
заинтересованность
в
действии
сюжетной линии, что говорит о положительном воспитательном моменте и
достигнутых целях и задачах мероприятия. Помимо этого, многочисленные
отзывы руководителей и детей, а также фотографии и комментарии в
социальных
сетях,
свидетельствуют
об
эффективности
проведенного
мероприятия.