Напоминание

Особенности развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи


Автор: Зарипова Нафиса Салимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад 135 комбинированного вида»
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Дата публикации: 21.09.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития просодической стороны речи у детей

дошкольного возраста с нарушениями речи

Просодическая

сторона

речи

у

детей

дошкольного

возраста

с

нарушениями речи имеет свои особенности развития. Так, Е.В. Шереметьева

отмечала общие особенности дошкольников с речевыми дефектами:

- небольшие изменения темпо-ритмической организации речевой

деятельности (характерен убыстренный или замедленный темп, нарушение

ритмизации),

- недостаточные возможности голосовой функции,

- трудности и ошибки в определении словесного ударения,

- неправильное, нечёткое, как воспроизведение, так и восприятие

слогоритмических

и

ритмических

структур,

логического

ударения,

мелодических рисунков фраз.

По данным Е.В. Шереметьевой, у дошкольников с нарушением речи

наблюдаются трудности как временного и мелодического оформления речи,

так и трудности восприятия различных видов интонации [46].

Как отмечает Е.В. Каракулова, просодическая сторона речи имеет свою

специфику при таких речевых нарушениях, как дизартрия (и минимальные её

проявления), ринолалия, алалия (при выраженных нарушениях), заикание

[21]. По данным Ю.О. Филатовой, просодическая сторона речи нарушается у

детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и с фонетико-фонематическим

недоразвитием (ФФН), при этом более грубые нарушения характерны при

ОНР [41].

О.И. Ульянова рассматривала особенности развития просодической

стороны речи у детей с различными формами дизартрии. По её словам, эти

особенности обусловлены степенью расстройства. Общими особенностями

можно выделить присутствие дополнительных вдохов, задержку речевого

дыхания, отсутствие интонационных оттенков речи, нарушение ритма

(аритмия высказывания), замедление или ускорение темпа, проявление

сиплости

и

хриплости

голоса,

назализации

(различной

степени

выраженности) [40].

И.А.

Поворова

выделила

следующие

особенности

развития

просодической стороны речи у детей при дизартрии:

- низкий тембр голоса,

- неумение контролировать громкость (силу голоса),

- недостаточность голосовых модуляций,

- нарушение восприятия и воспроизведения ритмических структур

речи,

- замедленность и ускоренность речи во времени,

- безинтонационная, монотонная речь,

- прерывистое речевое дыхание, слабость воздушной струи,

- верхнеключичный (не физиологичный) тип дыхания, при котором

поднимаются плечи [36].

Т.В. Коротовских отмечала, что при дизартрии просодическая сторона

речи нарушается грубо, при минимальных дизартрических расстройствах

(при стёртых формах) нарушения нерезко выражены. Так, дошкольникам с

минимальными дизатрическими расстройствами характерна значительная

интенсивность грудного дыхания, нарушение речевого выдоха, в связи с чем

страдает слитность речи. Утрата силы и звучности голоса, обусловленные

понижением мышечного тонуса, изменяют работу голосовых складок, и

голос

становится

тихим,

монотонным.

Такие

дети

не

пользуются

интонационными средствами, не понимают и не могут воспроизводить ритм

в соответствии с образцом, неправильно произносят речевые единицы в

заданном темпе, не могут изменять высоту и силу голоса [25].

Исследование дошкольников с ринoлалией Т.Е. Кроитор показало, что

у них вследствие дефектов, которые вызваны анатомо-физиологическим

строением,

наблюдается

снижение

внятности,

чёткости,

ясности

и

разборчивости

речи,

недостаточность

мелодико-интонационной

выразительности. В процессе фонации отмечается утечка воздуха через

носовую полость, что представляет собой процесс гиперназализации [27].

А.С.

Иванова,

рассматривая

просодическую

сторону

речи

дошкольников

с

ринолалией,

охарактеризовала

их

голос

как

слабомодулированный, сдавленный, хриплый, тихий, слабый, глухой. У них

наблюдается носовая эмиссия, нарушение высоты, силы, тембра и тона

голоса. А также автор отмечала у детей с данным расстройством

недоразвитие дыхательной функции: поверхностный, укороченный речевой

выдох, который отражается на функции голосообразования, вследствие чего

наблюдается отсутствие чёткости и звонкости голоса, общая невнятность и

неразборчивость [19].

М.В. Беликова рассматривала особенности развития просодической

стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, неосложнённым другими

речевыми нарушениями. По её словам, просодическая сторона речи таких

детей оказывается несовершенной: у них часто страдает темп и ритм речи,

мелодико-интонационная составляющая, чёткость и плавность речи, а также

нарушаются модуляции по высоте и силе. Дошкольники часто затрудняются

в постановке пауз и выборе логического ударения, не могут выделить

благодаря интонации наиболее значимую часть определённого сообщения, а

также

испытывают

затруднения

при

выражении

эмоционально-

выразительной окраски устного сообщения [6].

Как отмечает П.О. Энграф, дошкольники с ОНР, как правило, третьего

или четвёртого уровня, имеют трудности в правильном интонационном

оформлении синтаксических конструкций и фраз, различных как по

структуре, так и по содержанию. По мнению П.О. Энграф, у дошкольников с

ОНР

монотонная

и

невыразительная

речь,

которая

характеризуется

недостатком вопросительных предложений, восклицаний, использованием

междометий, эмоциональных слов. Поэтому такие дети не особо интересны

для сверстников с нормальным речевым развитием в качестве собеседника

[49].

Е.В. Балашкина у детей с ОНР, обусловленным моторной алалией,

отмечала малую выразительность и монотонность речи, при которой

затруднена передача различных видов интонации. Дошкольники не могут не

только воспроизвести предложение с определённой интонацией, но и

затрудняются в слуховом её развлечении. В своей речи дети с моторной

алалией не используют интонацию выделения, вопросительную интонацию, а

повествовательная интонация имеет характер незавершённой. Так, обобщив

различные сведения, можно выделить следующие особенности развития

просодической стороны речи детей с моторной алалией:

- невыразительная, нечёткая дикция,

- монотонность и угасание речи при рассказывании стихотворений,

- верхнегрудной тип дыхания, приводящий к ослаблению речевого

выдоха, вдоху с придыханием, к появлению фальцета, к «захлебыванию»,

- нарушение темпа речи (ускоренный),

- нарушение тембра голоса, модуляции по силе и высоте (не умение

изменять голосовые характеристики),

- снижение интонационно-выразительной окраски речи [5].

Ю.С. Ковалева отмечала, что у детей с алалией нарушение темпа речи

обусловлено

нарушением

нормативной

длительности

звуков

и

особенностями равновесия между нервными процессами: при преобладании

процессов возбуждения – темп речи ускоренный с проглатыванием слогов,

голос крикливый, громкий, высокий; при преобладании торможения –

замедленный темп речи. Ритм речи изменчивый, нерегулярный. Автор

отмечает нарушение формирования интонационной структуры фразы: у

детей на фоне слабой самостоятельной реализации интонационных структур

наблюдается грубое нарушение их слуховой дифференциации.

В целом, у детей с алалией, и при ОНР, по мнению Ю.С. Ковалевой,

просодическая сторона речи сформирована недостаточно, неблагоприятное

влияние на неё оказывает нарушение мимики, с помощью которой

облегчается

процесс

передачи

различных

интонационных

оттенков.

Небольшой словарный запас этих детей, похоже звучащие слова, которым

придаётся определённый смысл в зависимости от ситуации общения, делает

речь стереотипной и бедной, в которой слабо выражена эмоционально-

экспрессивная окраска [22].

Изучением

просодической

стороны

речи

у

детей

с

заиканием

занимались Е.В. Котельникова, Е.А. Артёмова, К.А. Зориктуева. Так, Е.В.

Котельникова зафиксировала сильное сжатие голосовых складок, в связи с

этим одна складка заходит на другую, тем самым провоцируя изменения

голоса: у детей становится взрывным и твёрдым. Часто встречается и

дряблость голосовых складок, в процессе приступа у детей отмечается

полная невозможность голосообразования. У большинства детей с заиканием

отсутствует

мягкая

атака

звуков,

поэтому

речь

становится

твёрдая,

взрывчатая, а также лишённая мелодичности, бесцветная, монотонная. Также

Е.В. Котельникова считает, что наличие голосовых судорог искажает процесс

голосоведения, отражается на таких характеристиках голоса, как тембр, сила

и высота [26].

К.А. Зориктуева указывает на нарушение не только темпо-ритмических

характеристик

при

заикании

у

детей,

но

и

на

недостаточность

интонационного оформления речи. По её словам, таким детям характерна

монотонность и прерывистость речи, нарушение мелодичности голоса,

сбивчивость ритма, некоторое замедление темпа. Также Е.Э. Артёмова

выделяет нарушение у заикающихся детей ритмов различного уровня:

синтагматического, послогового и пословного [2].

Наблюдаются у детей с заиканием и дисфонические расстройства,

осиплость. При неврозоподобном заикании, по словам Е.Э. Артёмовой,

наблюдаются стереотипные интонации и недостаточная модулированность

речи. При невротической форме дети используют несвойственный регистр, у

них изменяется громкость и сила голоса, тембр голоса нарушается по типу

охриплости [2].

Также имеются сведения Л.И. Беляковой, что темп речи заикающихся

дошкольников ускорен в связи с их необходимостью быстрее донести до

слушателя

информацию,

пока

не

появились

судороги.

Обилие нарушений просодической стороны речи у заикающихся детей

обусловлено тем, что заикание сложное речевое нарушение судорожного

характера, которое отражается на всей произносительной стороне речи [7].

Таким образом, различные авторы изучали особенности развития

просодической стороны речи у детей с такими речевыми нарушениями, как

заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, ОНР. Они указывали, что у таких

детей в той или иной степени оказываются нарушенными интонационные

компоненты, темпо-ритмическая сторона, голосообразование. Дошкольники

испытывают трудности как при восприятии, так и при воспроизведении

определённых компонентов просодической стороны, у них не сформировано

речевое

дыхание,

а

также

нарушено

интонационно-эмоциональное

оформление речи.



В раздел образования