Автор: Белкова Елена Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Цивильская детская школа искусств им. О.Я. Агаковой
Населённый пункт: город Цивильск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагога-начтавника в освоении декоративно-прикладного творчества
Дата публикации: 21.09.2025
Раздел: дополнительное образование
Белкова Елена Анатольевна
МБУДО «Цивильская ДШИ им. О.Я. Агаковой» г. Цивильск.,Чувашская
республика
Методический доклад.
«Роль педагога-наставника в освоении культурного наследия
декоративно-прикладного творчества».
Важную
роль
народного
декоративно-прикладного
искусства
в
воспитании
детей
отмечали
искусствоведы,
исследователи
детского
изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова,
Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А.Грибовская и другие).
Они
убедительно
показывают,
что
ознакомление
с
произведениями
народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые
яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Роль преподавателя-наставника на занятии: это роль консультанта, задача
которого правильно и грамотно объяснить учебный материал, поставить цели
урока, правильно организовать работу обучающихся, помочь выполнить
данную учебную задачу, оказывая консультативную помощь на местах.
Проверить, подвести итог урока и перейти на следующий этап.
Методы, которые используются на занятии: метод обучения - это
упорядоченная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на
достижение
заданной
цели
обучения.
На
занятии
используются
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, а
также самостоятельная работа. В этих методах обучения выражаются
следующие признаки:
преподаватель не только сообщает знания, но и объясняет их суть
и назначение;
обучающиеся сознательно усваивают теоретические знания,
понимают их и запоминают путём подкрепления их на практике.
Критерием усвоения является правильное воспроизведение
(репродукция) знаний на практике.
формируются навыки саморазвития личности.
На занятии обучающиеся приобретают навыки: работы с различными
источниками информации, умение слышать и слушать собеседника, умение
анализировать
выполняемую
работу,
умение
работать
и
применять
различные инструменты необходимые для успешного выполнения данного
учебного задания. Осуществляется развитие пространственного мышления,
зрительного восприятия.
Прогнозируемый
результат
данного
занятия:
формирование
коммуникативных информационных, учебно-познавательных компетенций и
компетенции
личностного
самосовершенствования,
приобретение
необходимых
практических
умений
и
навыков,
необходимых
для
дальнейшего успешного выполнения учебного задания.
Ручное
ткачество
старинное
ремесло.
Специфика
и
художественные
особенности тканых изделий определяются различными видами ткачества,
которых достаточно много: закладное, бранное (плотный узор от начала и до
конца), выборное (узор кусками), переборное, ремизное и др. В результате
изучения основных видов мы узнаем о способах и техниках это:
плетение на спице «шнур» (одну из нитей мы делаем нитью основы и
переплетаем по часовой стрелке);
Плетение на круге «кумихимо»;
плетение на пальцах «дерганья» разновидность шнуров;
«полутканье»
и
так
называемое
«примитивное
тканье»
(последовательно
в
шахматном
ритме
сплетаются
нити
в
одностороннем или зеркальном порядке);
витье на дощечках (для этого используют небольшие дощечки с
дырочками по углам, и в определенном ритме с чередование и
поворотами ткется пояс);
плетение плоских поясов с перебросом;
ткачество на « бердо» и «сволочек».
Можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества,
способствовавшую
появлению
и
развитию
техники
ткачества
на
вертикальных и горизонтальных ткацких станках. Ручное ткачество сегодня
продолжает успешно
развиваться как область декоративно-прикладного
искусства. Первый «Форум Ткачей России» состоялся в Чувашии в 2014 г.
Мастера
Нина Федотовна Варганешева , Степанов Г.А., Ермолаева
Н.М.,– Чувашская Республика и художники народных промыслов бережно
хранят
традиции
узорного
ткачества.
Современные
эстетические
представления, художественное чутьё и вкус позволяют им обогащать
художественные и технические приёмы. Искусство ручного ткачества
органически входит в современную предметную среду, а это является
залогом дальнейшего его развития. Единство функции и формы вещи, её
художественного образа и материала – это достижения традиционного
народного искусства, обеспечивающие жизнь узорному ткачеству не только в
наши дни, но и в будущем.
Одним
из
центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением становится духовно-нравственное развитие личности. Чувство
патриотизма формируется у человека постепенно, в ходе воспитания любви к
своим ближним, к родным местам и родной культуре. Культурное наследие
народа - огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно
научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и
приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей
личности, в дальнейшем творческом созидании. Особую роль в развитии у
детей интереса к культурному наследию это занятия по ткачеству. Оно не
требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться
любая пряжа, даже самые короткие остатки.
Современный интерес к
ткачеству поясов отвечает новым культурным потребностям (возможность
использовать элементы народного костюма в современной одежде) и служит
дальнейшему развитию этого вида искусства.
Ткачество поясов - это
народное искусство, отражающее жизнь народной души, которое несет в себе
многовековые представления о красоте и гармонии.
В формировании
любопытства и любознательности преобладает приоритет игровых методов.
Например,
обучающиеся
в
ходе
квест-игры,
по
фотографиям
с
использованием
информационной
сети
интернет
должны
определить
месторасположение того или иного вида ткачества, музеи в которых хранятся
изделия
декоративно-прикладного
творчества,
национальные
костюмы,
названия приспособлений, узнают традиции и обряды на базе социальной
сети «В контакте», либо обучающиеся получают задание на карточках
распечатанном виде.
Игра используется на начальном этапе формирования познавательного
интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства; кроме
того,
игра
служит
для
создания
мотивации
к
изучению
курса
и
подготавливает обучающихся к усвоению новых понятий; элементы игры
также целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса.
Например, обучающимся 2 класса даётся задание на творческий поиск, в
ходе которого они должны создать серию эскизов. Изображение должно быть
максимально обобщенным. После этого мы оформляем небольшую выставку.
В процессе обсуждения, где выслушивается мнение каждого обучающегося,
отбираются
самые
удачные
эскизы,
которые
впоследствии
будут
выполняться в материале. Ткачество - работа очень сложная, кропотливая. Не
всем детям она бывает вначале по силам, поэтому содержание заданий
строится на принципе пошагового усложнения, позволяющего незаметно для
детей переводить их на более сложный уровень овладения навыками
ткачества, дает возможность расширить приемы и средства работы, что
способствует созданию комфортной атмосферы для ребенка, созданию
основы
эмоциональному
переживанию
ребенком
ситуации
успеха,
а
следовательно, максимального проявления самостоятельной творческой
деятельности.
Источниками
стимуляции
интереса
обучающихся
к
культурному
наследию
родного
края
является
содержание
предмета
«Ткачество» что послужит сохранению преемственности и неразрывности
традиций нашего края, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и
будущего.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей,
зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая
собственных мнений и вкусов, поэтому важно, прежде всего, пробудить в
детях веру в творческие способности, индивидуальность, неповторимость,
веру в то, что их творения приносят людям радость.
Спасибо за внимание!