Автор: Анисимова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 70
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ
Дата публикации: 21.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
В.И. Сухомлинский
Изобразительная деятельность для детей является самой интересной.
В детских рисунках находят отражение впечатления ребенка об окружающем его
мире и своем месте в нем. Для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру
прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию,
воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное
рисование.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения,
творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Выбор темы продиктован тем, что применение нетрадиционных техник рисования
способствует развитию интеллектуальных способностей детей в процессе
изобразительной деятельности, воспитывает у них способности эстетически
воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Творческое осмысление
всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает
возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного
образования, одним из важных направлений, является использование различных видов
творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социально-
нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих
способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают
большим педагогическим потенциалом творческих способностей дошкольников вне
процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное
изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных
условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют
серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми. Свобода творческого
выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и
желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.
Творческая личность – одна из важных задач педагогической теории практики на
современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее
эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское
творчество – это явление уникальное.
Нетрадиционные техники рисования, как справедливо замечает Г. Г. Григорьева,
«подразумевают использование материалов, инструментов, способов рисования, которые
не являются общепринятыми, традиционными, широко известными». Именно эти техники
побуждают детей использовать не просто необычные, а порой и неожиданные способы и
средства изображения. Виды нетрадиционных техник рисования отличаются большим
разнообразием, но независимо от вида техники области применения нетрадиционного
рисования необычайно разнообразны. Психологический эффект от использования
нетрадиционных техник рисования огромен. В первую очередь, он проявляется в том, что
дети переживают чувство успеха в собственной созидательной деятельности, обретают
опыт творчества, нaчинaют верить в «пользу творчества и понимать, что ошибки- всего
лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и в других
аспектах их жизни. Тем самым дети понимают- в творчестве нет правильного пути, есть
только свой собственный путь. Рисуя в нетрадиционных техниках, дети приобретают
ценный опыт работы с разнообразным материалом, переживают чувство эстетического
удовольствия, у них совершенствуется мелкая моторика, незаменимая для формирования
графического навыка. Исследования, проведенные Н А. Никитиной, доказали, что
«нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у
них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и расширяют
возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов»
нетрадиционное рисование помогает ребенку в самовыражении, позволяет опробовать
свои силы, развить свои способности. В ходе рисования дети не просто получают
удовольствие, но и познают окружающий мир, и отражают результаты этого познания.
По мнению Н. В. Дубровской, традиционные техники рисования: во-первых, имеют
достаточно ограниченный потенциал выражения своего внутреннего мира; во-вторых,
ограничивают активность и самостоятельность ребенка за счет стандартизированных
схем, эталонов и стереотипов. Последние рассматриваются современными авторами в
качестве подавляющих личностное развитие ребенка. Поэтому сегодня многие педагоги
ограничивают использование традиционных техник рисования, отдавая предпочтение
нетрадиционным техникам. Для педагогов дошкольного образования очевидно, что
традиционные изобразительные техники позволяют добиться успеха в рисовании не всем
детям. Систематические неудачи в рисовании могут спровоцировать отказ от участия в
этой деятельности.
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в
рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации. Чем разнообразнее будут условия, способствующие
формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные
способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных
изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка. В
дошкольном возрасте при нетрадиционных техниках рисования используется бросовый
материал, кусочки овощей, листья, нитки, воск, бумага, ткань разной фактуры и т. д. Дети
успешно и с интересом рисуют не только красками и карандашами, но и пальчиками,
ладошками, ватными палочками, оттисками.
Нетрадиционные техники рисования во многом спонтанны, их результат часто
непредсказуем, содержит элементы новизны, сюрприза, поэтому они очень эмоционально
привлекательны для детей. Сегодня многочисленные нетрадиционные техники рисования,
по утверждению А. Ильиной, используются педагогами в качестве эффективного средства
изображения, включающего новые художественно- выразительные приемы создания
художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую
выразительность образа в творческой работе. С возрастом техники нетрадиционного
рисования постепенно усложняются. Педагоги реализуют несколько направлений
использования нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста в
зависимости от конкретной педагогической задачи. Наиболее распространенными
являются следующие: рисование отдельных предметов, сюжетных эпизодов, сюжетное
рисование.
Основополагающим фактором при выборе техники нетрадиционного рисования
является возраст ребенка.
Используемая литература:
1.
Водинская М. В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях
изобразительной деятельностью. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в
изобразительной деятельности.
2.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.
3.
Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. Из опыта работы
4.
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с
детьми»).
5.
Утробина К.Г. Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»
М, 2004г.
6.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль,2006г
7.
Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
8.
Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга
для воспитателей дет. Сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение:
Учеб. Лит., 1996. – 159 с.
9.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений. – 3 изд., испр. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 272
с. журналы «Дошкольное воспитание»
10. Давыдова Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные
техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 112 с.
11. А. В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: «Каро»
2010.