Автор: Антуфьева Елена Анатольевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад " Умка"
Населённый пункт: Город Вельск, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование интерактивных игрушек в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Дата публикации: 21.10.2025
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГРУШЕК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-
ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Антуфьева Елена Анатольевна, МБДОУ «Детский сад «Умка», учитель-
дефектолог, Архангельская область, город Вельск, elenaant43@
gmail
.
com
Краткая аннотация: интерактивные игрушки – это необычные развивающие
игры для детей, которые объединяют в себе игровой и обучающий аспекты.
Они позволяют ребенку активно участвовать в процессе игры,
взаимодействовать с игрушкой, развивать когнитивные и социальные
навыки. В докладе представлен обзор интерактивных игрушек,
использующихся в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее
входят в нашу жизнь. Уже не секрет, что современных детей сложно удивить
и заинтересовать обычными традиционными средствами наглядности
(картинками, игрушками), тем более, если эти дети - дошкольники с ЗПР, у
которых наблюдается темповое отставание развития психических процессов
и незрелость эмоционально-волевой сферы.
Ребенок с раннего детства включен в видео среду, он с большим
удовольствием смотрит телевизор и играет в телефон или планшет, чем
листает книгу. Существенно изменяется характер его любимой деятельности
– игры, меняются любимые герои и увлечения. Сегодня, учитывая
современную жизнь, педагогу необходимо вносить в учебный процесс новые
методы подачи информации.
За период работы учителем-дефектологом я убедилась, что обучение детей
дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим
при внедрении в образовательный процесс интерактивного оборудования и
современных интерактивных игрушек, при использовании которых
дошкольники гораздо быстрее и лучше усваивают программный материал,
испытывают положительные эмоции. Дети получают эмоциональный и
познавательный заряд, у них возникает желание вернуться к этому занятию
вновь. Использование интерактивных игр и игрушек позволяет усилить
мотивацию, помогает совершенствовать процесс обучения детей, сделать
его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, поддерживать у
дошкольников познавательную активность, повышать эффективность
коррекционно-развивающей работы в целом.
Представляю вашему вниманию обзор интерактивных игрушек, которые
активно использую в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Обучающий планшет способствует расширению кругозора и развивает
звуковое восприятие и музыкальный слух, память, мелкую моторику,
фантазию, речь, логическое мышление. Приложение 1.
Интерактивный обучающий компьютер создан для эффективной
подготовки детей к школе. С помощью его в игровой форме ребенок сможет
изучать алфавит и цифры, обучаться письму и счету, составлять слова.
Малыш освоит простые математические действия, выучит времена года, дни
недели, научится определять время по часам. Приложение 2.
Бизиборд – развивающая игрушка для малышей, включающая в себя
комплекс игр для детей: металлофон, музыкальный блок, сортер,
подвижные и вращающиеся геометрические фигуры, открывающиеся
створки. Способствует развитию мелкой моторики рук, внимания,
зрительного, слухового, тактильного восприятия, воображения. Приложение
3.
Музыкальный руль знакомит ребенка с различными звуками и мелодиями,
помогает развивать слуховые и музыкальные способности, способствует
развитию ориентировки в пространстве. Приложение 4.
Графический электронный планшет позволяет освоить навыки рисования,
создать любые рисунки, скетчи, записи, чертежи, помогает развивать мелкую
моторику, усидчивость и внимание. Приложение 5.
Планшет для рисования светом развивает творческие способности,
воображение, мелкую моторику, помогает преодолеть страх темноты.
Приложение 6.
Электронный Pop it тренирует мелкую моторику, знакомит ребенка с
сенсорными эталонами цвета, развивает логику, внимание, помогает
справиться с негативными эмоциями. Приложение 7.
3D ручка помогает создавать макеты, оригинальные рисунки и 3D модели,
развивает мелкую моторику, пространственное и творческое мышление,
внимание и усидчивость. Приложение 8.
Развивающая игра Memory тренирует память и внимание. Чтобы начать
игру, нужно нажать на кнопку в центре, после этого загорается одна из
четырех кнопок цвета и раздается сигнал. Ребенку необходимо повторить и
нажать ту же кнопку на игровом поле. С каждым новым уровнем комбинация
усложняется. Приложение 9.
Хомяк-повторюшка повторяет любые фразы, улавливая не только слова, но
и интонацию, смешно двигается. Помогает установить контакт с ребенком,
дарит положительные эмоции. Приложение 10.
Летающая фея помогает установить контакт с ребенком, дарит
положительные эмоции. Приложение 11.
Интерактивные животные (собака, кошка, лошадь) умеют ходить, двигают
головой, подают голос. Помогают установить контакт с ребенком, дарят
положительные эмоции, учат заботиться о домашних питомцах. Приложения
11, 12.
Кукла Baby Born способствует обучению сюжетно-ролевой игре, развивает
воображение, речь, творческое мышление. Приложение 13.
Стиральная машина, утюг, швейная машина со световыми и звуковыми
эффектами помогают развивать моторику рук и фантазию, прививают
интерес к домашним обязанностям, способствуют обучению детей сюжетно-
ролевой игре. Приложения 14, 15.
Касса-калькулятор и сейф-копилка познакомят детей с профессией
продавца-кассира, научат обращаться с деньгами и пользоваться
калькулятором. Способствуют обучению сюжетно-ролевой игре и
воспитанию финансовой грамотности. Приложения 16, 17.
Игрушки на пульте управления (машины, робот) развивают воображение,
внимание, координацию движений рук, навыки в управлении транспортом,
побуждают интерес к технике, учат ориентироваться в пространстве.
Приложение 18.
Игровой музыкальный телефон, детский микрофон стимулируют развитие
речи, развивают музыкальные способности, слуховое восприятие, помогают
справиться с застенчивостью. Приложения 19,20.
Используя интерактивные игрушки, нужно помнить, что «умная» игрушка не
должна стать для ребенка полноценной заменой живого общения с
животными, взрослыми и другими детьми.
Технический прогресс диктует свои правила, со временем будут появляться
все более функциональные игрушки. Но не стоит забывать об обычных
кубиках, пирамидках и куклах, которые также развивают ребенка, создают
ему простор для воображения и делают малыша счастливым.
Список используемой литературы:
1.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии
в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008;
2.
Микляева Н.В. «Альтернативные методики раннего развития: за и
против» - УЦ Перспектива, 2012 – 108 с;
3.
Шевченко С.Г. и др. «Диагностика и коррекция задержки психического
развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-
развивающего обучения» / под ред. С.Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ,
2001. – 224 с. : ил. – Библиорг.: с. 221-223. – ISBN 5- 89415-205-4.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20