Напоминание

Использование интерактивных игрушек в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Антуфьева Елена Анатольевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад " Умка"
Населённый пункт: Город Вельск, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование интерактивных игрушек в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Дата публикации: 21.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГРУШЕК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-

ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Антуфьева Елена Анатольевна, МБДОУ «Детский сад «Умка», учитель-

дефектолог, Архангельская область, город Вельск, elenaant43@

gmail

.

com

Краткая аннотация: интерактивные игрушки – это необычные развивающие

игры для детей, которые объединяют в себе игровой и обучающий аспекты.

Они позволяют ребенку активно участвовать в процессе игры,

взаимодействовать с игрушкой, развивать когнитивные и социальные

навыки. В докладе представлен обзор интерактивных игрушек,

использующихся в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее

входят в нашу жизнь. Уже не секрет, что современных детей сложно удивить

и заинтересовать обычными традиционными средствами наглядности

(картинками, игрушками), тем более, если эти дети - дошкольники с ЗПР, у

которых наблюдается темповое отставание развития психических процессов

и незрелость эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с раннего детства включен в видео среду, он с большим

удовольствием смотрит телевизор и играет в телефон или планшет, чем

листает книгу. Существенно изменяется характер его любимой деятельности

– игры, меняются любимые герои и увлечения. Сегодня, учитывая

современную жизнь, педагогу необходимо вносить в учебный процесс новые

методы подачи информации.

За период работы учителем-дефектологом я убедилась, что обучение детей

дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим

при внедрении в образовательный процесс интерактивного оборудования и

современных интерактивных игрушек, при использовании которых

дошкольники гораздо быстрее и лучше усваивают программный материал,

испытывают положительные эмоции. Дети получают эмоциональный и

познавательный заряд, у них возникает желание вернуться к этому занятию

вновь. Использование интерактивных игр и игрушек позволяет усилить

мотивацию, помогает совершенствовать процесс обучения детей, сделать

его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, поддерживать у

дошкольников познавательную активность, повышать эффективность

коррекционно-развивающей работы в целом.

Представляю вашему вниманию обзор интерактивных игрушек, которые

активно использую в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой

психического развития.

Обучающий планшет способствует расширению кругозора и развивает

звуковое восприятие и музыкальный слух, память, мелкую моторику,

фантазию, речь, логическое мышление. Приложение 1.

Интерактивный обучающий компьютер создан для эффективной

подготовки детей к школе. С помощью его в игровой форме ребенок сможет

изучать алфавит и цифры, обучаться письму и счету, составлять слова.

Малыш освоит простые математические действия, выучит времена года, дни

недели, научится определять время по часам. Приложение 2.

Бизиборд – развивающая игрушка для малышей, включающая в себя

комплекс игр для детей: металлофон, музыкальный блок, сортер,

подвижные и вращающиеся геометрические фигуры, открывающиеся

створки. Способствует развитию мелкой моторики рук, внимания,

зрительного, слухового, тактильного восприятия, воображения. Приложение

3.

Музыкальный руль знакомит ребенка с различными звуками и мелодиями,

помогает развивать слуховые и музыкальные способности, способствует

развитию ориентировки в пространстве. Приложение 4.

Графический электронный планшет позволяет освоить навыки рисования,

создать любые рисунки, скетчи, записи, чертежи, помогает развивать мелкую

моторику, усидчивость и внимание. Приложение 5.

Планшет для рисования светом развивает творческие способности,

воображение, мелкую моторику, помогает преодолеть страх темноты.

Приложение 6.

Электронный Pop it тренирует мелкую моторику, знакомит ребенка с

сенсорными эталонами цвета, развивает логику, внимание, помогает

справиться с негативными эмоциями. Приложение 7.

3D ручка помогает создавать макеты, оригинальные рисунки и 3D модели,

развивает мелкую моторику, пространственное и творческое мышление,

внимание и усидчивость. Приложение 8.

Развивающая игра Memory тренирует память и внимание. Чтобы начать

игру, нужно нажать на кнопку в центре, после этого загорается одна из

четырех кнопок цвета и раздается сигнал. Ребенку необходимо повторить и

нажать ту же кнопку на игровом поле. С каждым новым уровнем комбинация

усложняется. Приложение 9.

Хомяк-повторюшка повторяет любые фразы, улавливая не только слова, но

и интонацию, смешно двигается. Помогает установить контакт с ребенком,

дарит положительные эмоции. Приложение 10.

Летающая фея помогает установить контакт с ребенком, дарит

положительные эмоции. Приложение 11.

Интерактивные животные (собака, кошка, лошадь) умеют ходить, двигают

головой, подают голос. Помогают установить контакт с ребенком, дарят

положительные эмоции, учат заботиться о домашних питомцах. Приложения

11, 12.

Кукла Baby Born способствует обучению сюжетно-ролевой игре, развивает

воображение, речь, творческое мышление. Приложение 13.

Стиральная машина, утюг, швейная машина со световыми и звуковыми

эффектами помогают развивать моторику рук и фантазию, прививают

интерес к домашним обязанностям, способствуют обучению детей сюжетно-

ролевой игре. Приложения 14, 15.

Касса-калькулятор и сейф-копилка познакомят детей с профессией

продавца-кассира, научат обращаться с деньгами и пользоваться

калькулятором. Способствуют обучению сюжетно-ролевой игре и

воспитанию финансовой грамотности. Приложения 16, 17.

Игрушки на пульте управления (машины, робот) развивают воображение,

внимание, координацию движений рук, навыки в управлении транспортом,

побуждают интерес к технике, учат ориентироваться в пространстве.

Приложение 18.

Игровой музыкальный телефон, детский микрофон стимулируют развитие

речи, развивают музыкальные способности, слуховое восприятие, помогают

справиться с застенчивостью. Приложения 19,20.

Используя интерактивные игрушки, нужно помнить, что «умная» игрушка не

должна стать для ребенка полноценной заменой живого общения с

животными, взрослыми и другими детьми.

Технический прогресс диктует свои правила, со временем будут появляться

все более функциональные игрушки. Но не стоит забывать об обычных

кубиках, пирамидках и куклах, которые также развивают ребенка, создают

ему простор для воображения и делают малыша счастливым.

Список используемой литературы:

1.

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии

в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008;

2.

Микляева Н.В. «Альтернативные методики раннего развития: за и

против» - УЦ Перспектива, 2012 – 108 с;

3.

Шевченко С.Г. и др. «Диагностика и коррекция задержки психического

развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-

развивающего обучения» / под ред. С.Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ,

2001. – 224 с. : ил. – Библиорг.: с. 221-223. – ISBN 5- 89415-205-4.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20



В раздел образования