Напоминание

"Развитие речи способности детей через игры"


Автор: Унайбекова Гульназ Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34 "Чебурашка"
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Альметьевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие речи способности детей через игры"
Дата публикации: 21.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ

СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ»

Введение

Речевое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте

представляет собой сложный многомерный процесс, охватывающий

фонетическую, лексическую, грамматическую и прагматическую

стороны языка. Современные исследования в области

психолингвистики и онтогенеза речи подтверждают, что игровая

деятельность является естественной и наиболее эффективной средой

для формирования речевых компетенций. В контексте реализации

Федерального государственного образовательного стандарта игровые

технологии приобретают особую значимость как инструмент,

обеспечивающий не только усвоение языковых норм, но и развитие

коммуникативных универсальных учебных действий.

Актуальность данной методической разработки обусловлена

необходимостью преодоления формального подхода к развитию речи,

когда языковые навыки формируются изолированно от реальных

коммуникативных потребностей ребенка. Игра, будучи ведущим видом

деятельности в дошкольном возрасте и сохраняя свою значимость в

младшем школьном, создает условия для мотивированного и

ситуативно обусловленного использования речевых средств. Цель

разработки – систематизация и научное обоснование методики

использования игровых технологий для целостного развития речевой

способности детей.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические механизмы влияния игровой

деятельности на речевое развитие.

2. Классифицировать игровые технологии применительно к задачам

речевого развития.

3. Разработать методику интеграции речевых задач в структуру игровой

деятельности.

4. Определить критерии эффективности игрового воздействия на

речевое развитие.

1. Теоретико-методологические основы развития речи через игру

1.1. Психологические механизмы игрового воздействия на

речевое развитие

Игровая деятельность активизирует ключевые психологические

процессы, обуславливающие речевое развитие:

Мотивационный компонент: Игра создает естественную

потребность в вербальной коммуникации, обеспечивая переход от

учебной задачи к личностно значимому мотиву.

Когнитивный компонент: Игровые ситуации стимулируют речевое

мышление, требуя от ребенка формулирования замысла,

планирования высказывания и решения коммуникативных задач.

Эмоциональный компонент: Положительный эмоциональный фон

игры снижает психологические барьеры, способствует раскрепощению

речевой активности.

Социальный компонент: Игра формирует потребность в кооперации

и координации действий, что неизбежно требует развития

диалогической речи.

1.2. Возрастная динамика речевого развития в игровой

деятельности

Эффективность игрового воздействия определяется учетом

возрастных особенностей:

Ранний возраст (2-3 года): Преобладание предметно-

манипулятивных игр, обогащающих номинативный словарь и

стимулирующих однословные и двусоставные высказывания.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет): Расцвет сюжетно-ролевой

игры, обеспечивающей развитие диалогической речи, ситуативного

общения и грамматического строя.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет): Усложнение игровых

сюжетов, появление режиссерских игр, способствующих развитию

монологической речи и планирующей функции речи.

Младший школьный возраст (7-10 лет): Преобладание игр с

правилами, стимулирующих развитие регулирующей функции речи и

способности к вербальному оформлению правил.

2. Классификация игровых технологий речевого развития

2.1. Сюжетно-ролевые игры

Данный тип игр обеспечивает развитие коммуникативной компетенции

в условиях, моделирующих реальное общение:

Игры бытовой тематики ("Семья", "Магазин", "Больница")

формируют бытовой словарь и навыки ситуативного общения.

Профессионально-ориентированные игры ("Школа", "Строители",

"Космонавты") обогащают профессиональную лексику и стимулируют

использование специализированной терминологии.

Творческие сюжетные игры ("Путешествие", "Театр") развивают

воображение и способность к развернутому монологическому

высказыванию.

Методический алгоритм организации:

1. Подготовительный этап: обогащение представлений о сюжете через

экскурсии, чтение, беседы.

2. Этап планирования: совместное обсуждение сюжета, распределение

ролей, определение речевых моделей.

3. Реализация: собственно игровая деятельность с тактичным

руководством педагога.

4. Рефлексия: анализ использования речевых средств, обсуждение

коммуникативных успехов и трудностей.

2.2. Дидактические речевые игры

Специально разработанные игры, направленные на решение

конкретных речевых задач:

**Лексические игры:

"Волшебный мешочек" (описание предметов по тактильным

признакам)

"Кто больше?" (подбор синонимов, антонимов, родственных слов)

"Эхо" (воспроизведение и преобразование словосочетаний)

Грамматические игры:

"Исправь ошибку" (коррекция аграмматизмов в предложениях)

"Один-много" (упражнения в словоизменении)

"Что из чего?" (образование относительных прилагательных)

Фонетические игры:

"Звуковые прятки" (выделение звука в речевом потоке)

"Телефон" (передача слов по цепочке с акцентом на артикуляцию)

"Эхо" (отработка звукоподражаний и слоговых структур)

2.3. Театрализованные игры

Драматизация и театрализация обеспечивают развитие

выразительности речи и просодических компонентов:

Игры-имитации (подражание голосам животных, звукам природы)

Пальчиковый театр (развитие мелкой моторики и соотнесения слова

с действием)

Инсценировки сказок (отработка интонационной выразительности,

диалогической речи)

2.4. Компьютерные речевые игры

Современные цифровые ресурсы, используемые дозированно и

целенаправленно:

Интерактивные логопедические тренажеры для коррекции

звукопроизношения

Обучающие программы для обогащения словаря и развития

грамматического строя

Мультимедийные презентации для стимулирования речевой

активности

3. Методика интеграции речевых задач в игровую деятельность

3.1. Принципы отбора и организации речевых игр

Эффективность методики обеспечивается соблюдением следующих

принципов:

Принцип развивающего воздействия: игра должна находиться в

зоне ближайшего речевого развития ребенка

Принцип интеграции: сочетание решения речевых задач с развитием

когнитивных процессов

Принцип коммуникативной направленности: создание условий для

реального речевого общения

Принцип положительной мотивации: обеспечение эмоционального

комфорта и ситуации успеха

3.2. Технология поэтапного внедрения речевых игр

Этап 1. Диагностический

Выявление индивидуальных особенностей речевого развития

Определение зоны актуального и ближайшего речевого развития

Формирование целевых ориентиров для каждого ребенка

Этап 2. Подготовительный

Создание предметно-игровой среды, стимулирующей речевую

активность

Подбор игрового материала в соответствии с поставленными

задачами

Разработка сценариев игр с учетом речевых возможностей детей

Этап 3. Реализационный

Постепенное усложнение речевых задач в рамках игровой

деятельности

Тактичное руководство игрой с позиции партнера-участника

Стимулирование вербализации игровых действий и замыслов

Этап 4. Оценочно-коррекционный

Наблюдение за динамикой речевого развития в процессе игры

Коррекция содержания и методов игрового воздействия

Рефлексия достижений и планирование дальнейшей работы

4. Критерии эффективности игрового воздействия на речевое

развитие

4.1. Критерии количественной оценки

Объем активного словаря по различным тематическим группам

Количество и разнообразие используемых грамматических

конструкций

Объем связного высказывания (в предложениях)

Количество инициативных высказываний в процессе игры

4.2. Критерии качественной оценки

Адекватность использования лексических средств коммуникативной

ситуации

Грамматическая правильность построения высказываний

Выразительность и эмоциональная окрашенность речи

Способность к вербальному оформлению игрового замысла

Умение использовать речь для организации совместной деятельности

4.3. Параметры наблюдения за речевым развитием в игре

Способность понимать и выполнять речевые инструкции

Умение задавать вопросы и адекватно отвечать на них

Способность к построению развернутого монологического

высказывания

Навыки речевого взаимодействия со сверстниками

Творческое использование речевых средств в игровой ситуации

5. Практические рекомендации по организации речевых игр

5.1. Создание развивающей речевой среды

Организация специальных игровых зон с тематическим

оборудованием

Подбор разнообразного дидактического материала для речевых игр

Создание картотек речевых игр с указанием возрастной адресации и

решаемых задач

Обеспечение свободного доступа детей к игровым материалам

5.2. Методика руководства речевыми играми

Позиция педагога как равноправного партнера по игре

Использование косвенных методов руководства (наводящие вопросы,

создание проблемных ситуаций)

Тактичная коррекция речевых ошибок в контексте игрового

взаимодействия

Стимулирование вербализации игровых действий через собственный

пример

5.3. Индивидуализация игрового воздействия

Учет речевых возможностей и потребностей каждого ребенка

Дифференциация заданий внутри одной игры

Создание ситуаций успеха для детей с разным уровнем речевого

развития

Гибкое изменение правил игры в зависимости от индивидуальных

особенностей

Заключение

Развитие речевой способности через игровую деятельность

представляет собой научно обоснованную и практико-

ориентированную методику, соответствующую современным

требованиям к качеству образования. Интеграция речевых задач в

контекст игровой деятельности обеспечивает естественность и

мотивированность речевого развития, создавая оптимальные условия

для формирования коммуникативной компетенции.

Перспективы дальнейшего совершенствования методики связаны с

разработкой дифференцированных программ игрового речевого

развития для детей с особыми образовательными потребностями,

созданием цифровых игровых ресурсов нового поколения и

углублением исследований нейропсихологических механизмов

игрового воздействия на речевые функции.

Реализация предложенной методики позволяет не только достичь

значительных результатов в речевом развитии, но и сформировать у

детей устойчивый интерес к речевой деятельности, заложить основы

успешной коммуникации в различных социальных контекстах. Это

соответствует стратегическим задачам современного образования,

ориентированного на развитие личности, способной к эффективной

коммуникации и успешной социальной адаптации.



В раздел образования