Автор: Ахметзянова Ирина Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА. ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Дата публикации: 21.11.2024
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.
ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
ВВЕДЕНИЕ
1)
Основные принципы работы с вокальным ансамблем.
2)
Упражнения для развития ансамблевых навыков.
3)
Принципы подбора музыкального репертуара.
4)
Работа над музыкальным репертуаром.
Заключение.
Работа с вокальным ансамблем, как с творческим коллективом, строится на
основе достижений многих наук музыкознания и эстетики,
психологии и
педагогики. Появляются новые методические приёмы, отражающие осмысление
традиций вокально-хорового опыта, так как теория и практика работы с вокальным
ансамблем неотделимы от основных приёмов работы с хором.
К основным задачам вокального ансамбля относится формирование навыков
ансамблевого пения, воспитание художественного вкуса и понимание стиля
исполняемых произведений, их формы и содержание, расширение музыкального
кругозора, развитие навыков слухового контроля, умение слышать и исполнять
свою хоровую партию как часть совместно исполняемого произведения.
В
процессе
работы
на
музыкальных
занятиях
вырабатывается
требовательность к исполнителю, приобретаются навыки сценического поведения.
Музыкально-исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение
его
участниками системой специальных музыкально-теоретических вокально-
ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых, неразрывно связано
с теорией и практикой музыкального исполнительства.
Основные принципы работы с вокальным ансамблем закладываются и
осуществляются в результате вокальной работы, возглавляемой руководителем-
педагогом. Ещё общение с поющими в ансамбле носит многоплановый характер.
Во время репетиций, концертов, занятий участники ансамбля должны выполнять в
обязательном порядке все указания руководителя, точно следуя установленному
режиму работы.
В межличностном общении накапливается опыт эмоционально-творческих
контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к
другу.
Ведь педагог-руководитель творческого коллектива должен предъявлять к себе
определённые требования, поскольку сама его профессия многофункциональна: он
и психолог, вокалист, руководитель, организатор, а также идейный вдохновитель.
Вокальный
ансамбль
следует
формировать
из
учащихся
примерно
одинакового уровня музыкально-теоретической подготовки и, желательно, чтобы
это были дети одного возраста и из одной школы.
При соблюдении этих несложных правил, проще добиться естественного звучания в
ансамбле,
чистого
интонирования
мелодии,
единой
манеры
исполнения
музыкального произведения.
Пение в ансамбле – это коллективное творчество. Самое главное здесь – это найти
общий музыкальный язык, чтобы все дети в коллективе понимали друг друга.
В начале каждого урока педагогу необходимо мобилизовать внимание учеников,
вызвать в них ощущение бодрости, веры в себя и в свои силы.
Обязательно интересоваться предварительно , как дети себя чувствуют, приветливо
встречать их каждое занятие – всё это будет способствовать приятной и творческой
атмосфере и отличному рабочему настроению. Рассеянность детей часто говорит о
том, что они либо устали от напряжённого внимания, либо о том, что указания
педагога недостаточно понятно и интересно. В таком случае педагогу необходимо
сменить тактику и переключить внимание детей на другой вид деятельности,
например, провести с ними какую-либо музыкальную игру.
Следует постепенно приучать детей к пению по нотам, чтению музыкальной
ансамблевой партитуры.
Помимо этого навыка параллельно необходимо решать задачи мелодического
и
гармонического
интонирования.
Для
этого,
чтобы
добиться
чистого
интонирования в коллективе, надо научить детей слушать и слышать своих
сверстников, работать над правильным ритмическим рисунком и всё это позволит
добиться единой манеры звукообразования. Особое внимание необходимо обратить
на
синхронность
произношения
текста.
На
начальном
этапе
разучивания
музыкального произведения проговаривать текст в разных темпах, прохлопывая
ритм, тем самым добиваться единой манеры произношения.
Очень важно осознание детьми внешнего эффекта. Это вопрос поведения,
общения с окружающими, собственное отношение к занятиям, к педагогу, к
полученным знаниям. Как выглядит ребёнок на сцене, его внешний вид, его
внутренняя и психологическая подготовка к творческому проявлению.
Для этого необходимо использовать в своей работе различные тренинги.
1) Упражнения для развития вокальных ансамблевых навыков
В своей педагогической практике я использую различные вокальные упражнения.
Они необходимы для воспитания певческих навыков, владения элементами
певческого мастерства. Чтобы превратить голос ребёнка в послушный инструмент,
необходима систематическая работа над точностью координации всех частей
голосового аппарата. Здесь педагог делает тщательный подбор и правильное
использование упражнений, которые отличаются определённой направленностью.
На первоначальном этапе надо обратить внимание на правильное формирование
звука, устранение вокальных недостатков, развитие вокальной техники.
Всё это называется постановкой голоса.
Начинать своё занятие надо с небольшой музыкальной разминки, которая поможет
ребятам снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую
раскованность, а также подготовить голосовой аппарат к пению.
Предлагаю небольшой комплекс упражнений.
Разминка № 1:
Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц.
а) Отчёт на четыре вдох – голова вниз, задержка – голова прямо, вверх,
прямо, выдох – голова вниз;
б) счёт на четыре поворот головы вправо, влево;
в) счёт на четыре положить голову на плечи;
г) счёт на четыре плавный поворот от плеча к плечу, слева-направо и обратно.
2) Упражнения для развития бокового зрения
а) счёт на восемь глаза смотрят вверх, вниз, вправо, влево
Задача детей в этом упражнении: увидеть все окружающие их предметы.
3) Упражнения для размягчения голосовых связок
а) «ШПАГА» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б) пожёвывание языка;
в) «БЕЖИТ ЛОШАДКА» - поцокивание язычком;
г) «БОЛТУШКА» - движение языка из стороны в стороны, рот при этом
открыт.
4)
Упражнение для очистки носоглоточной системы
а\ «НЮХАЕМ ЦВЕТОК» -носом втягиваем воздух, выдох – «АХ»!
5) Упражнения для подготовки дыхательной системы
а) «НАДУВАЕМ ШАРИК» - медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в
стороны, шарик сдуваем – с-с-с, ладошки соединяем;
б) «ВЗЛЁТ САМОЛЁТА» - на звук у-у-у;
в) «ЗАВОДИМ МОТОР» - р-р-р;
г) НАЗОЙЛИВАЯ МУХА» - з-з-з – то удаляется от нас,
то приближается к нам.
Очень полезно использовать скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
Три сороки-тараторки, тараторили на горке;
Няня мылом мыла Милу,
Мила мыло не любила, но не ныла Мила;
Рог носорог принёс на порог
«Зачем он явился?» – кричат тараторки
Его не хватает для скороговорки;
Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил.
Разминка № 2
Она
необходима для развития дыхания. Помимо известных упражнений на
развитие дыхания можно использовать «долгоговорки».
Необходимо глубоко вздохнуть, задержать дыхание и медленно произнести:
Как на горке, на пригорке
Встали двадцать два Егорки
Раз – Егорка, два – Егорка,
Три – Егорка и т.д. до 22-х.
Такое долгое дыхание появляется не сразу, но постепенно путём постоянных
тренировок можно добиться прочтения текста на одном выдохе.
6) Упражнения, направленные на развитие артикуляции и дикции
Чёткая ясная дикция – непременное условие успешного выступления
начинающего вокалиста. Для вокалистов дикция и артикуляция имеет особое
значение, потому как влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания.
а) счёт на два «раз»- губы вытянуть трубочкой, «два» - перевести в широкую яркую
улыбку. Повторить 10 раз;
б) сложить губы в трубочку – хоботок, устойчиво зафиксировать положение,
подвигать «хоботком» вправо-влево.
Выполняя эти упражнения, у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к формированию звука и приобретению вокальных навыков.
Дети должны знать для чего даётся то или иное упражнение и как достигнуть
поставленной вокально-технической цели.
В процессе работы над данными упражнениями важны 2 момента:
1) Распевание (разогревание голосовых связок).
2) Отрабатывание определённых певческих навыков.
Вокальные упражнения.
Вопросу дыхания в ансамбле уделяется особое внимание. Дети должны
использовать цепное дыхание, а это достаточно сложно. Первое время ребята могут
договориться между собой где, когда и кто из них берёт дыхание, причём делать это
можно только в пределах вокальной партии. Это необходимо для того, чтобы все
голоса в ансамбле звучали не прерываясь Позднее дети научатся чувствовать друг
друга и будут брать дыхание интуитивно. Кантилена тесно связана с певческим
дыханием и хорошей опорой звука.
Правильное
положение
корпуса,
состояние
певческой
подготовки
предшествует вдоху. Вдох должен быть лёгким, бесшумным. Атока звука лёгкая и
точная. Очень важно развивать у детей чувство правильной певческой позиции.
Важным является выработка певческого вибрато. Отсутствие вибрато делает голос
«неживым», а тембр – не певческим. Особое внимание занимает опёртый звук. Это
звук энергичный, собранный, полётный. В противоположность - неопёртый звук –
вялый, бледный, рассеянный, без надлежащей окраски. Пение хорошо опёртым
звуком является результатом гармоничной, согласованной работы всех частей
голосового аппарата, управляемого и регулируемого волей поющего.
Мотив
–
самая
маленькая
смысловая
единица.
Из
мотивов
складывается
музыкальная фраза. В каждой музыкальной фразе есть наиболее выразительный
опорный звук. Этот звук устойчивый, сильный, плотный. Особый разговор пойдёт о
музыкальном ритме. Наряду с мелодией ритм считается одним из основных
выразительных элементов музыки. Ритм обладает необычайным воздействием на
слушателя, он объединяет и завораживает.
Поющий ребёнок должен ощущать ритмическую пульсацию. Это тоже очень
важный момент.
Дикция является средством донесения содержания произведения, она является
одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии
музыкального
образа.
Главное
правило
дикции
–
полное
освобождение
артикуляционного аппарата от напряжения.
Безусловно, на занятиях ансамбля важное место занимает многоголосные
упражнения.
Для успешной работы вокального ансамбля большое значение имеет правильно
подобранный репертуар, от которого зависит заинтересованность всех участников
коллектива, а подчас и само существование вокального коллектива.
Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания, но и,
конечно, он должен быть доступным по вокальному и исполнительскому уровню.
В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру,
содержанию. При выборе репертуара надо учитывать количество голосов в
ансамбле, тестуру, интонационные, ритмические, динамические трудности.
Тщательный подбор репертуара, его художественная ценность, соответствие
исполнительскому уровню вокального ансамбля – залог творческого роста и
эстетического воспитания учащихся.
Приступая к работе над репертуаром, надо, прежде всего, узнать, знакомо ли
это произведение детям. При положительном ответе необходимо внимательно
изучить нотный и словесный текст. Если произведение незнакомо учащимся, надо ,
чтобы дети его послушали и составили представление о нём. Важно, чтобы ребята
уловили основную мысль, характер, настроение, стиль музыкального произведения.
Далее следует подробно изучить поэтический текст. Музыкальный текст следует
проанализировать, обозначить особенности мелодического и гармонического
склада, ритма и понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на
изменения темпа, ритма динамики.
Для того, чтобы произведение хорошо запомнилось, лучше учить его небольшими
отрывками в медленном темпе.
Конечно, память у детей разная – один запоминает быстро, для других – процесс
разучивания и запоминания происходит медленно и требует многократного
повторения. В процессе разучивания
произведения, необходимо следить за
правильностью звукообразования и звуковедения.
Перед руководителем стоит сложная задача – не только научить вокальной технике,
развить музыкальность и исполнительские способности, но и воспитать дружный,
слаженный
вокальный
коллектив
с
высокой
музыкально-исполнительской
культурой.
В заключении хочется подвести итог и сказать, что ансамбль – это
уравновешенность, слитность, согласованность всех выразительных элементов
ансамблевого звучания. Он подразумевает органичное слияние индивидуальностей,
умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом.
Ансамбль – это коллектив, в котором дети одинаково мыслят, говорят на
одном музыкальном языке. Только тогда, когда каждый участник коллектива будет
чувствовать себя в нём комфортно, свободно, тогда каждый будет рад встрече со
своими сверстниками-друзьями и с прекрасной музыкой. Он будет уверен в своём
педагоге-руководителе, и только в этом случае можно сказать, что вокальный
коллектив состоялся и получился ансамбль в полном смысле слова.
Список литературы
1) И. Исаева -
«Эстрадное пение» – курс развития музыкальных способностей, - Москва, 2008 г.
2) Т.В. Охомуш «Методика вокальной работы в детской музыкальной студии»-
Москва, 2003г.
3) Сет Риггс – «Как стать звездой» - Москва, 2004г.
4) Н.Б. Гонторенко – «Сольное пение»: секреты вокального мастерства –
Ростов-на Дону -2006г.
5) А. Билль – Методическое пособие для педагогов детских вокальных студии
«Чистый голос» - Москва, 2007г.