Напоминание

"Влияние среды на развитие растения из семени фасоли"


Авторы: Пак Вероника Моисейевна, Вероника Моисейевна Пак
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г.Тосно"
Населённый пункт: Тосно, Ленинградская область, Тосненский район
Наименование материала: Проектно-исследовательская работа
Тема: "Влияние среды на развитие растения из семени фасоли"
Дата публикации: 21.11.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Влияние среды на развитие

растения из семени фасоли.

Исследование проводили ученики

2 «Б» класса МБОУ СОШ N 3

г.Тосно.

учитель: Пак Вероника

Моисейевна.

2023-2024.

1

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………. 2-3

Актуальность темы

Цель

Задачи

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Основополагающий вопрос

Методы исследования

2. Теоретическая часть……………………………………………………. 4-10

Основные этапы роста и развития растений.

Факторы роста и развития растений.

История фасоли и ее распространение.

Ботаническая характеристика фасоли.

Условия выращивания фасоли.

Проращивание фасоли в домашних условиях.

3. Практическая часть………………………………………………............ 11

4. Заключение……………………………………………………….….……... 12

5. Список литературы……………………………………………………...… 13

6. Приложения……………………………………………………………... 14-24

2

Введение

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный

наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-

то новое. На уроках «Познание мира» мы знакомимся с развитием растений

из семени. Мы выбрали эту тему проекта, потому, что нам захотелось

выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы –

превращение маленького семечка во взрослое растение.

Растение начинает свою жизнь с семени. Крошечное семечко попадает

в землю, оно начинает расти, появляются корень и росток, затем листья,

цветы и плоды.

Это и послужило основой для создания нашего проекта. Среди

большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны

к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

Поэтому, мы предположили, что семена фасоли можно прорастить в

домашних условиях.

Актуальность

моей работы заключается в том, чтобы находить

интересное и увлекательное рядом.

Цель: Формирование представление о роли семени в индивидуальном

развитии растений на примере проращивания фасоли.

Задачи:

1.

Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.

2.

Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.

3.

Провести опыты по проращиванию фасоли.

4.

Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: развитие растений.

Предмет исследования: проращивание фасоли.

Гипотеза: В комнатных условиях можно вырастить фасоль и получить

урожай.

3

Основополагающий вопрос: Можно ли в домашних условиях вырастить

фасоль?

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме;

2. Использование компьютера для получения информации;

3. Проведение опыта;

4. Наблюдение.

Теоретическая часть.

Основные этапы роста и развития растений.

Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого

момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник

сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без

которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям

обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.

Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их

биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по

мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие.

Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере,

формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста

растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.

Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов,

происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена

веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с

возрастом.

Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс

тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие

организма от зарождения до конца жизни особи.

Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица

жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма

4

принадлежит,

но

вместе

с

тем

отличающаяся

специфическими

особенностями.

Семя является органом размножения растения. Семена бывают

крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое

строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани,

содержащие

питательные

вещества.

Существуют

и

другие

способы

размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными

стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками,

делением,

усами, прививками и т.д.

Выделяют следующие этапы развития растений:

1.Сухое семя.

2.Набухание семени.

3.Образование корня.

4.Образование стебля.

5.Проросток.

6.Образование взрослых листьев.

7.Появление бутонов.

8.Цветение.

9.Образование плодов.

10.Созревание плодов

11.Рассеивание семян.

Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого

живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм

поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем

происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он

растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так

как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа

роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней

среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению

необходимы свет, тепло и вода.

5

Факторы роста и развития растений.

Свет и тень. Свет дает растению тепло и энергию, стимулирует

активность, ускоряет созревание плодов, определяет длительность цветения.

Благодаря

освещению,

хлорофилл,

содержащийся

в

растении,

преобразовывает

неорганические

вещества

в

органические.

Однако

чрезмерное освещение может навредить некоторым видам растений, рассаде,

молодым

саженцам.

Поэтому

следует

их

притенять

подручными

материалами.

2.Тепло. Температура окружающей среды влияет на рост и развитие

растения. То или иное растение произрастает в разных климатических зонах,

А значит и в разных температурных пределах. От показателей температуры

зависят дыхание и количество поглощаемой влаги. При низких температурах

рост и активность растений замедляются и наступает период покоя. Слишком

высокие температуры воздуха, как и слишком низкие, могут навредить

растению.

3.Влажность и воздух. Воду, необходимую для поддержания

жизнедеятельности, растения получают из почвы (полив) или из влажного

воздуха.

Таким образом, в каждом семени есть запас питательных веществ,

небольшая

«кладовая».

Когда

семена

попадают

во

влажную

среду,

питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без

доступа воздуха растение погибает. Для прорастания семян нужно тепло. В

тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в

спячку и может даже погибнуть. Значит, растениям необходимы для жизни

определенные условия :свет, вода, воздух и тепло.

История фасоли и ее распространение.

Фасоль является наиболее ценной продовольственной культурой из

зернобобовых. Значение ее в народном хозяйстве определяется высокими

вкусовыми и пищевыми качествами. Продукты из фасоли позволяют не

6

только полнее удовлетворить потребности человека в растительном белке, но

разнообразят рацион питания и пользуются большим спросом у населения.

Фасоль – одно из древнейших культурных растений Южной Америки. Это

подтверждают археологические находки, записи первых путешественников

и завоевателей отдельных провинций Америки, а также данные по изучению

культурных видов фасоли и ее диких сородичей. Так, в Перуанских и

Анконских гробницах в XVIII веке археологи нашли семена фасоли, которые

еще не утратили своей окраски. Во рту мумии лежали шарики из хлопка с

завернутыми в него семенами фасоли и кукурузы. Академик В.Л. Комаров

(1938) пишет, что наибольшего разнообразия и богатства достигает культура

фасоли в Южной Мексике и Гватемале, которые и следует считать ее

родиной. Здесь фасоль была введена в культуру за 3000 – метровой высоты в

горах. Согласно показаниям первых путешественников, индейские племена в

доколумбовой Америке возделывали большое количество разновидностей

фасоли. Фасоль, кукуруза, тыква являлись наиболее важными культурами

американских индейцев. В фольклоре коренного народа Америке бытует

легенда о трех девах неземного происхождения, олицетворяющих фасоль,

кукурузу и тыкву. Фасоль и кукуруза являлись основными продуктами

питания индейцев и всегда высевались вместе, так как кукуруза служила

опорным растением для фасоли.

Обыкновенная фасоль в России известна с середины XVI века. При

Петре I, фасоль выращивали исключительно как декоративное растение в

садах и на клумбах. И только по прошествии полутораста лет фасоль,

наконец,

приобрела хозяйственное значение. В середине XVIII века в

южных губерниях фасоль начали выращивать в полевых условиях, но все

еще на незначительных площадях. И появлялась на столах в качестве

деликатеса только у привилегированных сословий. К концу XVIII века

фасоль перестает быть декоративным и овощным растением и, наконец,

выходит в юго-западные районы на поля как зерновая культура, и ареал ее

распространения расширяется на восток до Волги. В конце XVII века фасоль

7

выращивали в Ярославской губернии, откуда ее вывозили на московский

рынок. В южные области Европейской России и на Украину фасоль была

завезена из Румынии и Болгарии, в Грузию и на Северный Кавказ – из

Турции. Высокие вкусовые качества фасоли способствовали тому, что в

Грузии она с XVII века стала национальной культурой. В республики

Средней Азии и Сибирь фасоль завезли украинские и русские переселенцы.

На Дальний Восток культура фасоли проникла через общение русских

переселенцев с Китаем и Японией.

Таким

образом,

повышение

спроса

населения

на

фасоль

за

сравнительно

короткий

срок

поставило

ее

в

группу

ценных

продовольственных культур. (Приложение 1)

Ботанические характеристики фасоли.

Овощная фасоль- однолетнее кустовое, полувьющееся и вьющееся

растение. У кустовых форм длина стебля составляет 24-40 см, у

полувьющихся - до 1,5 м, у вьющихся – от 2 до 5 м. В отличие от гороха и

многоцветковой фасоли, семядольные листья которых остаются в почве, у

овощной фасоли они выносятся на поверхность. Цветки- белые, розовые,

красные, фиолетовые, по 2-8 шт. собраны в соцветия- кисти, расположенные

в пазухах листьев. У некоторых сортов с длинными цветоносами цветки

образуются над листьями. Цветки- обоеполые. Пыльники растрескиваются

до их раскрытия, и происходит самоопыление.

Корень фасоли стержневой, сильно разветвленный с длинными

боковыми

ответвлениями.

Боковые

корни

распространяются

преимущественно в горизонтальном направлении. Большая часть их

сосредоточена в поверхностном слое ( 20-25 см), а стержневой корень может

проникать в почву на глубину до метра.

Боковые корни, к моменту

созревания фасоли, пронизывают почву в радиусе до 60 сантиметров и на

такую же глубину, но основная масса их находится в пахотном слое.

(Приложение 2)

8

Семена фасоли обыкновенной состоят из двух семядолей, которые при

прорастании она выносит на поверхность почвы. Окраска их варьируется от

зеленой

до

зелено-желтой

и

желтой.

Встречаются

сорта

с

темно-

фиолетовыми семядолями. Форма их от округлой до узко-удлиненной.

(Приложение 3)

Условия выращивания фасоли.

Фасоль разделяют на сахарную, полусахарную и лущильную. У

растений сахарных сортов лопатки нежные, на створках бобов отсутствуют

волокнистый слой. В плодах полусахарной фасоли этот слой развивается

поздно и в фазе лопатки они вполне съедобны. У лущильной фасоли на

плодах развивается грубый пергаментный слой, образующий по краям

волокна (нити).

Изо всех бобовых культур фасоль – наиболее теплолюбива: семена

прорастают при температуре 10-12°С. Оптимальная температура для ее роста

и развития – 18-25°С.

Эта культура любит влагу, особенно во время прорастания семян и

цветения.. При недостатке воды в воздухе цветки и молодые завязи опадают.

Оптимальная влажность почвы должна составлять 75-80%.

Фасоль требовательна и к свету, особенно в начале вегетации, но при

выращивании на лопатку хорошо развивается и при слабом затенении. Это

растение короткого дня.

Почвы

предпочтительны

хорошо

прогреваемые,

легкие.

Крайне

неблагоприятны для возделывания фасоли тяжелые, вязкие, холодные,

кислые или засоленные земли. Непригодны участки с близким залеганием

грунтовых вод и затапливаемые.

В Нечерноземной зоне фасоль целесообразно высевать на грядках, то

способствует лучшему прогреванию почвы и удалению лишней влаги. Для

ускорения процесса грядку покрывают пленкой.

Кустовую фасоль высевают во II

-

III

декаде мая. Семена

предварительно дизинфицируют крепким раствором маргонцовокислого

9

калия. На ровной поверхности их размещают трехстрочным ленточным

(расстояние между лентами – 40-50 см., между строчками – 20-30 см., между

семенами 8-10 см.) или однострочным широкорядным (ширина междурядий

– 45-60 см) способом. В последнем случае через 4-6 рядов основной

культуры высевают 1 ряд подсолнечника, стебли которого служат опорой для

фасоли. (Приложение 4)

Посев фасоли проводят в начале июня. Семена заделывают на глубину

примерно 3-4 см. Под пленкой всходы фасоли дружно появляются и

развиваются гораздо быстрее, поскольку под ней сохраняется достаточное

количество влаги и почва быстрее прогревается. К тому времени, как у

растений начнут ответвляться боковые побеги (плети), пленку можно совсем

убрать. После посева почву прикапывают.

Сразу после появления всходов фасоли начинают уход за растениями,

включающий всебя: регулярное рыхление междурядий после дождя или

полива; разбивание образовавшейся на почве корочки; окучивание растений

по достижении высоты 15 см.

Рыхлить почву нужно после дождя, когда она подсохнет. За период

выращивания, почву рыхлят 5-6 раз. Уход за фасолью состоит также в

подкормке, регулярной прополке сорняков, борьбе с вредителями и

болезнями.

В

начале

роста

фасоли

переувлажненность

вызывает

сильное

разрастание листьев – в ущерб цветению и образованию плодов. Полив

всходов можно прекратить до начала цветения ( за исключением засушливых

периодов). Влага особенно необходима растениям в период раскрытия

цветков и образования бобов.

Зеленые бобы раннеспелых сортов собирают спустя 60-70 суток после

появления всходов (через каждые 5-6 суток), стараясь не повредить растения.

Перезревшая фасоль становится волокнистой.

Лучшее время суток для сбора бобов – раннее утро.

10

Энергетическая ценность семян фасоли составляет 333 ккал на 100

граммов продукта.

В состав фасоли входит вода (12%), белки (24%), жиры (1%), углеводы

(60%), дисахариды (2%), витамины (В5, В9) и минералы (кальций, железо,

магний) – 1%. В Настоящее время из фасоли можно приготовить большое

разнообразие блюд. (Приложение 5)

Практическая часть.

Для проведения опыта были взяты пять семян фасоли. Предварительно

перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего

прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые

постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде.

Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты

пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта

семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились

корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые

побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из

семени не пророс стебел, земля была укрыта пленкой. На следующий день

(седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня

пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений

различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста

наблюдалась в период всего наблюдения. На восьмой день – от 8,5 до 17 см.

На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5

см. (Дневник наблюдений – Приложение 6).

Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно

разделить на несколько этапов:

1. этап – поглощение воды;

2. этап – набухание семян;

3. этап – увеличение размеров деления клеток;

4. этап – появление корешка;

11

5. этап – появление зародышевого побега.

Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития и роста

была разной, что свидетельствует об индивидуальности каждого семени, а в

дальнейшем и растения. (Приложения 7- 13).

Заключение.

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс.

Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до

появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии.

Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное

растение.

В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян

фасоли и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя

влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных

работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам

фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло

влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию

семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на

практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии

растений на примере проращивания семян фасоли.

12

Список литературы.

1.

Залетаева, И.А. Книга о растениях. «Колос». 1974, 192 с.

2.

Лобко, В.Д. Ваши «зеленые ежики» [Текст]: книга / В.Д. Лобко – Минск.:

«Полымя», 1984. -128с.

3.

Настольная книга овощевода: справочник / Е.С. Каратаев, Б.Г. Русанов, А.В.

Бешанов и др., Сост. Е.С. Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.

4.

Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-4 класс. «Развитие

растений из семени». М.: Просвещение, 2008.

5.

Удалова, Р.А., В мире растений [Текст]: книга / Р.А. Удалова, Н.Г. Вьюгина –

Л.: «наука», 1977. – 136 с.

6.

Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И. Крупичева, 2004.

13

Приложение 1

Приложение 2

14

Приложение 3

Приложение 4

15

Приложение 5

16

Приложение 6

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ.

2 ноября. На блюдце во влажную марлевую салфетку я положил 6

бобов. Сейчас осень. Бобам сквозняки вредны. Для прорастания им нужны:

тепло, влага и свет. Бобы в целлофановом пакете я поставил под настольную

лампу.

3 ноября. Бобы вздулись. Пакет запотел.

4 ноября. Бобы лопнули. Показались корешки.

5 ноября. Корешки сильные, растут быстро.

6 ноября. У трех бобов выросли сильные стебли.

7 ноября. В цветочный горшок с землей я посадил проросшие бобы. У

пятого и шестого боба не было стебелька, и поэтому я накрыл горшок

целлофаном. Земля влажная.

8 ноября. Ура!!! У пятого и шестого бобов ростки показались из земли.

Я снял целлофан. У ростков разная высота (от 1 до 4 см).

17

9 ноября. При хороших условиях бобы растут быстро сильными и

крепкими. Высота разная (от 2 до 6,5 см).

10 ноября. Появились листочки. Вот-вот раскроются. Высота бобов

разная (от6 до 16,5 см).

11 ноября. У большого боба уже три листа. Высота – 17 см, 13 см, 12

см., 11 см, 8,5 см., 9 см.

14 ноября. Я подвязал бобы. И полил.

15 ноября. Самый высокий боб – 30,5 см.

20 ноября. Я поставил палочки.

Приложение 7

18

Приложение 8

19

Приложение 9

20

Приложение 10

21

Приложение 11

22

Приложение 12

23

Приложение 13

24

25



В раздел образования