Авторы: Пак Вероника Моисейевна, Вероника Моисейевна Пак
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г.Тосно"
Населённый пункт: Тосно, Ленинградская область, Тосненский район
Наименование материала: Проектно-исследовательская работа
Тема: "Влияние среды на развитие растения из семени фасоли"
Дата публикации: 21.11.2024
Раздел: начальное образование
Влияние среды на развитие
растения из семени фасоли.
Исследование проводили ученики
2 «Б» класса МБОУ СОШ N 3
г.Тосно.
учитель: Пак Вероника
Моисейевна.
2023-2024.
1
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………. 2-3
Актуальность темы
Цель
Задачи
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза
Основополагающий вопрос
Методы исследования
2. Теоретическая часть……………………………………………………. 4-10
Основные этапы роста и развития растений.
Факторы роста и развития растений.
История фасоли и ее распространение.
Ботаническая характеристика фасоли.
Условия выращивания фасоли.
Проращивание фасоли в домашних условиях.
3. Практическая часть………………………………………………............ 11
4. Заключение……………………………………………………….….……... 12
5. Список литературы……………………………………………………...… 13
6. Приложения……………………………………………………………... 14-24
2
Введение
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный
наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-
то новое. На уроках «Познание мира» мы знакомимся с развитием растений
из семени. Мы выбрали эту тему проекта, потому, что нам захотелось
выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы –
превращение маленького семечка во взрослое растение.
Растение начинает свою жизнь с семени. Крошечное семечко попадает
в землю, оно начинает расти, появляются корень и росток, затем листья,
цветы и плоды.
Это и послужило основой для создания нашего проекта. Среди
большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны
к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.
Поэтому, мы предположили, что семена фасоли можно прорастить в
домашних условиях.
Актуальность
моей работы заключается в том, чтобы находить
интересное и увлекательное рядом.
Цель: Формирование представление о роли семени в индивидуальном
развитии растений на примере проращивания фасоли.
Задачи:
1.
Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.
2.
Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.
3.
Провести опыты по проращиванию фасоли.
4.
Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: развитие растений.
Предмет исследования: проращивание фасоли.
Гипотеза: В комнатных условиях можно вырастить фасоль и получить
урожай.
3
Основополагающий вопрос: Можно ли в домашних условиях вырастить
фасоль?
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме;
2. Использование компьютера для получения информации;
3. Проведение опыта;
4. Наблюдение.
Теоретическая часть.
Основные этапы роста и развития растений.
Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого
момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник
сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без
которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям
обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.
Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их
биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по
мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие.
Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере,
формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста
растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.
Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов,
происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена
веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с
возрастом.
Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс
тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие
организма от зарождения до конца жизни особи.
Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица
жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма
4
принадлежит,
но
вместе
с
тем
отличающаяся
специфическими
особенностями.
Семя является органом размножения растения. Семена бывают
крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое
строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани,
содержащие
питательные
вещества.
Существуют
и
другие
способы
размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными
стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками,
делением,
усами, прививками и т.д.
Выделяют следующие этапы развития растений:
1.Сухое семя.
2.Набухание семени.
3.Образование корня.
4.Образование стебля.
5.Проросток.
6.Образование взрослых листьев.
7.Появление бутонов.
8.Цветение.
9.Образование плодов.
10.Созревание плодов
11.Рассеивание семян.
Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого
живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм
поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем
происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он
растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так
как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа
роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней
среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению
необходимы свет, тепло и вода.
5
Факторы роста и развития растений.
Свет и тень. Свет дает растению тепло и энергию, стимулирует
активность, ускоряет созревание плодов, определяет длительность цветения.
Благодаря
освещению,
хлорофилл,
содержащийся
в
растении,
преобразовывает
неорганические
вещества
в
органические.
Однако
чрезмерное освещение может навредить некоторым видам растений, рассаде,
молодым
саженцам.
Поэтому
следует
их
притенять
подручными
материалами.
2.Тепло. Температура окружающей среды влияет на рост и развитие
растения. То или иное растение произрастает в разных климатических зонах,
А значит и в разных температурных пределах. От показателей температуры
зависят дыхание и количество поглощаемой влаги. При низких температурах
рост и активность растений замедляются и наступает период покоя. Слишком
высокие температуры воздуха, как и слишком низкие, могут навредить
растению.
3.Влажность и воздух. Воду, необходимую для поддержания
жизнедеятельности, растения получают из почвы (полив) или из влажного
воздуха.
Таким образом, в каждом семени есть запас питательных веществ,
небольшая
«кладовая».
Когда
семена
попадают
во
влажную
среду,
питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.
Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без
доступа воздуха растение погибает. Для прорастания семян нужно тепло. В
тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в
спячку и может даже погибнуть. Значит, растениям необходимы для жизни
определенные условия :свет, вода, воздух и тепло.
История фасоли и ее распространение.
Фасоль является наиболее ценной продовольственной культурой из
зернобобовых. Значение ее в народном хозяйстве определяется высокими
вкусовыми и пищевыми качествами. Продукты из фасоли позволяют не
6
только полнее удовлетворить потребности человека в растительном белке, но
разнообразят рацион питания и пользуются большим спросом у населения.
Фасоль – одно из древнейших культурных растений Южной Америки. Это
подтверждают археологические находки, записи первых путешественников
и завоевателей отдельных провинций Америки, а также данные по изучению
культурных видов фасоли и ее диких сородичей. Так, в Перуанских и
Анконских гробницах в XVIII веке археологи нашли семена фасоли, которые
еще не утратили своей окраски. Во рту мумии лежали шарики из хлопка с
завернутыми в него семенами фасоли и кукурузы. Академик В.Л. Комаров
(1938) пишет, что наибольшего разнообразия и богатства достигает культура
фасоли в Южной Мексике и Гватемале, которые и следует считать ее
родиной. Здесь фасоль была введена в культуру за 3000 – метровой высоты в
горах. Согласно показаниям первых путешественников, индейские племена в
доколумбовой Америке возделывали большое количество разновидностей
фасоли. Фасоль, кукуруза, тыква являлись наиболее важными культурами
американских индейцев. В фольклоре коренного народа Америке бытует
легенда о трех девах неземного происхождения, олицетворяющих фасоль,
кукурузу и тыкву. Фасоль и кукуруза являлись основными продуктами
питания индейцев и всегда высевались вместе, так как кукуруза служила
опорным растением для фасоли.
Обыкновенная фасоль в России известна с середины XVI века. При
Петре I, фасоль выращивали исключительно как декоративное растение в
садах и на клумбах. И только по прошествии полутораста лет фасоль,
наконец,
приобрела хозяйственное значение. В середине XVIII века в
южных губерниях фасоль начали выращивать в полевых условиях, но все
еще на незначительных площадях. И появлялась на столах в качестве
деликатеса только у привилегированных сословий. К концу XVIII века
фасоль перестает быть декоративным и овощным растением и, наконец,
выходит в юго-западные районы на поля как зерновая культура, и ареал ее
распространения расширяется на восток до Волги. В конце XVII века фасоль
7
выращивали в Ярославской губернии, откуда ее вывозили на московский
рынок. В южные области Европейской России и на Украину фасоль была
завезена из Румынии и Болгарии, в Грузию и на Северный Кавказ – из
Турции. Высокие вкусовые качества фасоли способствовали тому, что в
Грузии она с XVII века стала национальной культурой. В республики
Средней Азии и Сибирь фасоль завезли украинские и русские переселенцы.
На Дальний Восток культура фасоли проникла через общение русских
переселенцев с Китаем и Японией.
Таким
образом,
повышение
спроса
населения
на
фасоль
за
сравнительно
короткий
срок
поставило
ее
в
группу
ценных
продовольственных культур. (Приложение 1)
Ботанические характеристики фасоли.
Овощная фасоль- однолетнее кустовое, полувьющееся и вьющееся
растение. У кустовых форм длина стебля составляет 24-40 см, у
полувьющихся - до 1,5 м, у вьющихся – от 2 до 5 м. В отличие от гороха и
многоцветковой фасоли, семядольные листья которых остаются в почве, у
овощной фасоли они выносятся на поверхность. Цветки- белые, розовые,
красные, фиолетовые, по 2-8 шт. собраны в соцветия- кисти, расположенные
в пазухах листьев. У некоторых сортов с длинными цветоносами цветки
образуются над листьями. Цветки- обоеполые. Пыльники растрескиваются
до их раскрытия, и происходит самоопыление.
Корень фасоли стержневой, сильно разветвленный с длинными
боковыми
ответвлениями.
Боковые
корни
распространяются
преимущественно в горизонтальном направлении. Большая часть их
сосредоточена в поверхностном слое ( 20-25 см), а стержневой корень может
проникать в почву на глубину до метра.
Боковые корни, к моменту
созревания фасоли, пронизывают почву в радиусе до 60 сантиметров и на
такую же глубину, но основная масса их находится в пахотном слое.
(Приложение 2)
8
Семена фасоли обыкновенной состоят из двух семядолей, которые при
прорастании она выносит на поверхность почвы. Окраска их варьируется от
зеленой
до
зелено-желтой
и
желтой.
Встречаются
сорта
с
темно-
фиолетовыми семядолями. Форма их от округлой до узко-удлиненной.
(Приложение 3)
Условия выращивания фасоли.
Фасоль разделяют на сахарную, полусахарную и лущильную. У
растений сахарных сортов лопатки нежные, на створках бобов отсутствуют
волокнистый слой. В плодах полусахарной фасоли этот слой развивается
поздно и в фазе лопатки они вполне съедобны. У лущильной фасоли на
плодах развивается грубый пергаментный слой, образующий по краям
волокна (нити).
Изо всех бобовых культур фасоль – наиболее теплолюбива: семена
прорастают при температуре 10-12°С. Оптимальная температура для ее роста
и развития – 18-25°С.
Эта культура любит влагу, особенно во время прорастания семян и
цветения.. При недостатке воды в воздухе цветки и молодые завязи опадают.
Оптимальная влажность почвы должна составлять 75-80%.
Фасоль требовательна и к свету, особенно в начале вегетации, но при
выращивании на лопатку хорошо развивается и при слабом затенении. Это
растение короткого дня.
Почвы
предпочтительны
хорошо
прогреваемые,
легкие.
Крайне
неблагоприятны для возделывания фасоли тяжелые, вязкие, холодные,
кислые или засоленные земли. Непригодны участки с близким залеганием
грунтовых вод и затапливаемые.
В Нечерноземной зоне фасоль целесообразно высевать на грядках, то
способствует лучшему прогреванию почвы и удалению лишней влаги. Для
ускорения процесса грядку покрывают пленкой.
Кустовую фасоль высевают во II
-
III
декаде мая. Семена
предварительно дизинфицируют крепким раствором маргонцовокислого
9
калия. На ровной поверхности их размещают трехстрочным ленточным
(расстояние между лентами – 40-50 см., между строчками – 20-30 см., между
семенами 8-10 см.) или однострочным широкорядным (ширина междурядий
– 45-60 см) способом. В последнем случае через 4-6 рядов основной
культуры высевают 1 ряд подсолнечника, стебли которого служат опорой для
фасоли. (Приложение 4)
Посев фасоли проводят в начале июня. Семена заделывают на глубину
примерно 3-4 см. Под пленкой всходы фасоли дружно появляются и
развиваются гораздо быстрее, поскольку под ней сохраняется достаточное
количество влаги и почва быстрее прогревается. К тому времени, как у
растений начнут ответвляться боковые побеги (плети), пленку можно совсем
убрать. После посева почву прикапывают.
Сразу после появления всходов фасоли начинают уход за растениями,
включающий всебя: регулярное рыхление междурядий после дождя или
полива; разбивание образовавшейся на почве корочки; окучивание растений
по достижении высоты 15 см.
Рыхлить почву нужно после дождя, когда она подсохнет. За период
выращивания, почву рыхлят 5-6 раз. Уход за фасолью состоит также в
подкормке, регулярной прополке сорняков, борьбе с вредителями и
болезнями.
В
начале
роста
фасоли
переувлажненность
вызывает
сильное
разрастание листьев – в ущерб цветению и образованию плодов. Полив
всходов можно прекратить до начала цветения ( за исключением засушливых
периодов). Влага особенно необходима растениям в период раскрытия
цветков и образования бобов.
Зеленые бобы раннеспелых сортов собирают спустя 60-70 суток после
появления всходов (через каждые 5-6 суток), стараясь не повредить растения.
Перезревшая фасоль становится волокнистой.
Лучшее время суток для сбора бобов – раннее утро.
10
Энергетическая ценность семян фасоли составляет 333 ккал на 100
граммов продукта.
В состав фасоли входит вода (12%), белки (24%), жиры (1%), углеводы
(60%), дисахариды (2%), витамины (В5, В9) и минералы (кальций, железо,
магний) – 1%. В Настоящее время из фасоли можно приготовить большое
разнообразие блюд. (Приложение 5)
Практическая часть.
Для проведения опыта были взяты пять семян фасоли. Предварительно
перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего
прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые
постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде.
Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты
пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта
семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились
корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые
побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из
семени не пророс стебел, земля была укрыта пленкой. На следующий день
(седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня
пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений
различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста
наблюдалась в период всего наблюдения. На восьмой день – от 8,5 до 17 см.
На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5
см. (Дневник наблюдений – Приложение 6).
Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно
разделить на несколько этапов:
1. этап – поглощение воды;
2. этап – набухание семян;
3. этап – увеличение размеров деления клеток;
4. этап – появление корешка;
11
5. этап – появление зародышевого побега.
Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития и роста
была разной, что свидетельствует об индивидуальности каждого семени, а в
дальнейшем и растения. (Приложения 7- 13).
Заключение.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс.
Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до
появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии.
Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное
растение.
В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян
фасоли и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя
влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных
работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам
фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло
влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию
семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на
практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии
растений на примере проращивания семян фасоли.
12
Список литературы.
1.
Залетаева, И.А. Книга о растениях. «Колос». 1974, 192 с.
2.
Лобко, В.Д. Ваши «зеленые ежики» [Текст]: книга / В.Д. Лобко – Минск.:
«Полымя», 1984. -128с.
3.
Настольная книга овощевода: справочник / Е.С. Каратаев, Б.Г. Русанов, А.В.
Бешанов и др., Сост. Е.С. Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.
4.
Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-4 класс. «Развитие
растений из семени». М.: Просвещение, 2008.
5.
Удалова, Р.А., В мире растений [Текст]: книга / Р.А. Удалова, Н.Г. Вьюгина –
Л.: «наука», 1977. – 136 с.
6.
Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И. Крупичева, 2004.
13
Приложение 1
Приложение 2
14
Приложение 3
Приложение 4
15
Приложение 5
16
Приложение 6
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ.
2 ноября. На блюдце во влажную марлевую салфетку я положил 6
бобов. Сейчас осень. Бобам сквозняки вредны. Для прорастания им нужны:
тепло, влага и свет. Бобы в целлофановом пакете я поставил под настольную
лампу.
3 ноября. Бобы вздулись. Пакет запотел.
4 ноября. Бобы лопнули. Показались корешки.
5 ноября. Корешки сильные, растут быстро.
6 ноября. У трех бобов выросли сильные стебли.
7 ноября. В цветочный горшок с землей я посадил проросшие бобы. У
пятого и шестого боба не было стебелька, и поэтому я накрыл горшок
целлофаном. Земля влажная.
8 ноября. Ура!!! У пятого и шестого бобов ростки показались из земли.
Я снял целлофан. У ростков разная высота (от 1 до 4 см).
17
9 ноября. При хороших условиях бобы растут быстро сильными и
крепкими. Высота разная (от 2 до 6,5 см).
10 ноября. Появились листочки. Вот-вот раскроются. Высота бобов
разная (от6 до 16,5 см).
11 ноября. У большого боба уже три листа. Высота – 17 см, 13 см, 12
см., 11 см, 8,5 см., 9 см.
14 ноября. Я подвязал бобы. И полил.
15 ноября. Самый высокий боб – 30,5 см.
20 ноября. Я поставил палочки.
Приложение 7
18
Приложение 8
19
Приложение 9
20
Приложение 10
21
Приложение 11
22
Приложение 12
23
Приложение 13
24
25