Напоминание

Теоретическая подготовка трактористов-машинистов


Автор: Махотенко Александр Андреевич
Должность: преподаватель, мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБПОУ "Уярский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: г.Уяр, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретическая подготовка трактористов-машинистов
Дата публикации: 21.11.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Теоретическая подготовка трактористов-машинистов

Автор: Махотенко Александр Андреевич, преподаватель. Место работы: КГБПОУ «Уярский

сельскохозяйственный техникум», Красноярский край

Настоящая работа посвящена методическим аспектам организации и проведения уроков

по теоретической подготовке будущих трактористов. Особое внимание уделено основным

принципам эффективного усвоения материала, формам подачи учебного материала и способам

контроля полученных знаний. Приведены рекомендации по разработке содержания программы

занятий, выбору методик преподавания и оценке результатов освоения дисциплины.

Введение

Современное сельскохозяйственное производство требует квалифицированных кадров,

обладающих глубокими знаниями теории эксплуатации сельскохозяйственной техники.

Трактористы играют ключевую роль в обеспечении эффективности агропромышленного

комплекса, следовательно, подготовка высококлассных специалистов является приоритетной

задачей учебных заведений аграрного профиля.

Для достижения высокого уровня подготовки студентов необходимо грамотно

организовать учебный процесс, используя современные методы преподавания и эффективные

средства передачи знаний. Цель данной статьи заключается в систематизации основных подходов

к проведению уроков по теоретической подготовке трактористов и предложению рекомендаций

по повышению качества образовательного процесса.

Основные принципы организации занятия

Цели и задачи урока

Перед началом каждого занятия преподаватель должен чётко сформулировать цели и

задачи, направленные на формирование необходимых компетенций. Важно учитывать

особенности профессии тракториста, необходимость владения техническими знаниями и

навыками безопасной эксплуатации машин и механизмов.

Основные задачи урока включают:

Формирование базовых понятий и представлений о конструкции тракторов и сельхозмашин;

Изучение принципов функционирования двигателей внутреннего сгорания, трансмиссий, ходовых

частей и рабочих органов тракторов;

Развитие умения диагностировать неисправности и проводить техническое обслуживание

оборудования;

Обучение правилам охраны труда и техники безопасности при работе с техникой.

Формы подачи материала

Эффективному восприятию и запоминанию учебного материала способствуют

разнообразные формы подачи информации:

Лекции: представляют собой основной источник теоретических знаний, позволяют

последовательно изложить материал и объяснить ключевые понятия.

Семинарские занятия: предполагают активное участие студентов в обсуждении вопросов,

выполнение практических заданий, решение ситуационных задач.

Лабораторные работы: направлены на закрепление изученного материала путем

непосредственного взаимодействия с оборудованием и машинами.

Практические занятия: помогают приобрести практические навыки обслуживания и ремонта

техники.

Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок, виртуальных тренажёров

значительно повышает эффективность восприятия материала и способствует развитию интереса

учащихся к предмету.

Средства контроля знаний

Контроль знаний студентов осуществляется несколькими способами:

Текущие контрольные задания, тесты и опросы;

Выполнение лабораторных работ и самостоятельных проектов;

Итоговая аттестация, включающая экзамен или зачёт.

При этом важно обеспечить объективность оценки знаний, создать условия для развития

самоконтроля и самооценки обучающихся.

Рекомендации по проведению урока

Для успешного проведения урока рекомендуется придерживаться следующих

рекомендаций:

Четкое структурирование материала согласно программе курса.

Использование наглядных пособий и технических средств обучения.

Применение активных методов обучения, стимулирующих творческое мышление и развитие

профессиональных качеств.

Регулярное обновление содержательной части курса с учётом современных тенденций

технического прогресса.

Организация обратной связи с учащимися для выявления проблемных зон и коррекции

педагогического процесса.

Заключение

Организация качественного учебного процесса по теоретической подготовке трактористов

играет важную роль в формировании высококвалифицированного специалиста, готового

эффективно решать производственные задачи в условиях современного сельского хозяйства.

Следование рекомендациям, представленным в статье, позволит повысить уровень

профессиональной компетентности выпускников и способствовать дальнейшему развитию

отрасли.

Список использованной литературы

Абрамова Н.А., Морозов А.Н. Методика преподавания дисциплин по техническому обслуживанию

тракторов // Вестник Саратовского ГАУ имени Н.И.Вавилова. 2018. № 3. С. 114–118.

Кириченко И.М., Огородников Д.Г. Современные подходы к обучению трактористов-

машинистов // Агрообразование. 2019. № 2. С. 34–39.

Панфилов Ю.С. Практическое руководство по диагностике неисправностей тракторов // Учебно-

методический журнал «Механизация сельского хозяйства». 2020. № 4. С. 45–51.

Таким образом, данная статья представляет собой методическое пособие для

преподавателей, организующих обучение трактористов, и направлена на повышение качества

образовательной деятельности.



В раздел образования