Автор: Бочек Юлия Васильевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ "Образовательный комплекс № 25", Центр образования - школа № 25 имени Александра Сивагина
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоциональной сферы младших школьников, имеющих задержку психического развития, на коррекционно-развивающих занятиях"
Дата публикации: 21.11.2025
Раздел: начальное образование
Развитие эмоциональной сферы младших школьников, имеющих
задержку психического развития, на коррекционно-развивающих
занятиях
Эмоциональная сфера играет ключевую роль в развитии личности
ребенка. Она влияет на его поведение, социальные взаимодействия и
успешность в обучении. У детей с задержкой психического развития (ЗПР)
эмоциональная сфера часто развивается с задержкой, что может приводить к
трудностям в адаптации и обучении. Коррекционно-развивающие занятия
направлены на преодоление этих трудностей и создание условий для
полноценного развития эмоциональной сферы.
Дети с ЗПР часто испытывают трудности в понимании и выражении
своих эмоций. Они могут быть более тревожными, агрессивными или
замкнутыми по сравнению со сверстниками. Это связано с недостаточным
развитием
эмоционального
интеллекта,
который
включает
в
себя
способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также
понимать эмоции других людей.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на:
- Развитие эмоционального интеллекта.
- Формирование навыков распознавания и выражения эмоций.
- Развитие эмпатии и социальных навыков.
- Снижение уровня тревожности и агрессивности.
- Повышение уровня самооценки и уверенности в себе.
Для достижения этих целей используются различные методы и
техники:
1. Игровая терапия: игры помогают детям выражать свои эмоции в
безопасной и комфортной обстановке. Через игру дети учатся распознавать и
управлять своими эмоциями.
2. Арт-терапия: рисование, лепка и другие виды творчества позволяют
детям выражать свои чувства и эмоции, которые они не всегда могут
выразить словами.
3. Драматизация и ролевые игры:
эти методы помогают детям
развивать эмпатию и социальные навыки, учат понимать и выражать эмоции
через персонажей.
4. Тренинги по развитию эмоционального интеллекта:
включают
упражнения на распознавание эмоций, развитие навыков саморегуляции и
управления стрессом.
5.
Работа
с
родителями:
родители
играют
важную
роль
в
эмоциональном развитии ребенка. Педагог-психолог проводит консультации
и тренинги для родителей, чтобы они могли поддерживать ребенка в
домашних условиях.
Результаты и эффективность. Коррекционно-развивающие занятия
показывают высокую эффективность в развитии эмоциональной сферы детей
с ЗПР. Дети становятся более открытыми, уверенными в себе, лучше
понимают и выражают свои эмоции. Это способствует улучшению их
социальной адаптации и успеваемости в школе.
Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на
коррекционно-развивающих занятиях является важным аспектом их общего
развития. Использование различных методов и техник позволяет достичь
значительных результатов в формировании эмоционального интеллекта, что
способствует успешной адаптации и обучению детей.
Список литературы
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.
И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 424 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.:
Лабиринт, 1999. — 416 с.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.
— М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.:
Педагогика, 1978. — 304 с.
5.
Фельдштейн,
Д.
И.
Психология
развития
человека:
период
взрослости / Д. И. Фельдштейн. — М.: Издательство Московского психолого-
социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004. —
672 с.
6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека /
В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1996. — 320 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.:
Логос, 2003. — 384 с.
8.
Амонашвили,
Ш.
А.
Педагогика
сотрудничества
/
Ш.
А.
Амонашвили. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. —
М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
10. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М.: МГУ,
1973. — 376 с.