Напоминание

"Развитие эмоциональной сферы младших школьников, имеющих задержку психического развития, на коррекционно-развивающих занятиях"


Автор: Бочек Юлия Васильевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ "Образовательный комплекс № 25", Центр образования - школа № 25 имени Александра Сивагина
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие эмоциональной сферы младших школьников, имеющих задержку психического развития, на коррекционно-развивающих занятиях"
Дата публикации: 21.11.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие эмоциональной сферы младших школьников, имеющих

задержку психического развития, на коррекционно-развивающих

занятиях

Эмоциональная сфера играет ключевую роль в развитии личности

ребенка. Она влияет на его поведение, социальные взаимодействия и

успешность в обучении. У детей с задержкой психического развития (ЗПР)

эмоциональная сфера часто развивается с задержкой, что может приводить к

трудностям в адаптации и обучении. Коррекционно-развивающие занятия

направлены на преодоление этих трудностей и создание условий для

полноценного развития эмоциональной сферы.

Дети с ЗПР часто испытывают трудности в понимании и выражении

своих эмоций. Они могут быть более тревожными, агрессивными или

замкнутыми по сравнению со сверстниками. Это связано с недостаточным

развитием

эмоционального

интеллекта,

который

включает

в

себя

способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также

понимать эмоции других людей.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на:

- Развитие эмоционального интеллекта.

- Формирование навыков распознавания и выражения эмоций.

- Развитие эмпатии и социальных навыков.

- Снижение уровня тревожности и агрессивности.

- Повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Для достижения этих целей используются различные методы и

техники:

1. Игровая терапия: игры помогают детям выражать свои эмоции в

безопасной и комфортной обстановке. Через игру дети учатся распознавать и

управлять своими эмоциями.

2. Арт-терапия: рисование, лепка и другие виды творчества позволяют

детям выражать свои чувства и эмоции, которые они не всегда могут

выразить словами.

3. Драматизация и ролевые игры:

эти методы помогают детям

развивать эмпатию и социальные навыки, учат понимать и выражать эмоции

через персонажей.

4. Тренинги по развитию эмоционального интеллекта:

включают

упражнения на распознавание эмоций, развитие навыков саморегуляции и

управления стрессом.

5.

Работа

с

родителями:

родители

играют

важную

роль

в

эмоциональном развитии ребенка. Педагог-психолог проводит консультации

и тренинги для родителей, чтобы они могли поддерживать ребенка в

домашних условиях.

Результаты и эффективность. Коррекционно-развивающие занятия

показывают высокую эффективность в развитии эмоциональной сферы детей

с ЗПР. Дети становятся более открытыми, уверенными в себе, лучше

понимают и выражают свои эмоции. Это способствует улучшению их

социальной адаптации и успеваемости в школе.

Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на

коррекционно-развивающих занятиях является важным аспектом их общего

развития. Использование различных методов и техник позволяет достичь

значительных результатов в формировании эмоционального интеллекта, что

способствует успешной адаптации и обучению детей.

Список литературы

1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.

И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 424 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.:

Лабиринт, 1999. — 416 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.

— М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.:

Педагогика, 1978. — 304 с.

5.

Фельдштейн,

Д.

И.

Психология

развития

человека:

период

взрослости / Д. И. Фельдштейн. — М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004. —

672 с.

6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека /

В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.:

Логос, 2003. — 384 с.

8.

Амонашвили,

Ш.

А.

Педагогика

сотрудничества

/

Ш.

А.

Амонашвили. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. —

М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.

10. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М.: МГУ,

1973. — 376 с.



В раздел образования