Автор: Тамара Ивановна Грузинова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с "Золотой ключик" г. Зернограда
Населённый пункт: г.Зерноград Ростовская обл
Наименование материала: Реферат
Тема: «Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь»
Дата публикации: 22.03.2023
Раздел: дошкольное образование
Реферат на тему «Структура педагогического процесса в ДОУ,
его компоненты, их взаимосвязь»
Содержание
1. Введение:
Актуальность проблемы
Цели и задачи
2. Основная часть
- Сущность и структура педагогического процесса
- Педагогический процесс в ДОУ
3. Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что педагогическим процессом
называется целостный процесс осуществления образования в широком
смысле путем обеспечения единства образования и воспитания.
Синонимом понятия "педагогический процесс"
является широко
используемый термин "образовательный процесс".
В то же время в настоящее время на основе использования методов и
приемов системного структурного анализа появляются более благоприятные
возможности для всестороннего рассмотрения учебного процесса. Это
требует выявления основных компонентов системы, в которой протекает
процесс, учета основных закономерных связей между ними, выявления
источников развития и условий эффективного управления процессом.
1
Педагогический
процесс
-
это
специально
организованное
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на решение развивающих
и воспитательных задач.
Любой процесс - это состояние, которое изменяется по порядку от
одного состояния к другому. В процессе обучения это изменение является
результатом
педагогического
взаимодействия.
Именно
поэтому
педагогическое взаимодействие как взаимная деятельность, сотрудничество
педагога и детей в процессе общения, ведущее к взаимным изменениям в их
поведении,
деятельности
и
отношениях,
является
существенной
особенностью педагогического процесса.
Воспитатели и дети как субъекты, субъекты являются основной
составляющей
педагогического
процесса.
Взаимодействие
субъектов
педагогического процесса (обмен деятельностью) является конечной целью
детей
по
присвоению
опыта,
накопленного
человечеством
во
всем
многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в
условиях
хорошей
материальной
базы,
в
том
числе
при
наличии
разнообразных специально организованных средств обучения. Поэтому
содержание
образования
и
средства
являются
двумя
другими
составляющими педагогического процесса. Взаимодействие педагог и детей
с использованием разнообразных средств на содержательной основе является
существенной особенностью учебного процесса, происходящего в любой
педагогической системе.
Системно-формирующий фактор педагогического процесса является
его целью и понимается как многоуровневое явление. Цели должны отражать
конкретные результаты, к которым стремятся педагоги и воспитанники. Цель
- это внутренний (сущностный) социальный опыт, объясненный в обучении,
будь то в средствах или деятельности педагогов и детей, в явной или неявной
форме. Она играет определенную роль на уровне своего сознания и
реализации. Организация системы образования ориентирована на цели
образования, и для достижения этих целей она полностью подчинена целям
2
образования. При системном подходе представляется необоснованным
приукрашивать педагогическую деятельность, методы, приемы, средства,
коммуникативные эффекты, организационные формы и другие структурные
компоненты
педагогического
процесса,
а
также
цели,
присущие
динамической системе "воспитатель-ребенок".
Предметом исследования является педагогический процесс в ДОУ.
Цель исследования: на основании изученной теории и опытно
поисковой
работы
разработать
модель
организации
взаимодействия
субъектов педагогического процесса в детском саду, а также программу по
организации
воспитательной
работы
в
дошкольной
образовательной
организации.
Основная часть.
Цели и задачи воспитательной деятельности реализуются в педагогических
процессах. Воспитательный процесс отличается от педагогического тем, что
организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых направлено на
достижение целей воспитания в организационно - педагогических условиях
конкретной воспитательной технологии. Самые главные характеристики
воспитательного процесса - это его целостность, системность, цикличность,
технологичность и др.
Сущность и структура педагогического процесса
Педагогическая
деятельность
по
Б.Т.
Лихачеву
-
особый
вид
общественно
полезной
деятельности
взрослых
людей,
сознательно
направленной
на
подготовку
подрастающего
поколения
к
жизни
в
соответствии
с
экономическими,
политическими,
нравственными,
эстетическими и другими целями общества.
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает
Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического
университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как
3
С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А.
Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Педагогическая
деятельность
есть
сознательное
вмешательство
взрослых
людей
в
объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания
детей. Цель этого вмешательства - преобразование человеческой природы в
«развитую специфическую рабочую силу», подготовка члена общества
1
.
Любой процесс-это состояние, которое изменяется по порядку от
одного состояния к другому. В процессе обучения это изменение является
результатом
педагогического
взаимодействия.
Именно
поэтому
педагогическое взаимодействие как взаимная деятельность, сотрудничество
учителя и учащихся в процессе общения, ведущее к взаимным изменениям в
их
поведении,
деятельности
и
отношениях,
является
существенной
особенностью педагогического процесса.
Воспитатели и дети как субъекты, субъекты являются основной
составляющей
педагогического
процесса.
Взаимодействие
субъектов
педагогического процесса (обмен деятельностью) является конечной целью
студентов по присвоению опыта, накопленного человечеством во всем
многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в
условиях
хорошей
материальной
базы,
в
том
числе
при
наличии
разнообразных специально организованных средств обучения. Поэтому
содержание образования (опыт, базовая культура) и средства являются двумя
другими
составляющими
педагогического
процесса.
Взаимодействие
воспитателя
учащихся
с
использованием
разнообразных
средств
на
содержательной основе является существенной особенностью учебного
процесса, происходящего в любой педагогической системе.
Системно-формирующий фактор педагогического процесса является
его целью и понимается как многоуровневое явление. Цели должны отражать
конкретные результаты, к которым стремятся преподаватели и студенты.
Цель-это внутренний (сущностный) социальный опыт, объясненный в
1
4
обучении, будь то в средствах или деятельности учителей и учащихся, в
явной или неявной форме. Она играет определенную роль на уровне своего
сознания и реализации. Организация системы образования ориентирована на
цели образования, и для достижения этих целей она полностью подчинена
целям образования. При системном подходе представляется необоснованным
приукрашивать педагогическую деятельность, методы, приемы, средства,
коммуникативные эффекты, организационные формы и другие структурные
компоненты
педагогического
процесса,
а
также
цели,
присущие
динамической
системе
"педагог-ребенок".
В
них,
благодаря
их
взаимодействию, рождались методы, приемы, организационные формы и
другие искусственные элементы педагогического процесса.
Эти принципы призваны определить основное направление, в котором
необходимо достичь поставленных целей.
Содержание является частью человеческого опыта и передается
ученику в соответствии с принципами поставленных целей и выбора.
Принимая во внимание процесс обучения как динамическую систему, и
принимая во внимание его динамику, движение которой обусловлено
взаимодействием или обменом деятельностью основных частей, переход
процесса обучения из одного состояния в другое можно проследить только
путем определения его основных единиц. Только в этом случае можно
понимать процесс обучения как развивающее взаимодействие его субъектов,
направленное на решение учебных задач.
Основная единица своевременного развития учебного процесса, только
по ней можно судить о его процессе, должна отвечать следующим условиям:
иметь все основные характеристики учебного процесса; в реальности любой
цели обучения именно эти условия отвечают задаче обучения как единице
учебного процесса.
В
реальной
педагогической
деятельности
различные
ситуации
возникают из-за взаимодействия педагога и воспитанников. Введение целей в
учебные ситуации дает цель взаимодействия. Педагогическая ситуация
5
связана с целью и условиями осуществления деятельности и является
педагогической задачей.
Принято различать задачи разных категорий, типов и уровней
сложности, но все они имеют один общий признак, а именно: это задачи
социального управления. Однако процесс обучения "ячеек", борющихся за
свою мельчайшую единицу, можно рассматривать только как оперативные
задачи, органически выстроенный ряд, который приводит к тактическим
решениям, а затем и стратегическим задачам. Их объединяет то, что они
соответствуют
основной
программе,
которая
предполагает
четыре
взаимосвязанных этапа разрешения
- Ситуационный анализ и разработка учебных заданий;
- На практике целевой план включает в себя организацию;
- Взаимодействие, регуляция и коррекция педагогических процессов;
- Анализ результатов решения.
Поступательное движение педагогического процесса от решения одних
задач к другим, более сложным и ответственным, является результатом
научного
обоснования
объективного
и
своевременного
осознания
необходимости разрешения и устранения объективных педагогических
противоречий,
являющихся
результатом
неправильных
педагогических
решений.
Педагогическое
взаимодействие
и
его
виды.
Педагогическое
взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического
процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие",
сводящей педагогический процесс как субъект - объектным отношениям,
которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в
педагогическую действительность основного постулата теории управления:
если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории
традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом естественно
считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление
о педагогическом процессе как субъект - объектном отношении закрепилось
6
вследствие
утверждения
в
системе
образования
авторитаризма
как
социального явления.
Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической
практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ребенок-
ребенок", "ребенок-коллектив", "ребенок-педагог", "воспитанник - объект
усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является
взаимосвязь
"педагогическая
деятельность-деятельность
воспитанника".
Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является
отношение "воспитанник-объект усвоения".
В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут
быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом
активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что
основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и
результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в
овладении
определенными
способами
действия.
Таким
образом,
педагогический процесс как частный случай социального отношения
выражает
взаимодействие
двух
субъектов,
опосредованное
объектом
усвоения, т.е. содержанием образования.
Исходя из категории "взаимодействие", процесс обучения может быть
выражен
как
интеграция
взаимосвязанного
процесса
взаимодействия
педагогов
и
учащихся,
родителей,
общественности;
взаимодействия
учащихся друг с другом, объектом материальной и духовной культуры,
объектом материальной и духовной культуры, объектом материальной и
духовной культуры, объектом материальной и духовной культуры, объектом
материальной и духовной культуры, объектом материальной и духовной
культуры, объектом материальной и духовной культуры. Именно в процессе
взаимодействия устанавливаются и проявляются информация, организация и
деятельность, коммуникация и другие связи и отношения. Однако из
различных
отношений
только
эти
отношения
носят
воспитательный
характер, а воспитательные взаимодействия в процессе обучения приводят к
7
усвоению
учащимися
определенных
элементов
социального
опыта
и
культуры. Его истинное духовное богатство зависит от богатства истинных
отношений человека. Отношения между учащимися, вовлеченными в
учебный
процесс,
являются
общим
явлением
и
характерной
чертой
образования. По их уровню сформированности можно судить и об общем
уровне развития личности.
Принято различать различные виды педагогического взаимодействия,
поэтому отношения: педагогические (отношения между педагогами и
детьми); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, подростками);
предметные (отношения между учащимися и материальными объектами
культуры);
отношения
с
самими
собой
Важно
подчеркнуть,
что
педагогическое взаимодействие происходит тогда, когда учащиеся вступают
в контакт с людьми и предметами, окружающими их в повседневной жизни,
даже без участия педагогов.
Весомым аргументом в защиту взаимодействия как существенной
особенности педагогического процесса является то, что вся многообразная
духовная жизнь учащихся, в которой происходит их воспитание и развитие,
как ее источник и содержание, есть именно взаимодействие с реальным
миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими
воспитателями.
Кроме того, по мере развития учащихся возрастает их собственная роль
в этих взаимодействиях. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две
стороны, две взаимозависимые составляющие: педагогическое воздействие и
реакция
детей.
Воздействие
может
быть
прямым
и
косвенным,
варьирующимся по направлению представления, содержанию и форме,
наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (контролируемой,
неуправляемой) и т. д. Столь же разнообразны и реакции студента: активное
восприятие и обработка информации, пренебрежение или контратака,
эмоциональное
переживание
или
безразличие,
действие,
действие,
активность и т. д.
8
Взаимодействие педагога и детей на содержательной основе с
определенной
целью
и
использованием
различных
средств
является
существенной особенностью учебного процесса, происходящего в любой
педагогической системе.
Динамической системе «педагог – воспитанник» присущи такие
компоненты,
как
методы
и
организационные
формы
педагогической
деятельности.
Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к
достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем
развития
и
подготовленности
субъектов
педагогического
процесса,
содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.
Организационная
форма
педагогической
деятельности
–
это
специальная конструкция педагогического процесса, характер которой
обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности.
По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы
обучения
и
воспитания
подразделяются
на
массовые,
групповые
и
индивидуальные.
Педагогический процесс имеет определенный результат, под которым
понимается степень достижения поставленной цели.
При этом закономерность процесса обучения объективно присутствует,
повторяющаяся, устойчивая, значимая связь между отдельными явлениями, с
обеих сторон процесса обучения. Самое главное - это связь:
- Процесс обучения, воспитания и развития как неотъемлемая часть
общего педагогического процесса;
- Процесс воспитания и самовоспитания, между воспитательным
руководством и самостоятельной деятельностью воспитываемого, обучением
и обучением, то есть деятельностью учителя и учащихся как субъекта
педагогического процесса;
- Результаты индивидуальной деятельности и общения и их развитие;
9
- Способности личности (возраст, индивидуальность) и характер
воздействия на ее обучение;
- Коллективное и индивидуальное в системе обучения.
Для непосредственной практики учебного процесса важно понимать
внутренние
связи
между
функциональными
компонентами.
Поэтому
содержание
того
или
иного
образовательного
процесса
закономерно
определяется
поставленными
задачами.
Методы
педагогической
деятельности и средства, используемые в этом процессе, определяются
задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Организация
учебного процесса определяется содержанием.
Педагогический процесс в ДОУ
По определению Ю.К. Бабанского, педагогический процесс – это
«процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях
педагогических
систем,
в
которых
организованно
взаимодействуют
воспитатели
и
воспитуемые:
учебно-воспитательные,
образовательные,
профессионально-образовательные учреждения,
детские объединения и
организации».
Ш. А. Амонашвили характеризовал педагогический процесс как
помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого
процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет
функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том,
чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом
возвести, поднять его до учебного материала
2
.
Итак, изучив определения педагогического процесса, мы выяснили, что
по Ш. А. Амонашвили педагогический процесс - это помощь ребенку, по Ю.
К. Бабанскому педагогический процесс представляет собой процесс, в
котором, взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, по М. А. Данилову
2
10
педагогический процесс - это внутренне связанная совокупность многих
процессов, Г.М. Коджаспирова понимает педагогический процесс как
целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи
воспитания и обучения, Б. Т. Лихачев понимает педагогический процесс как
определенную систему, компоненты которой - содержания, средства, методы,
формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых.
Исследователи
выделяют
в
развитии
педагогических
процессов
различные этапы. Так, И. П. Подласый выделяет:
1.
подготовительный;
2.
основной;
3.
заключительный.
На
первом
подготовительном
этапе
образовательного
процесса
определите цели и конкретные задачи, спланируйте и выберите методы
воздействия с учетом основных задач текущего этапа, возраста ребенка и
концепции образования, которая представляет собой концепцию личностно-
ориентированного подход.
Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного
отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем
изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи
применительно к конкретным детям, подбирая компоненты воздействия,
формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап
планом перспективной работы и прогнозированием результатов.
На
втором
основном
этапе
осуществляется
педагогическое
взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный контроль за
промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения
и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку внести изменения
и дополнения в реализацию воспитательно-образовательных задач.
На третьем и заключительном этапе анализируются результаты и
устанавливаются причины формирования недостатков в образовании. Еще
11
раз
рассматривается
законность
поставленных
задач,
адекватность
выбранных средств, методов и форм организации. Он показывает, что дало
наилучший результат, а что оказалось неэффективным
3
.
Таким образом, этапы педагогического процесса являются важной
составляющей педагогического процесса, при этом этапы педагогического
процесса имеют свою собственную структуру и содержание, где каждый из
них подразумевает определенные цели и задачи.
Рассматривая структуру педагогического процесса, можно выделить
его структурные компоненты. Структурными компонентами целостного
педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность
учителя, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач,
методов и средств, и деятельность учащегося (воспитанника, детского
коллектива), определяемая его личными целями, мотивами, доступная и
понятная методы и средства, а также результат совместной деятельности.
Деятельность педагога - деятельность специально подготовленного
специалиста, поэтому она определяется целями и задачами, вытекающими из
социального заказа и трансформированными в профессиональном сознании
воспитателя.
В
структуре
педагогического
процесса
выделяют
следующие
компоненты:
1.
Содержательно-целевой;
2.
Организационно-деятельностный;
3.
Эмоционально-мотивационный;
4.
Контрольно-оценочный.
Содержательно-целевой
компонент
педагогического
процесса,
представляющий
взаимосвязанные
цели
образования
(общие,
индивидуальные и частные), с одной стороны, и содержание воспитательной
работы, с другой стороны, в котором реализуются цели образования.
Концепция цели образования наполнена четко определенным содержанием
3
12
знаний, умений, отношения к реальности, мерой участия в творчестве. Это
содержание конкретизируется по отношению как к отдельному человеку, так
и к определенным группам в соответствии с возрастом взаимодействующих
субъектов, особенностями педагогических условий.
Организационно-деятельностный
компонент
педагогического
процесса,
который
проявляется
как
управление
образовательной
деятельностью
воспитателями
(это
можно
назвать
организацией
педагогической среды для формирования и развития личности ребенка) и как
организация непосредственного взаимодействия между педагогами и детьми,
в котором организующая роль проявляется профессионализм воспитателей,
вооруженных знаниями имеет росту воспитательной работы и владеющих
профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти
средства и методы, в зависимости от особенностей образовательных
ситуаций, перерастают в определенные формы совместной деятельности
педагогов и учащихся.
Эмоционально-мотивационная
составляющая
педагогического
процесса,
которая
характеризуется
определенными
эмоциональными
отношениями между его субъектами, в первую очередь между педагогами и
учениками, а также мотивами их деятельности, среди которых, безусловно,
на первый план выходят мотивы учеников. Их формирование в правильном
направлении, пробуждение социально ценных и личностно значимых
мотивов во многом определяет эффективность педагогического процесса.
Контрольно-оценочный
компонент
педагогического
процесса,
включающий в себя, прежде всего, контроль и оценку воспитателями
деятельности учащихся: как подведение итогов работы на каждом этапе
взаимодействия,
так
и
определение
уровня
развития
учащихся
для
разработки последующей программы деятельности.
Таким образом, содержательно-целевой компонент педагогического
процесса представляет собой взаимосвязанные цели воспитания. Цель
воспитания наполняется определенным содержанием знаний, умений и
13
навыков,
отношений
к
действительности
и
т.
д.
Организационно-
деятельностный компонент педагогического процесса проявляется как
управление воспитательной деятельностью педагогами и как организация
непосредственного
взаимодействия
воспитателей
и
воспитанников.
Эмоционально-мотивационный компонент характеризуется определенными
эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между
воспитателями
и
воспитанниками.
Контрольно-оценочный
компонент
педагогического
процесса
-
это
контроль
и
оценку
воспитателями
деятельности воспитанников (подведение итогов работы на каждом этапе
взаимодействия, определение уровня развития воспитанников и т. д.).
С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере
именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на
деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и
вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его
деятельность фактором является оценка этой деятельности.
Важной составляющей этого компонента структуры педагогического
процесса является самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности,
способность отслеживать ее эффективность, к рефлексии.
Итак, изучив структуру и структурные компоненты педагогического
процесса, мы пришли к следующим выводам о том, что структура
педагогического
процесса
формируется
содержательно-целевым,
организационно-деятельностным,
эмоционально-мотивационным,
контрольно-оценочным компонентами. Каждый из них характеризуется
определенными
целями
и
задачами,
что
определяет
эффективность
педагогического процесса и способствует его правильной организации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что педагогический процесс
является важной частью любого образовательного учреждения, поскольку
правильно организованный педагогический процесс способствует успешному
усвоению детьми новых знаний, навыков и умений. С помощью этапов
педагогического процесса можно создать среду, в которой существуют
14
активные взаимоотношения между воспитателем и обучаемым, поскольку
каждый их этап подразумевает определенные цели и задачи воспитания и
тренинга.
Заключение
Рассмотрев концепцию педагогического процесса в дошкольном
образовании,
цель,
структуру,
принципы,
модели
и
субъекты
взаимодействия, можно сказать, что в современной педагогической науке
существуют разные точки зрения на понятие сущности педагогического
процесса. В самом общем виде педагогический процесс в дошкольном
учреждении - это специально организованное взаимодействие между детьми
и педагогами, развивающееся с течением времени и в рамках определенной
образовательной системы, которая направлена на достижение целей и
принципов
образования,
воспитания.
Следовательно,
педагогический
процесс представляет собой органическое единство процессов обучения,
воспитания, становления и развития.
Список использованных источников
1.
Абдулина О. А. Педагогический процесс в ДОУ. – М., 2019. –
с.20.
2.
Адамский А.И. Школа // Стратегия-2020: Концепции и подходы к
организации целостного педагогического процесса / науч. ред.: В.А. Мау,
Я.И. Кузьминов. - Кн. 1. - М.: Дело, 2019. - № 11. - С. 300-358.
3.
Асеев, В. Г. Педагогический процесс [Текст] // Теоретические
проблемы психологии личности / В. Г. Асеев. — М., 2018. - 200 с.
4.
Бабанский
Ю.
К.
Педагогический
процесс.
//Советская
педагогика. – 2020. – № 2. С. 20.
5.
Бакурадзе А., Джамулаев А. Педагогический процесс // Директор
школы. - 2020. - № 10. - С. 11-15.
15