Автор: Васильева Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Игринская СОШ №5
Населённый пункт: Удмуртская Республика, поселок Игра
Наименование материала: Нейроупражнения на уроках-как способ развития письменной речи у школьников
Тема: Нейроупражнения на уроках в начальной школе-как способ развития письменной речи
Дата публикации: 22.04.2025
Раздел: начальное образование
«Нейроупражнения в начальных классах-как способ развития
письменной речи»
Введение
Актуальность темы заключается в том, что школьные программы усложняются
из года в год, не всегда ориентируясь на возрастные и психические особенности
ребёнка. В результате даже способные к обучению дети попадают в разряд
неуспевающих. Другой причиной трудностей обучения могут быть различные
недоформирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком
что-то не так.
Основная цель применения нейроупражнений - это активизация развития
речи у детей начальных классов.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развит нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь
ребенка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его
мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой. Работу с
детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от
мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической
функции есть своя программа развития.
Коррекционно-развивающие
занятия
необходимы
как
детям,
не
успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических
функций, так и детям, которые со школьной программой справляются, но в
ущерб своему здоровью.
Нейрогимнастика, нейроупражнение - что это?
В начале 90-х годов американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон
была разработана программа нейрогимнастики - «Гимнастика мозга», это
методика активации природных механизмов работы мозга с помощью
физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила
широкую известность. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не
разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических
двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой
методике всю жизнь.
Все люди получают информацию об окружающем мире с помощью органов
чувств, передающих полученные сведения в головной мозг. Качественная
продуктивная работа мозга выступает залогом отличной памяти, реакции,
навыков быстрого переключения с одних видов деятельности на другие.
Поэтому тренировать мозг рекомендуется прямо с детского возраста.
В последние годы особую популярность получила нейрогимнастика —
комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности. Что это
— очередной тренд или действительно полезная штука?
Нейрогимнастика — это комплекс многофункциональных упражнений,
направленных на разностороннюю тренировку мозга. И это не выдумка!
Существует такое понятие как «образовательная кинезиология» — прикладная
наука, изучающая развитие и умственных способностей посредством разных
заданий, тренирующих оба мозговых полушария.
упражнения для мозга позволяют решить множество задач, связанных не только
с работой мозга в целом, но и с когнитивными способностями.
В частности, нейрогимнастика помогает детям:
стимулировать развитие мыслительной деятельности;
улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению
информации;
снизить
утомляемость
на
занятиях
и
уроках,
повысить
работоспособность;
улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
развить способность к выполнению симметричных и асимметричных
движений;
укрепить вестибулярный аппарат;
снять стресс и напряжение;
Нейрогимнастика помогает ребёнку не только в школе, когда детский мозг
находится в активной работе. Выполненные упражнения благоприятно скажутся
и во взрослой жизни, когда человеку придётся работать на компьютере, водить
автомобиль или управлять иным транспортным средством, использовать
различные приборы или механизмы.
В
настоящее
время
количество
школьников,
которые
испытывают
трудности в обучении, неуклонно растёт. Раньше основными причинами
неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и проблемная
социальная среда.
В
последние
годы
неуспешными
оказываются
и
дети
из
вполне
благополучных семей. И всё чаще хорошая успеваемость в школе даётся
ребёнку ценой постоянных головных болей, проблем с желудочно-кишечным
трактом или различных невротических проявлений. Один ребёнок начинает
говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не
в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или
вообще путает буквы.
У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все
правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы
возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно
здоровых детишек. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским
языком, чтением и математикой. Когда ребёнок впервые переступает порог
школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится
попасть в школьный мир.
Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться
хочет, но не может. В чём причина?
Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное время не в
полной мере соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям
детей. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники
приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к
школьному образованию.
Школьные программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь
на возрастные и психические особенности ребёнка. В результате даже
способные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих. Другой
причиной трудностей обучения могут быть различные недоформирования
отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так.
Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его
мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой. Работу с
детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от
мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической
функции есть своя программа развития.
Коррекционно-развивающие
занятия
необходимы
как
детям,
не
успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических
функций, так и детям, которые со школьной программой справляются, но в
ущерб своему здоровью.
С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педагогам? Что
чаще всего мы слышим от самого ребёнка? Жалобы ребёнка и вероятная
«расшифровка»:
• «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с
памятью.
• «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
• «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки
информации.
• «Не могу представить» — проблема с воображением.
Как видим, жалобы ребёнка связаны с проблемой развития основных
психических функций. Какие же психические процессы должны быть на
хорошем уровне для успешного обучения?
В первую очередь — внимание. Причём внимание должно обладать
произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением
и объёмом. Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать
внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние
раздражители.
Распределение
внимания
подразумевает
одновременное
восприятие
разномодальной информации: например, слушать учителя и писать. Именно на
внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги. Если ребёнок быстро
утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания.
Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и контроля
собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия,
чтобы выполнить то или иное задание. Для этого необходима воля. Если
уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и
контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и
инструкции.
Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия.
Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на
восприятии
отдельных
признаков
предмета,
вызвав
фрагментарность,
неполноту
образа.
При
недоформировании
зрительно-пространственного
восприятия ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему
трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это
отвечают
теменно-затылочные
и
теменно-височно-затылочные
отделы
головного мозга.
При несформированности акустического восприятия могут возникнуть
трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера:
различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д- т и т. д. За
это отвечают височные отделы головного мозга. Качественному обучению
мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения
звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя,
связной речи.
Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти. Как
правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому
проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слухоречевую
память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо
развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это
показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего
блока питания всех отделов мозга.
Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
обобщения,
умозаключения.
Также
следует
обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен или медлителен, имеются
трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может
проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую,
ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд).
У ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке. Важна
правильная постановка руки при письме.
Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чтении,
списывании с доски.
Нейроупражнения на уроках
1. «Найди букву и раскрась»
Развитие внимания и пространнего мышления.
2. «»Лишние буквы»
Развитие зрительного внимания, отработка образа слова
3. «Учим словарные слова»
Развитие воображения, ассоциативной памяти.
Ребёнку часто сложно запомнить правильное написание орфограммы в
словарном слове. Запоминать правильные буквы лучше всего, опираясь на те
или иные образы.
Сначала нарисованный образ обязательно проговариваем: «Корова говорит
"ооооо"». Затем просим ребёнка закрыть глаза и представить эту картинку. И
третий этап — нарисовать самому. Ниже представлены примерные варианты
слов. Придумывание опорных образов для других слов развивает воображение
и ассоциативную память.
4. «Изучаем профессии»
Развитие мышления и обогащение словарного запаса
Ребёнку предлагается ряд профессий для запоминания. Предпочтительно
давать более широкое и профессиональное определение и те профессии,
которые менее упрочены в сознании: программист, режиссёр, машинист,
журналист
и
т.
п.
Желательно,
чтобы
ребёнок
составил
собственное
определение. Это будет развивать речь и мышление.
Профессия — основной род трудовой деятельности, требующий специальной
подготовки и обучения.
Художник — человек, создающий произведения искусства при помощи
различных средств (краски, карандаш, пастель и т. д.). Художник пишет
картины.
Бывают
также
художники-иллюстраторы,
художникимультипликаторы,
художники-проектировщики
(проектирование
мебели, текстиля и т. д.).
Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи. На
флоте повара называют «коком».
Космонавт
(астронавт)
—
специально
подготовленный
человек,
осуществляющий полёт в космическом пространстве.
Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом. Лётчиков также
называют пилотами. Бывают лётчики военной и гражданской авиации.
Шофёр (водитель) — человек, управляющий транспортным средством
(автомобиль,
трамвай,
троллейбус,
автобус).
Водитель
должен
владеть
навыками управления транспортом в разных условиях и знать правила
дорожного движения. Слово «шофёр» произошло от французского слова
"chauffeur", означающего буквально «истопник». Это связано с тем, что в
качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем
использовались уголь и дрова.
Химик — человек, который занимается изучением различных веществ, их
соединением между собой, свойствами и особенностями химических реакций.
Физик — учёный, который изучает предметы окружающей среды и законы
их взаимодействия между собой.
Врач — специалист, который предупреждает, распознаёт и лечит различные
заболевания и травмы у человека.
5.
«
Чтение стихотворения под хлопки»
Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции
Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и
хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением).
Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов
наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст
стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
Зима недаром злится.
Прошла ее пора'.
Весна в окно стучится
И гонит со двора'.
(Ф. И. Тютчев)
6. Игра «Алфавит»
Отработка звукобуквенного анализа, развитие речи и мышления
Количество игроков — от двух человек. На листе бумаги пишется весь
алфавит русского языка. Первый игрок выбирает любую букву и придумывает
на неё слово. В нашем примере игра начинается со слова «алфавит». Второй
игрок придумывает слово на одну из букв слова «алфавит». Но на букву «А»
придумывать уже нельзя, она выбыла из игры. Для удобства выбывшие буквы
вычёркиваются из алфавита, т. е. у ребёнка на выбор — Л, Ф, В, И, Т.
Допустим, ребёнок придумал слово «лошадь» на букву «Л». Взрослый может
взять любую букву из этого слова, кроме «А» и «Л». Если в слове есть буквы
«Ы», «Ъ», «Ь», то можно придумать слово, где эти буквы находятся в середине
или в конце. В итоге количество игровых букв постепенно сокращается. Когда
игрок придумывает слово, полностью состоящее из выбывших букв, кроме
первой, он получает очко. Теперь второй игрок выбирает любую свободную
букву для новой цепочки слов. Выигрывает тот, кто заработал больше очков.
АБВГДЕЁЖЗИ Й
КЛМНОПРСТУ Ф
ХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
7. «Объясни инопланетянам»
Развитие речи, мышления (понятийных категорий), умения чётко излагать
свои мысли
Ребёнок должен описать то или иное понятие так, чтобы у него вышло
полное определение. Например: взрослый предлагает ребёнку объяснить
инопланетянам, которые никогда не видели диван, что это такое. Сначала дети
описывают диван так: «То, на чём сидят». Задавая наводящие вопросы и
подсказывая прилагательные, нужно прийти хотя бы к такой версии: «Это
предмет мебели. Бывает двухместный. Бывает из кожи, замши и т. д.
Предназначен для отдыха и сна»
.
8. «От общего к частному»
Развитие умения устанавливать связи между общими и частными понятиями
Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева
было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие понятия.
Широкое понятие
Среднее понятие
Узкое понятие
Одежда
Зимняя одежда
Шуба
Шапка, меховая шапка, головной убор.
Посуда, чашка, кофейная чашка.
Сапоги, обувь, резиновые сапоги.
Мебель, полка, книжная полка.
Шариковая ручка, ручка, письменная принадлежность.
Коза, животное, домашнее животное.
Василёк, растение, полевой цветок.
Черника, ягода, лесная ягода.
Дикая птица, орёл, птица.
Продукт, сыр, молочный продукт.
Мясной продукт, продукт, котлета.
Транспорт, автомобиль, наземный транспорт.
Инвентарь, скакалка, спортивный инвентарь.
9. «Посчитай буквы и слова»
Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема
слухового восприятия
Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно.
Взрослый медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать,
сколько слов в этом предложении.
Красивый рыжий кот сидел на подоконнике.
(6 слов)
Затруднения у детей могут возникнуть при учёте предлогов.
Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем,
например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая?
Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»?
Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ
зрительно, ещё раз считает количество слов в предложении и количество букв в
каждом слове. Количество слов в предложении нужно записать в скобках в
конце предложения. Количество букв в каждом слове указать письменно над
ним.
10. «Элементы»
Умение быстро переключаться с одной графемы на другую, развитие мелкой
моторики, подготовка руки к письму
Ребёнок должен дописать элементы до конца строки.
11. «Прыжки по квадратам»
Развитие умения быстро переключаться, следовать инструкции.
Укрепление руки при письме
Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате
пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Этот набор в
каждом квадрате свой.
Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. Писать
нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно слово. В какой-то момент
взрослый хлопает в ладоши и называет номер 33 другого квадрата. Ребёнок
должен быстро начать писать в заданном квадрате.
Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие
пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и
продолжить писать с этой буквы
.
12.«Гусеница»
Закрепление звукобуквенного анализа
Предложите ребёнку превратить заданное вами слово в гусеницу. Одна буква
— один кружок в её тельце. Сколько букв в слове — такой длины и должна
быть гусеница. Сначала ребёнок должен в уме посчитать количество букв в
слове, потом нарисовать кружочки тела гусеницы, а затем вписать буквы в эти
кружочки.
Усложнённый вариант: ребёнок вписывает буквы не с начала, а с конца слова
(более сложный звукобуквенный анализ). Можно также попросить ребёнка
раскрасить гусеницу: гласные буквы — красным цветом, согласные — синим.
13 «Волшебный квадрат»
Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации
Предложите
ребёнку
посмотреть
внимательно
на
два
квадрата,
расположенных перед ним. В первом квадрате буквы, а во втором — числа.
Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, находящиеся
на тех же местах в другой таблице.
Если всё будет сделано правильно,
получится предложение.
14. «Услышь букву»
Развитие слухового внимания, скорости реакции
Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть,
когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её
услышал. Более сложный вариант включает работу над переключением,
например: «На М хлопни, на Л топни».
15 «Четвертый лишний»
Развитие мышления и речи
Предложите ребёнку найти в каждой строчке лишнее слово и объяснить
свой выбор.
Хризантема, папоротник, незабудка, ирис (папоротник не цветок).
Роза, ландыш, тюльпан, гладиолус {ландыш не садовый цветок).
Корова, лошадь, лось, коза {лось не домашнее животное).
Канарейка, воробей, зяблик, синица {канарейка — домашняя птица).
Мышь, крыса, куница, хомяк (куница не грызун, а хищник).
Пихта, сосна, кедр, каштан (каштан не хвойное дерево).
Вишня, облепиха, крыжовник, клён (клён не плодовое растение).
Апельсин, лимон, мандарин, нектарин (нектарин не цитрусовый фрукт).
Саксофон,
труба,
гитара,
флейта
(гитара
—
струнный
музыкальный
инструмент).
Подосиновик,
рыжик,
мухомор,
шампиньон
(мухомор
—
несъедобный гриб). Воробей, скворец, ворона, голубь (скворец — перелётная
птица).
Лось, олень, рысь, заяц (рысь — хищное животное).
16 «Чтение под стук»
Развитие концентрации и распределения внимания
Взрослый читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по
столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать количество ударов.
Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста
ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.
В деревне
Приехал Миша летом в деревню из города. Всё незнакомо. Вышел во
двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух
сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор:
— Ку-ка-ре-ку!
Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого
в городе не увидишь.
17 «Запоминалочка»
Развитие
концентрации
внимания,
умения
следовать
инструкции,
расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по
одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы,
в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот,
кто не смог правильно повторить всю фразу.
Улица.
Зелёная улица.
Зелёная улица с домиками.
Зелёная улица с красивыми домиками.
18 «Перепиши без ошибок»
Развитие зрительного внимания
Является хорошей подготовкой к школьным работам по списыванию, так
как набор букв абсолютно бессмысленный. Это заставляет чаще смотреть на
образец, вместо того чтобы записывать по памяти, что может привести к
неправильному додумыванию. Нужно правильно переписать бессмысленный
набор букв или сложные слова / тексты.
Алшщур вромтпрь втревлд
Крстнпыщ тарнедллр южзйцсч
19 «Сократ»
Расширение словарного запаса
По команде взрослый и ребёнок начинают записывать названия города,
животного, дерева, которые начинаются на букву «С». Даётся 1-2 минуты.
Потом нужно перейти к букве «О» и т. д. Можно использовать один или
несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в
своей таблице.
город
дерево
птицы
животные
овощи
фрукты
о
а
с
м
т
20 «Хитрые слова»
Развитие непроизвольного внимания
На листе бумаги пишется пять-семь несложных слов. Например:
кот, дом, карета, дым, том, облако, яблоко
Предложите ребёнку как можно быстрее посчитать, сколько букв в каждом
слове.
Далее ребёнок должен назвать слова, которые были написаны. Обычно
дети не могут это вспомнить, так как их не просили прочитать слова. Но
непроизвольно ребёнок должен был запомнить хотя бы несколько слов.
21 «Составь предложение»
Развитие мышления, речи
Даны четыре буквы. Ребёнок должен придумать предложение, в котором
каждое слово начинается на одну из этих букв. Можно добавлять предлоги.
Нужно использовать все буквы. Количество букв может быть любым.
м, к, п, в.
Маша каталась в парке на велосипеде.
22 « Чтение вверх ногами»
Развитие концентрации внимания устранение «угадывающего» чтения
Упражнение предназначено для школьников, у которых уже достаточно
сформирован навык чтения и нет проблем с заменой букв по оптическому
признаку. Образ буквы должен быть хорошо сформирован. Ребёнок должен
прочитать текст, который перевёрнут вверх ногами
Заключение
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых
не получается учиться хорошо. В начальной школе простые нейроупражнения
на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового
задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать,
что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того,
насколько хорошо он умеет собой управлять.
Нейроупражнения
способствуют включению в работу сохранных и
активизации нарушенных функций. А также:
стимулировать развитие мыслительной деятельности;
улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению
информации;
снизить
утомляемость
на
занятиях
и
уроках,
повысить
работоспособность;
улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
развить способность к выполнению симметричных и асимметричных
движений;
укрепить вестибулярный аппарат;
снять стресс и напряжение;
Нейроупражнение помогает ребёнку не только в школе, когда детский мозг
находится в активной работе. Выполненные упражнения благоприятно скажутся
и во взрослой жизни, когда человеку придётся работать на компьютере, водить
автомобиль или управлять иным транспортным средством, использовать
различные приборы или механизмы.