Напоминание

"Национальный колорит в современном творчестве"


Автор: Сорокина Любовь Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Цивильская детская школа искусств им. О.Я. Агаковой
Населённый пункт: город Цивильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Национальный колорит в современном творчестве"
Дата публикации: 22.05.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Национальный колорит в современном творчестве.

Сорокина Любовь Анатольевна

МБУДО Цивильская детская школа искусств им. О.Я. Агаковой

Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Введение.

Аннотация. В статье затрагивается тема, из чего складывается богатство русской

культуры? Из обычаев, фольклора, языков почти 200 народов, населяющих территорию

нашей страны. Они переплетаются между собой и создают невероятно разнообразную

палитру. Культурное наследие — это то, что определяет характер и индивидуальность

каждого народа..Художественное развитие путем переосмысления национального

колорита. С одной стороны, это его история и память. С другой — язык и обычаи,

песни и сказки, блюда национальной кухни и элементы одежды. Уважать историю и

поддерживать живые традиции своего народа — значит сохранять самобытность

многогранной российской культуры.

Современный мир бросает множество вызовов сохранению и восстановлению

национальной культуры и уникальности.

Актуальность:Сегодня национальное культурное наследие, традиции вызывают

неподдельный интерес у большого числа людей. Люди творческих профессий стали

проявлять большой интерес к сохранению национальных традиций и применять их в

создании своих работ.

Цель моей работы: изучить чувашское народное и современное творчество.

Задачи проекта:

1.

Изучить направления чувашского народного искусства.

2.

Сформировать представление о национальной культуре

3.

Собрать информацию о наиболее известных художниках.

Объект исследования:Национальный колорит в современном творчестве

Предмет исследования: художественный стиль.

Я считаю, что моя работа может быть полезна на занятиях, можно узнать о

творчестве художников,

вдохновиться

чувашским национальным колоритом на

создание своих работ, поддержать возрождение традиционной Чувашии.

I.

Народное искусство, художественные промыслы и ремесла Чувашской

республики.

Народные промыслы и ремесла - это искусство. Оно рождалось самой жизнью в

процессе труда из естественного стремления к красоте и творчеству. Чувашия с

древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерицами шитья

серебром и бисером, узорного ткачества, гончарами, резчиками по дереву, искусными

лозоплетельщиками, мастерами музыкальных инструментов, плетению из лыка,

конского волоса, бересты, прутьев, кожи. Их творения поражают изысканной

пластичной

формой,

изяществом

декора,

выразительностью

и

четкостью

орнамента.Декоративно-прикладное искусство Чувашии охватывает ряд отраслей

творчества. Источником его рождения и развития на профессиональной основе стали

богатое наследие и сохранившиеся традиции в разных видах и формах чувашского

народного искусства: вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и серебром,

ювелирное искусство, резьба по дереву и камню, керамика, лозоплетение. В рамках

народного искусства развивались монументальная скульптура в виде надгробных

памятников и скульптура малых форм, представленная фигурками богов из глины,

камня и металла (из «Чувашской энциклопедии»).

А. А. Трофимов в статье «Истоки и развитие народных художественных промыслов

Чувашии», опубликованном в сборнике «Народное искусство, художественные

промыслы и ремесла: проблемы сохранения, развития и возрождения» (2005, С. 11-19)

пишет: «Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным

достоянием, а их произведения – богатством, создаваемым как для современников, так

и для будущих поколений. В народном искусстве существует непрерывная связь

времен, что служит одной из самых ценных особенностей культуры общества: в нем

сосредоточены и взаимосвязаны трудовые навыки и творческие принципы многих

поколений.

Народное декоративно-прикладное творчество берет свои истоки из глубины истории,

и в нем прослеживаются богатые традиции, воззрения и выкристаллизованные понятия

о прекрасном, выраженные многими поколениями. Познание истоков художественных

промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные

вопросы сегодняшнего дня, поскольку каждый вид народного творчества требует к себе

особого, индивидуального подхода. Так, произведения чувашской вышивки и узорного

ткачества, по тысячелетним традициям и канонам, до появления артелей не

становились предметами купли и продажи, как и головные уборы из серебра и бисера,

они передавались по наследству детям и близким родственникам. В то же время такие

изделия, как домашняя утварь, транспортные средства, как и глиняные и деревянные

игрушки и пр., часто выполнялись на заказ и вывозились на ярмарки, российские и

международные

выставки.

Своеобразие

прослеживается

в

развитии

культовых

памятников из камня, дерева, глины и цветного металла, где творчество мастеров

приближалось к труду ремесленников. Однако и здесь была своя особенность:

оплачивался труд исполнителя, но сами произведения не могли быть предметом купли-

продажи. Вместе с тем в городской жизни и в близлежащих к городам населенных

пунктах развивалась иная форма специализированного труда. С 1722 г. в городах

Чувашского края, как и во всей России, стали создаваться ремесленные цехи. В

середине XVIII в. в Чебоксарах существовало более 40 видов ремесленного

производства, в которых было занято около 650 человек. Особым почетом среди них

пользовались серебряники, оловянники, колокольники, кузнецы. Кустарное и кустарно-

ремесленное производство большое развитие получило в Ядрине, Цивильске, Алатыре.

Среди городов того времени особый интерес представляет Мариинский Посад: в начале

XX в. в нем жило более 250 ремесленников, занимавшихся более чем 50 видами

ремесел.

На

высоком

уровне

находились

кузнечное,

столярное,

кожевенное

производства; в числе ремесленников были даже мастера по изготовлению ювелирных

изделий из золота».

Основные направления народного творчества:

Вышивка

– один из основных видов чувашского народного орнаментального

искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая

гамма связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Узорное ткачество – одно из древнейших и широко распространённых видов

народного искусства. До второй половины 19 века ткачество использовалось

больше всего при изготовлении поясов, сурбанов, повязок головным уборам,

покрывал, дорожек. Орнамент тканых вещей составляют геометрические и

растительные узоры, состоящие из фигур «Древа жизни», «небосвод», светила.

Современные мастерицы ткут паласы, ковры, дорожки, скатерти, занавески,

покрывала.

Резьба по дереву. В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой – это

чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда. Украшали резьбой мебель,

столбы ворот, фризы, наличники, детские игрушки. И сегодня в каждом чувашском

селении немало мастеров-резчиков. Их умение и вкус направлен на внешнее

оформление жилища и других построек, благодаря чему каждое село приобретает

свой собственный художественно-эстетический облик.

Плетение. Богаты и разнообразны по своему творческому исполнению плетёные

изделия – кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др.

Керамика.

Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело.

Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др.

Украшения из серебра и бисера представляют собой одно из ярких самобытных

явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся

женские головные уборы: тухья, хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет,

шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе и др.

Сувениры народных умельцев – художественное наследие возвращается в наши

дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как

оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по странам мира, становятся

визитными карточками чувашской художественной культуры.

II.

Национальный колорит в творчестве современных художников.

Кажется, еще недавно в массовом сознании чувашская культура ассоциировалась с

деревенскими старушками, акцентом и эстрадной музыкой, застрявшей в 80-х.

Занимала она в основном специалистов-исследователей и поклонников вышивки.

Сегодня национальное культурное наследие, традиции вызывают неподдельный

интерес у большого числа людей. Сегодня мы ищем ответы на вопросы «Кто я?»,

«Почему я такой?», «Какие качества моих далеких предков живут во мне и делают меня

особенным в этом огромном мире?» А еще людей волнует, как они могут обозначить и

проявить свою чувашскую идентичность.

На просторах современного искусства появилось — будто выстрелило — поколение

художников, кураторов, блогеров, глубоко и серьезно погруженных в чувашскую тему.

Георгий Фомиряков. Художник работает в направлении этнофутуризма и создаёт

полотна на основе древних чувашских традиций. Владислав Николаев. Ювелир создаёт

произведения искусства на основе древней чувашской и суварской культуры. В своём

творчестве он использует древние суваро-булгарские технологии — зерни, скани,

чернение. Юма Андреева. Молодая художница-этнофутуристка, выпускница

чебоксарского художественного училища. Создаёт картины, украшения, арт-объекты и

анимации. В своём творчестве старается показать, как этические элементы могут

органично сочетаться с современностью. Полина Осипова. Мультидисциплинарная

художница родом из Чебоксар. Создаёт предметы, скульптуры и носимые скульптуры,

сотрудничает с брендами. В 2021 году стала лауреатом международной премии

Cothinkers и показала свои работы в Hoxton Gallery (Лондон), также получила премию

Creative Activism Awards (Cultures of Resistance Foundation, Бразилия) за свои

чувашские работы. Полина Серафимова. Работает в техниках коллажа, вышивки по

текстилю и графики. Анастасия Сайкова, Татьяна Андреева, Анастасия Хотиновская,

София Толстова, Ксения Кошелева, Софья Кумачева — этот список можно

продолжать, и каждый день он пополняется новыми именами. Молодые талантливые

люди проводят время в музеях и библиотеках, изучают страницы Госкаталога, достают

из пыльных сундуков бабушкины платья, а из словарей — имена. Но все это не ради

абстрактного знания — сокровищам, извлеченным на поверхность из культурных

глубин, находится применение в городской среде. Что «новые взрослые»

действительно умеют хорошо, так это использовать современные медиа — снимают

кино, записывают подкасты, делают fashion-фото, которые отлично смотрятся не

только в социальных сетях, но и на страницах модных журналов. Украшения, костюмы

и аксессуары с чувашским характером становятся отличительным знаком городской

молодежи. Национальный колорит приобретают и разнообразные молодежные

практики: появляются вечеринки в этностиле. А главное — они сами увлеченно живут

чувашской культурой и заражают своей страстью других.

Заключение

Восстановление национальной идентичности и национальных традиций

представляет собой сложный и многогранный процесс. Однако, с принятием

соответствующих мер и сотрудничеством между дружественными государствами и

обществами, это возможно. Сохранение и понимание своей национальной

идентичности являются важными факторами для страны и ее народа, и мы должны

предпринять все возможные усилия для поддержки и восстановления этих ценностей.В

многонациональных обществах важно найти способы сохранения и уважения культур и

идентичностей разных народов. Для этого необходимо сохраненить национальные

традиции.

Культура — это мощный инструмент, формирующий идентичность и стиль жизни

людей. В мире моды культурные коды становятся основополагающими элементами,

определяющими выбор одежды, аксессуаров и даже поведения. Россия, с её

многообразием этнических групп и культурных традиций, представляет собой

уникальную лабораторию, где региональные особенности накладывают отпечаток на

стиль. Модные тренды в разных регионах страны не только отражают предпочтения

населения, но и служат живым примером взаимосвязи между культурой и модой.К

счастью, сейчас начинается возрождение интереса к национальной культуре,

традициям, истории, которое проявляется по-разному, но преследует одну цель –

вспомнить наши истоки и почувствовать дух своих предков, который есть в каждом из

нас.

Вывод:Чувашское национальное творчество востребовано и становится популярно

среди молодых художников, которые создают современные работы, популяризируют и

воспитывают в окружающих гордость за свои традиции и культуру.



В раздел образования