Автор: Сорокина Любовь Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Цивильская детская школа искусств им. О.Я. Агаковой
Населённый пункт: город Цивильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Национальный колорит в современном творчестве"
Дата публикации: 22.05.2025
Раздел: дополнительное образование
Национальный колорит в современном творчестве.
Сорокина Любовь Анатольевна
МБУДО Цивильская детская школа искусств им. О.Я. Агаковой
Цивильского муниципального округа Чувашской Республики
Введение.
Аннотация. В статье затрагивается тема, из чего складывается богатство русской
культуры? Из обычаев, фольклора, языков почти 200 народов, населяющих территорию
нашей страны. Они переплетаются между собой и создают невероятно разнообразную
палитру. Культурное наследие — это то, что определяет характер и индивидуальность
каждого народа..Художественное развитие путем переосмысления национального
колорита. С одной стороны, это его история и память. С другой — язык и обычаи,
песни и сказки, блюда национальной кухни и элементы одежды. Уважать историю и
поддерживать живые традиции своего народа — значит сохранять самобытность
многогранной российской культуры.
Современный мир бросает множество вызовов сохранению и восстановлению
национальной культуры и уникальности.
Актуальность:Сегодня национальное культурное наследие, традиции вызывают
неподдельный интерес у большого числа людей. Люди творческих профессий стали
проявлять большой интерес к сохранению национальных традиций и применять их в
создании своих работ.
Цель моей работы: изучить чувашское народное и современное творчество.
Задачи проекта:
1.
Изучить направления чувашского народного искусства.
2.
Сформировать представление о национальной культуре
3.
Собрать информацию о наиболее известных художниках.
Объект исследования:Национальный колорит в современном творчестве
Предмет исследования: художественный стиль.
Я считаю, что моя работа может быть полезна на занятиях, можно узнать о
творчестве художников,
вдохновиться
чувашским национальным колоритом на
создание своих работ, поддержать возрождение традиционной Чувашии.
I.
Народное искусство, художественные промыслы и ремесла Чувашской
республики.
Народные промыслы и ремесла - это искусство. Оно рождалось самой жизнью в
процессе труда из естественного стремления к красоте и творчеству. Чувашия с
древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерицами шитья
серебром и бисером, узорного ткачества, гончарами, резчиками по дереву, искусными
лозоплетельщиками, мастерами музыкальных инструментов, плетению из лыка,
конского волоса, бересты, прутьев, кожи. Их творения поражают изысканной
пластичной
формой,
изяществом
декора,
выразительностью
и
четкостью
орнамента.Декоративно-прикладное искусство Чувашии охватывает ряд отраслей
творчества. Источником его рождения и развития на профессиональной основе стали
богатое наследие и сохранившиеся традиции в разных видах и формах чувашского
народного искусства: вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и серебром,
ювелирное искусство, резьба по дереву и камню, керамика, лозоплетение. В рамках
народного искусства развивались монументальная скульптура в виде надгробных
памятников и скульптура малых форм, представленная фигурками богов из глины,
камня и металла (из «Чувашской энциклопедии»).
А. А. Трофимов в статье «Истоки и развитие народных художественных промыслов
Чувашии», опубликованном в сборнике «Народное искусство, художественные
промыслы и ремесла: проблемы сохранения, развития и возрождения» (2005, С. 11-19)
пишет: «Народные промыслы и ремесла каждого народа являются национальным
достоянием, а их произведения – богатством, создаваемым как для современников, так
и для будущих поколений. В народном искусстве существует непрерывная связь
времен, что служит одной из самых ценных особенностей культуры общества: в нем
сосредоточены и взаимосвязаны трудовые навыки и творческие принципы многих
поколений.
Народное декоративно-прикладное творчество берет свои истоки из глубины истории,
и в нем прослеживаются богатые традиции, воззрения и выкристаллизованные понятия
о прекрасном, выраженные многими поколениями. Познание истоков художественных
промыслов и ремесел позволяет оценить их современное состояние и решать насущные
вопросы сегодняшнего дня, поскольку каждый вид народного творчества требует к себе
особого, индивидуального подхода. Так, произведения чувашской вышивки и узорного
ткачества, по тысячелетним традициям и канонам, до появления артелей не
становились предметами купли и продажи, как и головные уборы из серебра и бисера,
они передавались по наследству детям и близким родственникам. В то же время такие
изделия, как домашняя утварь, транспортные средства, как и глиняные и деревянные
игрушки и пр., часто выполнялись на заказ и вывозились на ярмарки, российские и
международные
выставки.
Своеобразие
прослеживается
в
развитии
культовых
памятников из камня, дерева, глины и цветного металла, где творчество мастеров
приближалось к труду ремесленников. Однако и здесь была своя особенность:
оплачивался труд исполнителя, но сами произведения не могли быть предметом купли-
продажи. Вместе с тем в городской жизни и в близлежащих к городам населенных
пунктах развивалась иная форма специализированного труда. С 1722 г. в городах
Чувашского края, как и во всей России, стали создаваться ремесленные цехи. В
середине XVIII в. в Чебоксарах существовало более 40 видов ремесленного
производства, в которых было занято около 650 человек. Особым почетом среди них
пользовались серебряники, оловянники, колокольники, кузнецы. Кустарное и кустарно-
ремесленное производство большое развитие получило в Ядрине, Цивильске, Алатыре.
Среди городов того времени особый интерес представляет Мариинский Посад: в начале
XX в. в нем жило более 250 ремесленников, занимавшихся более чем 50 видами
ремесел.
На
высоком
уровне
находились
кузнечное,
столярное,
кожевенное
производства; в числе ремесленников были даже мастера по изготовлению ювелирных
изделий из золота».
Основные направления народного творчества:
Вышивка
– один из основных видов чувашского народного орнаментального
искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая
гамма связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.
Узорное ткачество – одно из древнейших и широко распространённых видов
народного искусства. До второй половины 19 века ткачество использовалось
больше всего при изготовлении поясов, сурбанов, повязок головным уборам,
покрывал, дорожек. Орнамент тканых вещей составляют геометрические и
растительные узоры, состоящие из фигур «Древа жизни», «небосвод», светила.
Современные мастерицы ткут паласы, ковры, дорожки, скатерти, занавески,
покрывала.
Резьба по дереву. В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой – это
чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда. Украшали резьбой мебель,
столбы ворот, фризы, наличники, детские игрушки. И сегодня в каждом чувашском
селении немало мастеров-резчиков. Их умение и вкус направлен на внешнее
оформление жилища и других построек, благодаря чему каждое село приобретает
свой собственный художественно-эстетический облик.
Плетение. Богаты и разнообразны по своему творческому исполнению плетёные
изделия – кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др.
Керамика.
Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело.
Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др.
Украшения из серебра и бисера представляют собой одно из ярких самобытных
явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся
женские головные уборы: тухья, хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет,
шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе и др.
Сувениры народных умельцев – художественное наследие возвращается в наши
дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как
оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по странам мира, становятся
визитными карточками чувашской художественной культуры.
II.
Национальный колорит в творчестве современных художников.
Кажется, еще недавно в массовом сознании чувашская культура ассоциировалась с
деревенскими старушками, акцентом и эстрадной музыкой, застрявшей в 80-х.
Занимала она в основном специалистов-исследователей и поклонников вышивки.
Сегодня национальное культурное наследие, традиции вызывают неподдельный
интерес у большого числа людей. Сегодня мы ищем ответы на вопросы «Кто я?»,
«Почему я такой?», «Какие качества моих далеких предков живут во мне и делают меня
особенным в этом огромном мире?» А еще людей волнует, как они могут обозначить и
проявить свою чувашскую идентичность.
На просторах современного искусства появилось — будто выстрелило — поколение
художников, кураторов, блогеров, глубоко и серьезно погруженных в чувашскую тему.
Георгий Фомиряков. Художник работает в направлении этнофутуризма и создаёт
полотна на основе древних чувашских традиций. Владислав Николаев. Ювелир создаёт
произведения искусства на основе древней чувашской и суварской культуры. В своём
творчестве он использует древние суваро-булгарские технологии — зерни, скани,
чернение. Юма Андреева. Молодая художница-этнофутуристка, выпускница
чебоксарского художественного училища. Создаёт картины, украшения, арт-объекты и
анимации. В своём творчестве старается показать, как этические элементы могут
органично сочетаться с современностью. Полина Осипова. Мультидисциплинарная
художница родом из Чебоксар. Создаёт предметы, скульптуры и носимые скульптуры,
сотрудничает с брендами. В 2021 году стала лауреатом международной премии
Cothinkers и показала свои работы в Hoxton Gallery (Лондон), также получила премию
Creative Activism Awards (Cultures of Resistance Foundation, Бразилия) за свои
чувашские работы. Полина Серафимова. Работает в техниках коллажа, вышивки по
текстилю и графики. Анастасия Сайкова, Татьяна Андреева, Анастасия Хотиновская,
София Толстова, Ксения Кошелева, Софья Кумачева — этот список можно
продолжать, и каждый день он пополняется новыми именами. Молодые талантливые
люди проводят время в музеях и библиотеках, изучают страницы Госкаталога, достают
из пыльных сундуков бабушкины платья, а из словарей — имена. Но все это не ради
абстрактного знания — сокровищам, извлеченным на поверхность из культурных
глубин, находится применение в городской среде. Что «новые взрослые»
действительно умеют хорошо, так это использовать современные медиа — снимают
кино, записывают подкасты, делают fashion-фото, которые отлично смотрятся не
только в социальных сетях, но и на страницах модных журналов. Украшения, костюмы
и аксессуары с чувашским характером становятся отличительным знаком городской
молодежи. Национальный колорит приобретают и разнообразные молодежные
практики: появляются вечеринки в этностиле. А главное — они сами увлеченно живут
чувашской культурой и заражают своей страстью других.
Заключение
Восстановление национальной идентичности и национальных традиций
представляет собой сложный и многогранный процесс. Однако, с принятием
соответствующих мер и сотрудничеством между дружественными государствами и
обществами, это возможно. Сохранение и понимание своей национальной
идентичности являются важными факторами для страны и ее народа, и мы должны
предпринять все возможные усилия для поддержки и восстановления этих ценностей.В
многонациональных обществах важно найти способы сохранения и уважения культур и
идентичностей разных народов. Для этого необходимо сохраненить национальные
традиции.
Культура — это мощный инструмент, формирующий идентичность и стиль жизни
людей. В мире моды культурные коды становятся основополагающими элементами,
определяющими выбор одежды, аксессуаров и даже поведения. Россия, с её
многообразием этнических групп и культурных традиций, представляет собой
уникальную лабораторию, где региональные особенности накладывают отпечаток на
стиль. Модные тренды в разных регионах страны не только отражают предпочтения
населения, но и служат живым примером взаимосвязи между культурой и модой.К
счастью, сейчас начинается возрождение интереса к национальной культуре,
традициям, истории, которое проявляется по-разному, но преследует одну цель –
вспомнить наши истоки и почувствовать дух своих предков, который есть в каждом из
нас.
Вывод:Чувашское национальное творчество востребовано и становится популярно
среди молодых художников, которые создают современные работы, популяризируют и
воспитывают в окружающих гордость за свои традиции и культуру.