Автор: Старовойтова Ирина Эриковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
Тема: «Удивительные предметы»
Дата публикации: 22.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
для детей старшей группы
«Удивительные предметы»
Составила
воспитатель Старовойтова И.Э.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
«Удивительные предметы»
Программные задачи
- Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал,
части, функции, назначение.
- Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
- Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.
Словарная
работа:
Вертолет,
трактор,
пылесос,
парашют,
экскаватор,
лодка,
дом,
подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд.
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две
картинки на каждого ребенка).
Карточки,
состоящие
из
двух
частей:
на
одной
половине
изображены
предметы,
созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка,
дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина
карточки пустая.
Картинки «домино»: на одной половине изображены предметы природного, а на другой
— предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.
Предварительная
работа.
Сюжетно-ролевые
игры:
«Семья»,
«Магазин
электроприборов», «Стройка», рассматривание иллюстраций, наблюдения, отгадывание
загадок, дид. игры.
Ход занятия
Воспитатель
сообщает
детям
о
полученной
им
посылке
от
Незнайки.
В
посылке
находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить
все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.
Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с
предметами
природного
и
картинки
с
предметами
рукотворного
мира.
Картинки
с
предметами
природного
мира
педагог
оставляет
себе,
а
картинки
с
предметами
рукотворного мира делит между детьми. Воспитатель называет предмет природного мира.
Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает
картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного
мира (например, ласточка — самолет, жираф — подъемный кран, петух — часы и т.д.).
Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.
Задание 2. Картинки «домино» (на одной половине изображены предметы природного, а
на другой — предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает
свою
картинку,
следующий
подставляет
свою
картинку
с
изображением
предмета
природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино», например, стрекоза —
часы
—
петух
—
подъемный
кран
—
жираф
—
кит
и
т.д.).
Задание
считается
выполненным, когда все карточки разложены в цепочку. Физкультминутка «Зарядка»
Наклонилась сперва Книзу наша голова (наклон вперед) Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны) Руки за голову, вместе Начинаем бег на месте,
(имитация бега) Уберем и я, и вы Руки из-за головы.
Задание 3. Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке
изображен
самолет,
на
другой
—
птица.
Предлагается
сравнить
изображения,
найти
сходство (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета — крылья,
нос
и
клюв,
хвост
самолета
и
птицы;
различия:
птица
—
живая,
самолет
—
неодушевленный предмет) и рассказать о них.
Задание 4. Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине
изображены
предметы,
созданные
человеком
(например,
вертолет,
трактор,
пылесос,
парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль,
поезд и др.), а другая половина пустая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой
половине карточки тот объект 12 природы, по подобию которого человек создал предмет,
изображенный на другой половине (например, поезд — сороконожка, автомобиль —
крокодил). Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его
задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в
гости.