Автор: Еременко Светлана Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Раздольненская средняя школа им.В.Н.Ролдугина"
Населённый пункт: поселок Раздольный, Елизовский район, Камчатский край
Наименование материала: автореферат
Тема: "Использование нестандартного инвентаря и оборудования на уроках физической культуры"
Дата публикации: 22.10.2022
Раздел: среднее образование
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. В.Н.
РОЛДУГИНА»
АВТОРЕФЕРАТ
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ИНВЕНТАРЯ
И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ»
ЕРЕМЕНКО
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА,
учитель физической культуры
высшей категории.
Петропавловск-Камчатский
2022 г.
1. Общая характеристика работы
Актуальность темы.
В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования
работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому
развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой
культуры.
По данным Управления статистики (рис.1) общая заболеваемость детей
Камчатского края в 2020 году в возрасте до 17 лет по сравнению с 2010
годом выросла на 7,1%. Значительный рост отмечен по новообразованиям -
на 47,1%, по болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани -
на 22,6%, по болезням глаза и его придаточного аппарата - на 21,2%.
Рис.1. Данные Управления статистики Камчатского края
заболеваемости детей за 2020 год
Многие из этих болезней, как правило, формируются в школьном
возрасте, когда на здоровье школьников оказывает влияние материально-
техническое и санитарно-гигиеническое состояние школьных учреждений,
организация учебного процесса, качество компьютерной техники и другого
оборудования и особая ответственность в решении указанной проблемы
лежит на образовании.
В связи с такой проблемой существует необходимость организации
урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач
физического
воспитания,
не
нарушая
при
этом
образовательной
составляющей процесса. Основными аспектами в данном случае могут быть:
профилактика
неблагоприятных
последствий
учебной
деятельности
и
развитие физических качеств, составляющих основу физического здоровья.
Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным
является развитие силовой выносливости.
В
учебной
программе
предусматривается
развитие
силовой
выносливости. Вместе с тем, развитие силовых, скоростных способностей
является проблемной зоной. Учащимся сложно преодолевать трудности
силового характера. Вследствие этого в качестве средств воспитания
1
на 21,2%
на 22,6%
на 47,1%
на 7,1%
общая
заболеваемость
новообразования
болезни костно-
мышечной
системы
болезни глаз
собственно-силовых
способностей
были
использованы
нестандартные
упражнения при помощи дополнительного спортивного инвентаря, с учетом
индивидуальных способностей детей.
Цель
исследования:
разработка
и
теоретическое
обоснование
нестандартного спортивного инвентаря при развитии силовых характеристик
учащихся на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях в
старших классах.
Задачи исследования:
1. Исследование места и роли силовых характеристик в общей системе
физической подготовки учащихся старших классов.
2. Разработка и обоснование применения нестандартного инвентаря для
развития силовых характеристик учащихся старших классов на уроках
физической культуры и внеклассных мероприятиях.
3. Разработка педагогической Концепции «Использование нестандартного
инвентаря и оборудования для развития кондиционных способностей
учащихся старших классов на уроках физической культуры и внеклассных
мероприятиях».
4. Выявление и обоснование эффективности педагогической Концепции
«Использование нестандартного инвентаря и оборудования для развития
кондиционных способностей учащихся старших классов на уроках
физической культуры и внеклассных мероприятиях».
Новизна исследования обусловлена разработкой и апробированием
педагогической Концепции «Использование нестандартного инвентаря и
оборудования для развития кондиционных способностей учащихся старших
классов на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях» в
форме применения нестандартного инвентаря, оборудования при тренировке
и развитии силовых характеристик учащихся старших классов на уроках
физической культуры и внеклассных мероприятиях.
Практическая значимость работы
заключается в возможности
использования предлагаемой Концепции в условиях школьного обучения на
уроках физической культуры в старших классах, в процессе внеклассной
работы
с
детьми
различного
возраста,
в
период
работы
летней
оздоровительной компании.
Основные положения:
–
создание целостной системы силовых упражнений с опорой на
использование нестандартного спортивного инвентаря в общей системе
физической подготовки учащихся, данная система позволяет учитывать
как общие принципы развития силовых характеристик учащихся, так и
осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к обучению,
обеспечить обоснованную и дозированную силовую нагрузку с учетом
индивидуальных физиологических особенностей учащихся;
–
использование нестандартного инвентаря, его разработка и
изготовление позволяет комплексно подходить к решению проблемы
выбора средств, форм и методов физического развития учащихся старших
классов;
–
целенаправленное
и
системное
развитие
силовых
2
характеристик учащихся является важным звеном в системе общей
физической подготовки и повышению эффективности занятий физической
культурой, что служит целям гармонизации личности ученика в целом.
Апробация результатов работы.
Результаты
исследования
получили
успешное
внедрение
в
образовательный
процесс
по
физическому
воспитанию
МБОУ
«Раздольненская средняя школа имени В.Н. Ролдугина» поселка Раздольный
Камчатского края, получили отражение в авторской программе «Методика
организации и проведения занятий фитнесом в школе».
2. Собственные исследования
В работе использовались следующие методы исследования:
–
теоретический
анализ
и
обобщение
научно-методической
литературы;
–
педагогическое наблюдение;
–
педагогическое тестирование;
–
метод сравнения среднеарифметических показателей.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы
применялись
с
целью
обоснования
педагогической
Концепции
«Использование нестандартного инвентаря и оборудования для развития
кондиционных
способностей
учащихся
старших
классов
на
уроках
физической культуры и внеклассных мероприятиях».
При анализе литературных источников (книг, учебников, пособий,
журналов и т.д.) внимание уделялось работам, в которых рассматривались
вопросы, в большей мере относящиеся к теме исследования: теория и
методика физического воспитания учащихся старших классов, силовая
подготовка на уроках физической культуры, как составляющая часть общей
физической подготовки, разработка нового инвентаря и оборудования.
Изучался опыт учителя-практика Григория Ивановича Погадаева, который
описал и представил методику выполнения упражнений следующего
оборудования:
брусья-скамья
Погадаева,
тренажер
Анишина,
батут
Досталева и других российских авторов.
В процессе изучения документальных материалов анализу подлежали:
различные законодательные и нормативные документы по физической
культуре
детей
школьного
возраста;
комплексные
документы
Территориального органа Федеральной службы государственный статистики
по Камчатскому краю. С целью получения данных о состоянии здоровья и
физической
подготовленности
детей
старшего
школьного
возраста
анализировались данные медико-педагогической диагностики школьников
МБОУ «Раздольненская средняя школа имени В.Н. Ролдугина». Для оценки
использовались данные индивидуальных медицинских карт детей (учетная
форма
026);
данные
педагогического
тестирования
физических
способностей; результаты спортивных соревнований учащихся по общей
физической
подготовке
различного
уровня
(учрежденческий,
муниципальный, краевой).
3
Педагогическое наблюдение представляло собой анализ и оценку
организации занятий по силовой подготовке учащихся, для контроля и
регулирования индивидуальных нагрузок. Педагогическое тестирование –
определение уровня физической подготовленности – проводилось по тестам,
применяемых в учебно-тренировочном процессе.
Для определения силовых способностей: подтягивание на низкой
перекладине (кол-во раз), отжимание лежа в упоре; скоростно-силовых -
прыжок в длину с места (см), прыжки через скакалку (кол-во раз за 1 мин.);
скоростной выносливости – челночный бег (сек).
Организация исследования. В исследовании принимали участие 16
учащихся 9 класса. Исследования проводились в 3 этапа.
На 1 этапе подбиралась и анализировалась специальная литература по
проблемам и содержанию развития кондиционных способностей (в период с
2016 по 2017г.)
На 2 этапе (2018-2019г.) проводились наблюдения и тестирование
учащихся.
На заключительном этапе исследования (2020г.) осуществлялся анализ
результатов исследования и оформление работы.
Для обработки данных документальных источников использовался
метод сравнения среднеарифметических показателей, позволяющий выявить
и оценить изменение результатов.
Особую важность для развития силовых характеристик приобрело
использование в последние годы здоровьесберегающих технологий.
Физиологические особенности подросткового возраста накладывают
свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного
процесса. Более отчетливо проявляются половые различия между юношами и
девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств,
методов и организации занятий.
Силовые
характеристики
в
период
полового
созревания
резко
дифференцируются и требуют совершенно различных схем тренировки у
юношей и девушек. Два класса одной параллели на одном уроке занимаются
у разных учителей физической культуры. Такая расстановка классов
позволяет соединить по половому признаку обучающихся двух классов и
вести преподавание по разным разделам программного материала, это и
послужило толчком к разработке программы «Методика организации и
проведения занятий фитнесом в школе».
Благодаря внедрению в школьную программу элементов фитнеса
можно изменить процесс физического развития учащегося, улучшить
физические показатели, исправить физические недостатки. Фитнес добавляет
новые возможности, развивает не только физические навыки, но и
умственные способности, моделирует поведение в жизни, свойственное
именно этому виду спорта: внимание, понимание красоты и гармонии и т.д.
4
Рис.2. Гантели
Рис.3. Скакалки
Рис.4. Фитболы
На занятиях применяется разнообразный инвентарь: гантели, скакалки,
фитболы разных размеров и. т.п. (рис.2-4).
Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами,
двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни,
требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций
современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке, поэтому
требовалось разнообразить средства, используемых на уроках по фитнесу.
Для решения данной проблемы была разработана и апробирована Концепция
«Использование нестандартного инвентаря и оборудования для развития
кондиционных
способностей
учащихся
старших
классов
на
уроках
физической культуры и внеклассных мероприятиях».
В рамках Концепции осуществлялось изобретение, изготовление,
использование
инвентаря,
ориентированного
на
тренировку,
развитие
силовых способностей.
На уроках труда были изготовлены самодельные степ-платформы
(рис.5). Особенностью степ-аэробики является использование специальной
степ - платформы, которая позволяет выполнять шаги, подскоки и прыжки в
различных
направлениях,
а
также
выполнять
силовые
упражнения
(например, отжимания от степ-платформы, упражнения для укрепления
мышц брюшного пресса и т.п.). Средние показатели расхода энергии в
упражнениях,
выполняемых
на
платформе,
высотой
в
10-15
см,
приблизительно равны показателям, полученным при быстрой ходьбе по
горизонтальной местности. Во время занятий на платформе, высотой в 25-30
см диапазон показателей расхода энергии был сопоставим с данными,
полученными при беге трусцой со скоростью 10-12 км/ч (по данным
исследований, проводимых в государственном Университете Сан-Диего,
Университете Колорадо).
5
Рис.5. Занятия фитнесом на самодельных степ-платформах
Изготовление
нового
нестандартного
инвентаря
«Скакалка-
амортизатор» (рис.6) позволяет развивать на уроках физической культуры
скоростно-силовые способности. Это комбинированная модель скакалки и
амортизатора. Используя эту модель как скакалку, выполняются аэробные
упражнения,
которые
совмещают
в
себе
эффективность
аэробного
длительного непрерывного бега, атлетическую мощь различных прыжков и
прыжковых специальных упражнений.
Рис.6. Нестандартное оборудование «Скакалка-амортизатор»
Эта модель, как амортизатор, позволяет выполнять упражнения на
самосопротивление, абсолютно не зависящие от внешних условий (времени,
6
места и наличия каких-либо снарядов), что способствует нагружать
мышечную систему в динамике, сочетающей силу с движением, гармонично
прорабатывать мышцы на любом уровне: от выполнения упражнений в
режиме утренней гимнастики до атлетизма, для которого характерны
достаточно высокая степень мышечного напряжения и большое количество
повторов. Данные упражнения легко регулировать по величине мышечной
нагрузки, скорости движения и амплитуде.
Такая особенность нестандартного инвентаря позволяет развивать
буквально все элементы мышечной системы путем выполнения силовых
движений,
что
влияет
на
развитие
силовых
и
скоростно-силовых
способностей.
Инвентарь «Скакалка-амортизатор» нашел широкое применение для
развития кондиционных способностей не только в фитнесе, но и в других
видах спорта: легкой атлетике, спортивных и подвижных играх, лыжной
подготовке и др.
Высокая оценка по применению нестандартного инвентаря «Скакалка-
амортизатор» была дана на краевом конкурсе «Учитель года 2012». Материал
по
разработке
скакалок-амортизаторов
был
отправлен
и
принят
на
рассмотрение Федеральной службой по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам.
Классическая силовая тренировка в основном оказывает влияние на
отдельные группы мышц, а функциональная - воздействует на весь организм.
Функциональная
тренировка
подготавливает
человека
ко
всему
многообразию физических нагрузок и движений, с которыми он сталкивается
в
повседневной
жизни.
Целью
таких
занятий
является
воспитание
физических способностей: функциональной силы, гибкости, координации,
выносливости, ловкости, быстроты.
Функциональная тренировка позволяет улучшить качество жизни,
снизить риск получения травм и развития заболеваний опорно-двигательного
аппарата.
В данном виде тренинга используется различный инвентарь, но чаще
это
гимнастические
утяжеленные
палочки,
палочки
с
резиновыми
амортизаторами. На уроках технологии учащиеся старших классов сшили
браслеты-утяжелители.
Для повышения мотивации к занятиям физической культурой и
творческом применении физических упражнений с новым инвентарем было
изготовлено нестандартное оборудование «Солнышко» - круг из дерева с
прорезями (рис.7). Такой подход расширяет арсенал физических упражнений.
7
Рис.7. Нестандартное оборудование «Солнышко»
Новый инвентарь позволяет создавать нестандартные ситуации на
уроке, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к
обучению учащихся (рис.8).
Для развития силовых способностей учащихся старших классов с
нестандартным
инвентарем
применяются
упражнения
с
внешним
сопротивлением. Целесообразно использовать следующие методы:
–
метод повторных непредельных усилий;
–
метод изометрических усилий;
–
метод изокинетических усилий;
–
метод динамических усилий.
Направленность воздействия определяется:
–
видом и характером упражнений;
–
величиной отягощения;
–
количеством повторений упражнений;
–
скоростью и темпом выполнения движений;
–
характером и продолжительностью интервалов отдыха
между подходами.
Нестандартный инвентарь или тренажеры могут быть самыми разными и
выполнять
различные
функции,
они
позволяют
дифференцировано
подходить к организации занятий физическими упражнениями с учетом
умений,
знаний
и
особенностей
обучающихся.
Они
избирательно
воздействуют на определенные группы мышц, уплотняет цикл занятий,
вдвое - трое сокращает срок обретения нужных двигательных навыков и
умений.
8
Рис.8. Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры
3. Результаты исследований
Одной из задач педагогического эксперимента было определение
уровня кондиционных способностей у учащихся. Было проведено первичное
тестирование
для
определения
исходного
уровня
скоростно-силовых,
силовых выносливости по тестам. Результаты тестирования представлены в
таблице «Исходный уровень кондиционных способностей учащихся»
На начало эксперимента учащиеся имели приблизительно одинаковые
показатели по физическому развитию. На основе этих результатов были
сформированы 2 группы: экспериментальная и контрольная.
Учебный процесс в контрольной группе строился по типовой методике
преподавания фитнеса в школе, которая включает в себя танцевальные
упражнения,
прыжки,
бег.
В
экспериментальной
группе,
наряду
с
традиционной методикой, использовался нестандартный инвентарь.
Во время проведения занятий в обеих группах проводился контроль за
состоянием здоровья занимающихся, за восстановлением организма после
нагрузки. В педагогическом эксперименте были проведены промежуточные
тестирования,
представленные
в
таблицах
«Промежуточный
уровень
кондиционных
способностей
экспериментальной
группы»
и
«Промежуточный
уровень
кондиционных
способностей
контрольной
группы» где прослеживалась динамика кондиционных способностей (рис.9).
Итоговое тестирование – таблицы результатов (приложения 7, 8) –
показало
значительный
рост
кондиционных
способностей
учащихся
экспериментальной группы (рис.10).
9
Рис.9. Сравнительная характеристика промежуточного тестирования
экспериментальной и контрольной групп
При сравнении данных, полученных в ходе эксперимента, отмечается:
–
прирост
уровня
силовых
способностей
(подтягивание/отжимание) в контрольной группе незначительный -
7,1/7,6%, а в экспериментальной группе - 33/46,3%;
–
прирост
уровня
скоростно-силовых
способностей
в
контрольной группе - 3,7%, а в экспериментальной группе - 6,3%;
–
прирост уровня скоростной выносливости в контрольной
группе - 3,1%, а в экспериментальной группе - 6,9%.
При анализе результатов, полученных в ходе исследований, выявлено, что у
учащихся экспериментальной группы уровень развития кондиционных
способностей стал выше, наблюдается положительная динамика во всех
тестах.
В
первую
очередь
это
связано
с
тем,
что
испытуемые
экспериментальной группы использовали нестандартный инвентарь, что
говорит о его эффективности.
10
0,0
20,0
40,0
60,0
80,0
100,0
120,0
140,0
160,0
180,0
Подтягивание
на низкой
перекладине
из виса лежа
(кол-во раз)
Отжимание
лежа в упоре
(кол-во раз)
Прыжок в
длину с места
(см)
Прыжки через
скакалку (кол-
во раз за 1
мин.)
Челночный
бег (3х20м
сек)
экспериментальная
контрольная
Рис.10. Сравнительная характеристика итогового тестирования экспериментальной
и контрольной групп
Результаты медицинского обследования учащихся за 2016-2020 годы:
–
развитие физических показателей: мышечная масса – 20%, сила
от 1 кг до 20 кг – 40%;
–
улучшение работы дыхательной системы – 50%;
-увеличение
физических
способностей:
координационные
–
76,7%,
скоростно-силовые – 70%.
Содействие
формированию
положительной
мотивации
к
занятиям
физическими упражнениями через занятия новыми формами спортивно -
оздоровительной работы и повышению физической работоспособности,
создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления
здоровья,
формирование
у
учащихся
старших
классов
отношения
к
здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении
успеха, стали активными участниками в спортивной жизни на различном
уровне: учрежденческом, муниципальном, краевом, зональном.
4. Выводы
Анализ и обобщение научно-методической литературы подтверждает,
что современная система физической подготовки учащихся старших классов
нуждается в совершенствовании в аспекте силовых характеристик учащихся.
11
0,0
20,0
40,0
60,0
80,0
100,0
120,0
140,0
160,0
180,0
Подтягивание
на низкой
перекладине
из виса лежа
(кол-во раз)
отжимание
лежа в упоре
(кол-во раз)
прыжок в
длину с места
(см)
прыжки через
скакалку
(кол-во раз за
1 мин.);
челночный
бег (3х20м
сек).
экспериментальная группа
контрольная группа
Для комплексного развития всех групп мышц с учетом гендерных отличий
пубертатного периода необходимо развивать группы мышц, которые не
охвачены во время тренировки стандартным инвентарем. Для этого были
изучены и апробированы нестандартные виды спортивного инвентаря:
скакалки-амортизаторы, утяжеленные палки, палки со жгутами, браслеты-
утяжелители.
Стандартное спортивное оборудование позволяет решать большой
массив педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых
упражнений стандартным набором и вызывает у обучающихся привыкание,
ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь – то
новое, с чем сталкивается ученик на уроке физической культуры.
Преимущества
(достоинства)
нестандартного
оборудования
и
инвентаря перед стандартными прототипами заключаются в следующем:
1.
Открывается возможность для применения большого разнообразия
модифицированных и принципиально новых двигательных действий;
2.
Расширяется диапазон применения стандартных упражнений в новых
условиях и нестандартном формате;
3.
Увеличивается пропускная способность инвентаря и оборудования,
что обеспечивает высокую интенсивность и моторную плотность урока;
4.
Создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества,
генерации
новых
идей,
например
в
аспекте
создания
новых
двигательных действий, а также альтернативных способов применения
упражнений, в том числе в упрощенном и усложненном вариантах, и др.;
5.
Имеющийся фактор новизны – использование нового инвентаря и
оборудования – существенно повышает эмоциональный фон урока.
Применение нестандартного оборудования не отрицает эффекты,
которые дают традиционные для занятий физической культурой спортивные
снаряды и инвентарь. Более того, рассматриваются в диалектическом
единстве
учебного
процесса
по
физической
культуре,
объединенных
принципом преемственности и взаимодополнения. Чаще именно сочетание
стандартного
и
нестандартного
оборудования
на
уроке
обеспечивает
наибольший
педагогический
эффект.
Важно,
что
нестандартное
оборудование
расширяет
возможности
использования
стандартного,
поскольку задумано и сконструировано оно на основе традиционных
технических прототипов
Нестандартные виды инвентаря, а также формы и методы его,
применения силовых характеристик учащихся старших классов были
систематизированы и описаны в педагогической концепции «Использование
нестандартного инвентаря и оборудования для развития кондиционных
способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры и
внеклассных мероприятиях».
В данной Концепции получили свое отражение следующие аспекты:
а)
обеспечение
оздоровительной
направленности
нестандартного
инвентаря в процессе реализации задач школьного физического воспитания в
старших классах;
12
б) комплексный поход к выбору средств, форм и методов проведения
занятий;
в) учет преимущественной направленности воздействия силовых
упражнений, выполняемых нестандартным инвентарем на организм ребенка,
их использование во всех формах физкультурно-оздоровительной работы в
МБОУ: в условиях школьного обучения на уроках физической культуры в
старших классах, в процессе внеклассной работы с детьми различного
возраста, в период оздоровительных компаний на базе ЛТО;
г) учет общих и специфических принципов образования школьников
старших классов в области физической культуры и современных подходов к
обучению
школьников:
личностно-ориентированного,
деятельностного,
дифференцированного, средового;
д)
учет
междисциплинарных
научно-практических
направлений
(возрастная
физиология,
педиатрия,
педагогика,
детская
психология,
медицина, валеология) и современных исследований в области физического
воспитания ребенка. В Концепции использованы идеи Л.В. Выготского, Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова, Г.И. Погадаева и др.
Положения педагогической Концепции подтверждены результатами
медико-педагогической диагностики: медицинского обследования состояния
здоровья, педагогического тестирования физических качеств, сравнительного
анализа уровня физической подготовленности, результатов участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Используемая литература
1.
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.
№2
2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. - М.: Народное образование, 1998г.
3.
Дихтерев В.Я. Разминка в движении. / Физкультура в школе. - 4, 2003.
4.
Лукьяненко
В.П.
Беспалько
В.П.
Слагаемые
педагогической
технологии. - М.: Просвещение, 1999.
5.
Коноров Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1992.
6.
ЛисицкаяТ.С.,
Ростовцева
М.Ю.,
Ширковец
Е.А.
Ритмическая
гимнастика. Методика и физиологическое воздействие.- М.,1985.
7.
Погадаев Г.И.(Под ред. проф. Л.Б.Кофмана) Настольная книга учителя
физической культуры. - М.; Физкультура и спорт, 1998.
8.
Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред.проф.
Ю.Ф. Курамшина.- 4-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2010.
13
14
15
16
17
18
19
20
21