Напоминание

"Использование нестандартного инвентаря и оборудования на уроках физической культуры"


Автор: Еременко Светлана Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Раздольненская средняя школа им.В.Н.Ролдугина"
Населённый пункт: поселок Раздольный, Елизовский район, Камчатский край
Наименование материала: автореферат
Тема: "Использование нестандартного инвентаря и оборудования на уроках физической культуры"
Дата публикации: 22.10.2022
Раздел: среднее образование





Назад




ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. В.Н.

РОЛДУГИНА»

АВТОРЕФЕРАТ

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ИНВЕНТАРЯ

И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ

КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ»

ЕРЕМЕНКО

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА,

учитель физической культуры

высшей категории.

Петропавловск-Камчатский

2022 г.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы.

В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования

работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому

развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой

культуры.

По данным Управления статистики (рис.1) общая заболеваемость детей

Камчатского края в 2020 году в возрасте до 17 лет по сравнению с 2010

годом выросла на 7,1%. Значительный рост отмечен по новообразованиям -

на 47,1%, по болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани -

на 22,6%, по болезням глаза и его придаточного аппарата - на 21,2%.

Рис.1. Данные Управления статистики Камчатского края

заболеваемости детей за 2020 год

Многие из этих болезней, как правило, формируются в школьном

возрасте, когда на здоровье школьников оказывает влияние материально-

техническое и санитарно-гигиеническое состояние школьных учреждений,

организация учебного процесса, качество компьютерной техники и другого

оборудования и особая ответственность в решении указанной проблемы

лежит на образовании.

В связи с такой проблемой существует необходимость организации

урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач

физического

воспитания,

не

нарушая

при

этом

образовательной

составляющей процесса. Основными аспектами в данном случае могут быть:

профилактика

неблагоприятных

последствий

учебной

деятельности

и

развитие физических качеств, составляющих основу физического здоровья.

Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным

является развитие силовой выносливости.

В

учебной

программе

предусматривается

развитие

силовой

выносливости. Вместе с тем, развитие силовых, скоростных способностей

является проблемной зоной. Учащимся сложно преодолевать трудности

силового характера. Вследствие этого в качестве средств воспитания

1

на 21,2%

на 22,6%

на 47,1%

на 7,1%

общая

заболеваемость

новообразования

болезни костно-

мышечной

системы

болезни глаз

собственно-силовых

способностей

были

использованы

нестандартные

упражнения при помощи дополнительного спортивного инвентаря, с учетом

индивидуальных способностей детей.

Цель

исследования:

разработка

и

теоретическое

обоснование

нестандартного спортивного инвентаря при развитии силовых характеристик

учащихся на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях в

старших классах.

Задачи исследования:

1. Исследование места и роли силовых характеристик в общей системе

физической подготовки учащихся старших классов.

2. Разработка и обоснование применения нестандартного инвентаря для

развития силовых характеристик учащихся старших классов на уроках

физической культуры и внеклассных мероприятиях.

3. Разработка педагогической Концепции «Использование нестандартного

инвентаря и оборудования для развития кондиционных способностей

учащихся старших классов на уроках физической культуры и внеклассных

мероприятиях».

4. Выявление и обоснование эффективности педагогической Концепции

«Использование нестандартного инвентаря и оборудования для развития

кондиционных способностей учащихся старших классов на уроках

физической культуры и внеклассных мероприятиях».

Новизна исследования обусловлена разработкой и апробированием

педагогической Концепции «Использование нестандартного инвентаря и

оборудования для развития кондиционных способностей учащихся старших

классов на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях» в

форме применения нестандартного инвентаря, оборудования при тренировке

и развитии силовых характеристик учащихся старших классов на уроках

физической культуры и внеклассных мероприятиях.

Практическая значимость работы

заключается в возможности

использования предлагаемой Концепции в условиях школьного обучения на

уроках физической культуры в старших классах, в процессе внеклассной

работы

с

детьми

различного

возраста,

в

период

работы

летней

оздоровительной компании.

Основные положения:

создание целостной системы силовых упражнений с опорой на

использование нестандартного спортивного инвентаря в общей системе

физической подготовки учащихся, данная система позволяет учитывать

как общие принципы развития силовых характеристик учащихся, так и

осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к обучению,

обеспечить обоснованную и дозированную силовую нагрузку с учетом

индивидуальных физиологических особенностей учащихся;

использование нестандартного инвентаря, его разработка и

изготовление позволяет комплексно подходить к решению проблемы

выбора средств, форм и методов физического развития учащихся старших

классов;

целенаправленное

и

системное

развитие

силовых

2

характеристик учащихся является важным звеном в системе общей

физической подготовки и повышению эффективности занятий физической

культурой, что служит целям гармонизации личности ученика в целом.

Апробация результатов работы.

Результаты

исследования

получили

успешное

внедрение

в

образовательный

процесс

по

физическому

воспитанию

МБОУ

«Раздольненская средняя школа имени В.Н. Ролдугина» поселка Раздольный

Камчатского края, получили отражение в авторской программе «Методика

организации и проведения занятий фитнесом в школе».

2. Собственные исследования

В работе использовались следующие методы исследования:

теоретический

анализ

и

обобщение

научно-методической

литературы;

педагогическое наблюдение;

педагогическое тестирование;

метод сравнения среднеарифметических показателей.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы

применялись

с

целью

обоснования

педагогической

Концепции

«Использование нестандартного инвентаря и оборудования для развития

кондиционных

способностей

учащихся

старших

классов

на

уроках

физической культуры и внеклассных мероприятиях».

При анализе литературных источников (книг, учебников, пособий,

журналов и т.д.) внимание уделялось работам, в которых рассматривались

вопросы, в большей мере относящиеся к теме исследования: теория и

методика физического воспитания учащихся старших классов, силовая

подготовка на уроках физической культуры, как составляющая часть общей

физической подготовки, разработка нового инвентаря и оборудования.

Изучался опыт учителя-практика Григория Ивановича Погадаева, который

описал и представил методику выполнения упражнений следующего

оборудования:

брусья-скамья

Погадаева,

тренажер

Анишина,

батут

Досталева и других российских авторов.

В процессе изучения документальных материалов анализу подлежали:

различные законодательные и нормативные документы по физической

культуре

детей

школьного

возраста;

комплексные

документы

Территориального органа Федеральной службы государственный статистики

по Камчатскому краю. С целью получения данных о состоянии здоровья и

физической

подготовленности

детей

старшего

школьного

возраста

анализировались данные медико-педагогической диагностики школьников

МБОУ «Раздольненская средняя школа имени В.Н. Ролдугина». Для оценки

использовались данные индивидуальных медицинских карт детей (учетная

форма

026);

данные

педагогического

тестирования

физических

способностей; результаты спортивных соревнований учащихся по общей

физической

подготовке

различного

уровня

(учрежденческий,

муниципальный, краевой).

3

Педагогическое наблюдение представляло собой анализ и оценку

организации занятий по силовой подготовке учащихся, для контроля и

регулирования индивидуальных нагрузок. Педагогическое тестирование –

определение уровня физической подготовленности – проводилось по тестам,

применяемых в учебно-тренировочном процессе.

Для определения силовых способностей: подтягивание на низкой

перекладине (кол-во раз), отжимание лежа в упоре; скоростно-силовых -

прыжок в длину с места (см), прыжки через скакалку (кол-во раз за 1 мин.);

скоростной выносливости – челночный бег (сек).

Организация исследования. В исследовании принимали участие 16

учащихся 9 класса. Исследования проводились в 3 этапа.

На 1 этапе подбиралась и анализировалась специальная литература по

проблемам и содержанию развития кондиционных способностей (в период с

2016 по 2017г.)

На 2 этапе (2018-2019г.) проводились наблюдения и тестирование

учащихся.

На заключительном этапе исследования (2020г.) осуществлялся анализ

результатов исследования и оформление работы.

Для обработки данных документальных источников использовался

метод сравнения среднеарифметических показателей, позволяющий выявить

и оценить изменение результатов.

Особую важность для развития силовых характеристик приобрело

использование в последние годы здоровьесберегающих технологий.

Физиологические особенности подросткового возраста накладывают

свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного

процесса. Более отчетливо проявляются половые различия между юношами и

девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств,

методов и организации занятий.

Силовые

характеристики

в

период

полового

созревания

резко

дифференцируются и требуют совершенно различных схем тренировки у

юношей и девушек. Два класса одной параллели на одном уроке занимаются

у разных учителей физической культуры. Такая расстановка классов

позволяет соединить по половому признаку обучающихся двух классов и

вести преподавание по разным разделам программного материала, это и

послужило толчком к разработке программы «Методика организации и

проведения занятий фитнесом в школе».

Благодаря внедрению в школьную программу элементов фитнеса

можно изменить процесс физического развития учащегося, улучшить

физические показатели, исправить физические недостатки. Фитнес добавляет

новые возможности, развивает не только физические навыки, но и

умственные способности, моделирует поведение в жизни, свойственное

именно этому виду спорта: внимание, понимание красоты и гармонии и т.д.

4

Рис.2. Гантели

Рис.3. Скакалки

Рис.4. Фитболы

На занятиях применяется разнообразный инвентарь: гантели, скакалки,

фитболы разных размеров и. т.п. (рис.2-4).

Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами,

двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни,

требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций

современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке, поэтому

требовалось разнообразить средства, используемых на уроках по фитнесу.

Для решения данной проблемы была разработана и апробирована Концепция

«Использование нестандартного инвентаря и оборудования для развития

кондиционных

способностей

учащихся

старших

классов

на

уроках

физической культуры и внеклассных мероприятиях».

В рамках Концепции осуществлялось изобретение, изготовление,

использование

инвентаря,

ориентированного

на

тренировку,

развитие

силовых способностей.

На уроках труда были изготовлены самодельные степ-платформы

(рис.5). Особенностью степ-аэробики является использование специальной

степ - платформы, которая позволяет выполнять шаги, подскоки и прыжки в

различных

направлениях,

а

также

выполнять

силовые

упражнения

(например, отжимания от степ-платформы, упражнения для укрепления

мышц брюшного пресса и т.п.). Средние показатели расхода энергии в

упражнениях,

выполняемых

на

платформе,

высотой

в

10-15

см,

приблизительно равны показателям, полученным при быстрой ходьбе по

горизонтальной местности. Во время занятий на платформе, высотой в 25-30

см диапазон показателей расхода энергии был сопоставим с данными,

полученными при беге трусцой со скоростью 10-12 км/ч (по данным

исследований, проводимых в государственном Университете Сан-Диего,

Университете Колорадо).

5

Рис.5. Занятия фитнесом на самодельных степ-платформах

Изготовление

нового

нестандартного

инвентаря

«Скакалка-

амортизатор» (рис.6) позволяет развивать на уроках физической культуры

скоростно-силовые способности. Это комбинированная модель скакалки и

амортизатора. Используя эту модель как скакалку, выполняются аэробные

упражнения,

которые

совмещают

в

себе

эффективность

аэробного

длительного непрерывного бега, атлетическую мощь различных прыжков и

прыжковых специальных упражнений.

Рис.6. Нестандартное оборудование «Скакалка-амортизатор»

Эта модель, как амортизатор, позволяет выполнять упражнения на

самосопротивление, абсолютно не зависящие от внешних условий (времени,

6

места и наличия каких-либо снарядов), что способствует нагружать

мышечную систему в динамике, сочетающей силу с движением, гармонично

прорабатывать мышцы на любом уровне: от выполнения упражнений в

режиме утренней гимнастики до атлетизма, для которого характерны

достаточно высокая степень мышечного напряжения и большое количество

повторов. Данные упражнения легко регулировать по величине мышечной

нагрузки, скорости движения и амплитуде.

Такая особенность нестандартного инвентаря позволяет развивать

буквально все элементы мышечной системы путем выполнения силовых

движений,

что

влияет

на

развитие

силовых

и

скоростно-силовых

способностей.

Инвентарь «Скакалка-амортизатор» нашел широкое применение для

развития кондиционных способностей не только в фитнесе, но и в других

видах спорта: легкой атлетике, спортивных и подвижных играх, лыжной

подготовке и др.

Высокая оценка по применению нестандартного инвентаря «Скакалка-

амортизатор» была дана на краевом конкурсе «Учитель года 2012». Материал

по

разработке

скакалок-амортизаторов

был

отправлен

и

принят

на

рассмотрение Федеральной службой по интеллектуальной собственности,

патентам и товарным знакам.

Классическая силовая тренировка в основном оказывает влияние на

отдельные группы мышц, а функциональная - воздействует на весь организм.

Функциональная

тренировка

подготавливает

человека

ко

всему

многообразию физических нагрузок и движений, с которыми он сталкивается

в

повседневной

жизни.

Целью

таких

занятий

является

воспитание

физических способностей: функциональной силы, гибкости, координации,

выносливости, ловкости, быстроты.

Функциональная тренировка позволяет улучшить качество жизни,

снизить риск получения травм и развития заболеваний опорно-двигательного

аппарата.

В данном виде тренинга используется различный инвентарь, но чаще

это

гимнастические

утяжеленные

палочки,

палочки

с

резиновыми

амортизаторами. На уроках технологии учащиеся старших классов сшили

браслеты-утяжелители.

Для повышения мотивации к занятиям физической культурой и

творческом применении физических упражнений с новым инвентарем было

изготовлено нестандартное оборудование «Солнышко» - круг из дерева с

прорезями (рис.7). Такой подход расширяет арсенал физических упражнений.

7

Рис.7. Нестандартное оборудование «Солнышко»

Новый инвентарь позволяет создавать нестандартные ситуации на

уроке, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к

обучению учащихся (рис.8).

Для развития силовых способностей учащихся старших классов с

нестандартным

инвентарем

применяются

упражнения

с

внешним

сопротивлением. Целесообразно использовать следующие методы:

метод повторных непредельных усилий;

метод изометрических усилий;

метод изокинетических усилий;

метод динамических усилий.

Направленность воздействия определяется:

видом и характером упражнений;

величиной отягощения;

количеством повторений упражнений;

скоростью и темпом выполнения движений;

характером и продолжительностью интервалов отдыха

между подходами.

Нестандартный инвентарь или тренажеры могут быть самыми разными и

выполнять

различные

функции,

они

позволяют

дифференцировано

подходить к организации занятий физическими упражнениями с учетом

умений,

знаний

и

особенностей

обучающихся.

Они

избирательно

воздействуют на определенные группы мышц, уплотняет цикл занятий,

вдвое - трое сокращает срок обретения нужных двигательных навыков и

умений.

8

Рис.8. Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры

3. Результаты исследований

Одной из задач педагогического эксперимента было определение

уровня кондиционных способностей у учащихся. Было проведено первичное

тестирование

для

определения

исходного

уровня

скоростно-силовых,

силовых выносливости по тестам. Результаты тестирования представлены в

таблице «Исходный уровень кондиционных способностей учащихся»

На начало эксперимента учащиеся имели приблизительно одинаковые

показатели по физическому развитию. На основе этих результатов были

сформированы 2 группы: экспериментальная и контрольная.

Учебный процесс в контрольной группе строился по типовой методике

преподавания фитнеса в школе, которая включает в себя танцевальные

упражнения,

прыжки,

бег.

В

экспериментальной

группе,

наряду

с

традиционной методикой, использовался нестандартный инвентарь.

Во время проведения занятий в обеих группах проводился контроль за

состоянием здоровья занимающихся, за восстановлением организма после

нагрузки. В педагогическом эксперименте были проведены промежуточные

тестирования,

представленные

в

таблицах

«Промежуточный

уровень

кондиционных

способностей

экспериментальной

группы»

и

«Промежуточный

уровень

кондиционных

способностей

контрольной

группы» где прослеживалась динамика кондиционных способностей (рис.9).

Итоговое тестирование – таблицы результатов (приложения 7, 8) –

показало

значительный

рост

кондиционных

способностей

учащихся

экспериментальной группы (рис.10).

9

Рис.9. Сравнительная характеристика промежуточного тестирования

экспериментальной и контрольной групп

При сравнении данных, полученных в ходе эксперимента, отмечается:

прирост

уровня

силовых

способностей

(подтягивание/отжимание) в контрольной группе незначительный -

7,1/7,6%, а в экспериментальной группе - 33/46,3%;

прирост

уровня

скоростно-силовых

способностей

в

контрольной группе - 3,7%, а в экспериментальной группе - 6,3%;

прирост уровня скоростной выносливости в контрольной

группе - 3,1%, а в экспериментальной группе - 6,9%.

При анализе результатов, полученных в ходе исследований, выявлено, что у

учащихся экспериментальной группы уровень развития кондиционных

способностей стал выше, наблюдается положительная динамика во всех

тестах.

В

первую

очередь

это

связано

с

тем,

что

испытуемые

экспериментальной группы использовали нестандартный инвентарь, что

говорит о его эффективности.

10

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

120,0

140,0

160,0

180,0

Подтягивание

на низкой

перекладине

из виса лежа

(кол-во раз)

Отжимание

лежа в упоре

(кол-во раз)

Прыжок в

длину с места

(см)

Прыжки через

скакалку (кол-

во раз за 1

мин.)

Челночный

бег (3х20м

сек)

экспериментальная

контрольная

Рис.10. Сравнительная характеристика итогового тестирования экспериментальной

и контрольной групп

Результаты медицинского обследования учащихся за 2016-2020 годы:

развитие физических показателей: мышечная масса – 20%, сила

от 1 кг до 20 кг – 40%;

улучшение работы дыхательной системы – 50%;

-увеличение

физических

способностей:

координационные

76,7%,

скоростно-силовые – 70%.

Содействие

формированию

положительной

мотивации

к

занятиям

физическими упражнениями через занятия новыми формами спортивно -

оздоровительной работы и повышению физической работоспособности,

создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления

здоровья,

формирование

у

учащихся

старших

классов

отношения

к

здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении

успеха, стали активными участниками в спортивной жизни на различном

уровне: учрежденческом, муниципальном, краевом, зональном.

4. Выводы

Анализ и обобщение научно-методической литературы подтверждает,

что современная система физической подготовки учащихся старших классов

нуждается в совершенствовании в аспекте силовых характеристик учащихся.

11

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

120,0

140,0

160,0

180,0

Подтягивание

на низкой

перекладине

из виса лежа

(кол-во раз)

отжимание

лежа в упоре

(кол-во раз)

прыжок в

длину с места

(см)

прыжки через

скакалку

(кол-во раз за

1 мин.);

челночный

бег (3х20м

сек).

экспериментальная группа

контрольная группа

Для комплексного развития всех групп мышц с учетом гендерных отличий

пубертатного периода необходимо развивать группы мышц, которые не

охвачены во время тренировки стандартным инвентарем. Для этого были

изучены и апробированы нестандартные виды спортивного инвентаря:

скакалки-амортизаторы, утяжеленные палки, палки со жгутами, браслеты-

утяжелители.

Стандартное спортивное оборудование позволяет решать большой

массив педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых

упражнений стандартным набором и вызывает у обучающихся привыкание,

ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь – то

новое, с чем сталкивается ученик на уроке физической культуры.

Преимущества

(достоинства)

нестандартного

оборудования

и

инвентаря перед стандартными прототипами заключаются в следующем:

1.

Открывается возможность для применения большого разнообразия

модифицированных и принципиально новых двигательных действий;

2.

Расширяется диапазон применения стандартных упражнений в новых

условиях и нестандартном формате;

3.

Увеличивается пропускная способность инвентаря и оборудования,

что обеспечивает высокую интенсивность и моторную плотность урока;

4.

Создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества,

генерации

новых

идей,

например

в

аспекте

создания

новых

двигательных действий, а также альтернативных способов применения

упражнений, в том числе в упрощенном и усложненном вариантах, и др.;

5.

Имеющийся фактор новизны – использование нового инвентаря и

оборудования – существенно повышает эмоциональный фон урока.

Применение нестандартного оборудования не отрицает эффекты,

которые дают традиционные для занятий физической культурой спортивные

снаряды и инвентарь. Более того, рассматриваются в диалектическом

единстве

учебного

процесса

по

физической

культуре,

объединенных

принципом преемственности и взаимодополнения. Чаще именно сочетание

стандартного

и

нестандартного

оборудования

на

уроке

обеспечивает

наибольший

педагогический

эффект.

Важно,

что

нестандартное

оборудование

расширяет

возможности

использования

стандартного,

поскольку задумано и сконструировано оно на основе традиционных

технических прототипов

Нестандартные виды инвентаря, а также формы и методы его,

применения силовых характеристик учащихся старших классов были

систематизированы и описаны в педагогической концепции «Использование

нестандартного инвентаря и оборудования для развития кондиционных

способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры и

внеклассных мероприятиях».

В данной Концепции получили свое отражение следующие аспекты:

а)

обеспечение

оздоровительной

направленности

нестандартного

инвентаря в процессе реализации задач школьного физического воспитания в

старших классах;

12

б) комплексный поход к выбору средств, форм и методов проведения

занятий;

в) учет преимущественной направленности воздействия силовых

упражнений, выполняемых нестандартным инвентарем на организм ребенка,

их использование во всех формах физкультурно-оздоровительной работы в

МБОУ: в условиях школьного обучения на уроках физической культуры в

старших классах, в процессе внеклассной работы с детьми различного

возраста, в период оздоровительных компаний на базе ЛТО;

г) учет общих и специфических принципов образования школьников

старших классов в области физической культуры и современных подходов к

обучению

школьников:

личностно-ориентированного,

деятельностного,

дифференцированного, средового;

д)

учет

междисциплинарных

научно-практических

направлений

(возрастная

физиология,

педиатрия,

педагогика,

детская

психология,

медицина, валеология) и современных исследований в области физического

воспитания ребенка. В Концепции использованы идеи Л.В. Выготского, Д.Б.

Эльконина, В.В. Давыдова, Г.И. Погадаева и др.

Положения педагогической Концепции подтверждены результатами

медико-педагогической диагностики: медицинского обследования состояния

здоровья, педагогического тестирования физических качеств, сравнительного

анализа уровня физической подготовленности, результатов участия в

физкультурно-спортивных мероприятиях.

Используемая литература

1.

Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.

№2

2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. - М.: Народное образование, 1998г.

3.

Дихтерев В.Я. Разминка в движении. / Физкультура в школе. - 4, 2003.

4.

Лукьяненко

В.П.

Беспалько

В.П.

Слагаемые

педагогической

технологии. - М.: Просвещение, 1999.

5.

Коноров Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1992.

6.

ЛисицкаяТ.С.,

Ростовцева

М.Ю.,

Ширковец

Е.А.

Ритмическая

гимнастика. Методика и физиологическое воздействие.- М.,1985.

7.

Погадаев Г.И.(Под ред. проф. Л.Б.Кофмана) Настольная книга учителя

физической культуры. - М.; Физкультура и спорт, 1998.

8.

Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред.проф.

Ю.Ф. Курамшина.- 4-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2010.

13

14

15

16

17

18

19

20

21



В раздел образования